Этап урока, цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
Этап 1 МОТИВАЦИИ |
Цель этапа: - мотивировать к изучению темы.
| Применяет приём «Объясни выражение» Как ни грустно в этом непонятном мире, он все же прекрасен. (И. Бунин) Как вы понимаете это высказывание Ивана Алексеевича Бунина? О каких прекрасных вещах мы говорили на прошлом уроке? (О всемирном наследии)
| Отвечают на вопрос учителя (Есть прекрасная природа, есть прекрасные творения рук человеческих)
| Личностные: - проявлять интерес к изучению темы. Коммуникативные: - умение слушать; - умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации. Познавательные: - умение строить речевое высказывание. Регулятивные: - контролировать выполненную работу.
|
Этап 2 АКТУАЛИЗАЦИИ И ПРОБНОГО УЧЕБНОГО ДЕЙСТВИЯ |
Цель: подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. | Что такое всемирное наследие? Как возникла идея создания Списка Всемирного наследия? Какие группы входят в состав Всемирного наследия?
Узнайте на иллюстрациях объекты Всемирного наследия. Демонстрируются слайды: Большой каньон (США), национальный парк Серенгети (Танзания), Вулканы Камчатки (Россия), Тадж – Махал (Индия), Абу – Симбел (Египет), Венеция (Италия), деревянные церкви Кижи (Россия), центр Санкт – Петербурга, Московский Кремль. М. Лермонтов писал: Москва, Москва!.. Люблю тебя, как сын, Как русский, - сильно, пламенно и нежно. Люблю священный блеск твоих седин И этот Кремль, зубчатый, безмятежный.
Предположите, какова тема нашего урока. | Выдающиеся достопримечательности природы и культуры. Более 40 лет назад из-за хозяйстве иной деятельности - была построена плотина – уникальный памятник древности храм Абу-Симбел оказался под угрозой затопления. Люди его спасли – разрезали на блоки и перенесли в безопасное место. После этого случая и возникла идея объявить самые выдающиеся достопримечательности природы и культуры Всемирным наследием. Группа природных объектов и группа объектов – творения рук человека. Называют объекты Всемирного наследия.
Тема – Московский Кремль. | Личностные: - оценивать результат собственной деятельности. Регулятивные умения:- предвосхищение результата; - планировать и выполнять задания в соответствии с целью. Коммуникативные умения: - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации при изучении темы Предметные умения: - знать, что такое Всемирное наследие, называть объекты Всемирного наследия. |
Этап 3 ВЫЯВЛЕНИЯ МЕСТА И ПРИЧИНЫ ЗАТРУДНЕНИЯ |
Цель: организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. | Применяется приём «Проблемный вопрос» Если бы вам сейчас предложили провести экскурсию по Московскому Кремлю – вы бы смогли это сделать? Почему нет? Кто из вас был в Московском Кремле?
Что вам запомнилось? Что для вас Московский кремль? И для тех, кто там был, и для тех, кто там не был.
|
Видимо, дети ответят – нет
Мало знаем о Кремле | Коммуникативные: - построение понятных для партнёров высказываний, - использование речи для регуляции своих действий. Познавательные: - установление причинно-следственных связей, - построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, - формулирование проблемы, - создание способов решения проблемы; - формировать самостоятельное умение выделять и формулировать проблему при изучении темы: «Московский Кремль»
|
Этап 4 ПОСТРОЕНИЯ ПРОЕКТА ВЫХОДА ИЗ ЗАТРУДНЕНИЯ |
Цель: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации. | После ответов детей предложить список для расширения поиска ответов (Варианты ответов: культурный объект, исторический объект, культурно-исторический объект, центр государственной власти, духовная святыня России).
Цели урока: после ответов детей – слайд
| Узнать о Московском Кремле как о воинской крепости; о культурно-историческом объекте; о центре государственной власти; о духовной святыне России | Личностные: - формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе: развития познавательных интересов, учебных мотивов, формирование мотивов достижения, формирования границ собственного знания и "незнания". Коммуникативные: -учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве, Регулятивные: - принятие и сохранение учебной задачи. Познавательные: - выделение существенной информации, - формулирование проблемы. |
Этап 5 РЕАЛИЗАЦИИ ПОСТРОЕННОГО ПРОЕКТА |
Цель: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще. | Вводное слово учителя о Кремле. Знакомство с новым материалом - работа в группах. Для того чтобы работать в группах, учащиеся самостоятельно читают предложенный текст в учебнике, после этого начинается работа в группах. 1 группа (1 ряд) – прочитать текст учебника на стр. 94 – 95, ответить на вопросы: С какой целью появился Московский Кремль? На какую геометрическую фигуру похож Кремль с высоты птичьего полёта? (посмотрите на рисунок стр. 94) Сколько всего башен в Московском Кремле? (посчитайте на рисунке, стр. 94) Какие по форме башни находились на стыке стен? Для чего они служили? Какую тайну они хранят? Какую форму имеют остальные башни? Вывод: Московский Кремль – мощное _________ сооружение. Кремль построен по всем правилам _________ искусства. Диск: слайды 3,4
Группа 2 (ряд 2) - прочитать текст учебника на стр. 96 – 97, ответить на вопросы: 1.В какой области важнейшие события происходят в Кремле? 2.В течение скольких столетий строился ансамбль Большого Кремля? 3.Какое строение самое древнее в ансамбле Большого Кремлёвского дворца? 4.Чем знаменито это строение? 5.Где в последствии проводились торжественные церемонии русских цариц? 6.Какое здание служило для царских детей? 7.Какие события сейчас происходят в здании Большого Кремлёвского дворца? 8.Чем сейчас служит здание Сената? Вывод: Московский Кремль – важнейшее место ________ жизни страны в прошлом и ___________. Дополнение: слайды 5, 6 Группа 3 - прочитать текст учебника на стр. 98 – 99, ответить на вопросы: 1.Как называется самый главный храм Московского Кремля? 2.Какие события в нём происходили? 3.Кто в этом соборе покоится (похоронен)? 4. Какой собор стоит рядом с Успенским собором? 5. Чем он знаменит? Вывод: Московский Кремль - ________святыня России. В нём собраны духовные и культурные ___________ .
| Группы отчитываются о проделанной работе, делают выводы. | Личностные: - формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе: развития познавательных интересов, учебных мотивов, формирование мотивов достижения, формирования границ собственного знания и "незнания". Коммуникативные: - учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве, Регулятивные: - принятие и сохранение учебной задачи, - планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, Познавательные: - выделение существенной информации, - формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблемы, - поиск разнообразных способов решения задачи, - структурирование знания. |
Этап 6 ПЕРВИЧНОГО ЗАКРЕПЛЕНИЯ С ПРОГОВАРИВАНИЕМ ВО ВНЕШНЕЙ РЕЧИ |
Цель: усвоение учащимися нового способа действия. | Этап проходит параллельно с предыдущим этапом урока реализацией проекта, учащиеся отчитываются о работе в группе и делают вывод
|
| Личностные: - формирование мотивов достижения целей, Формирование границ «знания» и «незнания». Коммуникативные: - понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной, - ориентировка на позицию партнёра, - стремление к координации различных позиций в сотрудничестве, - умение договариваться, приходить к общему решению, - контроль действий партнёра, - построение понятных для партнёра высказываний, учитывающих, что он знает, а что нет, - использование речи для регуляции своего действия. Регулятивные: - принятие и сохранение учебной задачи, - учёт правила в планировании и контроле способа решения, - различение способа и результата действия. Познавательные: - структурирование знаний, - построение речевого высказывания в устной и письменной форме, - установление причинно-следственных связей, - доказательство. Предметные: знакомство с Московским Кремлем как объектом военного назначения, важным местом в государственной жизни страны, духовным центром России. |
Этап 7 САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С САМОПРОВЕРКОЙ ПО ЭТАЛОНУ |
Цель: переход извне внутрь нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях. | Работа в рабочей тетради, стр. 60, № 1 – самостоятельная работа, проверка в парах по образцу
| Проверка в парах по эталону. Учащиеся оценивают друг друга по шкале: «!» – молодец, все сделано правильно, «+» - хорошо, были небольшие ошибки, «?» - нужна помощь учителя.
| Личностные: - развитие самооценки личности, - формирование адекватной позитивной самооценки, - формирование границ собственного «знания» и «незнания». Регулятивные: - учёт правил в контроле способа решения, - оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки, - внесение необходимых корректив действие после его завершения на основе его оценки и характера сделанных ошибок. |
Этап 8 ВКЛЮЧЕНИЯ В СИСТЕМУ ЗНАНИЙ И ПОВТОРЕНИЯ |
Цель: повторение и закрепление изученного, выявление границы применимости нового знания и использование его в системе изученных ранее знаний, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний. | Упр. на диске – расставь на схеме фотографии сооружений Московского Кремля.
| Пользуясь фотографиями в учебнике, учащиеся по одному подходят к доске и ставят на схеме один объект на нужное место. | Личностные: - соблюдать правила поведения на уроке. Регулятивные: - принятие и сохранение учебной задачи. Коммуникативные: - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации при изучении данной темы. Предметные: - уточнить знания об объектах Московского Кремля.
|
Этап 9 РЕФЛЕКСИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. | 1.Чем был Кремль в далёкие времена? а) местом сбора русских князей б) местом торговли в) служил крепостью от врагов 2.Сколько башен в Московском Кремле? а) 19 б) 20 в) 21 3.В здании Сената а) находится резиденция президента России б) заседает государственная дума 4.На Соборной площади Кремля находятся а) Успенский собор б) Архангельский собор в) Благовещенский собор Самопроверка по образцу 1 – в, 2 – б, 3 – а, 4 – а, б, в Зачем нам знать историю Кремля?
Д/З: учебник, стр. 94 – 99, рабочая тетрадь, стр. 61 – 63, № 2,3 По желанию – подготовить сообщение об одной из башен Кремля – когда появилась, кто строил, почему так называется, какие события с ней связаны По желанию – прочитать «Странички умного Совенка», стр. 133 - 134
| Дети самостоятельно выполняют тест | Личностные: - формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия. Регулятивные: - восприятие оценки учителя, - адекватная самооценка. Познавательные: - построение речевого высказывания. |