Окружающий мир.1 класс.Кто такие рыбы
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Садомина Апполинария Максимовна
Урок по теме "Кто такие рыбы?" Тип урока: изучение и закрепление новых знаний. Форма: урок-исследование. Цели: познакомить детей с отличительными признаками рыб; учить определять принадлежность животного к своей группе; развивать речь, операции логического мышления: анализ, синтез, классификация, сравнение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon okruzhayushchiy_mir.1_klass.kto_takie_ryby.zip516.42 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по окружающему миру 1 класс УМК «Школа России»

Составила: Садомина А.М.- учитель начальных классов

Тема: Кто такие рыбы?

Тип урока: изучение и закрепление новых знаний.

Форма: урок-исследование.

Цели: познакомить детей  с  отличительными признаками рыб;

             учить определять принадлежность животного к своей группе;

             развивать речь, операции  логического мышления: анализ, синтез, классификация,                  

            сравнение.

Оборудование:  картины с изображением рыб, слайды с изображением рыб и  заданиями и  ответами для самопроверки.

Ход урока

1.Организационный момент.

Прозвенел звонок и смолк,

Начинается урок.

                   Утром стрекоза проснулась,

                   Потянулась, улыбнулась.

                   Раз – она росой умылась,

                   Два – изящно покружилась,

                  Три – нагнулась и присела.

                  На четыре – полетела.

                  У реки  остановилась, над водою закружилась.

- О ком говорится в этом стихотворении? (О стрекозе.)

-А к какой группе животных относится стрекоза? ( К группе насекомых.)

 -Кто такие насекомые? ( Животные, у которых шесть ног)

- Назовите, каких насекомых вы  еще знаете? ( Учащиеся перечисляют.)

2. Сообщение темы и цели урока.

- Стрекоза долго кружилась над водой. За ней наблюдал Муравьишка  Вопросик. Любознательного Муравья интересовало, кого же могла увидеть стрекоза.

Мудрая Черепаха предлагает нам ответить на этот вопрос, отгадав загадку.

      В воде они живут.

     Нет клюва, а клюют.  (РЫБЫ)

( на доске картины с изображением рыб) Слайд 1.

- Вспомните, каких рыб вы знаете?

- Кто такие рыбы? На этот вопрос мы сегодня должны найти ответ.

3. Работа по теме урока.

    1. Работа по учебнику  (с. 22-23).

- Как можно отличить рыб от других животных?

    *  Знакомство со строением рыбы.

-Муравьишка Вопросик предлагает нам рассмотреть рисунок в учебнике (с.34, сверху) и познакомиться со строением рыбы.

( Работа   проводится   в парах, один  из  учеников  по  рисунку,  другой   показывает    части    рыбы.)

ВЫВОД: Тело рыбы состоит из головы, жаберной крышки, туловища, хвоста и плавников.

                СЛАЙД 2.

-  Рыбы прекрасно приспособлены для жизни в воде. Тела их обтекаемы, чтобы легче было плавать . Плавники и хвост помогают рыбам плавать.

  Рыбы не могут жить без кислорода. Вода содержит кислород и большинство рыб получает его из воды с помощью жабр. Они находятся под жаберной крышкой. Рыба заглатывает  ртом воду и сразу же плотно его закрывает. Вода  выходит наружу сквозь жаберные щели.

- А чем же покрыто тело рыб?

   Для этого отгадайте загадку.

                         У родителей и деток

                         Вся одежда из монеток.

- Что это за одежда? ( Чешуя)

ВЫВОД: Тело рыбы покрыто чешуей.

- Это отличительный признак  рыбы.  Тело почти всех рыб покрыто чешуей. Рыбья чешуя растет всю жизнь нарастая колечками. Летом рыба быстро растет – колечко на чешуе широкое. А зимой почти не растет – и колечко получается узкое. По колечкам, широким и узким, можно сосчитать, сколько рыбе зим и лет.

4. Физкультминутка.

Рыбки плавали, ныряли

В тёплой, голубой воде.

То сойдутся – разойдутся,

                                           То зароются в песке.

5. Работа по теме (продолжение)

    2. Практическая работа.

   * Задание .  Дети  дорисовывают чешуйки на с.34 учебника.

               ВЫВОД: Чешуйки похожи на монетки.

- Пока мы рисовали чешуйки Мудрая Черепаха надела новый костюм. Чей же костюм у Черепахи? (Это костюм рыбы.)

-Как вы догадались? ( По хвосту, плавнику и чешуе.)

-О чем же еще раз нам хочет напомнить Мудрая Черепаха7

(Ч и т а ю т    п о   у ч е б н и к у)

ВЫВОД: Рыбы – водные животные,  тело  которых( у большинства ) покрыто чешуей.

                               СЛАЙД 3.

 *  Знакомство с разнообразием   рыб.

- Каких рыб могла встретить Черепаха в реке? (Речных и морских)

- Почему рыбы называются речными? (Они живут в реке.)

Почему рыбы называются морскими? (Они живут в море.)

         - Какие рыбы изображены слева, какие – справа? Попробуйте догадаться. Посоветуйтесь с соседом.

          - Прочитайте названия  речных рыб, а потом – морских.

- Какой вывод сделаем?

ВЫВОД: Рыбы делятся на две группы:  морских  и  речных.

  3.Самостоятельная работа (дифференцированная работа в  группах)

            Задание 2. (средний уровень)

  •  Рабочая тетрадь с. 24, № 1.

- Каких рыб вы узнали по силуэтам?

- Выполните задание. (Проверка.)

- На какие группы вы разделили всех рыб?

- Назовите речных рыб. Почему их называют речными?

- Назовите морских рыб. Почему их называют морскими?

  • Рабочая тетрадь с. 24, № 2.

- А сейчас нам предстоит научиться рисовать рыбку. Рассмотрите порядок выполнения рисунка. Выполните задание.

6. Рефлексия СЛАЙД 4. (Окунь)

(Один ученик выходит к доске. Учитель называет части рыбы, а учащиеся называют их.)

  • Задание 3.(высокий уровень) СЛАЙД 5.
  •  Нужно выбрав нужные слова и словосочетания.

(Рыбы, тело покрыто перьями, тело покрыто чешуей, животные, водные животные, перелетные, дикие, морские, домашние, речные)

     

  7.   Итог урока.

 - Вернёмся к учебной задаче урока. 

- Что вы можете рассказать Муравьишке о рыбах?

- Каких животных называют рыбами?

Вывод: (Рыбы – это водные животные, тело которых покрыто у большинства чешуёй.)

  - Чем они отличаются от других животных?

-На какие две большие группы можно  разделить рыб?

Примечание . Если останется время ,то  можно провести игру.

Игра «Найди дом для рыбки».(Читаются загадки, учащиеся кладут кружочки около соответствующей рыбы- речной- желтый , морской –синий,с.22-23 )

8. Рефлексия. (Заранее на парты раздаются кружочки синего и желтого цвета)

- Кому понравился урок, поднимите ЖЕЛТЫЙ  кружок.

- Кому урок не понравился, поднимите  синий кружок.

 -А теперь прикрепите «чешуйки»  на тело рыбы.( На доске нарисовано туловище рыбы.)

Речные – сом, щука, ёрш, окунь, щёкур, чебак, карась, язь, налим

Морские – акула,  камбала, сёмга, горбуша.

Сом – речная рыба. Тело сома покрыто очень толстой кожей, на которой нет чешуи. Это самая крупная из обитающих в Европе рыб. Длина тела достигает 2, 5 метра, весит – до 150 кг. Днём они прячутся на дне воды, а ночью – активны. Сом может прожить 80 лет.

Щука – крупная речная рыба. Длина тела достигает 1, 5 м, а весит щука – 35 кг.

Акула - морская хищная рыба. Зубы очень острые и в несколько рядов. Длина акулы достигает до 12 м, а весит – 4 тысячи кг.

Камбала – морская рыба. Камбала может менять окраску под цвет дна, ей помогает защититься от врагов. Камбала прячась, засыпает себя песком, работает плавниками.

Ёрш- колючая речная рыба. Он похож на окуня. Питается ёрш травой и осокой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру 1 класс. Кто такие рыбы?

Конспект урока по теме .Кто такие рыбы?...

Урок окружающего мира в 1 классе "Кто такие рыбы"

https://nsportal.ru/nikitina-natalya-sergeevna   Конструкт открытого урока в 1 классе по окружающему миру: «Кто такие рыбы» УМК Школа России. Цель урока: познакомиться с признака...

Открытый урок по окружающему миру 1 класс "Кто такие рыбы?"

Открытый урок по окружающему миру "Кто такие рыбы?" 1 класс, автор учебника Плешаков А.А....

Урок окружающего мира по теме "Кто такие рыбы?"1 класс.

Данный урок изучается в разделе «Разнообразие и красота животных». На данном уроке дети  познакомились с разнообразием  рыб, изучили новые понятия.На данном уроке учащиеся самостоятельно учи...

Технологическая карта урока по окружающему миру 1 класс "Кто такие рыбы"

Подробная разработка урока по окружающему миру...

Открытый урок по окружающему миру в малокомплектной школе 1 класс -"Кто такие рыбы?", 3 класс - "Берегите воду!"

Здравствуйте, данная разработка урока может быть полезна для учителей которые работают в малокомплектных классах....