Технологическая карта урока окружающий мир "Экологические системы" 2 класс ОС "Школа 2100"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме
Технологическая карта изучения темы «Экологические системы» по предмету Окружающий мир во 2 классе образовательной системы «Школа 2100». Урок "открытия" нового знания. Карта содержит цель, задачи урока, подробное содержание учебного процесса с описанием деятельности учителя и учащихся, планируемые результаты. Презентация содержит рассказ и фото о удивительном памятнике природы Дьяковском лесе в Краснокутском районе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
технологическая карта урока | 54.53 КБ |
Презентация о Дьяковском лесе | 2.61 МБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта изучения темы «Экологические системы»
по предмету Окружающий мир во 2 классе образовательной системы «Школа 2100»
Учитель: Карнаухова Наталья Александровна
Тема урока: | Экологические системы | ||
Тип урока: Цель: Задачи: | Урок «открытия» нового знания. создать условия для знакомства с экосистемами.
- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. - Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение. - Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им. - Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. | ||
Планируемый результат Учебник: Раздел: Основные понятия: Технологии: Формы работы: Оборудование: | Предметные: К концу урока каждый ученик должен знать компоненты экосистемы, иметь четкое представление о ролях живых организмов. Личностные: Метапредметные: Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД). Окружающий мир «Наша планета Земля» 2 часть «Земля - наш общий дом» Экосистема, пищевые связи, место обитания, «кормильцы», «едоки», «мусорщики» Деятельностного метода (приемы: « Кластер», «Верите ли вы…», «Инсерт»). Фронтальная беседа, индивидуальная работа, работа в парах, в группах, работа с книгой Раздаточный материал, презентация к уроку, учебная книга, компьютер, проектор, интерактивная доска. | ||
Этап урока | Содержание учебного процесса | Деятельность учеников | Планируемые результаты |
1.Организационный момент | Взаимное приветствие Организация класса. -Улыбнитесь друг другу. Подарите мне свои улыбки. Спасибо. Ваши улыбки располагают к приятному общению, создают хорошее настроение. Сегодня на уроке мы будем работать в парах, в группах, давайте найдем в классе и вспомним правила работы в группах. | Взаимное приветствие Приветствуют друг друга Не выкрикиваем Не перебиваем друг друга Учимся работать сообща Мы слышим друг друга | Личностные УУД: эмоциональная устойчивость к стрессовым ситуациям. Регулятивные УУД: умение контролировать свою готовность к уроку; осознавать себя как ученика Коммуникативные УУД. Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им |
2.Мотивация (самоопределение) деятельности | Прочитайте слова: «Если есть труд, значит будет и успех» Слайд 1 - Как вы его понимаете? - А чтобы на каждом уроке подниматься к вершинам успеха, надо помнить, какие трудности уже преодолели. Вы закончили первую часть учебника. - Чему вы учились на прошлых уроках?
Ребята. Природа таит в себе много тайн и загадок. Сегодня мы попробуем отгадать одну из них. | Говорили о географических объектах Земля - наш общий дом | Коммуникативные УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной форме Познавательные УУД .Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя Коммуникативные УУД Умение слушать и понимать речь других |
3. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности | Отгадайте загадку (слайд 2) Ты весь мир обогреваешь, Ты усталости не знаешь, Улыбаешься в оконце, А зовут тебя все… Благодаря солнцу существует всё живое на Земле. Вы согласны с этим утверждением. Почему? Повторим, что мы знаем о живой неживой природе. Задание у доски. Нужно соотнести картинки «Живой и неживой природы» Индивидуальная работа. На листочках заполнить кластер «Признаки тел живой природы» Самопроверка (слайд 3) Как отличить живые организмы от неживых предметов? 2 ученика у доски соотносят картинки «Живой и неживой природы» Проверка. Сигнальные карточки. Проверим уч-ся у доски. -Достаточно ли ваших знаний о живой и неживой природе, чтобы суметь объяснить данную ситуацию. | Признаки живой природы: дышат, растут, питаются, размножаются, передвигаются Живая природа растения животные грибы Неживая природа воздух вода горные породы | Познавательные УУД. Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций. Коммуникативные УУД Развиваем умение слушать и понимать других
|
4. Постановка учебной задачи | Ситуация. У нас в классе много цветов. Что произойдет с растениями в классе, если мы перестанем их поливать? Почему это произойдет? Поднимите руки, у кого есть домашние животные? Как вы за ними ухаживаете? Почему это нужно делать? Ребята, посмотрите на слайд, что вы видите? (слайд 4) А кто же ухаживает за растениями и животными в природе? Сможем ли мы сразу ответить на этот вопрос. Какова цель урока? - Почему в природе растения и животные чувствуют себя как дома? | Засохнут. Погибнут -За комнатными растениями необходимо ухаживать -Домашние животные не могут сами добывать пищу. Узнать кто ухаживает за растениями и животными в природе? | Регулятивные УУД. Развиваем умение прогнозировать последовательность действий на уроке Коммуникативные УУД Уметь оформлять свои мысли в устной форме Познавательные УУД Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя |
5. Построение проекта выхода из затруднения | Чтобы ответить на этот вопрос поработаем в группах. Перед вами набор картинок, разложите эти картинки по принципу Кто где живет? Работаем по плану (слайд 5) -Кто живет в лесу? Почему? -Кто обитает в озере? Почему? -Кого вы поселили в океане? Почему? -Кто обитает на лугу? Почему? - Что будет, если поменять их местами? Какой вывод можно сделать? Учитель обобщает ответы детей Любой живой организм встречается в природе только там, где находит все условия для жизни: тепло, свет, защиту от врагов, достаточно пищи и воды. Это его место обитания Все растения и животные на данном участке земли образуют систему. В науке эта система наз. Экологическая система Давайте откроем словарик (с. 126) и прочитаем определение. - Можете ли вы сформулировать тему урока? - Изучение данной темы поможет нам ответить на вопрос урока. Кто же ухаживает за растениями и животными в природе? Работа в парах. (слайд 6) - у вас в маленьких конвертах есть карточки. -Поработайте в паре, составьте цепочку взаимосвязей живых организмов. -Помните о правилах работы в паре. Самопроверка -Объясните, почему составили такую последовательность. - Кто знает, как называется эта последовательность? Что помогает гусеницам ползать по листьям дуба? Какая окраска помогает им спрятаться от синиц? Почему у ястреба такие большие когти? Смогут ли синицы съесть всех гусениц? Почему? Какой вывод можно сделать? -Различные животные и растения объединены пищевыми связями Где встречаются дубы, гусеницы, синицы и ястребы? Почему? Если они вместе обитают на этом участке земли и чувствуют себя как дома, то какую систему они образуют… (слайд 7) | Созданы условия для жизни: тепло, свет, защита от врагов, пища и вода. Дети отвечают на вопросы учителя. Под руководством учителя выявляют место затруднения Экологические системы Ребята составляют цепи питания. -Ножки, лапки -Под цвет листьев, «покровительственная» -Чтобы схватить добычу - Синиц ест ястреб и их не может быть слишком много. -В природе организмы одного вида служат пищей для организмов другого вида -Экологическую | Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Познавательные УУД 3. Выявлять сущность, особенности объектов; 4. На основе анализа объектов делать выводы. Личностные результаты 5.Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
Динамическая пауза | - Каждый исследователь должен быть здоров и вынослив. Давайте вместе с вами выполним упражнения. (слайд 8) | Выполняют физкультминутку под музыку. | |
Реализация построенного проекта в соответствии с планом. | - Вернемся к нашему вопросу. (слайд 9) - Получили ответ на него? А сейчас вы проявите себя в роли исследователей. - Помните о качествах, которыми должны обладать люди, которые хотят сделать открытие. Работать будем по рядам. Чтение с пометами (Инсерт) 1ряд – читают фрагмент «Кормильцы» с.5 2 ряд – «Едоки» с.6 3 ряд – «Мусорщики» с.6-7 Читаем внимательно, отмечая главные слова. Запоминаем прочитанное. Проверка: слушаем, а потом зададим вопросы (по слайдам10-12). Рассказ ученика от каждой группы. Вопросы: - Кому принадлежит главная роль в экосистеме? Для чего еще служат растения? - Что нужно растениям для жизни? - Какова роль животных? - Как помогают животные растениям? - Какую роль в экосистеме выполняют мусорщики? - Кто относится к ним? - Давайте повторим, что мы узнали о роли живых организмов в экосистеме. В чём главный секрет экосистемы? | Фиксируют новое знание в речи и знаках. Отвечают на вопросы. дружно, старательно, внимательно, с уважением Читают нужный фрагмент, делают пометы на полях. Фиксируют новое знание в речи и знаках. Отвечают на вопросы. Кормильцы, едоки, Мусорщики Пищевые связи В пищевых связях её обитателей | Познавательные УУД Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке Выявлять сущность, особенности объектов; На основе анализа объектов делать выводы. Коммуникативные УУД Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других Регулятивные УУД Уметь работать по коллективно составленному плану |
Выражение решения проблемы. | Давайте вернёмся к основному вопросу нашего урока -Что мы хотели сегодня выяснить? -Какой же ответ вы можете дать на этот вопрос? | Кто ухаживает за растениями и животными в природе? Растения и животные объединены пищевыми связями. Поэтому их не нужно кормить, не нужно ухаживать за ними. Они живут там, где находят достаточное количество пищи. | Коммуникативные УУД: учатся оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; Познавательные УУД: Уметь проводить сравнение по заданным критериям |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Слайд 13 Верите ли вы…
Самопроверка. Какое утверждение было не верным. Почему? | Ребята заполняют таблицу: + верно - неверно | Познавательные УУД Представлять информацию в виде схемы. Регулятивные УУД Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок Личностные УУД Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности |
7. Применение нового знания 1. Работа в парах: 2. Составление кластера. 3. Работа в рабочей тетради (проводится одновременно с работой группы у доски) | Работа в парах: -Возьмите в руки конверт, составьте пищевую цепь -Раздайте роли участникам цепи -Оцените работу в парах по алгоритму. (Слайд 14) -При помощи опорных слов составьте схему. Проверка (слайд 15) Послушайте всем знакомую детскую песенку и на ее основе выполните задание в рабочей тетради с.41 №2 . -Прочитайте задание -Распределите роли кто «кормильцы»? Кто «едоки»? -нарисуйте или впишите названия организмов Самопроверка (слайд 16) | Дети составляют пищевую цепь, обозначают «кормильцев», «едоков», «мусорщиков», оценивают работу по алгоритму. Группа учащихся на доске составляет схему Природа живая неживая экологическая система «кормильцы» «едоки» «мусорщики» пищевые связи -Представитель группы дает ответ по схеме Самооценка -Дети выполняют работу в тетради Трава кузнечик и лягушка «кормильцы» «едоки» | Регулятивные УУД Уметь проговаривать последовательность действий на уроке Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Коммуникативные УУД: учатся оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; |
8. Итог урока. Рефлексия. | - Скажите, чтобы экосистемы существовали очень долго, нужен ли Человек? (Слайд 17) - Экосистема может существовать очень долго без посторонней помощи. Человек не должен нарушать единство экосистемы. Это может привести к ее разрушению К сожалению, человек очень часто вмешивается в экосистемы и люди создали заповедники, заказники, чтобы сохранить и защитить редкие, ценные экосистемы. -Ребята, а вы были когда-нибудь в лесу? На территории нашего района есть удивительный памятник природы. Давайте совершим экскурсию в Дьяковский лес. -Подумайте, какой вред может нанести человек данной экосистеме? -Чем вы можете помочь природе? ВИДЕО Ответы на вопросы Вывод: мы должны беречь природу, не вмешиваться в сложные экологические системы. -Вспомните высказывание в начале урока « Если есть труд, значит будет и успех». Оцените свою работу на уроке при помощи алгоритма и смайликов. Домашнее задание 1. Чтение текста, с. 4 – 5. Ответить на вопросы после текста. 2. Составить пищевую цепочку, красиво оформить. |
Нет, не нужен. Знаю… Я Запомнил…
Смог… Желтый – 5 Зеленый – 4 Красный - 3 | Регулятивные УУД Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок Личностные УУД Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности Регулятивные УУД Уметь проговаривать последовательность действий на уроке Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Вблизи Дьяковского леса в степи обитает одна из крупнейших популяций дрофы, занесенной в Красную книгу РФ.
ДУБ ЖЕЛАНИЙ
Ежегодно Дьяковский лес страдает от пожаров и в большей степени по вине человека. Страшным бедствием, трагедией леса являются пожары, которые уничтожают десятки, сотни гектаров сосновых боров и дубрав. С шумом и треском распространяясь по лесу, огонь уничтожает на своем пути и напочвенный покров, и кустарники, и подлесок, и подрост, и древостой. Особенно опасны верховые пожары. В огненном шквале уничтожается не только лесная растительность, но и все живое. Это поистине трагедия.
Лес дает человеку многое, но без заботы ему не обойтись. Сберечь наш лес, дать ему вторую жизнь - вот главная задача.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
технологическая карта урока русского языка 2 класс "Школа 2100"
Тема: Нахождение проверочных слов в группе однокоренных слов.Цель: развитие умений находить проверочные слова в группе однокоренных и писать буквы безударных гласных в корне слова....
Технологическая карта урока русского языка, 1 класс "Школа 2100"
Технологическая карта урока русского языка, 1 класс "Школа 2100, тема:Развитие умения находить однокоренные слова...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА. Окружающий мир. 3 класс. УМК "Перспектива". Тема урока: "Кладовые земли"
Класс: 3 УМК «Перспектива» Авторы учебника: А.А.Плешак...
Технологическая карта урока. Окружающий мир 2 класс А.А. Плешаков. Россия на карте.
Технологическая карта урока. Окружающий мир 2 класс А.А. Плешаков. Россия на карте....
Технологическая карта урока литературное чтение 3 класс программа 2100
Технологическая карта урока литературное чтение 3 класс программа 2100 Тема:"Спасительная сила грозы(глава "Стрелка барометра"из повести А.Н. Толстого "Детство Никиты"...
Технологическая карта урока окружающего мира (2 класс). Тема: Россия на карте. УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: ознакомление детей с картой России, ее условными обозначениями; формирование умений, связанные с чтением карты; формирование умения правильно показывать объекты на настенной...
Технологическая карта урока "Окружающего мира" 2 класс ( Плешаков А.А.) Тема: Россия на карте.
Учащиеся на уроке познакомятся с географическими объектами и научатся работать с физической картой...