Технологическая карта урока. Трудные времена на русской земле. 4 класс
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Лютфулина Альфия Зиннатулловна

Технологическая карта урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trudnye_vremena_na_russkoy_zemle._4_klass._shkola_rossii.docx40.35 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:

«Трудные времена на русской земле»

Тип урока: открытие новых знаний

Цели урока:

  1. получить представление о трудных временах в Древней Руси;
  2. формировать представление о военном деле на Руси.

Планируемые результаты:

- личностные: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; вызвать интерес к теме урока; освоение социальной роли обучения;

- метапредметные: умение вести диалог; умение сравнивать, обобщать; умение контролировать свои учебные действия; освоение форм рефлексии; умение принимать и удерживать учебную задачу;

- предметные: умение работать с учебником; развитие кругозора, интереса к истории; формирование представления о Древней Руси.

Понятия: Дань, хан, Золотая Орда

Оборудование: учебник: А. А. Плешаков, 4 класс, 2 часть; рабочая тетрадь: А. А. Плешаков, 4 класс;  презентация, карточки с заданиями.

        

Этап урока

Время

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.

Организация начала занятия

1 мин

- Прозвенел звонок. Красиво встали, выпрямили спинки. Здравствуйте, ребята. Я очень рада вас видеть! А сейчас, тихонечко сядут те, кто настроился на урок, готов внимательно слушать и активно работать.

Приветствует учащихся.

Словесный: слово учителя.

Приветствуют учителя.

Настраиваются на урок.

Л: самоопределение;

смыслообразова-ние.

2.

3.

Подготов-ка к основ-ному этапу занятия

Проверка ранее изученного материала

Подготов-ка к основ-ному этапу занятия

2 мин

3 мин

2 мин

   На прошлом уроке мы с вами говорили о том, что очень важно изучать историю, не так ли?  Так почему же важно изучать историю? Кто напомнит? Что дает нам история?

Молодцы!

Давайте освежим ваши знания с предыдущих уроков, ответив на несколько вопросов.

  1. Кто создал славянскую азбуку?
  2. Что такое летопись?
  3. Какими были книги в Древней Руси?

Теперь проверяем ваше домашнее задание.

Откройте учебники на странице 59. Посмотрите на название параграфа. Как он называется?

«Трудные времена на Русской земле»

На прошлом уроке мы с вами говорили о Древней Руси.

Поднимите руку, кто хочет еще больше узнать о ней?

 Отлично!

Тогда давайте поставим цели к нашему уроку.

Цель:

1. получить представление о трудных временах на Руси;

Проводит анализ высказывания.

Оценивание ответов.

Фронтальный опрос по темам предыдущих уроков.

Словесный: учебный диалог.

Проводит работу с учебником, темой урока.

Работают с высказывани-ем, формулируют свои предп-я.

Отвечают на вопросы.

В случае затруднения ищут ответы на страницах учебника.

Определяют тему и цели урока

Работают по учебнику.

Знакомятся с целями урока.

П: проводить анализ, синтез сравнение;

извлечение необходимой информации.

Регулятивные: учатся отличать верно выполненное задание от неверного;

Познавательные: формирование мыслительных операций.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других.

4.

Усвоение новых знаний и способов действий

15 мин

А сейчас я вам расскажу про трудные времена на Русской земле.

Но перед этим я вам раздам карточки с текстом. В этом тексте пропущены некоторые слова и словосочетания. Ваша задача следить за моим рассказом и вставлять пропуски.

     К середине ХII века Древняя Русь распалась на отдельные княжества. Князья хотели  быть самостоятельными и никому не подчинялись.

      В ХIII веке на Русь обрушились тяжелые испытания. С востока, из Азии, напали степные кочевники – монголы.

   Поход на Русь возглавил хан Батый. Первым русским городом на пути оказалась Рязань.  В феврале 1238 года полчища Батыя осадили, а затем сожгли Владимир. Тогда же захватчики разгромили и другие города.  Батыю открылась дорога на богатый Новгород. Однако он повернул назад. На обратном пути в южные степи Батыева рать семь недель провела под небольшим городом Козельском, жители которого стойко и упорно сопротивлялись. Монголы прозвали Козельск злым городом. Такая же печальная участь ожидала и Киев. В 1238 году он был захвачен и разрушен. Большинство русских земель попало в зависимость к Золотой Орде – так стало называться государство монголов. Отныне Руси пришлось выплачивать дань Орде. Князья должны были ездить к хану – правителю Золотой Орды – за разрешением на владение княжеством.

В борьбе с Русью силы монголов ослабили. Подчинить себе всю Европу они не смогли.

Итак, что вы узнали нового?

Какие слова были пропущены?

Хорошо, теперь проверим как внимательно вы слушали и следили за текстом.

На экране записаны слова. Вы должны объяснить значение этих слов.

  1. Золотая Орда
  2. Дань
  3. Хан
  4. Батый
  5. Кочевники

Физ. Минутка

Немножко отдохнем.

(Видеофизминутка)

Словесный: учебный диалог.

Практический: словарная работа.

Объясняет задание.

Словесный: слово учителя.

Практический: работа в группах.

Наглядный: ребусы.

Словесный: слово учителя.

Практический: слушание текста, выполнение задания в парах в карточке

Нагляд.: презентация, карточки с заданием.

Практический: слушание текста, выполнение задания в парах в карточке

Слушают учителя.

Высказывают свои предположения

Планируют свои действия в соответствии с заданием.

Разгадывают ребусы в группах.

Выполняют проверку.

Слушают учителя.

Знакомятся с текстом.

Планируют свои действия в соответствии с заданием.

Внимательно слушают рассказ учителя.

В парах выполняют задания в карточках.

Внимательно слушают рассказ учителя.

Регулятивные: проговаривание последовательность действий на уроке; формирование познавательной инициативы.

Познавательные: умение находить и выделять необходимую информацию; умение делать предположения и обосновывать их; выбор критериев для обоснования своего суждения.

Коммуникативные: умение слушать и понимать речь других.

П.: осмысленное чтение, извлечение необходимой информации из прослушанного текста.

5.

Первичная проверка понимания

5 мин

  А сейчас ответьте мне на вопросы по изученному материалу:

  • Что такое Золотая Орда?
  • Кто возглавлял Золотую Орду?
  • Что произошло с Русью в это время?

Словесный: беседа.

Наглядный: презентация.

Отвечают на вопросы.

П.: поиск и выделение необходимой информации.

6.

Закрепление знаний и способ действий

5 мин

А теперь, в парах заполните кроссворд.

  1. Кто возглавил поход на Русь? (хан Батый)
  2. Что выплачивали русские князья Золотой Орде? (дань)
  3. На какой город первыми напали монголы? (Рязань)
  4. Какой город сожгли в 1238 году? (Владимир)

Дает комментарии по выполнению заданий.

Словесный: слово учителя.

Практический: выполнение задания.

Самостоятель-но выполняют упражнения

Слушают задание

и выполняют

Р: самоконтроль;

устранение затруднений;

Оценка.

7.

Подведе-ние итогов урока

3 мин

Для чего необходимо знать историю своего края?

Какие уроки дает нам история?

Как человечество сохраняет память об исторических событиях и деятелях?  

Какие цели ставили на урок?

 Удалось решить поставленные цели? 

Что нового узнали?

 Что показалось особенно интересным сегодня на уроке?

Посчитайте количество жетонов, которые вы получили.

5 жетонов - это оценка "5".

4 жетона - оценка "4".

Словесный: слово учителя, учебная беседа.

Отвечают на вопросы. Высказывают свое мнение.

Р: сопоставление цели и результата деятельности, самооценка деятельности

8.

Рефлексия

3 мин

Поднимите руку те, кто считает, что понял весь материал урока, кому было легко.

Словесный: беседа.

Анализируют урок.

Л: самоанализ проделанной работы на уроке.

9.

Информа-ция о домашнем задании

Откройте дневники, запишите домашнее задание.

Учебник: стр. 59- 60 читать, подготовить пересказ.

Наш урок подошел к концу. Мне было приятно с вами работать. Хорошего вам окончания дня. До свидания.

Дает домашнее задание.

Словесный: слово учителя.

Записывают домашнее задание.

Р: планируют свое действие в соответ. с задачей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок в 4 классе "Трудные времена на Русской земле" по окружающему миру

Материалы для проведения урока с презентацией...

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе : Трудные времена на Русской земле.

Цель урока: дать представление о трудных временах на Руси в 13 веке....

Конспект урока по окружающему миру для 4 класса "Трудные времена на русской земле"

Конспект урока по окружающему миру для 4 класса "Трудные времена на русской земле"...

Технологическая карта урока окружающего мира "Трудные времена на русской земле", 4 класс (УМК "Школа России", А. А. Плешаков)

Тип урока: «открытие» нового знания;Цель урока: формирование представления о военном деле на Руси, изучение с героических страниц истории Отечества;Задачи урокаДидактические:узнать значени...

Технологическая карта урока ОМ «Трудные времена на Русской земле» 4 класс УМК системы Эльконина – Давыдова

Цель урока: формирование представления о военных событиях на Руси в 13 веке; развитие интереса к историческому прошлому страны.Задачи урокаДидактические:Формировать представления о военном...

Технологическая карта урока. Окружающий мир. «Трудные времена на русской земле»

Технологическая карта урока по окружающему миру «Трудные времена на русской земле». 4 класс...

Технологическая карта урока окружающего мира в 4 классе "Трудные времена на русской земле"

Технологическая карта урока окружающего мира в 4 классе "Трудные времена на русской земле"...