Рабочая программа по окружающему миру 4 класс школа 21 век
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) на тему
рабочая программа 4 класс школа 21 век
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_okruzhayushchiy_mir_4_klass.doc | 298 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Окружающий мир» адресована обучающимся 4 класса начальной общеобразовательной школы и составлена на основе документов:
1.Стандарты второго поколения. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Москва. Просвещение. 2010.
2.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6.10. 2009 № 373, зарегистрированный Минюстом России 22. 12. 2009 № 15785, «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060);
3.Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. Москва. Просвещение. 2011
4.Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. в 2 ч.Ч.1. – 4-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2010.- 400с.(Стандарты второго поколения).Ч.2. – 3-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2010.- 231с.(Стандарты второго поколения).
5.Программа: Окружающий мир: 1-4 классы / Н. Ф. Виноградова. – М. :Вентана-Граф, 2012
6.Региональная программа «Основы здорового образа жизни» под редакцией М.Н.Смирновой,- Саратов «Научная книга», 2007 год
7.Учебный план МОУ «СОШ с.Ивантеевка» на 2015-2016 учебный год
8. Положение о рабочей программе педагога МОУ «СОШ с.Ивантеевка».
Роль учебного курса, предмета в достижении обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы школы
«Окружающий мир» как учебный предмет имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. У детей формируются предпосылки научного мировоззрения, их познавательные интересы и способности; создаются условия для самопознания и саморазвития ребёнка. Знания, формируемые в рамках данного учебного предмета, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью младшего школьника. Окружающий мир как интегрированный предмет входит в образовательные области «Естествознание», «Обществознание» и «Труд». Особенностями содержания данного курса являются: интегрированный характер предъявления естественнонаучных и обществоведческих знаний, особое внимание уделяется практической деятельности школьников, наличие содержания, обеспечивающего формирование общих учебных умений, навыков и способов деятельности; возможность осуществлять межпредметные связи с другими учебными предметами начальной школы. Учащиеся приобщаются к общественному опыту и культуре, усваивают систему ценностных отношений к среде обитания; устанавливается более тесная связь между познаниями и социальной жизни; создаются условия для более плавного и целесообразного формирования нравственно-этических установок.
Обоснование выбора содержания части программы по учебному предмету «Окружающий мир», формируемой участниками образовательного процесса
Разработка рабочей учебной программы на основе Концепции стандарта второго поколения позволяет учитывать межпредметные и внутрипредметные связи, логику учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться.
Программа и учебники данных авторов предполагают использование на уроках проблемно – технологии изучения нового материала. В соответствии с этой технологией обучающиеся учатся использовать полученные знания в процессе решения сформулированных вместе с учителем главных вопросов урока и выполнения конкретных заданий.
При изучении курса обогащается социальный опыт ребёнка, опыт коммуникативного взаимодействия с окружающим миром, решается задача социализации ребёнка.
Общая характеристика учебного предмета
Основная цель предмета – представить в обобщённом виде культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе формировать у младшего школьника понимание общечеловеческих ценностей и конкретный социальный опыт, умения применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира.
Изучение предмета «Окружающий мир» позволяет достичь личностных, предметных и метапредметных результатов обучения, т. е. реализовать социальные и образовательные цели естественнонаучного и обществоведческого образования младших школьников. На основе установленных результатов изучения предмета «Окружающий мир» были определены его задачи:
●образовательная– формирование разнообразных представлений о природе, человеке и обществе, элементарной ориентировке в доступных естественнонаучных, обществоведческих, исторических понятиях, развитии целостного восприятия окружающего мира; формирование личности, способной реализовать себя максимально эффективно в современном мире, творчески относящейся к возникающим проблемам, владеющей навыками саморегуляции и безопасного поведения
●развивающая – осознание отдельных (доступных для понимания) связей в природном и социальном мире, психическое и личностное развитие школьника; формирование предпосылок научного мировоззрения; формирование общеучебных умений, элементарной эрудиции, общей культуры
●воспитывающая – воспитание эмоционально-положительного взгляда на мир, формирование нравственных и эстетических чувств.
Технологии, методы и формы решения поставленных задач
Методы и формы решения поставленных задач, используемые на уроках «Окружающего мира», имеют широкий спектр: Соединение традиционных и новых методов обучения, использование технических средств подводит к положительным результатам обучения. Программа предусматривает проведение традиционных уроков, практических занятий, экскурсий, обобщающих уроков. Изучение предмета требует использования нетрадиционных форм организации, усиления роли занятий, которые проходят вне класса (в уголке природы, на пришкольном участке, в парке, музее, физкультурном или игровом зале и пр.)
Курс реализует следующие типы уроков:
●урок открытия новых знаний;
●урок- рефлексия;
●урок общеметодологической направленности;
●урок развивающего контроля
На уроках используют разные формы обучения: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная, что позволит к концу начального обучения достичь тех результатов в формировании УУД и предметных учебных действий, которые предусмотрены программой максимально реализовывать поставленные задачи.
Основной формой организации уроков «Окружающего мира» в 4 классе является урок продолжительностью 45 минут.
Основные педагогические технологии - информационно-коммуникативные технологии, элементы других технологий: здоровьесберегающие технологии, компьютерные технологии, технология тестового контроля, метод проектного обучения.
Роль и значимость предмета с точки зрения целей общего образования, связь с практикой
Предмет «Окружающий мир» - это основы естественных и социальных наук. Несистематизированные отрывочные знания можно использовать лишь для той цели, для которой они предназначены. В современном быстро меняющемся мире перед человеком встаёт множество неожиданных, новых задач, к которым невозможно подготовиться заранее. В неожиданной ситуации может быть полезна целостная система знаний, а ещё в большей степени – сформированное умение постоянно систематизировать приобретаемую информацию и обнаруживать новые связи и отношения. Наука – это образцовый пример системы знаний, построенный на рациональной основе.
Знакомство с началами наук даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми. Предмет «Окружающий мир» создаёт фундамент значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознанию, истории. Это первый и единственный предмет в школе, рисующий широкую палитру природных и общественных явлений. В дальнейшем этот материал будет изучаться на различных предметах. Поэтому именно в рамках данного предмета удаётся решать проблемы, например, экологического образования и воспитания.
Специфика осмысления опыта современным ребёнком состоит в том, что его опыт необычайно широк, но в значительной степени виртуален, то есть получен не путём непосредственного общения с окружающим миром, а опосредованно, через средства массовой информации и прежде всего телевидение. Роль виртуального опыта в дальнейшем будет только возрастать за счёт широкого распространения компьютера, Интернета.
Телевидение не ориентировано на систематическое детское образование, хотя и становится главным «окном» в окружающий мир. Поэтому, не имея возможности противостоять негативным влияниям виртуального опыта, школа должна по возможности его использовать для образовательных целей и организовать освоение виртуального мира школьниками. Поэтому роль предмета «Окружающий мир» весьма велика и возникает необходимость расширения его содержания, поскольку этот предмет должен давать ответы на разнообразные запросы детского опыта, в том числе и виртуального.
Осмысление личного опыта важно ещё и потому, что вводит в мир ученика ценностную шкалу, без которой невозможно формирование никаких целевых установок. Предмет «Окружающий мир» также помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к этому миру.
Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально – гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Межпредметные связи: Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметной связи всех дисциплин начальной школы. Предмет окружающий мир использует и тем самым подкрепляет умение, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально – научному и эмоционально ценностному постижению окружающего мира.
Описание места учебного предмета «Окружающий мир» в учебном плане
Курс окружающий мир для 1 – 4 классов является первой ступенью единого непрерывного курса средней общеобразовательной школы и входит в число дисциплин включенных в учебный план.
Срок реализации программы: 2015 – 2016 учебный год.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений отводит 270 часов для изучения учебного предмета «Окружающий мир» на этапе начального общего образования.
На изучение курса по учебному образовательному плану МОУ «СОШ с.Ивантеевка» на 2015-2016 учебный год отводится 2 часа в неделю, что составляет 68 учебных часов.
I четверть – 18 часов
II четверть – 15 часов
III четверть – 20 часов
IV четверть – 15 часов
Программа «Окружающий мир» Н.Ф. Виноградовой соотвествует ФГОС 2009 года по окружающему миру для 4 класса, поэтому в рабочую программу по сравнении с авторской изменений не внесено.
Однако наряду с этим в предмет интегрируются темы региональной программы «Основы здорового образа жизни» под редакцией М.П.Смирновой, которые представлены следующими блоками: этический, психологический, правовой, семьеведческий и медико-гигиенический блок.
Резервных часов данной программой не предусмотрено.
Система условных обозначений отсутствует.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Все направления духовно-нравственного развития и воспитания важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира − частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма − одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества − осознание человеком себя как части мирового сообщества, для
существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение
к многообразию их культур.
Личностные,метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Данная программа обеспечивает формирование универсальных учебных действий, а
также достижение необходимых предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4-м классе является формирование следующих умений:
•осознание себя жителем планеты Земля, чувства ответственности за сохранение её предметы;
•осознание себя членом общества и государства (самоопределение своей российской гражданской идентичности); чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее природе, сопричастности к ее истории и культуре, в желании участвовать в делах и событиях современной российской жизни;
•осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного Отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религии России;
•уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;
•уважение к истории и культуре всех народов Земли на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;
•расширение сферы социально- нравственных представлений, включающих в себя освоение социальной роли ученика, понимание образования как личностной ценности;
•способность к адекватной самооценке с опорой на знание развития этических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы и социуме;
•установка на безопасный здоровой образ жизни, умение оказывать доврачебную помощь себе и окружающим; ; умение ориентироваться в мире профессий и мотивация к творческому труду.
Метапредметными результатами освоения изучения окружающего мира в начальной школе являются:
•способность регулировать собственную деятельность, в том числе учебную деятельность, направленную на познание ( в сотрудничестве и самостоятельно) закономерностей мира природы, социальной действительности и внутренней жизни человека;
•умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
•освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждение культуры в городе (селе) и др.);
•способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
Предметными результатами освоения изучения окружающего мира в начальной школе являются:
•усвоение первоначальных сведений о су3щности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах изученного);
•сформированность целостного, социально-ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
•владение базовым понятийным аппаратом доступным для осознания (младшим школьником), необходимых для получения дальнейшего образования в области естественно -научных и социально – гуманитарных дисциплин;
•умение наблюдать, фиксировать, исследовать (изменять, сравнивать, классифицировать, ставить опыты, получать информацию из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве) явлении окружающего мира;
•выделять характерные особенности природных и социальных объектов; описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества в контексте базовых национальных духовных ценностей, идеалов, норм;
•владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире природы и социума;
•овладение основами экологической грамотности, элементарными правилами нравственного поведения в мире природы и людей, нормами здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
•понимание роли и значение родного края в природе и историко-культурном наследии России, в её современном мире;
•понимание места своей семьи в прошлом и настоящем своего края, в истории и культуре России;
•понимание особой роли России в мировой истории и культуре, знание примеров национальных свершений, открытий, и побед.
Основные требования к уровню подготовки учащихся в 4 классе
К концу обучения в 4 классе ученик научится:
называть (приводить примеры):
•признаки живого организма; признаки, характерные для человека (в отличие от животных);
•основные органы и системы органов человека и их функции;
•правила здорового образа жизни;
•права гражданина и ребенка в России;
•основных правителей российского государства (князь, первый царь, первый и последний императоры);
•народы, населяющие Россию;
различать (соотносить):
•год и век, арабские и римские цифры;
•искусственные тела (изделия) и тела природы;
•полезные и вредные привычки;
•эмоциональные состояния и чувства окружающих(страх, радость и др.);
•события, персоналии и их принадлежность конкретной исторической эпохе (Древняя Русь, Московская Русь, Россия, современная Россия);
решать задачи в учебных и бытовых ситуациях:
•раскрывать значение нервной, опорно-двигательной, пищеварительной, кровеносной систем, органов человека;
•применять правила здорового образа жизни в самостоятельной повседневной деятельности (уход за зубами, защита органов дыхания, органов чувств, двигательный режим и др.);
•раскрывать причины отдельных событий в жизни страны, причины возникновения войн и даты основных войн в истории России;
•узнавать по тексту, к какому времени относится это событие (в соответствии с программой);
•составлять связный рассказ на следующие темы: «Человек — биологическое существо», «Как быть здоровым»,«Как развить свою память», «Если случилась беда»; «Чем человек отличается от животных», «Какими были школа и образование в разные исторические времена», «Родной край»;
•объяснять значение понятий «человек — живой организм», «здоровый образ жизни», «вредные привычки», «государство», «права ребенка»;
•в повседневной жизни применять правила нравственного поведения (в отношении к взрослым, детям, знакомым и незнакомым);
•работать с географической и исторической картами; выполнять задания на контурной карте, представленные в рабочей тетради.
К концу обучения в 4 классе ученик получит возможность научится:
•осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
•записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
•создавать и преобразовывать модели и схемы для решения учебных задач;
•осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
•выбирать наиболее эффективные способы решения учебной задачи в зависимости от конкретных условий;
•осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая недостающие компоненты;
•осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) ;
•строить рассуждение, включая установление причинно-следственных связей;
•произвольно и осознанно владеть общими приемами решения учебных задач.
Содержание тем учебного курса
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Количество часов | ||
практические | проверочные и контрольны е работы | Творческие работы и проекты | |||
1. | Человек – живое существо (организм). | 21 | 1 | 1 | 1 |
2. | Ты и твоё здоровье. Здоровье человека. | 12 | 1 | 1 | |
3. | Человек – часть природы. | 7 | 1 | ||
4. | Родная страна: от края до края. | 12 | 1 | ||
5. | Человек – творец культурных ценностей. | 11 | 1 | 1 | |
6. | Человек – защитник своего Отечества. | 4 | 1 | ||
7. | Гражданин и государство | 1 | |||
Итого: | 68 | 3 | 6 |
Календарно – тематический план
Учебные материалы к урокам прописаны в разделе «Описание материально-технического обеспечения»
УУД, формируемые на уроке
№п/п | Наименование разделов | кол-во часов | Формируемые универсальные учебные действия у обучающихся: |
1 | Человек – живое существо (организм). | 21 | Познавательные УУД: •выделяют и формулируют познавательную цель; •используют информацию для решения учебных и практических задач; •добывают новые знания; извлекают информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.) ; •используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; •овладеют рассуждением, описанием, повествованием; осуществляют классификацию изученных объектов по заданным основаниям (критериям); •устанавливают причинно- следственные связи в изучаемом круге явлений. Регулятивные УУД: •работают по плану; •сверяют свои действия с целью и при необходимости исправляют ошибки с помощью учителя. Коммункативные УУД: •доносят свою позицию до других; •оформляют свои мысли в устной и письменной речи с учётом учебных и жизненных речевых ситуаций; •учатся работать в группах. Личностные УУД: •проявляют положительное отношение к школе и учебной деятельности; •учатся работать в коллективе, •слушать и слышать собеседника, вести и поддерживать диалог, аргументировано отстаивают собственное мнение; •имеют представления о ценности и уникальности природного мира. |
2 | Ты и твоё здоровье. Здоровье человека. | 12 | |
3 | Человек – часть природы. | 7 | |
4 | Родная страна: от края до края. | 12 | |
5 | Человек – творец культурных ценностей. | 11 | |
6 | Человек – защитник своего Отечества. | 4 | |
7 | Гражданин и государство | 1 |
№ п/п | Раздел программы Тема урока | Кол-во часов | дата | Основное содержание по темам | Характеристика основных видов деятельности учащихся | Тип урока | |
По плану | По факту | ||||||
I четверть – 17 часов | |||||||
1 | Человек – живое существо (организм). Организм человека. Нервная система. ОЗОЖ «Уникальность и неповторимость всех форм жизни». | 21 1 | 04.09 | Повторение общих признаков живых существ (человека, животных, растений) | общее представление о строении организма человека; называть признаки живого организма; признаки, характерные для человека; основные органы и системы органов человека и их функции; раскрывать значение нервной, опорно - двигательной, кровеносной систем, органов человека; - объяснять значение понятий «человек –живой организм», «здоровый образ жизни», «вредные привычки». Знать и применять в самостоятельной и повседневной деятельности правила здорового образа жизни; различать полезные и вредные привычки; эмоциональные состояния и чувства окружающих. Знать: правила гигиены органов слуха. | открытия нового знания | |
2 | Головной и спинной мозг. Входной мониторинг | 1 | 07.09 | Спинной и головной мозг. | открытия нового знания | ||
3 | Скелет- опора тела. ОЗОЖ «Уникальность всех форм жизни». | 1 | 11.09 | Скелет и мышцы. | открытия нового знания | ||
4 | Кости и мышцы необходимо укреплять. | 1 | 14.09 | Осанка. Предупреждение искривления позвоночника. | открытия нового знания | ||
5 | Пищеварительная система. | 1 | 18.09 | Пищеварительная система. | открытия нового знания | ||
6 | Берегите зубы с детства. | 1 | 21.09 | Эмаль. Опыт. | открытия нового знания | ||
7 | Дыхательная система. Связь дыхания и сознания. ОЗОЖ « Влияние дыхания на сознание человека». | 1 | 25.09 | Дыхание – важный признак любого организма. | открытия нового знания | ||
8 | Кровь. Кровеносная система. | 1 | 28.09 | Кровь и её значение. | открытия нового знания | ||
9 | Сердце – главный орган кровеносной системы. | 1 | 02.10 | Роль сердца в кровеносной системе. | открытия нового знания | ||
10 | Как организм удаляет ненужные ему вещества. | 1 | 05.10 | Как организм удаляет ненужные вещества. | открытия нового знания | ||
11 | Кожа. | 1 | 09.10 | Строение кожи. Как работает кожа. Опыт. | общеметодологической направле нности | ||
12 | Зрение. | 1 | 12.10 | Глаза - орган зрения. Опыт. | общеметодологической направле нности | ||
13 | Слух. Обоняние. | 1 | 16.10 | Ухо – орган слуха. Опыт. | общеметодологической направле нности | ||
14 | Вкус. Осязание. | 1 | 19.10 | Знакомство с органами обоняния и вкуса. Кожа орган осязания. Опыт. | Знать: о роли органов обоняния и осязания в жизни человека. | общеметодологической направле нности | |
15 | Эмоции. ОЗОЖ « Профилактика эмоциональных стрессов , обидчивость, страх». | 1 | 23.10 | Эмоции: радость, смех, боль, плач, гнев. Опыт. | Знать о значении эмоций в общении людей. | открытия нового знания | |
16 | От простых эмоций к чувствам. | 26.10 | Эмоциональная реакция. Положительные и отрицательные эмоции. | Умение управлять своими чувствами. | открытия нового знания | ||
17 | Мир чувств. ОЗОЖ «Как оценить количество и качество своего здоровья». | 1 | 30.10 | Простые и сложные чувства. Чувства могут быть только у человека. | Уметь: самостоятельно применять знания. | открытия нового знания | |
II четверть – 15 часов | |||||||
18 | Внимание. | 1 | 09.11 | Условия развития внимания, памяти, речи, мышления. | Знать: о значении эмоций в общении людей. | открытия нового знания | |
19 | Обрати внимание на внимание. | 1 | 13.11 | Внимание – это особенность человека. | Знать: о психических особенностях человека, индивидуальных чертах. | открытия нового знания | |
20 | Память. | 1 | 16.11 | Зачем человеку память. | Выполнять упражнения по тренировке внимания, памяти. | открытия нового знания | |
21 | Помни и развивай память. | 1 | 20.11 | открытия нового знания | |||
22 | Ты и твоё здоровье. Здоровье человека. Зачёт. Тема: «Кожа и опорно-двигательная система». | 12 1 | 23.11 | Здоровье – самое ценное богатство общества и человека. Условия составления режима дня младшего школьника. Творческая работа | Знать: что такое здоровье, компоненты, его составляющие, о влиянии вредных привычек на организм человека. Уметь: выполнять правила здорового образа жизни. | общеметодологической направле нности | |
23 | Режим дня школьника. Здоровый человек – здоровый сон. ОЗОЖ «Как оценить качество и количество своего здоровья» | 1 | 27.11 | общеметодологической направле нности | |||
24 | О правильном питании. ОЗОЖ «Качество и количество своего здоровья». | 1 | 30.11 | Формирование у детей основ правильного питания. Проект | общеметодологической направле нности | ||
25 | Закаливание организма. ОЗОЖ «Воспитание характера». | 1 | 04.12 | Приёмы закаливания организма. Творческая работа | Знать: приёмы закаливания организма Правила снятия усталости. | открытия нового знания | |
26 | Можно ли снять усталость. | 1 | 07.12 | Правила снятия усталости. Опыт. | открытия нового знания | ||
27 | Вредные привычки. Самосознание. ОЗОЖ «О букве Я». | 1 | 11.12 | Дать понятие о вредных привычках. Творческая работа | общеметодологической направле нности | ||
28 | Когда дом становится опасным. ОЗОЖ «Отношение к себе.» | 1 | 14.12 | Обсуждение проблемной ситуации «Огонь- друг или враг?» Творческая работа | Знать: правила поведения при пожаре | отработки умений и рефлексии | |
29 | Какие опасности подстерегают детей на дороге. | 1 | 18.12 | Дорожные происшествия. Творческая работа | Знать: правила поведения на улице. | общеметодологической направле нности | |
30 | Если случилась беда Мониторинг за первое полугодие
| 1 | 21.12 | Правила поведения детей, если случилась беда. Творческая работа | открытия нового знания | ||
31 | Ядовитые грибы. Ядовитые растения. | 1 | 25.12 | Признаки ядовитых растений. Творческая работа | Знать: обращение с ядовитыми растениями. | открытия нового знания | |
32 | Что нужно знать о болезнях. | 1 | 28.12 | Разновидности болезней и меры предосторожности от них. Творческая работа | Знать разновидности болезней и меры предосторожности от них. | открытия нового знания | |
III четверть – 21 час | |||||||
33 | Твоя домашняя аптечка. | 1 | 11.01 | Медикаменты. Творческая работа | Личностная позиция: осознание необходимости беречь своё здоровье. | отработки умений и рефлексии | |
34 | Человек – часть природы. Чем человек отличается от животных. ОЗОЖ «Представление о смысле жизни». | 7 1 | 15.01 | Творческая работа Человек отличается от животных мозгом, нервной системой, интеллектуальными особенностями. | Знать: строение тела человека, умение воспринимать и запоминать. | открытия нового знания | |
35 | От рождения до старости. ОЗОЖ «Я – в семье». | 1 | 18.01 | Детство. Отрочество. Взрослость. Старость. Опыт. | Знать условия роста и развития ребёнка. Охрана детства. Права ребёнка. | открытия нового знания | |
36 | Почему пожилым людям нужна твоя помощь. | 1 | 22.01 | открытия нового знания | |||
37 | Человек среди людей. Поговорим о доброте. | 1 | 25.01 | Человеческие правила взаимодействия. | Анализ,установление причин-следственных связей, аргументация суждений. | открытия нового знания | |
38 | Что такое справедливость. ОЗОЖ «Поведение в конфликтных ситуациях.» - | 1 | 29.01 | Справедливость- важное качество человека.. | Чтение, наблюдение, осознание необходимости справедливого отношения к окружающим людям. | открытия нового знания | |
39 | Умеешь ли ты общаться? Общение с друзьями и взрослыми. | 1 | 01.02 | Общение. | Уметь общаться, осознание необходимости толерантного отношения к окружающим людям. | открытия нового знания | |
40 | Избегай общения с незнакомыми людьми. | 1 | 05.02 | 12.02 | Опасность. | Осознание необходимости остерегаться общения с незнакомыми людьми. | открытия нового знания |
41 | Родная страна: от края до края. Природные зоны России. Арктика. | 12 1 | 08.02 | 15.02 | Природные зоны. Арктика. Сообщения. | Знать: природные зоны. Сформировать у учащихся представление о природной зоне арктических пустынь. | открытия нового знания |
42 | Тундра. | 1 | 12.02 | 19.02 | Тундра, вечная мерзлота. Сообщения. | Познакомить с географическим положением этой природной зоны, климатическими условиями, растительным и животным миром и деятельностью человека. | открытия нового знания |
43 | Тайга. | 1 | 15.02 | 20.02 | Тайга, экологические проблемы. Сообщения. | Познакомить с географическим положением этой природной зоны, климатическими условиями, растительным и животным миром и деятельностью человека. | открытия нового знания |
44 | Смешанные леса. | 1 | 19.02 | 26.02 | Смешанные леса. Сообщения. | Познакомить с географическим положением этой природной зоны, климатическими условиями, растительным и животным миром и деятельностью человека. | открытия нового знания |
45 | Степь. | 1 | 20.02 | 26.02 | Степь. Сообщения. | Познакомить с географическим положением этой природной зоны, климатическими условиями, растительным и животным миром и деятельностью человека. | открытия нового знания |
46 | Пустыня. | 1 | 26.02 | 29.02 | Пустыня. Сообщения. | Познакомить с географическим положением этой природной зоны, климатическими условиями, растительным и животным миром и деятельностью человека. | открытия нового знания |
47 | Влажные субтропики. | 1 | 29.02 | 04.03 | Субтропики. Сообщения. | Познакомить с географическим положением этой природной зоны, климатическими условиями, растительным и животным миром и деятельностью человека. | открытия нового знания |
48 | Почвы России. | 1 | 04.03 | 11.03 | Почвы. Опыт. | Знать: строение почвы. | открытия нового знания |
49 | Рельеф России. | 1 | 11.03 | 14.03 | Рельеф России. Равнины. Урал. | Работа с картой. | открытия нового знания |
50 | Как возникали и строились города. | 1 | 14.03 | 18.03 | Выбор места для основания города. Характеристика города как населённого пункта. | Высказывание предположения, установление причин исторического факта и событий. | открытия нового знания |
51 | Россия и её соседи. | 1 | 18.03 | 21.03 | Соседи России.
| Знать: символику России. | открытия нового знания |
52 | Обобщение. | 1 | 21.03 | 25.03 | Страны, граничащие с Россией. | Рассказ-описание, просмотр и анализ видеоматериалов. | отработки умений и рефлексии |
53 | Человек – творец культурных ценностей. Что такое культура. | 11 1 | 25.03 | 25.03 | Знакомство с памятниками культуры родного края | Уметь называть основных правителей Российского государства (князь, первый царь, первый и последний императоры). | открытия нового знания |
IVчетверть – 15 часов | |||||||
54 | Как возникла письменность. | 1 | 04.04 | Понятие летописи.
| Различать год и век, соотносить арабские и римские цифры. | открытия нового знания | |
55 | Образование – часть культуры общества. | 1 | 08.04 | Образование.
| Знать: просвещение в России при Петре 1, во второй половине 18 века. | открытия нового знания | |
56 | Как развивалось образование после Петра 1 | 1 | 11.04 | Первые университеты в России. М. В. Ломоносов. | Знакомство с реформами в образовании. | открытия нового знания | |
57 | Школа 19 века. | 1 | 15.04 | Просвещение в России при Петре 1. Первые университеты в России. | Знакомство с реформами в образовании. | открытия нового знания | |
58 | Русское искусство. | 1 | 18.04 | Искусство – часть культуры.
| Рассказ-рассуждение, обогащение словаря. | открытия нового знания | |
59 | Искусство России 18 века. | 1 | 22.04 | Архитектура, живопись, театр. | Рассказ-описание, характеристика понятий «портретист», «крепостной художник», «парадный портрет». | открытия нового знания | |
60 | Поэты и писатели 19 века. | 1 | 25.04 | А. С. Пушкин, В. И. Даль, Б. Федоров, Н. А. Некрасов и др.
| Формировать устойчивый художественный интерес к литературному творчеству отечественных поэтов и писателей. | открытия нового знания | |
61 | Композиторы 19 века. ОЗОЖ «Самооценка личности». | 1 | 29.04 | Композиторы. Знакомство с понятием «опера».
| Знать имена выдающихся музыкантов и композиторов 19 века. | открытия нового знания | |
62 | Художники 19 века. Общение. | 1 | 06.05 | Художники. Исаак Ильив Левитан | Знать: декоративно-прикладное искусство | открытия нового нания | |
63 | Искусство России 20 века | 1 | 13.05 | Цветаева М., Есенин С. | Ознакомить учащихся с творчеством | общеметодологической направле нности | |
64 | Человек – защитник своего Отечества. Как Русь боролась с половцами. Как русские воины победили шведских захватчиков. Итоговый мониторинг | 4 1 | 16.05 | Владимир Мономах объединяет князей против врага | Раскрывать причины отдельных событий в жизни страны и даты основных войн в истории России. | открытия нового знания | |
65 | Битва на Чудском озере. Куликовская битва. Отечественная война 1812 года. | 1 | 20.05 | Героические факты и примеры отечественной истории, о борьбе русского народа за независимость. | Представление информации в графическом виде. | открытия нового знания | |
66 | Великая Отечественная война 1941-1945 годов. Битва под Москвой. Сталинградская битва. Агрессия. – ОЗОЖ Агрессия - форма проявления. | 1 | 23.05 | Главные сражения советской армии с фашистами. | Уметь рассказывать о событиях, подвигах, сражениях русского народа в разные исторические периоды. | общеметодологической направле нности | |
67 | «Всё – для фронта, всё – для победы!». Берлин взят! Что значит победить другого человека. – ОЗОЖ «Этапы проведения праздников». | 1 | 25.05 | Победа! Памятники Славы в нашем городе. | общеметодологической направле нности | ||
68 | Гражданин и государство Мы живём в Российском государстве.Общенародные и общегосударственные праздники. Религиозные праздники. | 1 1 | 27.05 | Права и обязанности граждан. | Знать: символику РФ. Знать и выполнять права и обязанности граждан. | открытия нового знания |
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Учебно-методический комплект Начальная школа XXI века разработан в соответствии с основными направлениями модернизации российского образования, с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта начального и общего образования и с новым Базисным учебным планом допущен Министерством образования РФ и соответствует федеральному компоненту государственных образовательных стандартов начального общего образования. Учебно-методический комплект выпускает Издательский центр «Вентана – Граф», г. Москва.
Работа по данному курсу обеспечивается УМК, а также дополнительной литературой:
Учебный методический комплект ученика
1. Учебник «Окружающий мир» 1,2 часть для 4 класса, автор Н.Ф. Виноградова, Г.С.Калинова – М. : Вентана-Граф, 2013
2. Рабочие тетради Окружающий мир» 1,2 часть для 4 класса, автор Н.Ф. Виноградова– М. : Вентана-Граф, 2015
Перечень учебно-методического обеспечения учителя.
1.Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. Москва. Просвещение. 2011
2. Закон «Об образовании» РФ.
3.Окружающий мир: программа: 1-4 классы / Н. Ф. Виноградова. – М. :Вентана-Граф, 2012
4.Учебник «Окружающий мир» 1,2 часть для 4 класса, автор Н.Ф. Виноградова, Г.С.Калинова – М. : Вентана-Граф, 2013
5.Рабочие тетради Окружающий мир» 1,2 часть для 4 класса, автор Н.Ф. Виноградова – М. : Вентана-Граф, 2015
6.Окружающий мир: 3 – 4 классы: методика обучения/ Н. Ф. Виноградова. – 2-е изд., доп. – М. :Вентана-Граф, 2012
7.Быховец С. Л. Энциклопедия комнатных растений. М., 2000
Специфическое оборудование:
Печатные средства обучения
1.Таблицы, иллюстрирующие различные объекты природы и социума.
2.Географические карты.
Оборудование и приборы
1.Магнитная доска.
2.Компьютер с принтером.
3.Проектор.
4.Глобус
Наглядные пособия:
1.натуральные: гербарии, коллекции минералов и горных пород,
2.изобразительные:
- муляжи плодов,
- таблицы групп растений и животных, значения полезных ископаемых;
- физический глобус Земли, компас, муляжи;
- атлас для начальных классов;
3.настенные карты: «Физическая карта полушарий», «Физическая карта мира», «Физическаякарта России», «Карта природных зон мира», «Карта природных зон России», «Политическая карта мира»;
4.самодельные наглядные пособия;
5.Инструменты для проведения практических работ, а также разнообразный раздаточный материал: гербарии, семена и плоды растений, коллекции минералов и полезных ископаемых, кости, чешуя рыб, перья птиц, многообразные артефакты мира культуры и т.д.
Список дополнительной литературы для учащихся
1.Виноградова Н. Ф., Соколова Л. А. Твоя Родина – Россия. М., 2005
2.Васильев Ю.Р. Занимательное природоведение. М., 1997
3.Дайн Г. Л. Детский народный календарь. М., 2001
4.Дмитриев Ю. Д. О природе для больших и маленьких. М., 1982
5.Мир вещей / под ред. Т. Евсеевой. М. , 2007
6.Плешаков А. А. Зелёные страницы. М., 2005
7. Чудеса природы / под ред. Мартынова и др. М., 2007
Медиаресурсы и Интернет-ресурсы
Электронные учебные пособия:
1.CD-ROM «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия». Уроки окружающего мира. Начальная школа. – М. : ООО «Кирилл и Мефодий», 2004.
2.Интернет- ресурсы. http://www.proshkolu.ru/ http://viki.rdf.ru/ http://pedsovet.su/
3.Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school- collection.edu.ru
4.КМ-Школа (образовательная среда для комплексной информатизации школы). – Режимдоступа: http:// www.km-school.ru
5.Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka/info/about/193
6.Мультимедийный курс «Уроки Кирилла и Мефодия», «Детский энциклопедический словарь», Компьютерная игра – энциклопедия «Живая планета», ЗАО «Новый диск» Москва. «История России и её ближайших соседей Сайт МОУ «Лицей № 8 «Олимпия»: центр дистанционного образования, курс «Начальная школа». – Режим доступа: http://olympia.pp.ru/course/category.php?id=15
7.Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа : http://nsc.
1september.ru/urok
Приложение к программе
Темы творческих работ учащихся
№п/п | Название мероприятия | Форма работы | Сроки |
1 | Берегите зубы с детства | мини - проект | ур. № 6 21.09 |
2 | Берегите зубы с детства | проект | ур. № 24 30.11 |
3 | Опасные ситуации | проект | ур. № 40 05.02 |
4 | Степь | проект | ур. № 45 22.02 |
5 | Искусство 20 века | проект | ур. № 63 06.05 |
6 | Сталинградская битва | проект | ур. № 66 – 67 20.05 |
Сообщения:
Сообщение о природных зонах России урок №41
Сообщения о тундре урок №42
Сообщение о тайге урок №43
Сообщение о смешанных лесах. урок №44
Сообщение о степях. урок №45
Сообщение о пустынях. урок №46
Сообщение о субтропиках . урок №47
Творческие работы
«Ты и твоё здоровье» урок № 22
«Режим для школьника» урок № 23
«Закаливание организма» урок № 25
«Вредные привычки» урок № 27
«Когда дом становится опасным» урок № 28
«Какие опасности подстерегают детей на дороге» урок № 29
«Если случилась беда» урок № 30
«Ядовитые грибы. Ядовитые растения» урок № 31
«Что нужно знать о болезнях» урок № 32
«Твоя домашняя аптечка» урок № 33
«Человек – часть природы» урок № 34
Проекты
«О правильном питании» урок № 24
Реклама полезных продуктов – урок № 24
Приложение к программе
№ п/п | Темы плановых контрольных уроков | Дата |
1 | Входной мониторинг. | 07.09 |
2. | Мониторинг за первое полугодие | 21.12 |
3. | Итоговый мониторинг. | 13.05 |
Приложение к программе
Презентации к урокам.
- Презентация «Организм человека» урок №1
- Презентация «Головной и спиной мозг» урок №2
- Презентация «Как возникали и строились города» урок №50
- Презентация «Россия и её соседи» урок №51
- Презентация «Страны, граничащие с Россией» урок №52
- Презентация «Что такое культура» урок №53
- Презентация «Как возникла письменность» урок №54
- Презентация «Образование – часть культуры общества» урок №55
- Презентация «Как развивалось образование после Петра 1» урок №56
- Презентация «Школа 19 века» урок №57
- Презентация «Русское искусство» урок №58
- Презентация «Искусство России 18 века» урок №59
- Презентация «Поэты и писатели 19 века» урок №60
- Презентация «Композиторы 19 века» урок №61
- Презентация «Художники 19 века» урок №62
- Презентация «Искусство России 20 века» урок №63
- Презентация «Человек – защитник своего Отечества» урок № 64
- Презентация «Битва на Чудском озере» урок № 65
- Презентация «Великая Отечественная война 1941-1945 годов» урок № 66
- Презентация «Берлин взят!» урок №67
- Презентация «Гражданин и государство» урок №68
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа России", 4 класс
Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа России", 4 класс...
Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России" 1 класс
Модульная программа курса «Окружающий мир» в 1 классе составлена по учебнику с экологической направленностью А.А.Плешакова «Мир вокруг нас» из расчета 2 часа в неделю. На изучение программного материа...
Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России" 3 класс
В рабочую программу по окружающему миру входят пояснительная записка и календарно-тематическое планирование УМК "Школа России" за 3 класс, автор Плешаков А.А....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по окружающему миру УМК Школа России 4 класс c УУД
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе ФГОС второго поколения и системы учебников «Школа России». ...
Рабочая программа по окружающему миру (УМК "Школа России" 1-4 классы)
Рабочая программа разработана для учащихся 1-4 классов....
Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...