Учебно-методический комплект по окружающему миру "Поверхность и водоёмы твоего края", 4 класс, ПНШ
учебно-методический материал по окружающему миру (4 класс) на тему


Предварительный просмотр:

Предмет: окружающий мир

Класс: 4

Тема урока: «Поверхность и водоёмы твоего края».

Тип урока: изучение нового материала.

Цели урока: познакомить учащихся с основными формами земной поверхности, с особенностями одной из форм природного водоёма -  реки и из каких частей она состоит (исток, устье, берега, притоки).

Планируемые результаты:

предметные: научить показывать на карте крупнейшие равнины, горы и реки России, формировать осознание учащимися практической значимости приобретённых ими знаний по данной теме.

личностные: формирование положительной мотивации к учению, уважительного отношения к учителю и сверстникам, способность к самооценке на основе наблюдения за собственной работой.

Оборудование урока: учебник окружающего мира (О.Н.Федотова., 4кл., 1ч.); презентация, физическая карта России.

Этап урока

Время

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность учащихся

УУД

Орг.момент.

≈1

- Здравствуйте, ребята, меня зовут Анастасия Алексеевна, и сегодня я проведу у вас урок окружающего мира.

Приветствовать учителя.

Р: настраиваются на работу.

Постановка учебной задачи и её решение.

Словес.:

определение темы урока, ответы на вопросы, актуализация знаний.

Практич.: работа с физ.картой России, работа в парах.

≈20

- Попробуйте, глядя на картинки на доске, определить тему нашего сегодняшнего урока (поверхность и водоёмы).

- Большая часть поверхности России занята равнинами.

- Ребята, а что такое равнины? (невысокие поверхности).

- Какими по рельефу бывают равнины? (плоские и холмистые).

- Чем отличаются плоские равнины от холмистых?

- Откройте физические карты России и посмотрите, каким цветом показаны равнины? (зелёным).

- Внимательно посмотрите на шкалу глубин и высот. – Чем темнее на карте цвет, тем выше поверхность в этом месте, чем светлее на карте цвет, тем глубже поверхность.

- Тёмно-коричневым цветом обозначают очень высокие горы, а самым светлым цветом – глубокие моря и океаны.

- Подумайте, какими цветами на карте будут показаны плоская и холмистая равнины? (если это плоская равнина, то на карте она будет показана зелёным цветом, а если это холмистая равнина, то на карте она будет показана зелёным цветом с жёлтыми пятнами, которые как бы обозначают холмы на этой равнине).

- Среди всех равнин есть крупнейшие равнины, кто знает, как они называются?

- Западно-Сибирская равнина является плоской, а Восточно-Европейская холмистой.

- А кто знает, что разделяет эти 2 равнины? (Уральские горы).

- Ребята, а в центре Восточно-Европейской равнины расположена столица нашей родины – Москва. Вокруг неё холмистая поверхность, покрытая лесами, полями и лугами.

- А теперь вместе с соседом по парте на физической карте России найдите Восточно-Европейскую и Западно-Сибирскую равнины.

Определять и формулировать тему урока, участвовать в учебном диалоге, актуализировать ранее полученные знания, работать с физическими картами России.

Работать в парах, с физ.картами.

Л: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

Р: учитывать установленные правила в планировании и контроле, способе решения.

Р: целеполагание.

Решение частных задач.

Практич.: работа с учебниками.

Практич.: работа с физ.картами нашего края, диалог.

Практич.: работа в группах.

 Практич.: работа с учебниками.

Практич.: учебный диалог.

≈20

- Откройте учебники на странице 130.

- Сравните на показанной карте холмистую равнину и низменность.

- Расскажите, чем они похожи и чем различны.

- На картах размеры объектов очень уменьшены, но форма такая же. – Даже если вы не были в каком-то определённом месте, то глядя на карту можно будет сказать какое из озёр имеет какую форму, и какая река шире.

- Ребята, а теперь полагаясь на ваши наблюдения и с помощью карты нашего края, давайте определим, какая поверхность у нашего края, у Челябинской области? (разнообразная – у нас много гор, и много озёр).

- Ребята, а теперь давайте вспомним, что такое естественные водоёмы и что такое искусственные? (ест. – реки, озёра, моря, океаны; иск. – водохранилища, пруды).

- Далее предлагаю объединиться в группы и составить список всех водоёмов нашего края, и естественных, и искусственных.

-  А какая самая большая река протекает через наш город? (Миасс).

- Вы можете назвать из каких частей состоит река?

- Для того, чтобы ответить на этот вопрос, внимательно рассмотрите рисунок на странице 131.

- Теперь опишите движение реки.

- Ребята, а в завершении давайте вспомним и повторим правила поведения, которые необходимо соблюдать во время прогулок в лес, в парк, на водоём.

- Ведь соблюдая все эти правила вы помогаете сохранить природу нашего родного края

Работать с учебниками.

Работать с физическими картами.

Отвечать на вопросы, работать в группах.

Работать с учебниками.

Повторять правила поведения на природе.

Р: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале, в сотрудничестве с учителем.

П: дополняют и расширяют знания.

Р: осмысляют учебный материал.

Итог урока.

Рефлексия.

Словес.: ответы на вопросы, подведение итогов.

≈ 4

- Ребята, что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Оцените свою работу на уроке.

- Спасибо за урок!

Анализировать свою работу на уроке, подводить итоги.

Р: понимание      причин успехов в учебе, осуществляют итоговый контроль по результатам работы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Тема урока: «Поверхность и водоёмы нашего края»

Слайд 3

Равнины бывают: Холмистые Плоские

Слайд 5

Физическая карта России

Слайд 6

Восточно-Европейская равнина

Слайд 7

Западно-Сибирская равнина

Слайд 8

Уральские горы

Слайд 9

Москва на холмах

Слайд 10

Физическая карта России

Слайд 11

Челябинская область

Слайд 12

Водоёмы

Слайд 13

Река Миасс

Слайд 14

Части реки. ИСТОК ПРИТОКИ УСТЬЕ

Слайд 15

Любите природу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно - методический комплект по окружающему миру на тему: "Деньги" 3 класс

Учебно - методический комплект по окружающему миру на тему: "Деньги" 3 класс...

Учебно-методический комплект по окружающему миру + раздаточный материал за 4 класс на тему "Страна городов" (Школа России)

Формирование универсальных учебных действий учащихся 4  класса в предметной области окружающий мир по теме «Страна городов» через включение учащихся в технологию проектной деятельности....

Учебно - методический комплект по окружающему миру на тему: "Птицы" 2 класс (конспект + презентация)

Учебно - методический комплект по окружающему миру на тему: "Птицы" 2 класс (конспект + презентация)...