Конспект урока по окружающему миру в 4 классе : Трудные времена на Русской земле.
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Цель урока: дать представление о трудных временах на Руси в 13 веке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okruzhayushchiy_mir_4_klass.doc85 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

урока окружающего мира,

проведенного в 4 «Б» классе

гимназии №13

Рябовой Екатериной Валерьевной

Москва  2013

Тема урока: Трудные времена на Русской земле.

Цель: дать представление о трудных временах на Руси в 13 веке.

Задачи:

Образовательные:

  1. Формировать умение пользоваться литературой и картой.
  2. Дать знания об исторических личностях: Хан Батый, Александр Невский.
  3. Дать знания о боевых сражениях 13 века: даты, причины, ход , итоги.

Воспитательные:

  1. Воспитывать чувство патриотизма.

Развивающие:

  1. Расширять кругозор детей о военных сражениях 13 века.
  2. Развивать речь, память, мышление.

Оборудование:

  1. Презентация
  2. Плешаков А.А. Мир вокруг нас. 4 кл.3 часть- М.: Просвещение, 2008.
  3. Бланки с тестом на проверку понимания темы ( 30 шт.)
  4. Карточки с датами
  5. Список детей для выставления баллов

Этапы

Д-ть учителя

Д-ть ученика

Примечания

Организационный этап














Этап подготовки уч-ся к активному и сознательному усвоению нового материала.
























Этап усвоения новых знаний





































































































































































































Этап проверки понимания уч-ся нового материала




















Подведение  итогов урока




Здравствуйте, ребята.

Сегодня мы будем изучать очень сложную тему, которую вы еще коснетесь более подробно в старших классах: Трудные времена на Русской земле.

Мы будем с вами пользоваться учебником, проверьте, у всех ли он есть?(если у кого-то нет, то  делятся с товарищами)

Тема очень трудная, будьте внимательны, старайтесь  быть активными, самые активны будут получать бонусы, а в конце урока вы напишете тест.


На предыдущих уроках вы познакомились  с историей Древней Руси, с крещением Руси , с такими крупными городами как Киев, Новгород.  Расширялись территории, строились новые города. Русь расцветала.

Но не все было так гладко. Наше путешествие по истории России продолжается, и сегодня мы окажемся в 13 веке, в котором наступили трудные времена для русского народа. Тема нашего урока «Трудные времена на Русской земле». В 13 веке наша Русь-Матушка подверглась множеством нападений со стороны врагов.  Территории  были разграблены, постройки разрушены, сожжены. Тем более,   в это время была феодальная раздробленность,  и Русь разбилась на самостоятельные княжества, независимые друг от друга

Первое нападение было со стороны монголо-татар. Это были степные кочевники, у которых не было постоянного места, где бы они жили. Проживали и кормили свои семьи они за счет того, что, грабили, охотились, но для этого нужно было прилагать усилия. Тогда решили они  нападать на большие и  богатые территории, чтобы запугать народ и собирать дань.

Дань — натуральный или денежный побор с покорённых племён и народов.

Дань платили князья и весь народ для того, чтобы монголо-татары оставили в покое их княжество.  В 1237 году  на Русь нападают монголо-татары, во главе которых стоит Хан Батый.

Открываем учебник на странице 59 и читаем про себя . По ходу текста рассмотрите карту на страницу 6 и установите путь, по которому двигались монголо-татары и очередность взятых городов. На чтение вам дается примерно 5 – 7 минут.Начинайте.

Теперь, давайте ответим на вопросы.

1)В каком году на Русь обрушились тяжелые испытания?

2)Какой город первый потерпел поражение? В каком году?(веду указкой по карте, чтобы показать наглядно всему классу путь врага)

3)Какой второй город   был захвачен? В каком году?

4)Почему захватчики вели себя так жестоко?

5)Какой следующий   город попал под осаду?

6) Какой город еще пострадал? В каком году?

Скажите, а почему Хан Батый пошел именно таким путем? Почему он не  пошел, например, в Тверь?

А в какой город не пошел Хан Батый?

Почему?

Оказывается, на дворе была весна, и все дороги были размыты, а сил у монгольской армии уже и так не было и они решили сократить путь.

Что же в итоге добились  монголо-татары своим многолетним походом?

Хорошо, но это еще не все беды, которые обрушились на русские земли. В 1240 году на Русь обрушились Шведы, чтобы завоевать русские территории, считая, что после нашествия Хана Батыя княжества не смогут дать достойный отпор. Как мы помним,  полчище Хана Батыя не пошло в какой город?

Верно, а шведы, не учли этого и напали именно на Новгород, где успешный отпор дал им новгородский князь  Александр. Битва проходила на реке Неве, поэтому князя так и прозвали Александр Невский. Шведы были  застигнуты в расплох и разбиты наголову в1 5 июля 1240 года. Спустя 2 года, т.е  в 1242 году на нас нападают немецкие рыцари-крестоносцы. В истории нашего Отечества эта битва называлась Ледовым побоищем.

У немецких рыцарей   была своя стратегия ведения боя, они вставали клином.и внедрялись в ряды противника.Битва началась 5 апреля 1242 года. О том, как это происходило мы узнаем, прочитав

текст на странице  63.

Читайте внимательно, чтобы ответить на вопросы, которые даны на слайде. На прочитывание вам дается 5 минут.

1)Как Александр расположил Русскую армию?

2) О чем не подумали немецкие рыцари, нападая на нас?

3)Чем закончилась битва?

Верно, русская армия загнала противников на озеро, где из-за климатических условий  был уже не такой прочный лед, противники потанули под тяжестью своих доспехов. Нам удалось отстоять северо-западные рубежи нашей Родины.

А теперь, как я и обещала небольшой тест.( каждому ученику раздается бланк с тестом, где он кружочком отмечает правильные варианты ответа).Подпишите свои листы. Читаете задания, которых 5 и выбираете нужную – правильную букву, обводите ее в кружок.

Теперь поменяйтесь своими работами с соседом по парте.

 Проверяем, если ответ верный, то ставите +, если нет -.

Начинаем проверку.

( диктую верные варианты ответов)

Теперь сосчитайте кол-во плюсов и напишите внизу бланка.

За урок вы получали бонусы.

Возьмите обратно свои работы и рядом с баллом за тест напишите кол-во  бонусов. Посчитайте сумму и  скажите мне ее, когда я назову вашу фамилию. ( запись баллов)

На уроке самый большой балл получил ….., он отвечал на большое кол-во вопросов и старался. На втором месте …. . У него … кл-во баллов, это тоже не плохой результат. Молодец. И 3 место присуждается.., за .. кол-во баллов. Очень хорошо. Остальные ребята так же хорошо работали.

Так скажите,  почему 13 век считается трудным временем для Руси?

Скажите, что было сложного в нашей теме?

А что было легкого?

Спасибо за урок!







Встают, кивают головой.













Готовят учебник, делятся с теми, у кого его нет.
























Слушают

































































Прочитывание и осмысление текста учебника. Рассматривание карты













1237



Рязань(смотрят в карту)





Владимир в 1238 году




Хотели запугать народ Русский.


Козельск



Киев в 1240 году





Он проходил по самым большим и богатым территориям

Новгород

(Предположение детей)










Запугали  и разграбили народ.

Князья были вынуждены платить дань в Золотую Орду












Новгород


































Прочитывание и осмысление текста





По краям он поставил конницу, а в центре бойцов, вооруженных луками, мечами и тд

О том, что уже весна.

И все тает, в частности и лед

Противников Русская армия загнала на Чудское озеро, где они потонули под тяжестью своих доспех.
















Подписывание листов




Решают тест

Меняются бланками и проверяют работу соседа  по парте.








Считают кол-во баллов за тест.





Подсчитывание бонусов.



Подсчитывают общее кол-во баллов за урок.






















Русь подверглась многим нападениям. Территории были разгромлены, народ запуган.







































































































На доску вывешивается карточка с годом


1 слайд(Хан Батый)















Слайд 2 (карта)































































Слайд 3(Александр Невский)






Карточка с годом



Карточка с годом.
























Слайд 4 (вопросы)





















Бланки с тестом


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру 2 класс на тему "Подземные воды Земли. Источники воды в нашей местности"

Конспект урока  по окружающему  миру 2 класс на тему "Подземные воды Земли. Источники воды  в нашей местности"...

Конспект урока по окружающему миру 4 класс "Во времена древней Руси"

Конспект урока и презентация по окружающему миру блок истории, 4 класс УМК "Школа России" по теме: "Во времена Древней Руси...

Урок окружающего мира по теме "Трудные времена на Русской земле"

Материал представляет собой разработку урока по окружающему мира. Предназначен для 4 класса начальной школы. Программа "Школа России". Содержит "открытие" знаний, групповую исследо...

Урок окружающего мира 4 класс "Трудные времена на русской земле"

Урок окружающего мира "Трудные времена на русской земле"...

Урок окружающего мира на тему: «Трудные времена на русской земле»(4класс)

Урок строится на сочетании трех организационных форм обучения. В сочетании фронтальной индивидуальной и парной, что позволяет «включению» мышления как можно большего количества детей....