Конспект урока "Время Петра I"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока,
проведённого на областном семинаре
учителей начальных классов
Тема: Время Петра Великого.
Учитель: Лисовская Е.А.
Учебный проект: Время Петра Великого.
Цели:
1) Обобщить и систематизировать знания о Петре 1 и его реформах;
2) Формирование знаний о том, заслуженно ли Пётра 1 называли Великим;
3) Развивать интеллектуальные умения учащихся: сравнивать,
обобщать, выделять главное;
4) Развивать познавательную активность ,устную речь учащихся;
5) Воспитывать у детей интерес к изучению истории своей страны, чувство патриотизма, гордости за свою Родину;
6) Способствовать воспитанию у учащихся умения работать в
команде;
7) Воспитывать интерес к исследовательской деятельности;
8) Воспитывать товарищеские отношения, активную личность, навыки культурного общения.
Оборудование:
1) ТСО: мультимедиапроектор, компьютер, DVD-проигрыватель.
2) Для учителя: портрет Петра 1, карточки со словарными словами, схема на доске, карточки с датами, спасательный круг, судовой журнал, выставка книг о Петре 1.
3) Для учащихся: учебник «Окружающий мир» автор А.А.Плешаков, тесты, дополнительная литература, рисунки кораблей, карточки АБВГ, сигнал SOS, маршрутные листы, ручки, фломастеры.
Тип проекта: информационно-исследовательский.
Организационная форма: работа учащихся в малых группах.
Время работы над проектом: 5 часов.
Состав группы | Материалы, подготовленные в группе |
1 группа | Пётр 1- создатель флота. |
2 группа | Преобразования Петра 1. |
3 группа | Пётр 1- основатель армии, император. |
4 группа | Основание Санкт-Петербурга |
Ход урока:
1.Организационный момент.
2. Вызов интереса к теме урока.
-Шум моря…
-Ребята, а вы любите путешествовать?
-Сегодня я приглашаю вас отправиться в необычное морское путешествие. Пётр 1 был мореплавателем. Мы с вами пойдём по маршруту его жизни- в море деятельности Петра 1. (Слайд 1)
- А на чём мы можем путешествовать?
-На каждом судне есть капитан и у вас в группе тоже есть капитан. Пусть капитан группы выберет то судно, на котором совершит путешествие.
На доске корабли Петра 1( на обратной стороне задания).
- Бот «Святой Николай»
-Яхта «Святой Пётр»
- Фрегат «Штандарт»
-Галера «Принципиум»
На каком судне вы будете путешествовать? Может кто-нибудь знает что такое бот, яхта, галера, фрегат?
Словарная работа: дети читают значения слов.
Бот- небольшое парусное, гребное или моторное судно.
Яхта- небольшая парусная лодка.
Галера- старинное гребное многовёсельное военное судно.
Фрегат- военный парусный трёхмачтовый корабль.
-Плыть мы будем на разных кораблях, но по одному маршруту.
Прочитайте, как называется наш маршрут.
« Жизнь и деятельность Петра 1». (Слайд 2)
- На любом корабле ведётся судовой журнал.
Судовой журнал- основной документ, служащий для фиксирования всего, что касается судна и его экипажа во время плавания.
Прочитайте задания, которые написаны на обратной стороне кораблей: создание судового журнала «Время Пётра 1».
К концу урока мы с вами создадим судовой журнал «Время Петра 1”.
3. Постановка проблемы.
-Ребята, совершим мы с вами необычное путешествие, а путешествие в историю.
30 мая 1672 года
1682 – 1725 годы
- Посмотрите на эти даты? Что они обозначают?
- К каким векам они относятся? ( к.17в.-н.18в.)
Пётр 1 правил в эпоху перехода из одного века в другой.
- Мы с вами перенесёмся сейчас в это время. Лента времени.
- А вы знаете, что Петра 1 называют в истории Великим? (Слайд 3)
Может у кого-нибудь есть предположения почему его так назвали?
Преобразователь Основатель армии
Пётр Великий
Создатель флота Основатель Санкт- Петербурга
Сегодня вам предстоит узнать, почему Петра I называют ВЕЛИКИМ, и заслуженно ли он получил такое прозвание?
4.Творческая мастерская. Выступление групп.
- Каждая группа попытается рассказать об одном из этих направлений деятельности царя и доказать, что оно было важным и нужным для России.
Группа получает маршрутный лист с планом ответа.
Цель: что нового появилось во времена правления Петра 1 и для чего?
А что обязательно есть на судне во время плавания? ( если случится беда)
Помощник- спасательный круг ( у группы сигнал SOS).
1 группа: Создатель флота. (Слайд 4)
Чтобы продолжить путешествие, нужно ответить на вопросы.
Вопросы:
1) С чего началась история русского флота?
2) Для чего России нужен военно-морской флот?
3)
План работы:
Работа с учебником: стр.97
- Ботик
- Учение Петра корабельному делу
- Российский флот
- Верфь
- Северная война
Ответ учеников:
Сколько себя помнил царь Петр, его всегда интересовали корабли. Сначала он с интересом рассматривал картинки, модели кораблей.
На прудах в Преображенском селе, где он жил, Петр впервые плавал на лодках. Потом в сарае нашли старый ботик и отремонтировали его.
Много времени прошло, пока освоил царь все премудрости парусной науки. Потом и сам строить корабли научился.
В конце 17 века Россия в экономическом развитии отставала от западноевропейских стран. Причиной служили не только татаро-монгольские нашествия, но и продолжавшиеся войны. Выйти на берега Чёрного и Балтийского морей было для России необходимо.
Огромное значение Пётр придавал военно-морскому флоту, его созданию и развитию. Так как без него невозможно завоевать выход к морю.
Понял Петр, что нужен России свой военно-морской флот, нужны офицеры и матросы, нужны кораблестроители. Так, в Воронежской губернии была образована первая верфь, где строили и спускали на воду корабли.
В то время Россия не имела выхода к Балтийскому и Черному морям. Владела Балтийским побережьем Швеция. И хотя сильным противником была Швеция, Петр начал с ней войну и благодаря Военно-морскому флоту Россия одержала победу над ней. Россия получила выход в Балтийское море.
Работа по вопросам.
Вывод: Россия становится сильной морской державой. Благодаря флоту расширились границы нашего государства. Россия получила выход в Балтийское море. Появился морской путь, а это значит, наладилось более тесное общение с другими странами Европы.
Оценка выступления группы.
2 группа: Преобразования Петра 1. (Слайд 5)
Чтобы продолжить дальше наше путешествие, нужно ответить на вопросы.
Вопросы:
1) Какие преобразования в науке произошли при Петре 1?
2) Какие европейские обычаи появились во времена Петра 1?
4) Как эти преобразования повлияли на жизнь нашей страны?
План работы:
Работа с учебником: стр.95-96.
- Газета
- Школы
- Заводы
- Новое летоисчисление
- Европейские обычаи ( изменилась одежда, появились парики, нет бороды у мужчин, картофель, кофе), ассамблеи.
Диалог- ученик + класс: рисунки учеников.
Ответ учеников:
В петровские времена грамотных людей требовалось намного больше, чем раньше. Молодых дворян посылают учиться за границу. В Петербурге, Москве и других городах открываются навигацкие, артиллерийские и инженерные школы.
Впервые создаются “цифирные школы”. Они так названы потому, что главными предметами, которые там изучали, были арифметика и геометрия. В 1716 году таких школ было 12, а в 1722 году – уже 50. Они стали основой для распространения образования в России.
Борода на Руси считалась признаком добропорядочности и солидности. Царь же велел сбривать бороды. Бороды бояр отрезал собственноручно. К традиционной русской одежде – долгополому и широкорукавному платью питал неприязнь, считал, что она стесняла движения и мешала в работе. Появилось платье с талией, с открытыми руками, плечами и грудью. Да и мужчины не сразу привыкли к узким коротким кафтанам.
А еще Петр I ввел ассамблеи.
Ассамблея - это бал. Знатные люди собирались для увеселения и дружеских разговоров. На ассамблеи приглашались и женщины, чего раньше не было. Гости должны были показать знание светских манер.
При Петре I появились: помидоры, чай, картофель, кофе.
- Утренняя трапеза превращалась в своеобразную пытку, потому что предписывалось на европейский манер по утрам пить ненавистный кофе.
Картофель поначалу крестьян заставляли выращивать силой. Русские крестьяне не сразу сообразили, что у заморского растения едят не «вершки», а «корешки». «Вершки» – то оказались горькими, да еще и ядовитыми, и назвали картофель «чертовым яблоком».
Женщины цветками картофеля украшали шляпки.
В России о кофе узнали благодаря Петру I.
Однако широкое рапространение в России кофе получил действительно в эпоху правления Петра I. Первый российский император, как известно, пристрастился к кофе во время поездки в Голландию. Вернувшись, он издал указ, предписывающий подавать кофе на своих ассамблеях. Немногим позже его стали предлагать даже при входе в Кунсткамеру.
Работа по вопросам.
Вывод: стали развиваться ремёсла, люди стали образованнее, стали ездить за границу, узнавали о последних новинках, складывались новые традиции. Всё помогало движению России вперёд.
Образование школ - развитие науки, наука- новые изобретения-
развитие предприятий.
Оценка выступления группы.
3 группа: Пётр 1- основатель армии, император. (Слайд 6)
Чтобы путешествовать дальше нужно ответить на вопросы.
Вопросы:
1) Как назывался полк юного Петра? Кого набирали в его ряды?
2) Какой стала армия при Петре 1?
3) Когда Пётр 1 принял титул императора?
План ответа:
Работа с учебником: стр.94.
- Потешные полки
- Преображенский и Семёновский полки
- Постоянная армия
- Присвоение титула;
- Призвание России Европой.
Ответ учеников:
Уже с ранних лет в Петре начала обнаруживаться склонность к воинским забавам…
Когда же он подрос, он завел игру в солдаты со сверстниками. Он составил из них «потешные полки», учился с ними солдатскому строю, командовал ими, сооружал земляные крепости и штурмом брал их.
По мере того как вырастал Петр, игры его принимали более и более широкий размах и становились все серьезнее и серьезнее. На царскую службу он принимал всех. Со временем эта игра превратилась во всестороннюю воинскую подготовку с освоением оружия и приемов боя. Преображенский и Семёновский полки, выросшие из детских потех юного царя, стали первыми полками новой российской армии, построенной с помощью иностранцев по европейскому образцу. С них началась регулярная (постоянная) русская армия.
Только она тяжело давалась солдатам. Им трудно было запомнить, с какой ноги надо начинать движение, какая из них правая, а какая левая. В ту пору в русской армии изобрели простой и надёжный способ обучения.
Вот как это происходило. Сценка « Сено, солома».
Каждый год из деревень в армию забирали определённое количество крестьян. Их называли рекрутами, а воинскую повинность- рекрутской.
Служил солдат долгие годы – 25 лет. Только тяжкие ранения, старость или смерть избавляли его от службы.
Победа в Северной войне оказалась возможной благодаря тому, что Петру удалось создать постоянную армию, которой раньше Россия не имела.
Победа в Северной войне 1700-1721 открыла России выход к Балтийскому морю .
22 октября 1721 года в Петербурге в Троицком соборе царю Петру I был поднесён титул «император». Принято считать, что именно в этот день Российское царство, Московия, официально превратились в Российскую империю и начался отсчёт нового, имперского периода в истории страны.
Время и место объявления России империей (или русского царя — императором) не были случайностью. 30 августа 1721 года победоносно для России завершилась Северная война. Мир положил конец военному соперничеству со Швецией. После литургии, чтения ратификационной грамоты о мире и проповеди состоялась церемония объявления царя Петра I императором. Этим актом публично фиксировался общий итог Северной войны — новый реальный военно-политический вес России в Европе.
Работа по вопросам.
Вывод: Россия из боярской страны превратилась в европейское государство, с которым стали считаться, уважать, торговать, заключать мир. Это помогло стране становиться крепким государством – Империей.
Оценка выступления группы.
4 группа: Основатель Санкт-Петербурга. (Слайд 7)
Чтобы продолжить наше путешествие нужно ответить на вопросы.
Вопросы:
1) Когда был основан город Санкт-Петербург?
2) С какой целью строился город Санкт-Петербург?
План ответа:
Работа с учебником стр.98-100.
- Строительство Санкт-Петербурга
- Петропавловская крепость.
- Адмиралтейство.
- Александро- Невская лавра.
Мы приглашаем вас на экскурсию по местам Петра 1. ( Слайд 8)
Выбор имени будущей столицы Российской империи имел символическое значение: город в устье Невы был призван стать ключом к Балтийскому морю, как апостол Пётр является обладателем ключей к раю.
- С чего начинается город? Наверное, с первого дома. А наш город начался с крепости.
После первых побед государь Пётр Романов заложил на берегах Невы крепость, которую и назвал Санкт- Петербурх, что означает «Святого Петра крепость».
В честь кого назвал Петр крепость? (в честь ангела-хранителя царя – святого апостола Петра).
Пётр назвал город на европейский манер.
Как вы думает почему? ( Он очень хотел, что этот город был похож на европейские города)
Новый город строился по чёткому плану. План Петропавловской крепости Пётр Первый разработал лично.
В 1705 году на левом берегу Невы, наискосок от Петропавловской крепости начали сооружение огромной верфи- Адмиралтейства.
Адмиралтейство является второй крепостью на берегах Невы
Перекрестный огонь пушек Петропавловской крепости и Адмиралтейства мог потопить любое вражеское судно, которое вознамеривалось бы войти в Неву.
Первоначально адмиралтейство задумывалось Петром I только как верфь для постройки кораблей. Здесь начали строить корабли для Балтийского флота.
Адмиралтейство стало крупным производственным предприятием. Здание много раз перестраивалось. Сейчас в этом здании находится Высшее военно-морское инженерное
училище им. Ф.Дзержинского.
Адмиралтейство украшено статуями и рельефами. Шпиль здания увенчан позолоченным флюгером в виде фрегата. Вес фрегата 65кг, а на золочение потрачено 2кг чистого золота.
Замыслу Петра I также принадлежит основание одного из старейших монастырей в Санкт-Петербурге – Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры. Лаврой заканчивается Невский проспект, вход в Лавру отделен от одноименной площади въездными воротами с церковью Божьей Матери Всех Скорбящих Радость. Место закладки монастыря выбрано неспроста и носит мистически легендарный характер, именно здесь по преданию в 1240 году перед знаменитой Невской битвой произошла встреча святых Бориса и Глеба с русским воином, пообещавших помощь и покровительство своему крестнику Александру. Закладка монастыря в таком месте по замыслу Петра I позволяла приобрести небесного покровителя в лице Александра Невского, святого канонизированного церковью за свои благие для Отечества дела.
Монастырь был построен на том месте у Невы, где по преданию произошла одна из битв со шведами.
В нашей школе есть храм, он освящён в честь Святого Благоверного князя Александра-Невского.
Слайд 9 ( фото с экскурсии).
- Давайте вспомним где были мы на экскурсии? ( Зимний дворец Петра 1, Кунсткамера, Эрмитаж, Петропавловская крепость)
Как вы думаете, а легко ли шло строительство города?
Но всё великолепие города, создавалось тяжким трудом. Глухие, необжитые места, топкая, болотистая местность были малопригодны для жилья. Людям приходилось ютиться в шалашах и землянках, ходить по непролазной грязи.
Царь Пётр работал вместе со всеми.
И, кончено, считал, что если он может так работать, то другие и подавно должны.
Работа по вопросам.
Вывод: Санкт-Петербург создавался по замыслу Петра I не только как столица Российской империи, но и как один из центров мировой цивилизации, как самый европейский из русских городов. Пётр I основал Санкт-Петербург как окно в Европу, как морскую столицу России.
Оценка выступления группы.
Чтобы продолжить наше историческое путешествие нужно справиться с заданиями теста.
-Тест. Проверка с помощью сигнальных карточек. Оценивание.
5.Итог урока. Рефлексия.
- Давайте вернёмся в наш век и подумаем «Почему спустя так много времени мы вспоминаем Петра1? Почему его называют Великим? Справедливо ли это?». ( Слайд 10 )
( Это был уникальный, одарённый человек, обладающий незаурядным талантом, многогранностью ума, выдающимися организаторскими способностями, который взялся за преобразование России. )
- С какими новыми словами вы сегодня познакомились?
Проплывая по морю деятельности Петра Великого, мы доказали, что с именем Петра I, великого преобразователя России, мы связываем грандиозные успехи страны. Это были настоящие преобразования во всех областях: науке, технике, экономике. Россия, наконец – то, воспряла ото сна и на весь мир властью заявила о себе.
Ребята, наше путешествие подошло к концу. ( Слайд 11) Спасибо вам за то, что в нашем путешествии многие из вас проявили себя знающими, пытливыми, находчивыми. Результатом является наш судовой журнал.
- А для чего он нужен? Где мы можем им воспользоваться?
Мы с вами работали над проектом. Подведём итог работы.
Чему был посвящён проект?
Понравилось ли вам эта работа?
Что вам особенно понравилось?
- Оценивание.
- Выставка книг о Петре 1.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект и презентация урока окружающего мира в 4 классе "Петр I: царь и человек"
Урок-исследование помогает учащимся понять личность Петра I, раскрыть положительные и отрицательные стороны его правления, выдающиеся заслуги перед Отечеством, воспитать на его примере любовь к Родине...
Конспект урока "Петр Великий и его реформы. Санкт-Петербург"
Ознакомление с личностью Петра Великого и достопримечательностями Санкт-Петербурга....
окружающий мир 4 класс "Петр Первый-Петр Великий"
урок-исследование...
Конспект урока "Петр Великий"
Жизнь и дела Петра Великого...
Конспект урока «Петр Великий» 4 класс УМК "Гармония"
laquo;Петр Великий»...
Методическая разработка к уроку окружающего мира по теме "Петр I" в 4 классе (виртуальная экскурсия "Град Петров").
В данной методической разработке представлен материал по соновным достопримечальностям Петербурга связаный с исторической эпохой Петра I и возникновением города. Данный материал можно использовать на ...
Конспект урока "Петр Великий"
Урок изучения нового материала с использованием приемов технологии развития критического мышления (ТРКМ). Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) используется на разных этапах урока как средст...