"Признаки весны"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Семёнова Нина Олеговна

План-конспект урока по предмету "Развитие речи и окружающмй мир" для детей с ТМНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_priznaki_vesny.docx22.77 КБ

Предварительный просмотр:

План - конспект открытого урока по предмету: «Развитие речи и окружающий мир»

3 класс «Особый ребенок»

Учитель: Семенова Н.О.      

Интеграция с предметами: «Альтернативное чтение», «Ручной труд»

Тема: «Признаки весны»

Цель: Повторение и закрепление знаний детей о признаках ранней весны, расширение представлений о жизни растений весной.

Задачи:

Образовательные:

 - повторить изученные ранее характерные признаки ранней весны

- уточнить и расширить знания детей о жизни растений ранней весной

- продолжать учить «читать» графические изображения

Коррекционно - развивающие:

- продолжать развивать произвольное слуховое и зрительное внимание

- тренировка и развитие индивидуальных мелкомоторных умений: отщипывать, расплющивать пластилин

- пополнять и расширять пассивный словарь учащихся

Воспитательные:

- повышать заинтересованность учащихся в учебном процессе

- воспитывать самостоятельность, учить доводить начатую работу до конца

- продолжать развивать умение следовать инструкции учителя

Материалы и оборудование: колокольчик, пиктограммы: «Весна», «Солнце», «Проталины», «Птицы», «Цветы», «Деревья»; Ковролинограф; графическое изображение: природы ранней весной, сосульки, проталины, подснежник, мать и мачеха. Ветки дерева, высаженный в цветочный горшок первоцвет. Изображение дерева - по количеству детей; восковой пластилин зеленого цвета. Айпад с фотографиями детей на экскурсии.

Предварительная работа: наблюдение за природными и погодными явлениями на улице. Экскурсия в весенний парк. Соотнесение реального предмета (объекта) и его изображения в процессе прогулки на улице. Экспериментирование, наблюдение за веткой липы, поставленной в воду. Рассматривание иллюстраций, видеоизображения – «Природа весной». Чтение стихов о весне. Творческая деятельность.

Ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Индивидуальная работа

I. Организационная часть.

Учитель: «Начинаем урок» - жест. Приготовились слушать, смотрим на меня.

«Вот звенит у  – начинается урок» (колокольчик).

Дети рассаживаются на места самостоятельно и с помощью педагога. Ученики концентрируют внимание на учителе. По желанию помогают (звонят в колокольчик)    

II. Основная часть.

-Давайте вспомним, какое сейчас время года.

- Время года – весна. (Предъявление пиктограммы)

(Ждем, пока каждый из учеников обратит внимание на демонстрируемый педагогом материал).

- Весной солнце, светит ярко, дает больше света и тепла (пиктограмма).

- На улице с каждым днем становится теплее. Днем тают сосульки – звенит капель (картинка и пиктограмма).

- Возвращаются из теплых краев птицы (пиктограмма)

- От тепла снег начинает таять. Растаявший снег превращается в воду (ручьи и лужи - картинка)

- Появляются проталины - место, где стаял снег (картинка).

 - Весной природа оживает от зимнего сна! Появляются первые цветы (пиктограмма)  «первоцветы»

- Вспомним, какие первоцветы мы уже знаем. Первым появляется подснежник (картинка). Цветы появляются сразу из-под снега.

Следят за действиями учителя.

Обращают внимание на демонстрируемый педагогом материал

 Прослеживают за указательным жестом учителя.

Г. - обращает внимание на демонстрируемый  материал; фиксирует взгляд на предъявляемом графическом изображении.

М., С., Т. – рассматривают предъявляемое графическое изображение.

- Давайте вспомним, что мы видели на экскурсии (просмотр короткого видеоролика с экскурсии)

- Снег везде растаял. Что мы нашли на улице? (предъявление цветка, затем его изображения). Еще один первоцвет – «мать- и- мачеха». Он похож на маленькое солнышко.

Рассматривают, трогают, нюхают.

Т., С., М. - сравнивают (соотносят) объект с изображением.

- Весной просыпаются и деревья.  Сначала на их ветках набухают почки, потом из почек распускаются первые листики... (пиктограмма)

- Набухают. Какое интересное слово. Что, это значит? И откуда появляются листочки?

- Давайте посмотрим на веточку дерева. Посмотрите: веточка «голая». Без листиков. Обратите внимание на почки: они маленькие.

- Теперь рассмотрим веточку, которую мы поставили с вами в воду на окно, где тепло и много света. Что произошло? Смотрите почки, стали большие, превратились в бугорки -  набухли (жест). А эти почки раскрылись, и из них показались маленькие листики.

Обращают внимание на демонстрируемый  материал.

Прослеживают за указательным жестом учителя.

Рассматривают, трогают, показывают.

Индивидуально: Найди и покажи почку. Где почка? Где листочек? (слушают, показывают)

Г.- обращает внимание на демонстрируемый  материал; фиксирует взгляд на предъявляемом объекте; М. – указывает направление взглядом; С., Т. – показывают, используя указательный жест.

Динамическая пауза

На деревьях зреют почки.

Будут листики, цветочки (показываем кулачки – почки; листики- ладошки;цветочки – растопырить пальцы)

Ветер дует, задувает,

Ветер веточки качает (выставляем руки перед собой и качаемся)

Солнце веточки нагреет.

Все вокруг зазеленеет.(поднимаем руки в верх и опускаем их через стороны)

Вдруг раскроются все почки,

И появятся листочки! (выставляем кулачки и разжимаем их)

Дети выполняют действия с различной степенью помощи.

1 подгр. : выполняют движения в соответствии с текстом по подражанию

2 подгр.: выполняют движения в соответствии с текстом с помощью взрослого

Варианты выполнения с различной степенью участия взрослого: Г. и М. - методом «рука под рукой» или после физической подсказки

С., и Т. –выполняют  по подражанию

- Листочки растут очень быстро, и скоро все деревья станут зелеными и красивыми.

( открывается волшебный сундучок, в нем графическое изображение деревьев. Пластилин)

- Посмотрите внимательно, наши деревья на картинке стоят голые, на их ветках нет листочков. Давайте поможем нашим деревьям зазеленеть.

 - Нам понадобится пластилин зеленого цвета, ведь листики зеленые. Отщипываем, маленькие кусочки пластилина, ведь первые листики еще маленькие. Расплющиваем пластилин пальчиками и прилепляем на веточки нашего дерева (показ)

- Ну вот, теперь наши деревья красивые, весенние, с зелеными листочками. К нам в класс пришла весна (работы учеников используются в интерьере класса)

Дети выполняют задание с различной степенью помощи.

Следуют вербальной инструкции, сопровождаемой жестом.

III. Заключительная часть.

Подведение итогов урока.

- Давайте повторим, что мы сегодня делали на уроке.

 Вербальное перечисление упражнений  с опорой на пиктограммы (с жестовым сопровождением).  

Обозначение успешных моментов детей.

Ученики слушают учителя, смотрят на предъявляемые графические изображения заданий, прослеживая за указательным жестом учителя.

- А сейчас наш урок заканчивается (жест). Звенит колокольчик

По желанию помогают (звонят в колокольчик).        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Признаки весны" к конспекту индивидуального занятия .

Предназначена для развития речи дошкольников с нарушениями слуха....

Конспект подгруппового логопедического занятия для учащихся 2 класса. Тема: Автоматизация звука |Л| в слогах, словах и предложениях. Лексическая тема: «Весна. Признаки весны»

Цель занятия: закрепление навыка правильного артикуляционного уклада при произношении звука Л в слогах, словах и предложениях. Вырабатывать навыки правильного грамотного письма и чтения. При проведени...

Урок окружающего мира. Тема урока: Весна. Признаки весны. 1 класс, ПНШ.

Задачи деятельности учителя: создать условия для обобщения наблюдений учащихся за изменениями, проис­ходящими в природе с приходом весны, составления правил безопасного поведения весной на улице...

Учебно - методический комплект по окружающему миру 1 класс "Пришла весна. Признаки весны" (конспект + презентация)

Учебно - методический комплект по окружающему миру 1 класс "Пришла весна. Признаки весны" (конспект + презентация)...

«Весна. Признаки весны».

Представляю вашему вниманию технологическую карту дефектологического группового занятия со вторым классом....

Конспект открытого урока для детей с УО по предмету окружающий мир и человек на тему: "Весна. Признаки весны"

Конспект открытого урока  для детей с УО вариант 1 по предмету окружающий мир и человек на тему: "Весна. Признаки весны"...