Конспект урока "Петр Великий и его реформы. Санкт-Петербург"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Рубцова Анна Михайловна

Ознакомление с личностью Петра Великого и достопримечательностями Санкт-Петербурга.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока         по окружающему миру

в 3  классе  на тему:

«Пётр Великий и его реформы. Санкт-Петербург»

                             Подготовила: Рубцова А.М.

                                        Учитель начальных классов                                                                                                                    

                                  МБОУ «СОШ» с. Гурьевка

                         

Тема урока: Пётр Великий и его реформы. Санкт-Петербург.(2 урока)

Тип урока: комбинированный.

Дидактическая цель урока: познакомить с личностью Петра Первого и его преобразованиями; познакомить с достопримечательностями Санкт-Петербурга.

Задачи урока:

  1. Образовательные:

- учить заполнять таблицу, опираясь на информацию учебника;

- учить делать вывод на основе материала учебника и слов учителя;

- учить работать со схемой;

- учить анализировать текст учебника;

- учить анализировать исторические документы;

- учить внимательно смотреть фильм и отвечать на вопросы по его содержанию;

- раскрыть суть содержания понятий: патриот, народное ополчение, «потехи», коллегии, губернии;

- дать определение понятиям: империя, Сенат;

- познакомить и дать характеристику историческим личностям: Пётр Первый, Кузьма Минин, Дмитрий Иванович Пожарский;

- познакомить со следующими достопримечательностями Санкт-Петербурга: Петропавловская крепость, Петропавловский собор, Адмиралтейство, Александро-Невская лавра, Невский проспект, Кунсткамера, Эрмитаж (Зимний дворец), Летний сад, Дворец Петра I (Домик Петра I), Исаакиевский собор, памятник Петру Первому («Медный всадник»);

- познакомить с пригородом Санкт-Петербурга – Петергофом.

2. Развивающие:

Учебно-организационные:

- развивать умения организованной работы на уроке в парах и индивидуально.

Учебно-речевые:

- развивать устную и письменную речь;

- развивать умение составлять таблицу;

- развивать умение работать со схемой;

- развивать умение отвечать на вопросы.

Учебно-информационные:

- развивать умение работать с книгой;

- развивать умение работать с историческими документами.

Учебно-интеллектуальные:

- развивать умение анализировать;

- развивать умение размышлять;

- развивать память, мышление и внимание.

3. Воспитательные:

- воспитывать патриотизм и любовь к Родине;

- воспитывать в духе национальных традиций;

- воспитывать уважение к культурным ценностям страны.

Дидактически единицы:

Исторические даты

Исторические термины

Объекты

Личности

17 век; 1672-1725 гг; 1682 г; 1721 г;

19 век; лето 1818 г.

Патриоты; народное ополчение; «потехи»;

«Потешный полк»; реформа; Северная война; «Цифирные школы»; морской флот; империя; император; Сенат; Коллегии; губернии.

Россия; Москва; Кремль; Китай-город; Красная площадь; Швеция; Балтийское море; Кунсткамера; «Ведомости»; Санкт-Петербург; Таганрог; Петразоводск; Екатеринбург; Петропавловская крепость; Петропвловский собор; Адмиралтейство; Александро-Невская лавра; Невский проспект; Эрмитаж; Зимний дворец; Летний сад; Дворец Петра Первого; Исаакиевский собор; памятник Петру Первому; Петергоф.

Кузьма Минин; Д.И. Пожарский;

Пётр Великий; М.Ф. Романов;

А.М. Романов.

Оборудование учителя:

- доска;

- учебник «Окружающий мир» 3 класс  Виноградова Н.Ф.

- иллюстративный материал портреты исторических деятелей;

- иллюстративный материал таблица «Реформы Петра Великого»;

- иллюстративный материал достопримечательности Санкт-Петербурга;

- DVD-фильм «Санкт-Петербург»;

-презентация «Русские императоры», «Петергоф- резиденция царя морей».

- иллюстративный материал отрывок из указа Петра Первого;

- телевизор;

- DVD;

- магниты.

Оборудование учащихся:

- учебник;

- раздаточный материал таблица «Реформы Петра Великого»;

- раздаточный иллюстративный материал схема Санкт-Петербурга;

- раздаточный материал отрывок из указа Петра Первого;

- ручка.

План урока:

  1. Организационный момент
  2. Актуализация знаний:

- патриоты: кто это?;                                                                                

- народное ополчение и его предводители;

- схватка со шведами;

- памятник К. Минину и Д.И. Пожарскому.

  1. Сообщение темы и цели урока
  2. Сообщение новых знаний:

- первый из рода Романовых – Михаил Фёдорович;

- Пётр и его детство;

- образ жизни нового царя;

- преобразования Петра Великого;

- Российская империя и первый император;

- Санкт-Петербург и его достопримечательности;

- пригород Санкт-Петербурга – Петергоф.

  1. Закрепление изученного на уроке:

- просмотр отрывка фильма «Санкт-Петербург».

  1. Итог урока.  Рефлексия.

Оформление доски:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Орга-низационный момент

Устный метод – средство монолог – приём простое информативное сообщение.

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анастасия Анатольевна. Сегодня я проведу у вас урок истории.

  1. Акту-ализация знаний

Устный метод – средство рассказ, беседа – приём сюжетное повествование, задавание вопросов;

Наглядный метод – средство изобразительная наглядность портреты исторических деятелей – приём показ и анализ иллюстраций.

Устный метод – средство беседа – ответ на вопросы учителя;

Наглядный метод – приём просмотр и анализ иллюс-траций.

На этом уроке я бы хотела поговорить с вами о патриотах нашей великой страны и их вкладе в укрепление и процветание России.

А как вы думаете, кто такие патриоты?

Какими качествами должен обладать настоящий патриотом?

Легко ли быть патриотом?

В 17 веке нашей стране угрожала большая опасность со стороны польских захватчиков. Для борьбы с врагом было созданное народное ополчение.

Как вы понимаете словосочетание народное ополчение?

А нужно ли было вооружить народное ополчение?

Для этого нужны большие деньги. Кузьма Минин (кар 15) первым сделал взнос. Он пожертвовал большую сумму денег. Люди отдавали, кто что может.

Народное ополчение возглавил талантливый полководец Дмитрий Иванович Пожарский (кар 16).

Пройдя длинный путь до Москвы, в яростных схватках русские разбили спешившее на помощь поляком войсках. Поляки, запертые в Кремле и Китай-городе, сложили оружие.

Спустя 2 века на Красной площади в Москве был воздвигнут памятник. Надпись на памятнике гласит: «Гражданину Минину и князю Пожарскому – благодарная Россия, в лето 1818 года» (кар 1).

Вскоре после победы народного ополчения, избран на Московское царство дед Петра Великого Михаил Фёдорович Романов.

  1. Сообщение те-мы и це-ли урока

Устный метод – средство монолог – приём простое информативное сообщение.

Но сегодняшний урок мы посвятим, пожалуй, самому выдающемуся из рода Романовых – Петру Алексеевичу. И наша с вами задача познакомиться с его неординарной личностью и его преобразованиями.

Сообщение новых знаний

Устный метод – средство рассказ – сюжетное повествование описание;

Наглядный метод – средство изобразительная наглядность портреты исторических деятелей – приём показ и анализ иллюстраций;

Устный метод – средство беседа – приём задавание вопросов.

Устный метод – средство беседа – ответ на вопросы учителя;

Наглядный метод – приём просмотр и анализ иллюстраций.

Пётр родился 30 мая 1672г.

Отец — царь Алексей Михайлович — имел многочисленное потомство: Пётр был 12-м ребёнком.

На 4-м году жизни Петра умер царь Алексей Михайлович.  Петра обучали грамоте и арифметике.

Пётр был провозглашён царём в 10 лет (кар 2). Но самостоятельно управлять государством стал позже.

В детстве одним из любимых увлечений Петра были военные «потехи».

Что такое «потехи»?

Позже один из созданных им полков получил название «Потешный».

Сверстники юного царя, с которыми он играл, были одеты в настоящую военную форму. С самого детства проявлял интерес к наукам и западному образу жизни.

Образ его жизни был необычным для царя. Во время путешествия в Европу молодой Пётр трудился плотником на верфях Голландии и Англии.

Как вы думаете, зачем ему это было нужно?

Пётр всё хотел постичь сам. Всю жизнь он учился. Хорошо знал математику, географию, военное дело, иностранные языки. Пётр освоил около 14 специальностей, мог своими руками построить корабль. Он хотел получить те знания, которые помогли бы ему многое в России преобразовать, изменить к лучшему.

Не похож Пётр на царя был даже внешне. Роста был очень высокого – больше 2 метров. Одевался очень просто для царя (кар 3, 4, 5). Пётр предпочитал ходить пешком, не любил длительных заседаний, всё делал быстро и бойко.

Энергичному царю не по душе были многие порядки и обычаи русской старины. Много нового появилось в России при Петре.

Что такое реформы? (преобразование, изменение, переустройство с целью улучшения)

Преобразования, проведённые в начале правление Петра Великого, были нацелены на сбор денег для продолжения Северной войны, которая длилась 21 год между Россией и Швецией за господство на Балтийском море. Все дальнейшие реформы были направлены на внутреннее обустройство государства.

Отвечают на вопросы учителя

Игры

Печатно-словесный метод – средство учебник, таблица «Реформы Петра Великого» - приём устное заполнение таблицы;

Устный метод – средство беседа – приём задавание вопросов;

Устный метод – средство рассказ – приём объяснение;

Печатно-словесный метод – средство отрывок из Указа Петра – приём контроль за выполнением задания.

Печатно-словесный метод – средство учебник, таблица «Реформы Петра Великого», ручка – чтение по цепочке, выделение смысловых доминант текста, письменное заполнение таблицы;

Устный метод – средство беседа – ответ на вопросы учителя;

Печатно-словесный метод – средство отрывок из Указа Петра – приём выделение смысловых информационных полей, заполнение таблицы

Сейчас, читая учебник по цепочке, мы заполним таблицы, которые каждый из вас получил.

Итак, какая первая реформа?

В какой столбик будем записывать?

Следующая реформа?

В какую колонку записываем?

Какие ещё реформы провёл Пётр Первый?

Первая печатная газета называлась «Ведомости». Название тоже запишите.

Первый музей назывался Кунсткамера.

Что значит публичная?

Что ещё нового появилось при Петре Первом?

Какие города появились при Петре Первом?

Какие изменения произошли в отношениях с другими странами?

Что изменилось в области образования?

Школы называли «цифирными».

Почему школы называли «цифирными»?

А что изменилось во внешнем виде жителей России при Петре?

А что ещё очень важного произошло в России?

Прочитаем внизу, что же такое империя?

Империя – государство, во главе которого монарх – один правитель, именуемый императором.

Также мы должны записать ещё несколько реформ.

  1. Появились первые ордена 1
  2. Появилась регулярная постоянная армия, хорошо обученная 2
  3. Появление Сената – высшего госудрственного органа, подчинённого императору 3
  4. Созданы коллегии (министерства) 3

Одна реформа, проведённая Петром не указана в учебнике, и о ней не сказала я. У вас есть отрывок из указа Петра Великого, который, работая в парах, вы прочитаете и постараетесь сказать, какой же это указ и в какую колонку вы его запишите.

Читают учебник, отвечают на вопросы, заполняют таблицу

НГ – 1 января

1

Летоисчисление от Рождества Христова 1

Выпущена первая печатная газета 1

Открыт первый музей1

Открыта первая публичная библиотека 1

Появление морского флота 2

Открытие заводов 1

Санкт-Петербург, Таганрог, Петрозаводск, Екатеринбург 3

Наладилась связь с другими государствами, появилась возможность бывать за границей, иностранцы стали приезжать в Россию 5

Открытие новых школ

Запрет носить бороду, запрет носить русское платье 1

Россия провозглашена империей, а Петр Первый императором 4

Деление России на 8 губерний (округов)

Устный метод – средство рассказ – приём объяснение, картинное описание;

Печатно-словесный метод – средство иллюстративный материал достопримечательности Санкт-Петербурга – приём «оживления» карты-схемы Санкт-Петербурга на доске;

Устный метод – средство беседа – приём задавание вопросов;

Печатно-словесный метод – средство иллюстративный материал достопримечательности Санкт-Петербурга – приём «оживления» карты-схемы Санкт-Петербурга, вычерчивание исторических объектов на схеме;

Устный метод – средство беседа – ответ на вопросы учителя;

Одна реформа, проведённая Петром не указана в учебнике, и о ней не сказала я. У вас есть отрывок из указа Петра Великого, который, работая в парах, вы прочитаете и постараетесь сказать, какой же это указ и в какую колонку вы его запишите.

Как мы увидели одним из преобразований Петра 1 было строительство новых городов.

Какой город был самым важным из вновь построенных? (подписываю схему)

У каждого из вас есть схема города Санкт-Петербурга, в которой нужно подписать название достопримечательностей.

У вас указано, когда был основан Санкт-Петербург? 

На какой реке он стоит? (подписываю реку)

Подпишите на вашей схеме реку.

Город начался со строительства Петропавловской крепости (кар 6). Пётр сам выбрал место для её закладки. При Петре было начато сооружение Петропавловского собора с необычным золочёным шпилем. Назван он так в честь покровителей города святых Петра и Павла.

Подпишем эту крепость на схеме.

Петербург строился по чёткому плану. Его украшали многие известные зодчие. На берегу реки Невы было возведено здание Адмиралтейства (кар 7) и рядом верфь для строительства судов.

Подпишем Адмиралтейство на карте.

Пётр Первый особо почитал князя Александра Невского. В честь него в Петербурге была выстроена Александро-Невская лавра (кар 8).

От Адмиралтейства до Александро-Невской лавры протянулась главная улица Петербурга – Невский проспект (подписываю проспект).

Подпишем Невский проспект на схеме.

Также на берегу реки расположилось здание первого музея – Кунсткамера (с нем. «кабинет редкостей» (кар 9).

Подпишем Кунсткамеру на схеме.

Также в Петербурге находится и по сегодняшний день принимает гостей один из крупнейших в России и мире художественных и культурно-исторических музеев – Эрмитаж, находящийся внутри Зимнего дворца (кар 10).

Подпишем Эрмитаж на схеме.

Но Пётр Первый планировал не только здания дворцов и музеев, а также и садов. Летний сад (кар 11) был заложен Петром 1 и построен по его плану. В нём находился Летний дворец Петра 1 или домик Петра 1 (кар 12).

Отмечаем на схеме Летний сад и домик Петра Первого.

Также совсем недалеко от берега Невы расположен самый большой в Санкт-Петербурге собор – Исаакиевский собор (кар 13), отличающийся своей красотой и необычностью. Прямо перед ним расположен памятник Петру Великому, который «смотрит» на Неву. Его называют «Медный всадник» (кар 14) как одноимённое произведение Александра Сергеевича Пушкина.

Отметим на схеме памятник Петру Великому и Исаакиевский собор.

Санкт-Петербург был настолько по душе Петру Великому, что он перенёс туда столицу из Москвы.

«Оживляют» карту-схему Санкт-Петербурга

  1. Закрепление изученного на уроке

Устный метод – средство беседа – приём задавание вопросов;

Наглядный метод – средство видео-наглядность DVD-фильм  - приём показ DVD-фильма. Показ презентации: «Петергоф- резиденция царя морей».

Устный метод – средство беседа – ответ на вопросы учителя;

Наглядный метод – средство видео-наглядность DVD-фильм  - приём просмотр и анализ фрагмента фильма.

Пригороды Петербурга не уступают по своей красоте самому городу. Пожалуй, самым знаменитым и красивым пригородом является Петергоф, в котором ежегодно проходит праздник фонтанов.

Сейчас мы посмотрим отрывок из фильма про Петербург, который и покажет нам, что же представляет этот праздник. Также вы увидите виды современного Санкт-Петербурга. (1 час 25 минут)

Что же является гордостью Петергофа?

Хотели бы вы побывать в Санкт-Петербурге?

Наш урок подходит к концу.

  1. Итог урока

 

Рефлексия

Устный метод – средство беседа – приём задавание вопросов.

Устный метод – средство беседа – ответ на вопросы учителя

И чтобы проверить как вы усвоили материал, мы сделаем небольшую самостоятельную работу. Вам нужно будет выбрать правильный вариант ответа.

Те, кто не допустил ошибок, пожалуйста встаньте. Молодцы! Давайте поаплодируем друг другу. Я очень рада, что в вашем классе столько внимательных учеников.

Заслуженно ли Пётр Первый получил прозвание «Великий»?

Почему для России был так важен флот?

Что запомнилось вам о детстве Петра Первого?

Чем царь Пётр отличался от других правителей? Что вам в нём нравится, а что нет?

Что называется империей?

Карточки с видами Санкт-Петербурга.    

- Ребята, а вы хотели бы увидеть русских императоров?  Сейчас я вам покажу презентацию: «Русские императоры».

                                                     

Отвечают на вопросы учителя

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка.Интегрированный урок-экскурсия "Великая Отечественная война 1812 года. Казанский собор Санкт-Петербурга. Икона Казанской Божией Матери"

Интегрированный урок-экскурсия "Великая Отечественная война 1812 года. Казанский собор Санкт-Петербурга. Икона Казанской Божией Матери"(окружающий мир, история Санкт-Петербурга, ОРКСЭ)...

Методическая разработка "Великие женщины Санкт-Петербурга"

Пример жизни великих женщин вдохновляет детей на желание трудиться и добиваться поставленной цели....

Великие архитекторы Санкт-Петербурга. Доменико Трезини.

Эта презентация была подготовлена по истории Санкт - Петербурга в рамках курса "Прогулки по Санкт - Петербургу"....

КОНСПЕКТ УРОКА (классного часа): Мой город – Санкт-Петербург

Класс: 4Д (VIII вид 2 вариант)Тема урока: Мой город – Санкт-Петербург.Тип урока: урок усвоения новых знаний.Цель: формировать начальные знания о Санкт – Петербурге;Задачи: Образовательные:...

Методическая разработка воспитательного мероприятия в группе продленного дня "Великие женщины Санкт-Петербурга"

Методическая разработка воспитательного мероприятия в группе продленного дня "Великие женщины Санкт-Петербурга"...

Конспект урока на тему :"Музейное пространство Санкт-Петербурга"

Мною предоставлен конспект урока посвящённый путешествию по музем города Санкт-Петербург....

Конспект урока на тему :"Музейное пространство Санкт-Петербурга"

Мною предоставлен конспект урока посвящённый путешествию по музем города Санкт-Петербург....