Открытое занятие по экологии для детей 7-12 лет "Лекарственные травы приморского края"
классный час по окружающему миру (3 класс)

Герасименко Валентина Викторовна

Цель                Цель   :расширить знания детей о лекарственных травах.

    

         Задачи:

         учить различать самые простые лекарственные травы, использовать их для оказания первой помощи.

       формировать представление детей о разнообразии лекарственных          трав.

            воспитывать у детей бережное отношение к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moe_lekarstvennye_travy.docx356.28 КБ

Предварительный просмотр:

Краевое государственное бюджетное учреждение социального обслуживания «Лесозаводский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Жемчужинка».

Конспект занятия по экологии

для детей младшего школьного  возраста.

                                       Тема:

«Лекарственные травы приморского края».

E:\ВВВ  ПРОГРАММА\lekarstvennie_travi.jpg

Подготовила и провела воспитатель

высшей квалификационной категории

Герасименко Валентина Викторовна.

г.Лесозаводск.

Конспект занятия по экологии:

«Лекарственные травы приморского края».

Цель:расширить знания детей о лекарственных травах.

    Задачи:

  • учить различать самые простые лекарственные травы, использовать их для оказания первой помощи.

  • формировать представление детей о разнообразии лекарственных          трав.
  • воспитывать у детей бережное отношение к природе.

Ход занятия:

-Здравствуйте! – ты скажешь человеку.

-Здравствуй! – улыбнется он в ответ,

И, наверное, не пойдет в аптеку,

И здоровым будет много лет.

Вос: Сегодня мы с вами будем говорить о том, как и чем, сохранить здоровье на много, много лет.

Вос: Дети, когда мы с вами болеем, чем нас лечат?

Ответы детей (таблетками, уколами)

Вос: Правильно, а где мы покупаем таблетки? Ответы детей

Вос: Но когда-то давным-давно не было ни аптек, ни таблеток.

     В те давние времена, люди заметили, что больные животные едят разные травы и им становится легче и люди пришли к выводу, что травами можно лечить болезни. Они стали собирать травы и лечиться ими передовая своим потомкам знания о лечебных травах, какая травка, от какой болезни лечит, как правильно ее принимать, как собирать.

Вос: Наша природа богата разнообразнымилекарственными травами,  которые растут в нашем приморском крае в лесах, полях, в огородах.

Лес, как сказочное царство,

Там кругом растут лекарства.

В каждой травке,

В каждой ветке –и лекарства, и таблетки.           

Много трав растет полезных

На земле страны родной.

Могут справиться с болезнью

Подорожник, чистотел, одуванчик,

и ромашка, мята, и крапива и многие другие травы.

Вос:  И тема нашего занятие так и называется «Лекарственные травы Приморского края».

С  некоторыми из этих трав я вас и познакомлю, начнем знакомство с подорожника (слайды).

Подорожник

Тонкий стебель у дорожки

На конце его – сережки.

Лечит ранки и ожоги

           Этот лекарь подорожник.

     Из-за свойства расти вдоль дорог, трава получила название – подорожник. Хотя его можно встретить также на полянах, лугах, на приусадебном участке.

    Все части подорожника богаты полезными веществами. Но чаще всего применяют листья. Используют траву как обезболивающее средство, для повышения аппетита, заживления ран, нарывах при кашле. Отваром полощут рот, когда болят зубы и десны. С болью в ухе помогает справиться небольшая часть корешка подорожника. Свежие листья подорожника прикладывают при ссадинах, ушибах, ожогах, укусах насекомых.

Сбор-подорожника в первом месяце лета-июне.

Мята

Вкусен чай и ароматен,

С ней он легок и приятен:

Листочки сорваны, помяты.

Что ты вдыхаешь? - Запах... мяты.

Мята обладает противовоспалительными свойствами позволяющими использовать ее при лечении ангины, насморка,  также мята, эффективна при головной боли, ее свойства благоприятны для успокоения нервной системы.

    Для лечения этим растением чаще всего используют мятный чай и настой мяты.

Сбор мяты в августе.

Вос: Предлагаю поиграть в игру: "Узнай по запаху".

(для каждого ребенка приготовлен лист мяты и подорожника, дети нюхают, сравнивают запахи.Затем дети подходят к столику, в узелках завязана трава мяты и подорожника, дети по запаху должны найти узелок с мятой).

Вос: Давайте посмотрим, как вы справились с заданием (вос. проверяет узелки). Молодцы все справились с заданием.

Вос: А сейчасхочу угостить вас лечебным чаем, а с какой травкой этот чай вы должны угадать (Ответы детей - мята).

Вос: Продолжаем дальше наше занятие.

Одуванчик.

Одуванчик любят звери,
Помогать он всем намерен.
«
Одуванчик лучший врач, –
Уверяет старый грач. –
Мальчик им весной лечился,
Он, бедняга, простудился.
Из него чай заварил,
И в салат его крошил».


В природе можно встретить одуванчик везде. В лекарственных целях собирают корни, листья и цветки из которых готовят настои и отвары.    

    Полезные вещества, содержащиеся в одуванчике, оказывают болеутоляющее действие (например, если заболел зуб нужно нарвать листочков и заварить их кипятком и выпить, боль пройдет) Применяют его для возбуждения аппетита, при бессоннице. Одуванчик обладает успокаивающими свойствами.

     Сушеные листья и цветки используют для заваривания чая, а из корней делают заменитель кофе.

    Совсем молоденькие, нежные листья одуванчика идут на приготовление салатов. Горечь одуванчика, очень полезна для организма. Сырой сок одуванчика, полученный из листьев и корней, придает крепость зубам.

Собирают одуванчик два раза в год ранней весной или осенью во время цветения.

Чистотел.

Как-то у одной пиявки

Появились бородавки.
Чистотел её помыл: 
Бородавок след простыл. 

  Это растение неприхотливо, растёт везде, очень любит расти вдоль оград, заборов, быстро разрастается.

    Даже название говорит о том, что это растение применяется для лечения кожи-чистое тело. Сок чистотела избавляет от бородавок, прыщей, мозолей, помогает при ожогах и ранах, выводят веснушки, укрепляет дёсны. Отваром моют голову при перхоти.

   Чистотел - растение ядовитое! Лечение чистотелом требует внимательного отношения, после него нужно не забывать мыть руки.Сбор чистотела в мае.

Ромашка.

 

И если случится тебе простудиться,

Привяжется кашель, подымится жар,

Придвинь к себе кружку, в которой дымится

Слегка горьковатый душистый отвар.

Знакомые с детства, родные ромашки.

Вос: У Ромашки лекарственной цветки мелкие. Растет в полях, огородах, по берегам рек.

    Отваром из цветков ромашки поласкают горло. Применяют ее от простуды и кашля, от болей в животе, ожогов, зубной боли, бессоннице. Если выпить на ночь отвар ромашки – сон будет крепким и спокойным.

Собирают ромашку в июне-июле.

Крапива.

Ах, не трогайте меня,

Обожгу я без огня.

Вос: Дети,  кто догадался, о каком растении я вам сейчас буду рассказывать?

Но почему говорят, что крапива обжигает? Ответы детей.

Вос:  Стебель и листья крапивы усажены жгучими волосками, Каждый волосок – как маленькая иголка.

Вос:  Народная мудрость гласит:

одна крапива заменяет семерых врачей.

 Настой из листьев крапивы  также как и ромашки используют при ангине  для полоскания горла,  чтобы остановить кровотечение, употребляют для заживления ран, а также для укрепления волос. 

  Также крапиву можно употреблять в пищу, из нее готовят зеленый борщ и салаты.

Сбор крапивы в июне.

Вос: Давайте назовем  название растений, с которыми я вас познакомила.

Вос: Предлагаю поиграть в игру:

«Вопрос ответ: "Чем оказать помощь?"

(дети отвечают и показывают на картинках).

В.: Во время похода у ребенка заболело ухо, корень, какой травы мы с вами можем использовать? (подорожник).

     Что нужно с ним обязательно сделать?

В.: Какую траву будим использовать  при ушибах и укусах насекомых? (листья подорожника).

Растет на поле вдоль дорожек

Чудесный доктор — подорожник.

Я вам сейчас открою тайну -

Он здесь дежурит не случайно!

Порежешь палец — он поможет.

Царапинку полечит тоже.

Собьешь коленку — не беда!

Зеленый доктор здесь всегда!

В.: Какую травку будим использовать,  если натерли мозоль? (чистотел).

В.: Какой травкой будим лечить бородавки? (чистотел).

В.: Если у нас свами в походе закончилась заварка, с какой травкой мы заварим чай? (мята).

В.: Какая травка нам поможет при насморке? (мята).

В.: Какую травку будим использоватьпри зубной боли? (одуванчик или ромашку).

В.: Какую травку будим использовать  для укрепления волос? (крапиву).

В.: Молодцы, правильно ответили на все вопросы.

Вос: А сейчас я вас познакомлю справилами сбора и сушки лекарственных трав.

Правила сбора лекарственных растений.

1.Прежде всего, нужно хорошо знать лекарственное растение.
2. Собирать растения лучше в сухую погоду, утром, после того как высохнет-роса.
3. Нельзя собирать растения в городе и вблизи дороги.

Почему, как вы думаете? (Ответы детей).

Растения там отравлены ядами из выхлопных труб транспорта.
4. Нельзя при сборе трав топтать соседние растения, нельзя рвать растения с корнем и рвать все до последнего. Почему? (Ответы детей).

Правила сушки лекарственных растений.

1.Такую траву как подорожник нужно сначала хорошо помыть.

Почему, как вы думаете? (Ответы детей).

2.Сушить нужно под навесом, так чтобы не попадали прямые солнечные лучи. Так как солнечные лучи убивают все полезные микроэлементы и витамины в растении.

3.Переварачивать с одной стороны на другую. 

Самая лучшая аптека – это Природа. Она с радостью отдает нам  все свои дары, а за это просит, что бы мы берегли  ее и понапрасну  не срывали ни один цветок, ведь он может кого-нибудь вылечить!

Вос: Дети, как вы думаете, зачем нужно беречь природу (ответы детей)

Закончить наше занятие я хочу стихотворением.

Травам нужно поклониться

И навечно в них влюбиться,

Трав лекарственных запас

Помогает в трудный час.

Вос: На этом наше занятие закончено, всем спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие по ритмике для детей 6-7 лет Тема: « Навстречу спорту»

Данный урок предназначен для учителей физической культуры и педагогов дополнительного образования....

Открытое занятие для родителей и детей в 1 классе по теме "Работа со сказкой КОЛОБОК"

Открытый классный час проводился на I ступени в классах для детей с интеллектуальными нарушениями и ТМНР. Данные занятия по работе со сказкой мы решили проводить в виде мастерской для родителей. Поско...

Конспект открытого занятия по математике для детей 3 класса с ЗПР на тему: «Путешествие по Затерянному острову в поисках сокровищ»

Данное занятие  может  проводиться с детьми  с задержкой психического развития з-го года обучения....

Конспект открытого занятия по экологии в подготовительной группе на тему "Путешествие в Австралию"

Конспект открытого занятия по экологии для подготовительной группы (с использованием ИКТ) Тема: «Путешествие в Австралию»Цель: дать общее представление о материке Австралия  Задачи: о...

Конспект открытого занятия по экологическому развитию детей ОВЗ «Морское путешествие».

Знакомство детей с обитателями моря, дать представление о том, что море - это дом для морских обитателей, дать первоначальное представление о строение рыбы....