Урок окружающего мира в 1 классе "Как животные к зиме готовятся"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Савинская Елена Александровна

Урок разработан с использованием ИКТ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_okr._m.docx35.32 КБ

Предварительный просмотр:

Ф.И.О. слушателя     Савинская Елена Александровна

Предмет: окружающий мир
Класс: 1
Наименование учебно-методического комплекта (УМК): «Перспективная начальная школа»

Тема урока: Как животные готовятся к зиме.

Тип урока: изучение нового материала 

Место урока в системе уроков раздел «Природа и её сезонные изменения» урок 6.

Цель:

Задачи:

Образовательные:

Развивающие:

Воспитательные:

 

На основе предметных знаний и жизненного опыта детей обобщить знания учащихся о том, как животные готовятся к зиме. Расширять кругозор учащихся.

Создать условия для развития регулятивных УУД (целеполагание, планирование), коммуникативных УУД (правильное построение речевых высказываний, согласование действий с партнёром) и общеучебных умений и навыков (развитие внимания, сравнительных умений и навыков, умения обобщать и делать выводы). Развитие исследовательских умений и  познавательной активности детей.

Воспитывать положительную мотивацию к учению; чувство коллективизма и бережное отношение к природе

УУД:

 Предметные УУД:

 Регулятивные УУД: 

Коммуникативные УУД:

 Познавательные УУД:

Личностные УУД:  

Пр: познакомить учащихся с особенностями жизни диких животных в связи с подготовкой к зимнему периоду;  выполнять задания с использованием информации учебника и электронных средств;

 проводить сравнение жизни животных в разное время года; проводить  классификацию животных по заданным признакам.

Р: организовывать свое рабочее место, приводить его в порядок по окончании работы, адекватно воспринимать отзывы учителя и одноклассников о выполненной работе.

К: :   с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, участвовать в диалоге, отвечать на вопросы учителя и одноклассников.

П: устанавливать причинно-следственные связи, представлять цепочки объектов и явлений, строить логическую цепочку рассуждений, анализировать истинность утверждений, доказывать. Выдвигать гипотезу и обосновывать ее.

Л: проявление познавательного интереса, определенных познавательных потребностей и учебных мотивов, стремление к повышению культуры речевого общения, к овладению приемами творческого самовыражения, осознание ценности природы и необходимости ее охраны.

Планируемые результаты:

Предметные результаты:

Предметные результаты в области ИКТ:

Метапредметные результаты:

Личностные результаты:

Рассказывать о подготовке к зиме птиц, пресмыкающихся; земноводных и лесных зверей.

Умение использовать тренажеры с подсказками и без них, с проверкой ответа. Умение отбирать необходимую информацию из информационных ЭОР.

Познавательные умения:

– устанавливать причины, влияющие на подготовку к зиме разных животных;

Регулятивные умения:

– распределять обязанности для выполнения учебного задания в парах;

– выполнять взаимопроверку учебного задания;

– контролировать своё поведение во время групповой работы со сверстниками,

Коммуникативные умения:

– адекватно взаимодействовать в группе и приходить к общему решению;

– формулировать речевое высказывание.

Проявлять:

– интерес к изучению темы;

– бережное отношение к природе;

– навыки благожелательного общения друг с другом во время групповой работы.

Основные понятия:

Дикие животные, сезонные изменения в природе.

Межпредметные связи:

Межпредметная связь с литературным чтением, изобразительным искусством.

Ресурсы:

  •  основные

 дополнительные

Тренажёр для самостоятельной работы, определительные листы.

Картинки с изображением животных.

Структура и содержание проекта урока

Дидактическая
структура
урока

(этапы урока)

Планируемые результаты

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Деятельность
учеников

Деятельность
учителя

Организационный момент

Осуществлять самоконтроль

Организация рабочего места.

Приготовить пенал, учебник, тетрадь на  печатной основе, карандаши.

Инструктаж учащихся, проверка готовности к уроку.  -Снова пришел долгожданный миг –

Нам пора в дорогу.

Он зовет нас в загадочный мир,

Таинственный мир природы.

 Актуализация знаний.

Создание проблемной ситуации.

Формулировать тему урока; устанавливать причины изменений в природе.

Предлагается прослушать стихотворение и рассмотреть иллюстрацию, определить изображенное время года, назвать изменения в природе, сформулировать тему урока .

ЭОР (1 мин.)

Слайд презентации "Зима"

Изображение заснеженного леса

[Карточка ресурса] 

Слушают стихотворение,смотрят слайд и отвечают на вопросы учителя, формулируют тему урока-исследования.

Сегодня на уроке я предлагаю Вам провести исследование, в котором вы выступите в роли юных исследователей.
- Ребята, скажите, а чем занимаются исследователи?
(Ответы детей) Молодцы!

Учитель открывает слайд презентации «Зима» и читает стихотворение:

А лес стоит загадочный,
А лес стоит таинственный,
Безмолвна тишина:
Зверушек и пичужек -
Всех спрятала зима
 

- О чём это стихотворение? (зима, лес, звери)

– О каких изменениях в природе говорится в этом стихотворении?

- Сформулируйте тему урока: изменения в жизни животных с наступлением зимы.

Целеполагание

Осознавать необходимость  открытия нового знания.

Формулировать учебную задачу урока.

Даётся для сравнения  изображение лесных животных летом и зимой на картинках.

Отвечают на вопросы  под руководством учителя, определяют объект исследования

Формулируют цель исследования: «Узнать новое о жизни лесных животных при подготовке к зиме»

- Прежде, чем приступить к исследованию, мы должны определить объект исследования.
- А что же мы с вами будем исследовать? (Жизнь лесных животных).
- Так что же будет являться объектом нашего исследования? (Ответы детей)
Если обобщить ваши ответы, то объектом нашего исследования будет являться «Подготовка животных к зиме»

-А зачем мы будем проводить исследование? (Ответы детей)
- Молодцы! Из ваших слов можно сформулировать      ЦЕЛЬ исследования:
«Узнать, как животные готовятся к зиме».

- Отличается ли жизнь животных от той, что они ведут летом и осенью? (Ответы детей)
- Если обобщить ваши ответы, то можно предположить, что ЖИЗНЬ ЗВЕРЕЙ ЗИМОЙ ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ЖИЗНИ ЛЕТОМ И ОСЕНЬЮ.

Формирование новых знаний

Находить в учебнике необходимую информацию;

Находить нужную информацию из сетевых ресурсов ( с листов-определителей)

уметь устанавливать взаимосвязи в неживой и живой природе;

уметь делать выводы.

Рассматривание иллюстрации в учебнике, рассказ о каждом животном по иллюстрации.

Отгадывание загадок, выделение из загадок основных признаков животных и причин подготовки к зиме.

ЭОР (2 мин.)

Определительный лист "Белка"

Изображение с описанием белки

[Карточка ресурса] 

ЭОР (2 мин.)

Определительный лист "Заяц"

Изображение с описанием зайца

[Карточка ресурса]

Отвечают на вопросы учителя, отгадывают загадки, рассматривают иллюстрации учебника на с.30-31, делают предположения, выводы об изменениях в жизни животных с наступлением холодов, предлагают выход из проблемной ситуации.

Находят нужную информацию с определительных листов, участвуют в диалоге.

Отвечают на вопросы учителя, рассматривают иллюстрации, предложенные учителем.

Организует работу в форме диалога.

Мы с вами, как настоящие исследователи, проведём эксперимент. Эксперименты бывают мысленные и реальные.
Мы с вами проведём мысленный эксперимент.
- Откройте учебники на стр. 30-31, и мы попадаем в лес вместе с героями учебника Мишей и Машей Ивановыми.

- Как вы думаете, о чём спрашивает Миша сестру? (О том, как животные готовятся к зиме.)
-  А как вы думаете, что Мише ответит Маша? (Животные готовятся к зиме по-разному: одни запасают пищу впрок, другие впадают в спячку. У животных меняется цвет шерсти и её густота.)

Но жизнь животных с наступлением холодов не замирает. Давайте отгадаем загадки.

Кто по ёлкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы?
-О ком загадка?
А как вы догадались, что это белка? (Ответы детей)

У белки на дереве домик – дупло. Оно очень большое и сухое. Обычно у них не один домик, а несколько. Белка запасла грибы и орехи ещё летом, а теперь отыскивает свои кладовые и кормится. С удовольствием ест и семена еловых шишек.

А вот ещё одна загадка: 

Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубке серенькой зимой,
А в рыжей шубке — летом.
(Белка)

-Верно, а  сейчас мы прочитаем материал про белку, из которого отберём необходимый для нас, чтобы узнать, как она готовится к зиме. (ЭОР)

а Отгадайте следующую загадку: всех сам боится.
Был он рус, но выпал снег,
Побелел пушистый мех,
И невидим он зимой
Волку с рыжею лисой! (
заяц)

-Верно, а сейчас узнаем, как заяц проводит эиму (ЭОР)

-Сделаем вывод:

Н-Одним из способов перенесения зимних холодов является смена «сезонных нарядов» зверей. Цвет их шубки помогает им маскироваться.
- А зачем зайчику нужна маскировка? (Ответы детей)
Обобщая, ваши ответы можно сделать вывод, что зайцу нужно постоянно передвигаться по лесу в поисках пищи. При этом самому не стать пищей для волка или лисы, поэтому ему необходима смена цвета шубки.
-Какие звери ещё меняют цвет шубки?

-Как ещё звери спасаются от холода? (Впадают в спячку медведь, ёж) В снежном убежище им приходится тратить меньше энергии для поддержания температуры тела. Жир и греет, и питает его зимой.
Медведь в берлоге крепко спит,
И его нельзя будить.
Он с осени свой жир копил,
Много ел и много пил.
Ему зимой одна работа –
Крепко спать и весны ждать.

Первичное закрепление.

Физминутка

Принимать цель деятельности, действовать по предложенному плану,

Осуществлять самоконтроль.

Воспринимать и понимать письменную речь других.

Уметь работать в текстовом редакторе Microsoft Word 2010.

Осуществлять самооценку

Умение работать в сети Интернет,

отбирать информацию из сетевых ресурсов.

ЭОР (5 мин)

Работа с тренажёром

(индивидуальная)

Как животные готовятся к зиме?

Интерактивный объект, позволяющий ученику сопоставить названия действий животных с соответствующими изображениями животных. Изображения животных должны быть подписаны.Ученик должен расставить стрелки, указав, как разные животные готовятся к зиме.

[Карточка ресурса] 

Сначала выполняют движения под музыку, затем

проводится физкультминутка (гимнастика для глаз) в целях снятия напряжения и усталости глаз на начальном этапе утомления, что способствует положительному эмоциональному фону на уроке.

Выполняют задания, предложенные учителем:

Открывают

Ученик должен расставить стрелки, указав, как разные животные готовятся к зиме.

Повторяют движения за учителем соответственно словам стихотворения – физминутки

Организует работу с интерактивным тренажёром: помогает детям открыть нужное задание, которое в виде гиперссылки скопировано в Microsoft Word 2010:

Как животные готовятся к зиме?

- А сейчас проверим работу.

- А сейчас немного отдохнём

Нарисуй глазами треугольник.
Теперь его переверни вершиной вниз.
И вновь глазами ты по периметру веди.
Рисуй восьмерку вертикально.
Ты головою не крути,
А лишь глазами осторожно
Ты вдоль по линиям води.
И на бочок ее клади.
Теперь следи горизонтально,
И в центре ты остановись.
Зажмурься крепко, не ленись.
Глаза открываем мы, наконец.
Зарядка окончилась. Ты – молодец!

Закрепление пройденного.

Самостоятельное применение знаний

Уметь использовать знания при выполнении самостоятельной работы.

Задание в тетради: что запасают на зиму полёвка, поползень, белка? Проверь, соединив цветными линиями рисунки животных с рисунками их кладовых.

Самостоятельно выполняют задание в тетради, затем работают в парах: проверяют работу, оценивают её. Продолжая работу в парах, рассказывают о кладовых животных с помощью иллюстраций.

Организует работу в ТПО с.21 №20.

Работа в парах. На картинке в тетради изображены животные. Кто это? (мышь-полёвка, птица поползень, белка). Проведите карандашами разных цветов линию от каждого животного до корма.

Сделайте взаимопроверку тетрадей. Если у вашего соседа всё выполнено верно, нарисуйте внизу страницы красный кружок, если допущены ошибки –  нарисуйте красный треугольник.

Расскажите с помощью иллюстраций  о кладовых животных.

Рефлексия

Устанавливать связь между целью деятельности и её результатом

Давать оценку собственной деятельности на уроке

Подвести итоги исследования, оценить работу класса и свою работу.

Делают выводы

Осуществляют рефлексию своей деятельности.

Дают оценку уроку с помощью рисунка.

- Мы предположили, что ЖИЗНЬ ЗВЕРЕЙ при подготовке к зиме отличается от их жизни летом и осенью.
- Доказали ли мы это? (Ответы детей)
- С чем это связано? (Ответы детей)
- МОЛОДЦЫ! Из-за наступивших холодов изменился способ питания и меховой покров зверей.
- А цель нашего исследования была: узнать новое о жизни лесных зверей зимой
Но много нового и интересного вы можете узнать, прочитав хрестоматию, детские энциклопедии, которые могут быть не только напечатанными, но и электронными, из научно-популярных телевизионных программ и документальных фильмов, из интернета

Ребята, вы сегодня были на уроке настоящими исследователями.

Давайте дадим оценку нашему уроку.

У вас на столах находятся листочки с изображением грибов. Если вам всё понравилось на уроке и вам было интересно, раскрасьте шляпку гриба коричневым цветом, если было скучно – оставьте белой, а если вы все это уже знали и хотите для себя узнать ещё больше, то красным цветом.

Давайте прикрепим изображения ваших грибов на доску. Эти грибы мы подарим лесным животным.

 Благодарю вас за помощь, за активную работу на уроке

 


                                                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира. 1 класс. Тема: Где зимуют птицы?

Урок по учебнику Плешакова А.А. Программа "Школа России"....

Урок окружающего мира в 1 классе. Тема:"Зима. Животные зимой."

Урок окружающего мира  в 1 классе. Тема:"Зима. Животные зимой." по программе "Школа 2100"....

Технологическая карта урока окружающего мира в 1 классе "Как зимой помочь птицам?"

На данном уроке дети познакомятся с признаками живого мира  и условиями, необходимыми для жизни организмов, с простейшими правилами кормления птиц и заботой о зимующих птицах. Урок построен...

Презентация к уроку окружающего мира в 3 классе "Растения зимой"

презентация к  уроку окружающего мира в 3 классе по теме "Растения зимой" УМК "Гармония"...

Урок окружающего мира на тему: «Животный мир зимой». (1 класс)

Эта разработка поможет расширить и углубить знания детей о жизни некоторых животных в зимний период времени....

Урок окружающего мира в 1 классе "Птицы зимой"

Птицы зимой         Цель: вспомнить отличия перелётных и зимующих птиц, дать представление о зимующих птицах и их значении зимой....

Разработка урока окружающего мира по теме "Неживая природа зимой"

Разработка урока по окружающему миру по теме "Неживая природа зимой"....