Окружающий мир. Конспект урока для 2 класса. Школа " 2100" . Тема: Моря и острова
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему
Предмет: Окружающий
Класс: 2
Тема урока: Моря и острова
Цели урока: познакомить с характерными особенностями морей, островами и полуостровами.
Планируемые результаты:
Предметные: формирование умения вступать в диалог, эмоционально воздействовать на собеседника, формировать обстановку;
Личностные: развивать умение наблюдать, слушать, анализировать
Тип урока: выступление с презентациями
Оборудование: учебник «Окруж. мир 2 класс» , А.А. Вахрушев, О.В.Бурский УМК «Школа 2100»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzh.mir_19.02.docx | 34.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Этапы | Время | Содержание. Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1. Организационный момент: | ≈ 1 | Здравствуйте, ребята! Сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. Повернитесь друг к другу и улыбнитесь. И с таким хорошим настроением мы начинаем наш урок. Посмотрите, чтобы у вас на парте обязательно лежали учебник и рабочая тетрадь. А теперь покажите мне, как должен сидеть настоящий ученик? Молодцы! | Приветствуют учителя. Настраиваются на предстоящую работу. Проверяют готовность к уроку. | Л: Воспринимать речь, непосредственно обращённую к учащемуся. Р: Организовывать рабочее место. |
2. Актуализация опорных знаний: Словесный метод: слово учителя, ответы на вопросы. Словесный метод: ответы на вопросы. Практический метод: выполнение заданий. | ≈ 7 | Равнины Океаны Реки Горы Озёра – На какие группы их можно разбить? (Относящиеся к суше: равнины, горы, острова. Связанные с водой: реки, океаны, озёра.) – Что общего во всех этих понятиях? (Это географические объекты.) – Лена с Мишей придумали игру: назови географические объекты одним словом, объясни, что это такое, и разбей их на группы. Лена быстро справилась с заданиями, а Миша долго размышлял. Их ответы лежат в конвертах. Наверное, вы теперь хорошо разбираетесь в географических объектах и сможете определить, нет ли в ответах Миши или Лены ошибки. Хотите ли вы поиграть с ними и проверить их ответы? При выполнении заданий вам поможет карта. Задание № 1. Обь, Лена, Амазонка, Ганг. 1. Общее название _______________ 2. Объясните, что обозначает данное понятие _____________________ 3. Разделите на группы, укажите причину выделения таких групп ___________ Ответ Лены: 1. Общее название: реки. 2. Река – это водоём. Для возникновения реки необходим наклон местности. Реки берут своё начало в горах. Впадают в океаны. 3. Я предлагаю выделить две группы: Обь, Лена, Ганг и Амазонка, т.к. первые реки текут по Азии, а Амазонка – по Южной Америке. Ответ группы: 2. Река – это постоянный водоток. Для возникновения реки необходим наклон местности. Реки берут своё начало в горах, озёрах или родниках. Впадают реки в озёра, океаны или в другие реки. Вода в реках пресная. 3. Лена при объяснении причины выделения групп ошиблась. Нужно было указывать либо часть света, либо материки (Лена их смешивает). Мы тоже предлагаем выделить две группы: Обь, Лена, Ганг и Амазонка, т.к. первые реки текут по части света – Азии, а Амазонка – по Америке. Задание № 2. Индийский, Тихий, Северный Ледовитый. 1. Общее название _______________ 2. Объясните, что обозначает данное понятие ________________ 3. Разделите на группы, укажите причину выделения таких групп _________________ Ответ Миши. 1. Это океаны. 2. Океаны – огромные водоёмы с солёной водой. Выделяют четыре океана. Они омывают материки. 3. Я предлагаю выделить в первую группу: Северный Ледовитый и Индийский, а во вторую – Тихий, т.к. первые омывают Евразию, а Тихий – Южную и Северную Америку. Ответы групп: Мы считаем, что группы Мишей указаны неверно. Тихий океан тоже омывает Евразию. Можно, например, выдвинуть такую причину: омывает Америку и не омывает Америку. Можно выделить и другие группы по другой причине: пересекают экватор, не пересекают экватор. Первая группа: Индийский, Тихий. Вторая группа – Северный Ледовитый. – Вы очень хорошо справились с заданием. А теперь попробуйте выполнить задания сами.
Задание № 3. Средиземное, Баренцево, Чёрное. 1. Общее название _______________ 2. Объясните, что обозначает данное понятие ________________ 3. Разделите на группы, укажите причину выделения таких групп ___________ Группы начинают выполнять задание. 1. Мы считаем, что это моря. 2. Что такое море? – Можно ли разбить моря на группы? Ответы детей. Задание № 4. Сахалин, Мадагаскар, Гренландия, Камчатка, Индостан. 1. Можно ли разделить на группы? 2. Дайте название. – Объясни, что обозначает это понятие. – Почему сразу вы не можете дать чёткий ответ на вопросы? – Как вы считаете, чему будет посвящён наш урок? Тема урока: Моря. Острова и другие части суши. – На какие вопросы нам нужно ответить? 1. Относится к суше или к воде. 2. Где располагаются? 3. Какие объекты напоминает или с какими объектами связан. 4. В чём особенность данного объекта? 5. Моря относятся к воде. Значит, необходимо выяснить, солёная или пресная вода находится в них. | Слушают. Отвечают на вопросы. Дети получают конверты с заданиями. Слушают. Выполняют задания. Слушают. Выполняют задания. Работают в группах. Затрудняются в ответах Формулируют тему урока | П: Воспринимают речь учителя. П: Строят рассуждение. П: Воспринимают речь учителя. К: Ориентируются на партнера во взаимодействии. К: Умение слушать и слышать. П: Выполняют здание учителя. П: Строят рассуждение П: Воспринимают речь учителя. П: Строят рассуждение. П: Воспринимают речь учителя. К: Ориентируются на партнера во взаимодействии. К: Умение слушать и слышать. П: Выполнять задание учителя. К: Умение слушать и слышать. П: Строят рассуждение. П: Выполнять задание учителя. К: Умение слушать и слышать. П: Строят рассуждение. |
3. Постановка учебной задачи и её решение: Словесный метод: слово учителя, вопросы учителя. Практический метод: выполнение двигательных упражнений. Практический метод: работа с картой | ≈12 ≈3 ≈10 | Работа по учебнику. – Попробуйте описать эти части суши. (Острова и неизвестная нам часть относятся к суше.) – Верно. Найдите определение на с. 120. (Острова – это части суши, окружённые со всех сторон водой. А другие части суши окружены водой только с трёх сторон. Это полуострова.) – Скажите, как взаимодействует с сушей вода? (Она размывает берега, уносит с собой камни, песок.) Работа с плакатом. – А как, вы думаете, образовались полуострова? (Если посмотреть на полуострова, то можно обратить внимание, что все они в центре имеют возвышенность, видимо, океан постепенно затапливает низкие участки суши, а высокие остаются.) – А что бы произошло, если бы уровень моря понизился? (Полуостров превратился бы в остров.) – Предположите, что произойдёт со временем с участком суши (нижний левый рисунок). (Мы считаем, что со временем вода размоет узкое место, связывающее полуостров с материком, и вместо него образуется остров.) – Вспомните, ребята, как образуются вулканы. (Внутренняя сила поднимает с огромной силой верхние земные слои, на поверхность вырывается раскалённая магма…) – А если всё это происходит в океане, что в результате может образоваться? Посмотрите на среднюю иллюстрацию на с. 123. (Мы думаем, что на этом месте возникнет остров.) – Какие острова образуются из потухших подводных вулканов? Где их можно найти на карте? – Как вы думаете, а могут ли живые организмы построить остров сами? Предположения детей. – Тогда откройте с. 123 и прочитайте о ещё одном варианте возникновения островов. – Поработаем с помощью плаката «Полуострова и острова. – Ребята, скажите, случайными ли были вопросы Миши и Лены, связаны ли они с морями? (Лена и Миша рассматривали реки и океаны. Мы считаем, что и реки, и океаны связаны с морями.) – Давайте попробуем ответить на поставленные нами вопросы. (Многие реки впадают в моря, а моря являются частью океана.) – Что мы знаем о воде в реках и океанах? (В реках находится пресная вода. А в океанах – солёная.) – Какая же вода в морях? (Наверное, пресная вода из рек смешивается с солёной из океана. Поэтому вода в море солёная.) – К какому выводу вы пришли? (В море вода солёная.) – Можете ли объяснить свой вывод? (Нет.) – Мне кажется, что вам поможет схема на с. 122. – Можно ли пить морскую воду? – Давайте наш вывод запишем на доске. На какой вопрос мы ещё не ответили? (С какими объектами связаны моря?) – Что вы установили? (Мы считаем, что моря связаны с реками и океанами.) Работа с картой. Чем нужно воспользоваться, чтобы ответить на второй вопрос? – Нужно заглянуть в карту. Некоторые моря омывают материк и являются продолжением океана: Охотское, Баренцево, Северное моря. Они отделены друг от друга полуостровами. Другие имеют небольшое сообщение с океаном, но большая их часть ушла глубоко в материк: Средиземное море, Балтийское море, Японское море, Красное море. Третьи находятся внутри материка – это большие озёра. – Подтвердит ли наш вывод сказка? Откройте с. 121 и послушайте. -Сейчас я расскажу вам сказку про Дракошу-Водохлёба, вы будете рассматривать иллюстрации и слушать меня внимательно. было людям придумывать названия морям? – Какой вопрос возникает у вас? (Почему эти водоёмы названы морями?) –На какой вопрос мы ещё не ответили? (Мы не ответили на вопрос: в чём особенность данного объекта?) – Какой вывод можно сделать Вода в океанах и морях находится на одном уровне. – Можно ли сказать, что вода в реке или озере находится на той же отметке? (Река течёт по наклонной плоскости, озеро может находиться на любой высоте относительно уровня океана. Это зависит от того, где располагается место, в котором находится озеро.) – Представим, что перед нами океан. Где будут находиться моря? (Мы думаем, что ближе к суше будут находиться моря.) – Что происходит с водой в океане? Она неподвижна или нет? (Нет, вода находится в постоянном движении.) – Как действует морская вода на сушу? Где больше всего опасностей подстерегает моряков в морях или океанах? (Мы считаем, что на сушу обрушиваются большие волны. Вода, наверное, разрушает поверхность суши, она может полуостров отделить от суши и превратить его в остров. Наверное, морякам из-за волн и небольшой глубины опаснее плавать по морям.) – Просмотрите учебник на с. 121–122 и проверьте наши выводы. Что ещё нового вы нашли в учебнике? – Вернёмся к заданиям Миши и Лены. Сможем ли мы их теперь выполнить? Задание № 3. Средиземное, Баренцево, Чёрное. 1. Общее название _______________ 2. Объясните, что обозначает данное понятие. __________________ 3. Разделите на группы, укажите причину выделения таких групп. ___________ Примерные ответы 1. Средиземное, Баренцево, Чёрное – это моря. 2. Море – огромный водоём, омывающий сушу. В море солёная вода. Вода в морях находится на одном уровне. Моря связаны с океанами. Морская вода разрушает поверхность суши. Задание № 4. Сахалин, Мадагаскар, Гренландия, Камчатка, Индостан. 1. Можно ли разделить на группы? 2. Дайте название. Объясните, что обозначает это понятие. Ответы детей: – Сахалин, Мадагаскар и Гренландия – это острова. Острова – это участки суши, окружённые водой. Камчатка, Индостан – это полуострова. Полуострова – это участки суши, с трёх сторон окружённые водой. Физминутка. Работа в Рабочей тетради. – Выполните задания в Рабочей тетради: 1-й вариант – задания 1 и 5, 2-й вариант – задания 3 и 4. | Слушают. Отвечают на вопросы. Воспринимают новую информацию. Слушают учителя. Работают в группах. Выполняют двигательные упражнения. Отвечают на вопросы. Выполняют задание в рабочей тетради. Отвечают на вопросы учителя. Слушают учителя. изучают карту приходят к выводу Оценивают работу. Делают заключение Повторяют упражнения за учителем | П: Выполнять задание учителя. К: Умение слушать и слышать. П: Строят рассуждение. П: Строят рассуждение П: Выполняют здание учителя. П: Строят рассуждение П: Воспринимают речь учителя. П: Строят рассуждение. П: Воспринимают речь учителя. К: Ориентируются на партнера во взаимодействии. К: Умение слушать и слышать. П: Строят рассуждение. П: Строят рассуждение П: Выполняют здание учителя. П: Строят рассуждение П: Воспринимают речь учителя. П: Строят рассуждение. П: Выполняют здание учителя. П: Строят рассуждение К: Умение слушать и слышать. П: Строят рассуждение П: Строят рассуждение. П: Строят рассуждение П: Выполняют здание учителя. П: Строят рассуждение П: Воспринимают речь учителя. П: Строят рассуждение. П: Строят рассуждение П: Выполняют здание учителя. П: Строят рассуждение П: Воспринимают речь учителя. П: Строят рассуждение. |
4. Итог: Словесный метод: слово учителя | ≈3 | Ребята, вы сегодня очень активно работали! Наш урок подходит к завершению. Давайте с вами подведем итоги. Что нового вы сегодня узнали? Какие выводы сделали? Где пригодятся знания? Молодцы, я за вас рада! | Делают выводы. Отвечают на вопросы. Записывают домашнее задание. | Р: Отслеживать цель учебной деятельности. |
5. Рефлексия Словесный метод: ответы на вопросы, самоанализ. | ≈1 | А теперь возьмите в руки ваши карандаши: зеленый, желтый и красный. Поднимите ЗЕЛЕНЫЙ карандаш, если - вы довольны собой, вам понравился урок, у вас все получилось, во время урока не возникало трудностей. ЖЕЛТЫЙ, если - у вас не все получилось, что-то было непонятно, но вы постараетесь на следующем занятии. И КРАСНЫЙ – вам ничего не понятно и сегодняшний урок не понравился. Молодцы! Спасибо вам за урок! До свидания! | Самоконтроль. Делают выводы. | Л: Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |
Предмет: Окружающий
Класс: 2
Тема урока: Моря и острова
Цели урока: познакомить с характерными особенностями морей, островами и полуостровами.
Планируемые результаты:
Предметные: формирование умения вступать в диалог, эмоционально воздействовать на собеседника, формировать обстановку;
Личностные: развивать умение наблюдать, слушать, анализировать
Тип урока: выступление с презентациями
Оборудование: учебник «Окруж. мир 2 класс» , А.А. Вахрушев, О.В.Бурский УМК «Школа 2100»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка, 2 класс, "Школа 2100". Тема: "Наблюдение за написанием буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу".
Конспект урока русского языка, 2 класс, УМК "Школа 2100". Тема:Наблюдение за написанием буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу"....
План урока по Окружающему миру 1 класс Школа 2100. Тема: ТВЕРДЫЕ ТЕЛА, ЖИДКОСТИ И ГАЗЫ
Файл содержит план урока по Окружающему миру в 1 классе, программа "Школа 2100", учебник Вахрушева, с приложениями в виде материалов для распечатки, раздачи ученикам и размещения на доске....
Окружающий мир. Конспект урока для 2 класса. Школа " 2100" . Тема: Экологические системы.
Предмет: ОкружающийКласс: 2Тема урока: Экологические системыЦели урока: Показать взаимосвязь живой и неживой природы.Планируемые результаты:Предметные: формирование умения вступать в диалог, эмоционал...
Окружающий мир. Конспект урока для 2 класса. Школа " 2100" . Тема: Природная зональность.
Предмет: ОкружающийКласс: 2Тема урока: природная зональностьЦели урока: ознакомить учеников с природными зонами, их закономерным чередованием и проявлениями закона природной зональностиПланируемые рез...
Окружающий мир. Конспект урока для 2 класса. Школа " 2100" . Тема: Природные зоны холодного пояса
Предмет: ОкружающийКласс: 2Тема урока: Природные зоны холодного поясаЦели урока: ознакомить детей с природными зонами холодного пояса, их особенностями и обитателямиПланируемые результаты:Предметные: ...
Окружающий мир. Конспект урока для 2 класса. Школа " 2100" . Тема: Леса умеренного пояса
Предмет: ОкружающийКласс: 2Тема урока: Леса умеренного поясаЦели урока: детей с лесами умеренного пояса, их особенностями и обитателями; показать взаимную приспособленность живых организмов – членов э...
Урок окружающего мира 4 класс «Школа России» Тема: Моря, озёра, реки России
Урок окружающего мира 4 класс по УМК "школа России"....