Конспект урока по окружающему миру для 4 класса "Трудные времена на русской земле"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Голоднюк Елена Прокофьевна

Конспект урока по окружающему миру для 4 класса "Трудные времена на русской земле"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon trudnye_vremena_na_russkoy_zemle.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира в 4 классе по теме: «Трудные времена на русской земле».

Учитель: Голоднюк Е.П.

Дата проведения: 17.02.17.

Цели урока: сформировать представление о военном деле на Руси,

познакомить с героическими страницами истории Отечества.

Формируемые УУД: познавательные – воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, используя справочную литературу; коммуникативные – участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; регулятивные – действовать по плану, вносить необходимые коррективы, оценивать свои достижения; личностные – целостно воспринимать окружающий мир.  (Слайд 2)

Оборудование:

компьютерная презентация,  видеофрагмент “Ледовое побоище ”,  дополнительный материал.

 Ход урока

Организационный момент

Приветствие к учащимся.

Введение в тему урока.

Слайд 3

Под большим шатром

Голубых небес –

Вижу даль полей зеленеется.

Широко ты, Русь, По лицу земли

В красе царственной развернулася!

И во всех концах света белого

Про тебя идет слава громкая.

Уж и есть за что, Русь могучая,

Полюбить тебя, назвать матерью,

Стать за честь твою против недруга,

За тебя в нужде сложить голову!

Это стихотворение “Русь” написал известный вам поэт Иван Саввич Никитин.

Как вы считаете, какие мысли и чувства о русской земле хотел передать поэт читателям? (мнение детей)

А когда враг нападал, то для людей русских, земли русской какие наступали времена? (мнение детей)

Вы, догадываетесь, о чем пойдет речь на уроке?

Слайд 4

Тема урока “Трудные времена на русской земле” (1 слайд презентации)

Цель урока:

познакомиться с героическими страницами истории Отечества, узнать, как Русь отстаивала свою независимость, познакомиться с именем великого полководца.

Проверка домашнего задания

Но сначала повторим то, что изучали на прошлом уроке и выполним небольшой тест.

 (Приложение 1) (дети отвечают на вопросы теста – ответы на доске). Слайд 5

Работа по новой теме

1. Сейчас мы совершим путешествие на несколько веков в прошлое. Для этого вспомните о городах Древней Руси. Чем они славились? Почему укреплялись?

Кто управлял городами?

Что вы можете сказать о некоторых князьях?

Как вы считаете, кому такая ситуация была выгодна?

В 13 веке на Русь обрушились тяжелые испытания. ( слайд 6) С востока из Азии напали степные кочевники монголо-татары под предводительством хана Батыя. (щелчок) Первым русским городом была Рязань. (щелчок) К ее стенам враги подошли в 1237 году.

Кто такие монголо-татары, кто возглавлял войско завоевателей, как сражались русские города, вы узнаете, если прочитаете страницы древних летописей. Для этого вы объединились в группы историков-исследователей. Я надеюсь, что в каждой группе будет царить атмосфера творчества, взаимовыручки, дружбы.

Приложение 2 (детям раздать документ № 1 и вопросы для каждой группы) (время для подготовки 2 минуты).

 1-я группа. Расскажите о монголо-татарах.

План:

Кто такие монголо-татары? (слайд 7)

Какие у них были жилища? (8 слайд – юрты)

В чем заключалась сила монгольских племен? (9 слайд – монголо-татары воины)

2 группа. Расскажите о походе монголо-татар на Русь.

План:

Кто возглавлял войско завоевателей? (10 слайд)

Какое княжество подверглось первому удару?

Почему пала Рязань?

3 группа. Расскажите об обороне русских городов.

Какие еще города заняли монголо-татары? (11 слайд карта – 4 щелчка)

Что вы узнали об обороне Козельска?

Сколько вражеских воинов погибло под стенами этого города?

Подумайте! Почему, несмотря на героическое сопротивление русского народа, монголо-татары победили? (мнение всех детей).

2. Народная мудрость гласит: одна беда не приходит. Новая угроза появилась на северо-западных рубежах Руси. Опасность исходила от шведских захватчиков и немецких рыцарей-крестоносцев.

Вспомните! Какой город не пострадал от нашествия хана Батыя? (12 слайд карта).

В то время, как хан Батый совершил новый поход на Русь (2 щелчка) (1239 год) ее южные княжества и (щелчок) покорил город Киев (1240), удар нанесли шведы (щелчок) на северо-западе страны. (щелчок) В 1240 году шведские корабли бросили якорь в устье реки Невы.

Подумайте! Почему шведы начали свое наступление в 1240 году? Отчего они были уверены в успехе?

Задание: Прочитайте текст, (документ № 2) и ответьте на следующие вопросы:

Задание группам.

1 группа: Что сказал Александр своей дружине перед боем?

2 группа: Почему Александр одержал победу над шведами? (13 слайд битва с Биргером)

3 группа: Какое прозвище получил Александр за эту победу? (14 слайд Невский)

Несмотря на блестящую победу на Неве, на землю русскую пришла новая беда.

3. В 1242 году в русских землях (15 слайд карта) вновь появились рыцари–крестоносцы. Они уже овладели Псковом и стали продвигаться к Новгороду. (щелчок)  Решающее сражение произошло на льду Чудского озера, (щелчок) которое в историю вошло как Ледовое побоище.

Александр Невский перед решающим сражением отправил на земли, занятые немцами, разведчиков. И я предлагаю вам тоже стать разведчиками… Но разведку вам придется вести в тексте. Вы выполните задачу «Разведывательного  центра», если отыщите переносное значение выражения «подложить свинью». Прочитайте текст и ответьте на послетекстовый вопрос. (документ № 3).

Выберите, что по-вашему мнению, в переносном смысле означает выражение «подложить свинью»: (слайд 16)

А) построиться клином;

Б) подготовить, сделать большую неприятность кому-либо;

В) разбить неприятельские войска.

Мы с вами узнали, как строились немецкие рыцари перед боем. Как вы думаете, в таком построении где было самое сильное место? (острие клина). А слабые места? (сзади и сбоку).

Об этом знал и Александр Невский. Посмотрите внимательно следующий фрагмент и скажите, как Александр построил свои полки. Чем же закончилось это сражение?

(видеофрагмент «Ледовое побоище»).

(слайд 17, 18).

Подведение итогов:

- Вскоре после сражения крестоносцы отправили своих послов в Новгород просить мира. Александр согласился на мир, но предупредил: (слайд 19) «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет!»

-Почему русские сумели победить рыцарей?

-Как проявился полководческий талант Александра Невского в сражении на льду Чудского озера?

-Что вы можете сказать о событиях 13 века в Древней Руси? Прочитайте на странице 64, как автор учебника оценивает события 13 века.

Наш урок подходит к концу, и я хочу закончить его словами поэта и военного летчика Алексея Афанасьевича Чумакова:

Вовеки славься, Русь, Россия!

И будь всегда сама собой.

Твои народы вместе – сила!

Никто не справится с тобой!

Рефлексия:

Закончите начатое предложение:

- Сегодня на уроке я узнал…

- Теперь я могу…

- Было трудно…

- Я поставил себе на уроке отметку…, потому что…

- Я считаю, что дома мне надо …, так как…

Домашнее задание: 

1. Прочитать текст на с. 59 – 64 учебника.

2. Выполнить задание 2, 5 на с.21-22 рабочей тетради.

Задание на выбор:

- Подготовить сообщение об Александре Невском;

- Составить кроссворд по данной теме.

Приложении 1

 Тест «Из книжной сокровищницы Древней Руси»

  1. В каком веке была создана Славянская азбука?

А) в IX веке

Б) в  XI веке

В) в XII веке

2. Как назвали славянскую азбуку?

А) алфавит

Б) кириллица

В) буквица

3. Откуда родом были монахи, создавшие славянскую азбуку?

А) из Древней Руси

Б) из Византии

В) из Древнего Рима

4. В каком городе стоит памятник Кириллу и Мефодию?

А) в Санкт – Петербурге

Б) в Москве

В) в Новгороде

5. Из чего изготавливали пергамент?

А) из древесины

Б) из глины

В) из кожи

6. Какого цвета была краска – охра?

А) желтого

Б) красного

В) черного

7. Чем работали переписчики древних книг?

А) ручкой

Б) заостренной палочкой

В) гусиным пером

8. Как называлась запись о важнейших событиях?

А) календарь

Б) летопись

В) рукопись

9. Во что мастера одевали книгу?

А) в переплет

Б) в обложку

В) в одежду

 

Приложении 2

Документ 1

В 13 веке на Русь обрушились тяжелые испытания. С Азии пришло монголо-татарское войско. Монголо - татары – это кочевые (переезжавшие с места на место) монгольские  племена. Они занимались разведением скота: лошадей, верблюдов, коров, овец, коз. Скоту нужны были пастбища, поэтому монголы переходили с места на место в поисках новых пастбищ.

Монголы жили в юртах – легких домах из жердей и войлока. При переездах юрты разбирали и грузили в повозки. Монголы были неприхотливым и очень терпеливым народом. Они могли не есть по два – три дня и легко переносили холод. Даже между собой они редко жили в согласии, а уж с другими племенами и народами и подавно постоянно враждовали. О них ходила молва как о жестоких и свирепых людях.

Племена монголов были сильны своей многочисленностью и военной организацией. По словам древнего историка, они имели «мужество львиное, терпенье собачье». Кочевая жизнь делала из каждого монгола искусного наездника и умелого воина. Мужчины много времени проводили на охоте, упражнялись в стрельбе из лука. Дети с двух – трех лет начинали ездить верхом на лошади и учиться стрелять без промаха. Женщины тоже были прекрасными наездницами и не хуже мужчин умели обращаться с оружием, которое всегда было при них.

Поздней осенью 1237 года внук Чингисхана Батый привел к русским границам огромное войско. На его пути лежало Рязанское княжество. У рязанцев не было сил, чтобы дать отпор такому сильному врагу. Рязанский князь Юрий Игоревич обратился за помощью к владимирскому и черниговскому князьям, но те не откликнулись на его призыв о помощи. Пять дней держалась Рязань, а на шестой – пала. Крепко бились горожане, но не смогли одолеть врага. Взяли монголы город и убили всех жителей, не пожалев ни женщин, ни детей. Людей рассекали мечами, поражали стрелами, бросали заживо в огонь.

Вслед за Рязанью монголо – татары заняли Владимир, Тверь, Москву. Завоеватели разрушили и сожгли прекрасные русские города.

Следующей целью монголов был Новгород. Этот богатый город очень привлекал захватчиков. Но началась весенняя распутица, растаяли ледяные дороги, широко разлились реки. И хан решил поберечь силы своего войска. Оно было все еще очень велико, но понесло большие потери. Завоеватели повернули на юг. На пути их встал городок Козельск. Этот маленький город враги штурмовали семь недель. 4000 вражеских воинов легли под стенами Козельска, но и защитники города погибли. Врагам достались одни развалины, но и их хан Батый приказал стереть с лица земли. С тех пор монголы стали называть Козельск «злым городом».

Русь покорилась монголо-татарам, потому что не было мира и согласия между русскими князьями: они соперничали друг с другом, так как каждый хотел стать главным среди всех. И как бы ни было сильно каждое княжество в отдельности – его воинская сила не шла ни в какое сравнение с необъятной силой монголов. Врага нужно было встречать кулаком, а Русь встретила  «растопыренными пальцами». Двести лет хозяйничали монголы на русской земле. Двести лет платили русские люди дань Золотой Орде. Двести лет понадобилось русским людям собрать силы и прогнать врага со своей земли.

Документ 2

Летом 1240 года шведский отряд на 100 кораблях вошел в устье реки Невы.

Шведы послали гонцов в Новгород, где в это время княжил 19-летний Александр, правнук Юрия Долгорукого, сказать ему: «Иди сражаться со мною, если смеешь; я уже на земле твоей».

Александр не стал терять время на сбор большого войска, а сказал своим дружинникам: «Нас немного, а враг силен. Но Бог не в силе , а в правде: идите следом за вашим князем».

Утром, воспользовавшись туманом, русские войска скрытно подошли и внезапно напали на шведский лагерь.

Благодаря смекалке, мужеству, храбрости и отваге молодого полководца, к вечеру шведы были на голову разбиты.

За эту победу не Неве князя Александра прозвали Невским.

Документ 3

Обычно немецкие рыцари перед боем строятся тупым клином, «кабаньей головой». Острие и стороны «кабаньей» головы составляют закованные в железо рыцари на конях. Внутри «кабаньей головы» стоят пешие воины. В бою обычно мощным ударом клин рассекает строй противника, дробит его на части и обращает в бегство. Далее пешие воины преследуют и по частям уничтожают убегающих.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план-конспект урока по окружающему миру 2 класс "Заглянем в кладовые земли"

план-конспект урока по окружающему миру 2 класс "Заглянем в кладовые земли"...

конспект урока по окружающему миру с презентацией 3 класс "Кладовые земли Тюльганской"

Растительный мир, животный мир, родники, полезные ископаемые Тюльганского района Оренбургской области....

Конспект урока по окружающему миру 1 класс "Времена года"

Коспект урока составлен по УМК "Школа России"...

Конспект урока по "Окружающему миру" на тему "Времена года. Смена времен года" для 2 класса.

Конспенкт урока по предмету "Окружающий мир" 2 класс УМК "Перспектива"....

Конспект урока по окружающему миру "Солнце и его влияние на землю"

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ Тема: «Солнце и его влияние на землю» Цели деятельности учителя: знакомство с основными типами небесных тел, звездами и планетами; формирование воображен...

Конспект урока по окружающему миру Тема: «Трудные времена на Русской земле»

Цели деятельности учителя: расширение знаний о героических страницах истории Отечества.Планируемые результатыПредметные:Изучить нашествие Батыя и историческое значение сражения на льду Чудского озера...