Технологическая карта урока окружающего мира "Трудные времена на русской земле", 4 класс (УМК "Школа России", А. А. Плешаков)
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
Тип урока: «открытие» нового знания;
Цель урока: формирование представления о военном деле на Руси, изучение с героических страниц истории Отечества;
Задачи урока
Дидактические:
узнать значения понятий «дань», «хан», «Золотая Орда»;
научить соотносить годы, события, исторических деятелей;
научить работать с исторической картой;
Развивающие:
развивать внимание при выполнении учебных заданий;
развивать логическое мышление;
развивать устную речь;
Воспитательные:
воспитывать умение слушать товарищей при работе в парах;
воспитывать интерес к истории Отечества;
воспитывать бережное отношение к учебнику;
Оборудование: учебник «Окружающий мир» А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова, 4 класс 2 часть («Школа России»), рабочая тетрадь А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова 4 класс 2 часть, учебная презентация, раздаточный материал, видеофрагмент.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта урока окружающего мира "Трудные времена на русской земле" | 139.19 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
Дата: 26.01.2021 Школа: Многопрофильный лицей №148 Класс: 4 «к» Урок: 2 Время: 8.50-9.30 Кабинет: 104 | Студент: Зияева Виктория Группа: 36 Учитель: Милых Наталья Витальевна Методист: Горячёва Светлана Леонидовна |
Тема урока «Трудные времена на русской земле»
Тип урока: «открытие» нового знания;
Цель урока: формирование представления о военном деле на Руси, изучение с героических страниц истории Отечества;
Задачи урока
Дидактические:
- узнать значения понятий «дань», «хан», «Золотая Орда»;
- научить соотносить годы, события, исторических деятелей;
- научить работать с исторической картой;
Развивающие:
- развивать внимание при выполнении учебных заданий;
- развивать логическое мышление;
- развивать устную речь;
Воспитательные:
- воспитывать умение слушать товарищей при работе в парах;
- воспитывать интерес к истории Отечества;
- воспитывать бережное отношение к учебнику;
Оборудование: учебник «Окружающий мир» А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова, 4 класс 2 часть («Школа России»), рабочая тетрадь А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова 4 класс 2 часть, учебная презентация, раздаточный материал, видеофрагмент.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап | Образовательная цель этапа урока | Формы, методы и приёмы | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося | Планируемые результаты (П,М,Л) | Дидактические средства и интерактивноеоборудование |
Самоопределение к деятельности | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Ф Словесные: слово учителя | 1. Приветствует учащихся; 2. Проверяет готовность учащихся к уроку; - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Виктория Рустамовна, сегодня я проведу у вас урок русского языка. Я рада видеть вас в хорошем настроении и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. Присаживайтесь, пожалуйста. - Вспомните правила посадки за партой, как правильно должна лежать тетрадь, как нужно держать ручку. - Запишите в тетради число, классная работа. Не забывайте про орфограммы. | 1. Приветствуют учителя; 2. Показывают готовность к уроку; | М: личностное включение в учебную деятельность (Р) | Презентация |
Актуализация знаний и мотивация | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | И,Ф Практические: расшифровка ребусов Словесные: подводящий диалог | 1. Для проверки усвоенных знаний учитель использует кроссворд. - Давайте начнем урок с небольшого повторения, проверим ваши знания. Вам нужно будет разгадать кроссворд по изученному материалу и отгадать ключевое слово.
2. Учитель задает вопросы - Какое ключевое слово получилось? - Как вы понимаете это слово? Как можно другими словами сказать – что такое нашествие? Посмотрим как это слово объясняется в словаре Ожегова. Прочтите. | 1. Решают кроссворд. - Крещение. - Богатыри. - Солнышко. - Олег. - Собор. - Береста. - Вещий. - Летопись. - Бояре. 2. Участвуют в диалоге, отвечают на вопросы учителя. - Нашествие. - Вторжение. - НАШЕ́СТВИЕ - вторжение неприятеля в страну, а также вообще насильственное вторжение. | П: знать материал прошлых уроков М: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса Л: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; | Учебная презентация |
Постановка учебной задачи | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | 1. Учитель определяет тему урока. - Как вы думаете о чем мы будем говорить на уроке? - Верно. Тема урока будет звучать так: «Трудные времена на русской земле». Мы познакомимся с героическими страницами истории Отечества, узнаем, как Русь отстаивала свою независимость. 2. Учитель помогает сформулировать цель урока. - Какую цель вы поставите на урок? 3. Учитель помогает составить план урока. - Чтобы добиться цели, давайте составим план нашей деятельности! План
| 1. Определяют тему урока. - О нашествии. 2. Формулируют цель урока. - Узнать о нашествии на Русь. 3. Составляют план урока. | М: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П); | Учебная презентация |
«Открытие» нового знания | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Практический: учебный диалог; Словесный: беседа; Иллюстративный метод | 1. Учитель рассказывает новый материал. 2. Организует работу с картой и с иллюстрациями. - В лето 1223 года в небе появилась комета. Она настолько близко пролетала от Земли, что хвост её, озаряя небо, хорошо был виден даже днём. Поскольку в те времена научного объяснения этого явления не существовало, люди приняли комету за дурной знак, предвещающий беду и горе. И многие люди связывали появление кометы с трагическими событиями на Руси. И действительно, вскоре на Руси настали трудные времена. 2. Учитель проводит работу с исторической картой. - Как вы думаете, почему Русь, государство, которое было лучше развито, чем кочевники, лучше преуспевающее в военном деле, с укреплёнными городами, почему оно не смогло дать достойный отпор полчищам Батыя? Посмотрите на карту. - Да, вы верно заметили. Князья - больше сил тратили на борьбу друг с другом, чем на защиту родного края. Русь была разрознена, состояла из отдельных княжеств и земель, у княжеств и земель были свои города-центры. 3. Учитель проводит с учениками анализ иллюстраций. - Откройте свои учебники на странице 60. Давайте сравним русских воинов и монгольского воина. Поработайте в парах, обсудите иллюстрации. У вас есть минута. Какие вы видите различия? - О чем это говорит? - Правильно. По этим причинам Русь не смогла сопротивляться нашествию монгол. - В XIII с юга пришло монгольское войско. Сначала выясним, кто такие монголы. Как вы думаете, кто это? - Верно. Поход на Русь возглавил хан Батый. - Первым русским городом оказалась Рязань. Шёл 1237 год. Когда полчища Батыя нападали на Рязань, князь Юрий попросил помощи у князей, которые правили в Чернигове и Владимире. Помощь не пришла. Город был разгромлен, а все его жители погибли. В феврале 1238 г. полчища Батыя осадили Владимир. Владимирский князь ждал помощи от Киевского и Новгородского князей. Но ни один из них не пришёл на помощь. Город пал. - Захват городов продолжался. Батыю открылась дорога на богатый город Новгород. Однако он повернул назад. На его пути стоял город-крепость Козельск. Семь недель продолжалась осада и штурмы. Под стенами Козельска погибли тысячи воинов. Монголы прозвали Козельск «злым городом». В 1240 году был захвачен и разрушен город Киев. - После этого закончилось завоевание Руси. Батый повернул назад и в низовьях Волги основал столицу своего государства, которая называлась Золотая Орда. Большинство русских земель попало в зависимость к Золотой Орде. Теперь Руси пришлось выплачивать дань Орде. - От какого слова образовалось слово «дань»? - Дань – это подать, плата, взимаемая победителем с побеждённого народа. Князья должны были ездить к правителю Золотой Орды за разрешением на владение княжеством. - Ребята, теперь давайте запишем значения новых слов в словари в ваших рабочих тетрадях. - Еще обратите внимание на карту. Посмотрите на надпись на карте «Битва на реке Калке». О ней не рассказывается в учебнике. Поэтому слушайте меня внимательно. - На реке Калке, маленькой речке, впадающей в Азовское море неподалёку от устья Дона, 31 мая 1223 г. произошла битва. А ей предшествовали такие события. В 1223 г. монголы вторглись в Половецкую степь. Половецкий хан обратился к русским князьям за помощью. На его призыв откликнулись 15 князей: киевский, смоленский, черниговский, владимиро-волынский и др. Они привели свои войска на подмогу половцам. Но киевский князь, хотя и привёл свою дружину, в битве участия не принял. Завязалась тяжёлая битва. Половцы не выдержали и бросились бежать. Разбив русские рати на поле боя, монголы осадили и взяли штурмом лагерь киевского князя. Практически все русские воины, в том числе и князья, погибли. После битвы на Калке монголы вернулись за Волгу. Много лет о них ничего не было слышно. - Но на этом всё не закончилось. Угроза для Руси возникла на северо-западе. - Какой город ближе всего находится к северо-западным границам? - Вспомните, что я говорила о Новгороде, когда рассказывала о нашествии Батыя? - Опасность исходила от шведских захватчиков и немецких рыцарей-крестоносцев. - Как вы думаете, какие цели преследовали шведы и немцы? - Почему именно это время они выбрали для наступления? - Первыми удар нанесли шведы. Навстречу шведам выступил молодой и решительный новгородский князь Александр с дружиной. Тогда ему было всего лишь 19 лет. Сражение состоялось на Неве 15 июля 1240 года и получило название Невская битва. - Князь обратился к войску с речью, в которой было такие слова: «Не в силе Бог, но в правде!» Как вы понимаете его слова? - Шведы были разгромлены. Русское войско потеряло всего 20 человек. За победу на Неве князь Александр получил прозвание Невский. | 1. Слушают учителя. 2. Работают с исторической картой. - Много территорий, они разного цвета. 3. Анализируют иллюстрации. - У монгольского воина больше оружия, он на коне. - О том, что монголы были лучше вооружены. - Это кочевые (переезжающие с места на место) монгольские племена. - Дать, дар. 4. Записывают новые слова. - Новгород. - Батый не пошёл на Новгород, этот город был богатым. - Захват территории и обогащение. - Русь была ослаблена нашествием монголо-татар. - Кто идёт за правое дело, тому бог помогает. | М: выдвижение гипотез и их обоснование (П); П: уметь работать с картой, с иллюстрациями. Л: проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; | Учебная презентация, карта (интерактивная) Учебник |
Динамическая пауза | Отдых от умственных нагрузок, смена деятельности | Практические: выполнение физических упражнений | Учитель организует динамическую паузу. | Выполняют упражнения. | М:умение соотносить свои действия с действиями студента | Видеофрагмент |
Первичное закрепление во внешней речи | Усвоение нового способа действий | Ф, П Практические: выполнение заданий Словесные: беседа, учебный диалог | 1. Учитель проводит учебный диалог. 2. Осуществляет проверку работы с учебником. - А сейчас мы мысленно перенесёмся в 1242 год. Сколько лет прошло после Невской битвы? - Сейчас мы посмотрим видеофрагмент, в котором будет наглядно показано как проходило Ледовое побоище. Смотрите внимательно, после я задам вопросы. - Каким образом построились рыцари? - Как Александр расположил Русскую армию? - Чем закончилась битва? - Верно, русская армия загнала противников на озеро, где они оказались в западне, поэтому конница смогла легко их одолеть. - Теперь вас ждет еще одно задание. Вам нужно будет исправить ошибки в тексте. Вы будете работать в группах. «5 апреля 1240 года шведские рыцари построились клином на льду реки Невы. Впереди находились рыцари, а за ними тяжеловооруженные прочие воины. Киевский князь Александр Невский все свои отряды поставил в центре. Началась жестокая битва. Вскоре немецкие рыцари не выдержали и побежали. Непрочный мартовский лёд треснул, и многие рыцари стали уходить под воду. Это сражение вошло в историю как «Ледовая битва» - Верно. | 1. Работают с учебником. - 2 года. - В виде четырехугольника с клином, в форме трапеции. - В виде треугольника, острием упиравшегося в берег. Основные силы были на флангах. - Рыцари оказались в западне и начали отступать. - 5 апреля 1242 года. - Немецкие рыцари. - Чудское озеро. - Тяжеловооруженные рыцари. - Новгородский князь. - По флангам. - Апрельский лёд. - Ледовое побоище. | П: уметь работать с текстом; М: уметь работать в группах | Учебная презентация, Раздаточный материал, видеофрагмент |
Самостоятельная работа с самопроверкой | Интероризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | Практические: выполнение упражнений Наглядный: проверка по эталону | 1.Проводит самостоятельную работу. 2. Организует самопроверку учащихся. - И теперь, чтобы проверить как вы усвоили материал вы выполните самостоятельную работу. Вы будете решать тест.
| 1. Выполняют самостоятельную работу. | П: знать термины, относящиеся к истории Древней Руси, монгол, уметь работать с лентой времени. Л: самооценка. | Учебная презентация, Раздаточный материал, Рабочая тетрадь |
Включение в систему знаний, повторение | Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Ф Словесные: учебный диалог | 1.Учитель организует работу класса по повторению теоретического материала. 2.Обобщает материал урока. - Посмотрите на задание №3 в рабочих тетрадях, страница 21. - Давайте проверим. - Во втором задании вы будете работать с лентой времени. Приступайте, у вас есть 5 минут: Впиши даты событий и обведи их на «ленте времени». Начало нашествия Батыя на Русь — 1237 Битва на реке Неве — 1240 Ледовое побоище — 1242 | 1.Отвечают на вопросы для закрепления материала. 2. Обобщают материал - Древняя Русь – Восточная Европа, страна городов, великий князь. Монголы – Азиатская часть Евразии, Хан, кочевники. | П: знать историю монгольского нашествия, невской битвы, ледового побоища М: контроль, коррекция, оценка (Р) | |
Рефлексия деятельности | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Ф, И Словесные: беседа, анализ | 1. Подводит итог урока; 2. Проводит работу по самооценке; - Какая была тема нашего урока? - Какую цель мы перед собой поставили? - Какие испытания обрушились на Русь в XIII в.? - Как вы думаете, мы с вами достигли цели? - Что нового вы узнали? - С чем возникли трудности? - Оцените свою работу на уроке, использую смайлики. Рис. 1. Я усвоил всё. Рис. 2. Я понял, но не всё. Рис. 3. Я не усвоил материал - Почему ты выбрал такой смайлик? - Ребята, вы сегодня молодцы, справились со всеми заданиями! Спасибо вам за урок! | - Трудные времена на русской земле. - Узнать о нашествии на Русь. - Нашествие монгол. - Угроза от шведских захватчиков. - Да, достигли. - О Невской битве, Ледовом побоище. - С некоторыми заданиями. | М: рефлексия способов и условий действия (П); П: знать какие трудности были на Руси в XIII в Л: самооценка | Учебная презентация |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока окружающего мира по программе "Перспектива" 1 класс. Автор: Плешаков А.А. Тема урока Как ухаживать за комнатными растениями
Данный урок предназначен для 1 класса по программе "Перспектива". На уроке дети знакомятся с темой " Как ухаживать за комнатными растениями". В урок входит работа с электронным приложением, а так же п...
Технологическая карта урока окружающего мира "Великий круговорот жизни", 3 класс (УМК "Школа России", А. А. Плешаков)
Тип урока: «открытие» нового знания;Цель урока: формирование представлений о круговороте жизни в природе и об основных звеньях круговорота.Задачи урокаДидактические:познакомиться с к...
Технологическая карта урока окружающего мира "На севере Европы", 3 класс (УМК «Школа России», А. А. Плешаков)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования представлений о северных европейских государствах.Задачи урокаДидактические:уметь дать краткое описание стр...
Технологическая карта урока окружающего мира "Время" (2 класс, УМК "Перспектива")
Тема: "Время"Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: формирование у учащихся знаний о понятии «единицы измерения времени», расширение знаний об об...
Технологическая карта урока ОМ «Трудные времена на Русской земле» 4 класс УМК системы Эльконина – Давыдова
Цель урока: формирование представления о военных событиях на Руси в 13 веке; развитие интереса к историческому прошлому страны.Задачи урокаДидактические:Формировать представления о военном...
Технологическая карта урока окружающего мира "Экономика и экология", 3 класс (УМК "Школа России", А. А. Плешаков)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРАТема урока: «Экономика и экология»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представления о задачах экономики и эк...
Технологическая карта урока "А. П. Платонов "Цветок на земле"" ( УМК "Школа России", 3 класс)
Тип урока: урок «открытия» новых знаний Цель урока: формирование читательской компетенции посредством работы с рассказом А.П.Платонова «Цветок на земле»....