ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ СОЗДАНИЯ СИТУАЦИИ УСПЕХА НА УРОКЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
статья (2, 3 класс) на тему

Я  под                   Современный урок не может быть без применения технологии проблемного обучения.. На этапах сообщения темы и целей урока при организации самостоятельной работы учащихся  я успешно использую

                              проблемное обучение, создавая проблемную ситуацию, вызывающую удивление, затруднение, призыв помочь. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ СОЗДАНИЯ СИТУАЦИИ УСПЕХА НА УРОКЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

      Время рождает свои требования к учебному процессу. Индикатором этих требований является по-прежнему урок. Современный урок – это урок, где видна совместная деятельность учителя и учащихся, урок, на котором каждый учащийся не остается посторонним, способен пережить ситуацию успеха, урок, на котором ребенку интересно. Современный урок немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, которые способствуют развитию творческих способностей учащихся, их познавательной активности, интереса к изучаемому предмету. Каждому учителю необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий и направлений, не тратить время на открытие уже известного. От меня, как от современного учителя, требуется не только дать детям образование в виде системы знаний-умений-навыков, но и развивать познавательные и творческие возможности учеников, воспитывать личность.

       Я  поделюсь опытом применения на уроках технологии проблемного обучения.

   Современный урок не может быть без применения технологии проблемного обучения. На этапах сообщения темы и целей урока при организации самостоятельной работы учащихся  я успешно использую проблемное обучение, создавая проблемную ситуацию, вызывающую удивление, затруднение, призыв помочь.  Основная функция проблемного обучения – развитие творческих способностей учащихся, при этом знания не сообщаются детям в готовом виде, а перед учащимися ставится проблемная задача, побуждающая искать пути и средства ее решения. В совместной деятельности идет поиск ответа на возникшие в процессе работы вопросы. Использование таких приёмов позволяет учащимся, не боясь, высказывать своё мнение, делать умозаключения, делает их активными участниками учебного процесса.  

  На своих уроках стараюсь не давать информацию в готовом виде. Работаю так, что ребята  сами открывают новое знания.  На проблемном уроке ребята больше думают, чаще говорят, следовательно, активнее формируют  мышление и речь, чаще осуществляют творческую деятельность, отстаивают собственную позицию, проявляют инициативу.

  В конечном счете, проблемный урок обеспечивает тройной эффект: более качественное усвоение знаний, развитие интеллекта и творческих способностей, воспитание активной личности.

  Проблемный урок обеспечивает творческое усвоение нового знания. Это значит, что ученик проходит четыре звена научного творчества: постановку проблемы и поиск решения – на этапе введения знаний; выражение решения и реализацию продукта – на этапе воспроизведения  (проговаривания) знаний. При этом в отличие от научного творчества, ученик формирует учебную проблему, открывает субъективно новое знание и выражает его в простых формах.

    Учебная проблема существует в двух основных формах: 1) как тема урока; 2) как несовпадающий с темой урока вопрос, ответом на который и будет новое знание. Следовательно, поставить учебную проблему, значит помочь ученикам самим сформулировать либо тему урока, либо не сходный с темой вопрос для исследования.

     Проблемная ситуация действительно возникла, если у класса появился эмоциональный отклик: ученики широко распахивают глаза и открывают рты, задумчиво почесывают затылки и недоуменно смотрят на учителя. И по реакции детей проблемные ситуации можно разделить на два больших типа, «с удивлением» и «с затруднением».

 Например,  на уроке обучения грамоте в 1 классе по теме «Согласные звуки[п], [п’]. Буквы П, п» я предложила детям «заселить буквы в домики». «Красный домик»-буквы. Обозначающие гласные звуки, в «домик» наполовину зёлёный, наполовину синий – буквы, обозначающие согласные звуки.  Оставшаяся буква «п» помогает сформулировать задачи урока, а возникшая ситуация затруднения, успешно разрешилась на уроке, и буква была «заселена» в свой домик.

  Урок русского языка в 3 классе.

    Учащиеся образуют от слова «ехать»  однокоренные глаголы с приставками

от-, под-, при-, за-.  В одних глаголах пишется Ъ, в других –нет.  Возникает ситуация удивления.

  Урок окружающего мира в 3 классе.

Разыгрывается диалог.

Лада: Грибы не могут передвигаться, значит, это растения. 
Миша: Грибы не зеленые, значит, они животные. 
Учитель: Что вас удивляет в диалоге наших героев? (Побуждение к осознанию противоречия.) Какой возникает вопрос? (Побуждение к формулированию проблемы.) Что такое грибы: растения или животные? Итак, тема урока...? ("Грибы", "Что такое грибы".) 

    После создания проблемной ситуации учитель разворачивает побуждающий диалог. А в диалоге говорят две стороны. В ответ на стимулирующую реплику учителя школьники предлагают свои формулировки учебной проблемы. Но не всегда их мысль будет безупречно оформлена, более того  ученик может высказать вообще все что угодно, только не тему или вопрос для исследования.

    Учитель должен терпимо, понимающе отнестись к таким случаям. Ведь стоит единожды дать детской попытке самостоятельно мыслить отрицательную оценку, и в другой раз школьник на диалог не пойдет. На неожиданную формулировку учебной проблемы следует откликнуться словами: « Так. Кто думает иначе?»

Но невозможно провести урок, построенный только на одной технологии.        Урок, приносящий удовлетворение учителю и радость познания детям – это урок, на котором грамотно сочетаются разные виды педтехнологий, взаимодополняющих друг друга. Любой урок – это, прежде всего, творчество, поэтому каждый педагог старается пробудить интерес к изучаемому предмету,  укрепляя веру в свои силы у каждого ученика, независимо от его способностей, используя для этого современные образовательные технологии, грамотно адаптируя их в соответствии с педагогической ситуацией на уроке, создавая ситуацию успеха для каждого.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание ситуации успеха на уроках в начальной школе

      Обучение и воспитание будут способствовать развитию ребенка в том случае, если у него возникает интерес к учению. Но как повлиять на его формирование? Для того чтобы сформи...

Создание ситуации успеха на уроках в начальной школе

Выступление на районном семинаре учителей начальной школы...

Создание ситуации успеха на уроках в начальной школе, при использовании групповых игровых форм работы

В век научно-технической революции не только не уменьшается значение игры в социализации и воспитании личности, но, напротив, повышается её роль, ставится в качестве актуальной задачи – развитие...

Создание ситуации успеха на уроках в начальной школе, при использовании групповых игровых форм работы

Игра -занятие, отдых, развлечение, забаву, потеху, соревнование, упражнение, тренинг, в процессе которых воспитательные требования взрослых к детям становятся их требованиями к самим себе, значит, акт...

Создание ситуации успеха на уроках в начальной школе, при использовании групповых игровых форм работы

Игра-занятие, отдых, развлечение, забаву, потеху, соревнование, упражнение, тренинг, в процессе которых воспитательные требования взрослых к детям становятся их требованиями к самим себе, значит, акти...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ СОЗДАНИЯ СИТУАЦИИ УСПЕХА НА УРОКЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

Каждое время рождает свои требования к учебному процессу. Индикатором этих требований является по-прежнему урок. Современный ур...

Создание ситуации успеха на уроках в начальной школе. Метод дифференцированного обучения.

В связи с переходом на стандарты второго поколения, актуальным становится развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий познания и освоения мира. Ученики должн...