Конспект урока по окружающему миру на тему "Экскурсия по экологической тропе"
план-конспект урока по окружающему миру на тему

Цели:

1.      Уточнить знания детей о состоянии растений весной: на деревьях набухают почки, появляются проталины у основания деревьев, так как начинается сокодвижение; дать понятие об экологической системе.

2.      Развивать умение логически мыслить, устанавливая взаимосвязи: состояние неживой природы – растительный мир – животный мир; развивать речь детей, умение подбирать определения к слову.

3.      Воспитывать у детей потребность в общении с природой и бережном отношении к своему здоровью; прививать любовь к природе, развивать понимание красоты окружающего мира; практическими делами охранять и беречь природу.

Материалы: Фотоаппарат, масляная краска, кисть, альбом, целлофановые пакеты, рабочие перчатки, карта движения по тропе, 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekskursiya_po_ekologicheskoy_trope.doc115.5 КБ

Предварительный просмотр:

Экскурсия по экологической тропе "Лучом пригретые места"

Цели:

  1. Уточнить знания детей о состоянии растений весной: на деревьях набухают почки, появляются проталины у основания деревьев, так как начинается сокодвижение; дать понятие об экологической системе.
  2. Развивать умение логически мыслить, устанавливая взаимосвязи: состояние неживой природы – растительный мир – животный мир; развивать речь детей, умение подбирать определения к слову.
  3. Воспитывать у детей потребность в общении с природой и бережном отношении к своему здоровью; прививать любовь к природе, развивать понимание красоты окружающего мира; практическими делами охранять и беречь природу.

Материалы: Фотоаппарат, масляная краска, кисть, альбом, целлофановые пакеты, рабочие перчатки, карта движения по тропе,

Предварительная работа: Беседа о правилах поведения на природе, заучивание стихов о весне.

Ход экскурсии

I. Организационный момент.

II. Вводная беседа.

Звучит музыка П. И. Чайковского “Подснежники”.

Учитель. – Посмотрите в окно. Опишите сегодняшний день. Какой он.

Дети. – Солнечный, радостный, светлый, весенний, счастливый.

Учитель. – Для того чтобы знать, чем мы будем заниматься, надо разгадать кроссворд.

Дети. – Сегодня мы будем говорить о весне.

Учитель. – Не только говорить, но и наблюдать весеннюю природу. Сегодня мы идем в парк.

Тропинка здоровья вглубь парка идет

К весеннему царству она приведет

 Будем мы в царстве растений гулять,

 Воздухом свежим и чистым дышать.

Вы хотите прогуляться по этой тропинке, узнать много интересного? На каждой лесной тропинке нам будут встречаться чудеса.

Когда ты идешь по тропинке весной

 Вопросы тебя обгоняют гурьбой:

 Одно “почему” меж деревьями мчится,

 Летит по пятам за неведомой птицей,

 Другое – пчелою забралось в цветок,

 А третье – лягушкою скок в ручеек.

“Что” мышкой шныряет под листьями в норах,

“Кто” ищет в кустах притаившийся шорох.

 Сидит “отчего” на зеленом листке,

“Куда” полетело верхом на жуке,

“Зачем” вслед за ящеркой влезло на пень,

 Вопрос за вопросом, и так целый день!

 Пойдем-ка, дружок, по тропинке с тобой

 Ответы искать в нашем парке весной.

III. Проведение экскурсии.

1. Правила поведения в природе.

Учитель. – Итак, мы оказались в небольшом парке. Давайте поздороваемся с обитателями парка.

Какое сейчас время года?

Дети. – Весна.

Учитель. – Правильно, весна. Оглянитесь вокруг, полюбуйтесь красотой весеннего парка, когда оживает и просыпается природа. Что почувствовали, услышали?

Дети. – Свежесть, пение птиц.

Учитель. – Лесные жители видят нас, они притаились и ждут, как же мы будем вести себя на природе. Уважаемые обитатели парка, мы пришли к вам как друзья. А как ведут себя настоящие друзья?

Дети. – Не кричат, не пугают животных, насекомых, ходят только по тропинке, чтобы не обидеть растения…

Учитель. – Но прежде чем отправиться в путь по тропинке, я напомню вам правила поведения в парке.

Если в парк пришел гулять,

 Свежим воздухом дышать,

 Бегай, прыгай и играй,

 Только, чур, не забывай

 Громко здесь нельзя шуметь,

 Даже очень громко петь,

 Испугаются зверушки

 С этой убегут опушки.

 Ветки дуба не ломай,

 Никогда не забывай

 Мусор с травки убирать.

 Зря цветы не надо рвать!

 Из рогатки не стрелять:

 Ты пришел не убивать!

 Бабочки пускай летают,

 Ну, кому они мешают?

 Здесь не нужно их ловить,

 Топать, хлопать, палкой бить.

 В парке ты всего лишь гость,

 И плохое ты отбрось.

 Покой парка береги,

 Жители его нам не враги.

Запомнили эти правила? Старайтесь их выполнять, не то природа затаится, испугается – и вы не узнаете ни одной ее тайны, а тайн у природы много.

2. Мы отправляемся в путешествие по тропинке.

Станция №1 « Березка». (Объект зарисовать, отметить на карте.)

Учитель. – Ребята, отгадайте загадку:

По всем странам славится

 Стройная красавица;

 Белые одежки,

 Золоты сережки,

 С расплетенною косой,

 Умывается росой.

 Ветер пряди шевелит,

 Заплетать их не велит.

 Как называется это дерево?

Дети. – Береза.

Учитель. – Береза действительно дерево или, может быть, кустарник?

Дети. – Дерево.

Учитель. – Почему вы так думаете? Как расположены ветки по отношению к стволу? Какого цвета кора у березы? Зачем дереву нужна кора?

(Дети рассматривают березу и отвечают на вопросы.)

Дотроньтесь до коры березы. Какой у нее ствол?

Дети. – Холодный.

Учитель. – Береза – единственное дерево с белой корой, которое не нагревается на солнце и спасает дерево от ожогов. Береза — самая распространенная порода среди лиственных. Живет она, около 150 лет, ствол достигает диаметра 30 — 40 см и высоты — 28 м. Береза получила свое название за белую кору (в индоевропейских языках корень "бер" означает "светлый, ясный"). Дерево береза - дерево стройное, с густой кроной, широко растущей вверх.

Ребята, посмотрите внимательно на веточки березы; что вы на них видите?

Дети. – Набухшие почки.

Учитель. – Так просыпается березка от долгого сна. В почках долгую зиму спали листочки, а с наступлением весны – они постепенно просыпаются. На березке появятся не только листочки, но и сережки. Берёза зацветает на исходе апреля или в начале мая. Плоды берёзы легко разносятся ветром. Особенно берёза любит сырые почвы.

Ребята, как вы думаете, почему у лиственных деревьев только весной набухают почки?

Дети. – Потому, что становится теплее, снег тает…

Учитель. – Начинается сокодвижение, и деревья просыпаются. Давайте попрощаемся с русской красавицей и пойдем дальше.

Станция №2. «Тополиная аллея». (Раненое дерево.)

Учитель. – Ребята, посмотрите – это тополь. Сейчас, пожалуй, нет населенного пункта, в зеленом наряде которого не было бы тополей. Это крупные двудомные деревья высотой до 40 м, с мелкими цветками, собранными в сережки, которые появляются до начала распускания листьев или одновременно с ними.

 А что случилось с корой этого дерева? Кора дерева повреждена. Нам нужно срочно помочь этому дереву потому, что через рану дерево потеряет много сока и может погибнуть. Ведь дерево совсем молодое. (Учитель вместе с детьми обрабатывает поврежденный участок коры масляной краской.)

Дети. – Расти деревцо, не болей.

Станция №3 «Ивушка».

Учитель. – А это ива. Ива очень неприхотливое дерево. Можно срубить или срезать ее тонкий ствол, воткнуть в землю – сама примется, пустит корни, начнет расти и ветвиться неприхотливая ива. В ивовых кустах весною обычно живут и поют соловьи. Обратите внимание на свисающие ветви ивы и зарисуйте их.

У дорог, ручьев, на берегу рек, озер и прудов или недалеко от жилья часто можно встретить большое раскидистое дерево, достигающее иногда тридцатиметровой высоты. Это ива белая,' или ветла. Ветви у ветлы зелено-желтые. Кора и нижняя сторона листьев покрыты шелковистыми волосками, напоминающими белесоватый налет.

Остановка № 4 «Мать и мачеха»

Учитель. – Местами еще лежит снег, а там, где пригревает солнце, на окраинах полей, на склонах оврагов появляются золотые головки мать и мачехи. Мать и мачеха – лекарственное растение, лечит от простудных заболеваний. Дети, кто из вас знает, почему это растение получило такое название? Правильно, потому что верхняя сторона листа – холодная (мачеха), а нижняя – теплая (мать). У этого растения цветы желтые, собранные в корзинку, расположены на верхушке стебля. Цветет мать-и-мачеха ранней весной в марте-апреле.

Остановка № 5 «Чистый парк»

Учитель. – Посмотрите внимательно вокруг и скажите, чего не должно быть в парке?

Дети. – Пакетов, бутылок, бумаги…

Учитель. – Посмотрите, а вокруг нас много такого мусора.

Что же нам делать?

Дети. – Давайте уберем, чтобы было чисто. (Дети убирают парк от мусора, предварительно надев перчатки.)

Учитель. – Как стало красиво! Вы настоящие друзья природы! Давайте продолжим наше путешествие!

Остановка  № 6 «Тренинг “Сила от природы”»

Учитель. – Встаньте под любое дерево, обнимите его, полюбуйтесь его красотой, ощутите, как “бегут” под корой первые весенние соки, насыщая энергией дерево. Представьте себя деревом. Что вы почувствовали? Поделитесь своими чувствами.

Девочка – Я стала такой же большой, как это дерево. У меня появилось больше сил…

Учитель. – Спасибо за то, что поделились своими ощущениями. А теперь нежно погладьте дерево по стволу, поблагодарите его за то, что оно поделилось с вами своей силой и здоровьем.

Давайте подведем итоги нашей экскурсии. Какие признаки весны вы сегодня вспомнили, а может даже и наблюдали? (Тает снег, появились ручьи, набухли почки…) Интересно это было наблюдать? Кто- нибудь хочет поделиться своими впечатлениями об экскурсии? (Рассказы детей об увиденном) Это очень здорово, что вам понравилась наша сегодняшняя экскурсия! Но для вас есть еще одно задание на дом: нарисовать рисунок на тему «Весна пришла». Мы обязательно устроим с вами выставку ваших работ и пригласим родителей. А на сегодня все, спасибо всем!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру «Чтобы жить в согласии с природой. Экологическая безопасность»

Урок проводится по технологии "Педагогическая мастерская". По УМК "Школа России" (3 класс)....

Конспект урока по окружающему миру на тему "Экологическая безопасность" (3 класс)

Конспект урока по окружающему миру на тему "Экологическая безопасность" (3 класс)...

Конспект урока по окружающему миру по теме "Экологическая безопасность"

Конспект открытого урока  с презентацией согласно ФГООС...

План-конспект урока по окружающему миру на тему : "Охрана природы. Экологическая безопасность"

ЧТО ТАКОЕ экология?Это защита окружающей среды от вредного воздействия.Люди, к сожалению, загрязняют окружающую среду: воду, воздух, почву.Сегодня мы и поговорим об охране окружающей среды , об эколог...

Конспект урока по окружающему миру на тему: "Экологическая безопасность"

На уроке используется технология РКМ через чтение и письмо, групповая форма работы....

Конспект урока по окружающий миру "Экологические системы" «Школа 2100»

Конспект урока по окружающий миру "Экологические системы" «Школа 2100»  Учитель Конобрицкая И. М....