Применение технологии дифференцированного обучения в работе с детьми с РАС на уроках в начальной школе.
статья по теме
Предварительный просмотр:
Применение технологии дифференцированного обучения в работе
с детьми с РАС на уроках в начальной школе
Любая теория обучения подразумевает использование технологий дифференциации обучения. Понятие "Дифференцированное обучение” в переводе с латинского "different” означает разделение, разложение целого на различные части, формы, ступени.
Принцип дифференциации обучения - положение, согласно которому педагогический процесс строится, как дифференцированный. Одним из основных видов дифференциации является индивидуальное обучение.
Технология дифференцированного обучения представляет собой комплекс организационных решений, средств и методов дифференцированного обучения, охватывающих определенную часть учебного процесса.
Дифференциация обучения (дифференцированный подход в обучении) — 1) создание разнообразных условий обучения для различных школ, классов, групп с целью учета особенностей их контингента; 2) комплекс методических, психолого-педагогических и организационно-управленческих мероприятий, обеспечивающих осуществление процесса обучения в гомогенных группах. (Г.К.Селевко). В основу дифференциации положена теория Л.С.Выготского о зоне ближайшего развития.
Суть дифференцированного подхода заключается в организации учебного процесса с учетом возрастных особенностей, в создании оптимальных условий для эффективной деятельности всех учащихся, в адаптации содержания, методов, форм обучения, максимально учитывающих индивидуальные особенности школьников. Такой подход позволяет разделить группу детей на микрогруппы, в которых и содержание образования, и методы обучения, и организационные формы различаются, также состав подгрупп может меняться в зависимости от поставленной учебной задачи.
Основная задача: увидеть индивидуальность ученика и сохранить ее, помочь ребёнку поверить в свои силы, обеспечить его максимальное развитие.
Очень важным в развитии личности является осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся в педагогическом процессе, так как именно он предполагает раннее выявление склонностей и способностей детей, создание условий для развития личности. Основная цель использования технологии уровневой дифференциации – обучение каждого на уровне его возможностей и способностей, что даёт каждому учащемуся возможность получить максимальные по его способностям знания и реализовать свой личностный потенциал. Данная технология позволяет сделать учебный процесс более эффективным.
Дифференцированное обучение требует от учителей изучения индивидуальных способностей и учебных возможностей (уровень развития внимания, мышления, памяти и т.д.) учащихся, тесная работа с психологом и логопедом, диагностики их уровня знаний и умений по определённому предмету, что даёт возможность осуществлять дальнейшую индивидуализацию с целью достижения коррекционного эффекта.
При организации инклюзивного обучения детей с ОВЗ ( в нашем случае детей с РАС) необходимо учитывать, что пребывание такого ребенка в школе должно быть полезным для него без негативных последствий для работы класса в целом. Основные сложности связаны с тем, что познавательные потребности и возможности детей, обучающихся в одном классе сильно различаются.
Причины затруднений, возникающих в этих случаях.
- Разные уровни освоения учебных навыков учащимися. Дети с РАС, могут иметь проблемы в речи письменной и устной: иметь дислексию, дисграфию, акалькулию, а могут быть и одаренными.
- Разные уровни интеллектуального развития.
- Индивидуальные эмоционально-волевые особенности.
Здесь очень важно не изолировать ребенка от сверстников. Развитие и формирование личности ребенка происходит в социуме, и обучение в группе –
важный источник развития для ребенка, особенно если ученик имеет проблемы с социализацией (аутистические черты, нарушение поведения, невротические проявления).
Что нужно учитывать при работе с особыми детьми:
- Использование игровых приемов. Детям с ОВЗ трудно усваивать материал в течение всего урока. Имеет смысл чередовать учебные занятия с игровыми. Это могут быть элементы сюжетной игры, игры с правилами, игры-викторины и др.
- Физкультминутки, дежурство по классу. Часто детям с ОВЗ трудно сидеть на уроке, они бывают гипперактивны. Для такого ребенка выход к доске или мытье тряпки в раковине будет способом взбодриться и вернуться к работе на уроке.
- Опора на собственные интересы ребенка. Оказывается весьма эффективной опора на собственные интересы ребенка. Так, если аутичный ребенок не любит ручную деятельность и не хочет лепить из пластилина, можно сделать темой урока лепку букв, или любимой еды – в зависимости от склонности проблемного ребенка. Нужно найти и понять интересы ученика.
- Включение в уроки предметной деятельности. Если возникли затруднения у ученика, он учится в предметной деятельности, т.е. попробовать сформировать соответствующую операцию с предметами, и лишь потом переходить к символическому плану.
- Предъявление плана действий в наглядной форме. Часто необходимо предоставить ребенку план действий, записанный словами по пунктам (если ребенок хорошо читает), либо в виде картинок, схем и т. д. Детям с РАС может быть сложно удерживать в поле внимания последовательность операций при решении определенного типа задач. Им можно предложить алгоритм решения, схему в виде карточки, чтобы помочь им организовать свою деятельность.
- Использование наглядных опор и другие способы привлекать разные сенсорные модальности.
- Использование вспомогательных средств.
- Разноуровневые задания. Темп произвольной деятельности учащихся с РАС в целом замедлен по сравнению с обычными детьми. Это связано с особенностями развития нервной системы и плохо поддается коррекции. Задачей тьютора является включение ребенка в урок, несмотря на эти особенности. А задача учителя предложить индивидуальную работу в соответствии с темпом и развитием ученика.
Варианты индивидуальных средств по разным учебным предметам.
Предмет | Индивидуальные средства |
Математика | Схемы, справочные таблицы по пройденному материалу (например, таблица сложения, таблица умножения и др.). Карточки с формулами. Образец решения (при решении типовых задач, уравнений). Пошаговая инструкция решения задачи. Линейка и калькулятор (для выполнения вычислений). |
Русский язык | Схемы, справочная информация в виде таблиц по пройденному материалу (схема разбора слова по составу, фонетического разбора, схема разбора предложения и др.). Подробный план (вопросы или рисунки) при написании изложений и сочинений. Деформированный текст при написании сочинений. |
Литература | Планы ответов, конкретные вопросы, подсказки в виде рисунков для устных ответов. Тексты с пропущенным содержанием. |
Окружающий мир | Использование наглядных схем, картинных планов. Подсказки в виде рисунков для устных ответов, планы ответов, использование учебного материала при ответе: записей в тетради, рабочей тетради, атласа и учебника. Видео ряд для индивидуальной работы с повторением в домашних условиях. |
Изобразительное искусство | Упрощенные задания, подробная пошаговая инструкция выполнения задания, использование готовых шаблонов, эскизов, опора на зрительный образец. |
Технология | Алгоритм выполнения задания (фотоплан, картинная поэтапность). Наглядная опора, образец (действенная поэтапность). Видеоряд. |
Список литературы:
- Дмитриева Т.П., Сабельникова С., И., Хотылева Т.Ю. Разработка и реализация индивидуальной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе: Методические рекомендации для учителей начальной школы / Под ред. Е.В. Самсоновой. — М.: МГППУ, 2012.
- Модель обучения детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) в общеобразовательной школе. Авторы: Егорова Л. В. , Зверева Е. А. , Орлова М. А., Шаргородская Л. В., Чурилина Е. В./ Москва, 2015.
- Мелешкевич О., Эрц Ю. Особые дети. Введение в прикладной анализ поведения. – Самара: Изд.Дом «Бахрах-М», 2014.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ СОЗДАНИЯ СИТУАЦИИ УСПЕХА НА УРОКЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Я под Современный урок не может быть без применения технологии проблемного обучения.. На этапах сообщения темы и целей урока при ор...
Конспект урока математики 2 класс с применением технологии дифференцированного обучения.
laquo;Закрепление письменных приёмов сложения и вычитания в концентре 100»....
Статья на тему"Применение технологии дифференцированного обучения в работе с детьми с ОВЗ".
в данной статье рассматривается значимость дифференцированного обучения, как организовать учебный процесс на основе учёта индивидуальных особенностей личности....
Урок с применением технологии системно- деятельностного подхода и ИКТ. Русский язык. 3 класс ("Начальная школа XXI века")
Учебная задача: узнать, как изменяются имена прилагательные.Рассказывают самостоятельно или с опорой на схемуОсуществляют самооценку собственной учебной деятельности.(Тетради, тесты и таблицы сда...
Конспект урока по русскому языку во 2 классе с применением технологии дифференцированного обучения
Единственное и множественное число имён существительных...
Применение технологии дифференцированного обучения на уроках русского языка
Рассмотрим виды дифференциации, которые используются на уроках русского языка. Дифференциация учебных заданий по уровню творчества. Такой способ предполагает различия в характере познаватель...
Применение игровых технологий в обучении и воспитании обучающихся с интеллектуальными нарушениями в начальной школе.
При работе с детьми с ОВЗ применяются особые коррекционно-развивающие технологии, позволяющие добиться положительно динамики в обучении и воспитании....