Урок окружающего мира "Зачем нужны автомобили и ПДД?" (1 класс) УМК "Школа России"
методическая разработка по окружающему миру (1 класс) на тему

Николаева Лира Николаевна
Данный урок может использоваться  и как урок в 1 классе по окружающему миру, и как занятие по ПДД во внеурочной деятельности. Составлен урок в соответствии с требованиями ФГОС НОО в занимательной форме в виде путешествия с использованием презентации и мультимедийной установки. 
Проблема в том, что дети имеют неполное представление о том, откуда взялись автомобили и зачем необходимо соблюдать правила дорожного движения. .После изучения этой темы ребята уже смогут сделать вывод, что автомобили нужны для перевозки пассажиров и грузов, для оказания экстренной помощи человеку и облегчения его труда, а также для участия в спортивных состязаниях. А правила дорожного движения важны на дороге для безопасности движения и сохранения жизни водителей и пассажиров.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока: «Зачем нужны автомобили

и правила дорожного движения?»

на «Городской фестиваль уроков» в заочной форме

учителя начальных классов МБОУ «СОШ № 5

с углубленным изучением иностранных языков»

        Николаевой Лиры Николаевны        

Предмет: окружающий мир (или занятие по ПДД)

Тема: «Зачем нужны автомобили и правила дорожного движения?»

Продолжительность: 45 минут

Класс: 1

Технологии: мультимедийное оборудование, презентация, учебник, демонстрационный материал «дорожные знаки».

Аннотация: Данный урок может использоваться  и как урок в 1 классе по окружающему миру, и как занятие по ПДД во внеурочной деятельности. Составлен урок в соответствии с требованиями ФГОС НОО в занимательной форме в виде путешествия с использованием презентации и мультимедийной установки.

Конспект урока (занятия):

Цель: развитие стремления к познанию окружающего мира через расширение представлений об автомобиле и правилах дорожного движения, соблюдение правил безопасности на дороге.

Формируемые УУД:

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

—познакомиться с историей возникновения машин, классифицировать автомобили и объяснять их назначение;

— работать в паре: по рисунку-схеме знакомиться с устройством автомобиля, проводить взаимопроверку;

—использовать представленную в учебнике информацию для выполнения задания;

— сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку;

— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

 

   

Ход урока:

 

1. Орг. момент.   Актуализация знаний.

 Ребята,  сегодня  на уроке  мы совершим  путешествие.   Отгадав  загадку,  узнаете  о  чём  будем  говорить.

 (Слайд 1.) Пьет бензин как молоко,

                   Может бегать далеко.

                   Возит грузы и детей.

                   Ты знаком, конечно, с ней?                        

 

2. Работа по  новой   теме.

(Слайд 2) - Правильно.  Тема  нашего  урока  об  автомобилях и ПДД  и для  чего  они  нужны.

Путешествовать  будем  по  станциям. Чтобы отправиться в дорогу, давайте пропоем «Песенку друзей!»

  • Остановка  №1.   На чем люди ездили в древности?  (Слайды 3-9.)
  • Остановка № 2. Что такое автомобиль? (Слайды 10,11)

           Автомобили  появились  более  100  лет  назад.  Автомобиль  -  слово  не  русское. В  переводе  с  греческого  оно  означает  «самодвижущийся».  Почему  «само»?  Чтобы  ехать на  автомобиле  не  надо  крутить  педали,  как  на  велосипеде,  ни  лошадь  запрягать.  Автомобиль  едет  «сам»-  его  заставляет  двигаться  собственный  двигатель. (Слайд  3.)  

           Самый  первый автомобиль  вместо  бензина  заправлялся  «дровами»  и  назывался  «омнибус».  Водителя  называли  шофёром,  что  в  переводе  с  французского  языка  слово  означает  « кочегар».

  • Остановка № 3 Как появились автомобили? (Слайды 12-19)

  - О чём  подумали бы  вы,  если  б  увидели  эти  автомобили  сейчас  на  улице?

- Пройдет  много лет,  пока  люди  создадут  современные  виды  транспорта.  

Физкультминутка. Игра «Светофор»

Красный  – стой, дороги нет,

Желтый – посмотри,

А зеленый свет – иди.

  • Остановка № 4  Какие автомобили бывают? (Слайды 20-27)

  Однажды  я  услышала  спор  двух  людей:

    Возле  сада  два  шофёра                                    

    Увлеклись  серьёзным  спором:

    Чья  машина  всех  новее,

    Чья  сильнее  и  быстрее,

    Чья ,  как  солнышко, блестит,

     И, как  пёрышко,  летит…

     И  машины  -  как  машины,

      Есть  и  фары,  стёкла  есть

     И  резиновые  шины,

     Даже  номер  - вот  он,  здесь!

Слушала,  слушала    этот  спор  и  задумалась:  « А зачем  нужны  автомобили»?

   - Ребята,  помогите   найти  ответ.  Как  вы  думаете,  зачем  нужны эти  автомобили? (Работа  по  слайдам).

Это  …. автомобили   по  назначению  делятся  на  грузовые,  пассажирские,  специальные.

  • Остановка  №5.  Как устроен автомобиль? (слайд 28-29)

  Автомобилей  много,  но  все  они  имеют  одинаковые  части.

Рассматривание  как  устроен   автомобиль.

Легковой: двигатель,  руль,  сиденья, ремни  безопасности, кузов,  колёса,  фары.

Грузовой: кузов, кабина. руль, колёса, фары.  

 -Как  думаете,  что  у  них общего?

 - А  чем  отличаются?

Работа с учебником на с.60

Физминутка

Постовой стоит упрямый (шагаем на месте)

Людям машет: Не ходи! (движение руками в стороны, вверх, в стороны, вниз)

Здесь машины едут прямо. (руки вперед перед собой)

Пешеход, ты погоди! (руки в стороны)

Посмотрите, улыбнулся!(руки на пояс)

Приглашает нас идти (шагаем на месте)

Вы машины, не спешите! (хлопки руками)

Пешеходов пропустите! (прыжки на месте)

Остановка  №6.  О ремнях безопасности (слайд 30)

- Человек,  который  управляет  транспортным  средством – это….(водитель).

 - Когда    едете в  автомобиле, трамвае,  автобусе  то  вы  -  …. (пассажиры).

- А  сейчас  представьте,  что  нас  пригласили  отправиться  на  экскурсию  в  город  Казань    на  большом  красивом  автобусе.  Как  бы  вы  себя  смогли  обезопасить в         поездке? (пристегнуть  ремни  безопасности, вести  себя  правильно  в  автобусе)

- А  если с  родителями в  легковом  автомобиле  поехали  к  бабушке  в  деревню? (пристегнуть  ремни  безопасности)

- На  переднем  или  на  задних сиденьях  должны  ездить  дети?  Почему?

- Почему надо вести себя в дороге хорошо, не баловаться и не отвлекать водителя?

  • Остановка № 7.  Что такое электромобиль? (слайды 31-32)

- Ребята, какой  из  автомобилей  сильно  загрязняет воздух? Чем  заправляют  сегодня  автомобили?

-Что  можете  сказать  о втором  автомобиле?  

Один  из  автомобилей  будущего  - ЭЛЕКТРОМОБИЛЬ – работает  на  электричестве  и  не  загрязняет  воздух.

Работа с учебником с.61

3.Закрепление изученного

  • Остановка № 8. О ПДД... (слайды 33-35)

-  А для чего нужны ПДД? Как вы думаете, они появились? Что было бы на дорогах, если бы не было ПДД?

- Какие правила дорожного движения вы знаете? (Работа с плакатом «Осторожно, дорога!»)

- Какие правила нарушили дети?

- Назови номера тех пешеходов, которые нарушили ПДД

  • Остановка  №9.  «Играй-ка». (слайд 36)

а) слайд «Что это за машины?» (слайд 36)

б) игра «Угадай  знак?»   ( Демонстрационный  материал «Дорожные  знаки» , учитель  показывает,  дети  отвечают. )

        

4. Рефлексия.

-  Ребята,  так  зачем  нам  нужны  автомобили? Что мы должны соблюдать при встрече с автомобилем на дороге?

Молодцы! (слайд 44)

5. Д.З. с.41 рабочая тетрадь (часть 2), нарисовать дорожный знак для проекта «О чем говорят дорожные знаки?»



Подписи к слайдам:

Слайд 1
Пьет бензин, как молоко,Может бегать далеко.Возит грузы и людей.Ты знаком, конечно, с ней?

Слайд 2
Составила: учитель начальных классов Николаева Лира Николаевна

Слайд 3
Трудно представить нашу жизнь без автомобиля. Невозможно и подумать, что вдруг опустеют улицы и шоссе. А еще сто лет назад этот транспорт был диковинкой. Большинство людей считали, что он совершенно не нужен, так как лучше и надежнее всего — лошадь.

Слайд 4
Теперь же автомобиль — самый распространенный и привычный для людей вид транспорта. Автомобили — наши друзья и помощники. Сегодня на нашей планете ездит почти полмиллиарда легковых машин. И каждый день их становится все больше.

Слайд 5
Как же они появились и стали такими, как мы их видим сегодня?

Слайд 6
Если бы вы спросили, кто изобрел автомобиль, на этот вопрос было бы трудно ответить. И еще сложнее было бы сказать: когда и где автомобиль родился?

Слайд 7
У автомобиля колеса очень старые — на колесах ездили и тысячу лет назад. А двигатель — совсем молодой — ему около ста лет. Изобретатели в разных странах пытались построить такую телегу, которая бегала бы сама, без лошади.

Слайд 8
Двести лет назад нижегородский мастер Леонтий Шамшуренков решил построить свою «самобеглую коляску» так, чтобы ее колеса приводились в ход людьми. Коляска, сделанная им, бегала без лошади. Два человека стояли в этой четырехколесной крытой коляске и работали, зато другие спокойно ехали, сидя на скамейках и ничего не делая.



Подписи к слайдам:

Слайд 1
Об этой самобеглой коляске узнал замечательный русский изобретатель Иван Васильевич Кулибин. Он стал думать о том, как улучшить коляску. И ему удалось построить такую «самокатку», которую уже мог приводить в ход только один человек.

Слайд 2
Так выглядели автомобили много лет назад.

Слайд 3
Какие автомобили существуют сегодня и для чего они нужны?Для чего ваша семья использует автомобиль?

Слайд 4
Автобус
Гоночный автомобиль
Легковой автомобиль
Грузовой автомобиль
Типыавтомобилей

Слайд 5
Какие грузовые машины использует человек и где?

Слайд 6
Какие специальные машины вы знаете?

Слайд 7
Существуют спортивные автомобили. Это автомобили для соревнований.



Подписи к слайдам:

Слайд 1
А как же устроен автомобиль?

Слайд 2
ФАРЫ
ПЕРЕДНИЕ КОЛЁСА
ЗАДНИЕ КОЛЁСА
КУЗОВ
ДВИГАТЕЛЬ
РУЛЬ
РЕМНИ БЕЗОПАСНОСТИ
СИДЕНЬЯ

Слайд 3
ВО ВРЕМЯ ЕЗДЫ НУЖНО ПОЛЬЗОВАТЬСЯ РЕМНЯМИ БЕЗОПАСНОСТИ, А ДЕТЯМ ЕЗДИТЬ В СПЕЦИАЛЬНОМ КРЕСЛЕ!

Слайд 4
Автомобиль с бензиновым двигателем сильно загрязняет воздух.



Подписи к слайдам:

Слайд 1
Один из автомобилей будущего – электромобиль – работает на электричестве и не загрязняет воздух.

Слайд 2
У меня — изобретение! Домик. В домике — сиденья, Чтобы удобно было сидеть. Руль. Чтобы вертеть.Окошки есть. И дорогу видно. И замечательный запах бензина.Шины. Четыре больших колеса, Чтобы мчаться и мчаться       в поля и леса!Только… по-моему… где-то…Где-то я видел все это!И я бы даже поклялся…      что даже      на этом       катался!            Э. Мошковская           

Слайд 3
ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ
5. Если твои родители забыли, с какой стороны нужно обходить автобус, трамвай, можешь им напомнить, что эти транспортные средства опасно обходить как спереди, так и сзади. Надо дойти до ближайшего пешеходного перехода и по нему перейти улицу.6. Ни в коем случае нельзя выбегать на дорогу. Перед дорогой надо остановиться.7. Нельзя играть на проезжей части дороги и на тротуаре.8. Безопаснее всего переходить улицу с группой с группой пешеходов.

Переходя улицу, всегда надо смотреть сначала налево, а дойдя до середины дороги - направо.Переходить улицу можно только по пешеходным переходам. Они обозначаются специальным знаком « Пешеходный переход»3. Если нет подземного перехода, ты должен пользоваться переходом со светофором.4. Вне населенных пунктов детям разрешается идти только с взрослыми по краю навстречу машинам

Слайд 4
Назовите номера тех пешеходов, которые нарушают правила дорожного движения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира "Жизнь древних славян" 4 класс УМК Школа России

Открытый урок и презентация по теме "Жизнь древних славян" .  4 класс. Используется технология РКМЧП. Часть 1....

Конспект интегрированного урока химия-окружающий мир "Газ.Огонь.Вода" 3 класс "Школа России"

Конспект интегрированного урока химия-окружающий мир. 3 класс...

Конспект урока окружающего мира "Кто такие рыбы?". 1 класс. "Школа России".

Данный материал представляет собой подробный конспект урока с описанием планируемых результатов, с применением ИКТ. К конспекту прилагается презентация урока....

22 апреля - День Земли. Урок окружающего мира, посвященного «Дню Земли». 2 класс, УМК «Школа России»

Тема: День Земли.Цель: формировать экологическое самосознание ребят.Задачи:Образовательные:- формировать экологическое сознание и чувство уважение к планете Земля;- закрепить знание о Конаковском боре...

Открытый урок по окружающему миру Тема: «Экологическое равновесие» 4 класс ( Школа России)

Тема: Экологическое равновесие.Цели и задачи урока:1.Создать условия для формирования  понятий: «Экологическое равновесие». Сформировать у учащихся представление об экологическом рав­новеси...

Урок окружающего мира "Где живут слоны?" 1 класс УМК "Школа России"

Урок в форме экспедиции, во время которой дети узнают что такое саванна, тропический лес и чем отличается Африканский слон от Индийского....

Урок окружающего мира "Когда изобрели велосипед?" 1 класс "Школа России"

Урок проведен в рамках конкурса "Учитель года - 2015".  Представлена технологическая карта и презентация к уроку. Видео для физкультминутки можно будет найти в моих видео...