Перспектива 3 класс Конспект урока окружающий мир «Родословное дерево»
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Челябинской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение
«Челябинский педагогический колледж №1»
Технологическая карта урока
окружающий мир
Выполнила студентка 46 гр.
Козлова Наталия
Проверила: Палченкова В. В.
Отметка:
Дата: 19.02.16
Челябинск, 2016
Предмет: Окружающий мир
Класс: 3 «б»
Тема урока: «Родословное дерево»
Цели урока: познакомить детей со способами составления родословного древа; формировать интерес к истории своей семьи; инициировать стремление к поисково-исследовательской работе с семейными документами и реликвиями; представление о понятии «честь фамилии, семьи, рода».
Планируемые результаты:
- Предметные: знать два способа составления родословного древа и чем они отличаются друг от друга; уметь строить схему родственных связей в своей семье до третьего-четвёртого поколения; осознавать ценность документов из семейного архива, а также ценность семейных реликвий, необходимость их сохранения и передачи от одного поколения к другому.
- Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний.
Оборудование: Учебник - Окружающий мир: 3 класс, 2 часть, А.А. Плешаков. Перспектива. «Просвещение» 2014; Рабочая тетрадь; Презентация в формате PowerPoint 97-2003.
Этап урока. Методы и приемы | Хроно-метраж | Содержание урока. Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты (УУД) |
Орг. Момент. Словесный: слово учителя; ответы на вопросы. | 1 мин. | - Начнём наш урок, с создания дружелюбной атмосферы. Повернитесь к своему соседу по парте, и хлопком по вытянутым ладоням, передайте друг другу хорошее настроение. Проверьте, чтобы на вашей парте лежал учебник и рабочая тетрадь. А теперь покажите мне, как должен сидеть настоящий ученик? Молодцы! | Настраиваться на работу. Проверять готовность к уроку. | Регулятивные - организовывать рабочее место. Познавательные - воспринимать речь учителя. |
Постановка учебной задачи и ее решение Словесный: ответы на вопросы. Практический: работа с кластером. | 4 мин. | Актуализация опорных знаний: - Прежде чем начать урок, давайте вспомним, что изучали на прошлом занятии. - Как родители называют рождённых ими мальчика или девочку? - Как дети называют сестру/брата своих мамы или папы? - Как дети называют родителей своих мамы и папы? - Кого называют своими двоюродными братьями/сестрами? - Кто такие тесть и тёща? Свёкор и свекровь? - Кто кого называет свояченицей или шурином? Деверем или золовкой? - В чём заключается разница между кровным родством и родством по свойству? - Устно, дополните пробелы в кластере на слайде. - Молодцы! Вы хорошо поняли прошлую тему, и мы можем приступать к изучению новой. | Вспоминать пройденный материал. Отвечать на вопросы учителя. Участвовать в беседе. Оценивать свои знания. Воспринимать речь учителя. | Познавательные - воспринимать речь учителя; высказывать предположения; строить речевые высказывания в устной форме. |
Проверка домашнего задания Словесный: ответы учеников. | 5 мин. | - Вашим домашним заданием было упражнение номер 3 в спец тетради. Давайте послушаем, что у вас получилось. И оценим свою работу. (3-4 человека, с самооценкой и взаимооценкой) | Проверять домашнее задание. Слушать и оценивать ответы одноклассников. | Коммуникативные - уметь слушать и слышать. |
Открытие нового знания Словесный: слово учителя; ответы на вопросы. Практический: работа с учебником; работа в парах. | 15 мин. | - Каждому ребенку необходима семья. Так что же такое семья? Семья есть у каждого: это мама, папа, дедушки и бабушки, а также мы, дети! Родителям полагается растить детей. Семья - это доброта, труд, заботы и любовь, это радости и печали. В семье все идет своим чередом: рождаются дети, которые, повзрослев, сами становятся сначала родителями, а потом дедушками, бабушками, прадедушками и прабабушками. Когда они были маленькими, то о них заботились их родители, а когда они сами стали родителями, то стали заботиться о своих детях и о своих пожилых родителях. И так повторяется из поколения в поколение на протяжении всей истории человечества. - Посмотрите на слайд. Рассмотрите изображение яблони с плодами, части дерева: корни, ствол, ветви, плоды. - Возможна ли жизнь дерева без этих частей? Что будет, если у дерева обрубить корни, ствол, лишить его листвы? - А можно ли сравнить это дерево с семьёй? - Верно, строение дерева, можно сравнить со строением семьи. Дети - листочки, родители - ветки, бабушки и дедушки - корни. - Ребята, как вы думаете какая тема нашего урока? - Чем мы будем заниматься на уроке? Сформулируйте цели. - Давайте прочитаем текст на страничке 28, по цепочке. - Ребята как вы считаете, иметь хорошую, крепкую семью, это важно для человека? Почему? - В 2008 году в России появился новый праздник - День семьи, любви и верности, 8 июля, в День покровителей супружеской жизни святых Петра и Февронии, которые считаются образцом супружеской верности и идеалом семейного счастья. Согласно легенде, князь Муромский Петр полюбил крестьянку Февронию, однако боярская знать была против их брака из-за низкого происхождения девушки. Петр и Феврония предпочли семейную жизнь княжескому престолу. Они жили долго и счастливо и умерли в 1228 году в один день и час. Символ праздника стала - ромашка, и это не случайно. Ведь ромашка самый чистый и нежный летний цветок. - Посмотрите, на ваших партах лежат листочки и фломастеры. Сейчас в парах, придумайте и нарисуйте открытку ко Дню семьи, любви и верности. | Слушать учителя. Рассматривать изображение на слайде. Отвечать на вопросы учителя. Формулировать тему и цель урока. Читать текст учебника. Отвечать на вопросы учителя. Слушать легенду. Работать в парах. Выполнять открытку. | Коммуникативные - четко, при помощи выразительных средств формулировать свои мысли; слушать и слышать. Познавательные - воспринимать речь учителя; высказывать предположения; обсуждать проблемные вопросы; строить речевые высказывания в устной форме; выполнять задания учителя. |
Физ. Минутка Практический: выполнение двигательных упражнений. | 1 мин. | - Ребята, наверное, вы устали. Давайте выполним физминутку. Гриша шёл - шёл - шёл, Белый гриб нашёл. Раз - грибок, Два - грибок, Три - грибок, Положил их в кузовок. | Выполнять двигательные упражнения. | Личностные - установка на здоровый образ жизни. |
Решение частных задач Словесный: слово учителя, ответы на вопросы. Практический: Составление схемы; работа с учебником; представление сценки; работа в группах; просмотр видеофрагмента. | 15 мин. | - Поиск своих корней и составление родословного древа - дело очень интересное. - Ребята, как вы думаете, кто главные помощники в составлении семейного древа? (родственники старшего поколения) - А с чего нужно начать при составлении родословного древа? - Давайте прочитаем в учебнике на странице 30, самые важные вопросы о каждом предке. - А как вы думаете, наш класс можно назвать одной, большой семьёй? - А сейчас, давайте поиграем, соберитесь в группы, по рядам. Представьте что вы, одна семья. В которой есть: мама, папа, бабушка, дедушка, дети и т.д. - Распределите роли, придумайте одну общую фамилию, и приготовьте сценку-визитную карточку своей семьи, на 1-2 минуты. - Представьте нам свои семьи, начиная с первого ряда. - Молодцы! - Поиск своих корней - дело трудоёмкое, кропотливое, долгое. Однако если вместе со старшими вы идёте к цели старательно, то вас обязательно ждут ценные находки. Вы словно побываете в прошлом своего рода. И поймёте, как много прекрасного совершили за свою жизнь люди, которые носили и носят ту же фамилию, что и вы. Необходимо с честью передать её дальше, потомкам. - А сейчас я раздам вам листочки со схемами родословного древа. Которые вы попробуете заполнить сами, без чьей либо помощи. А дома вы с родителями, заполните схему до конца и оформите её на отдельном листе, в виде красивого родословного древа. - И на последок, мы с вами посмотрим короткий видеофрагмент, о семье. (A short love story) | Слушать учителя. Отвечать на вопросы учителя. Читать учебник. Принимать участие в игре. Работать в группах. Представлять сценки. Слушать учителя. Составлять схему родословного древа. Смотреть видеофрагмент | Коммуникативные - четко, при помощи выразительных средств формулировать свои мысли; слушать и слышать. Познавательные - высказывать предположения; строить речевое высказывание в устной форме; воспринимать речь учителя; обсуждать проблемные вопросы; выполнять задания учителя; участвовать в сценке; работать в группе; заполнять схему. |
Итог урока. Словесный: слово учителя; ответы на вопросы; обобщение. | 2 мин. | - Наш урок подходит к концу, давайте подведём итоги и вспомним. - Что такое «родословное древо»? - Сколько способов составления «родословного древа», мы изучили? - В какие рамочки оформляют мужские и женские имена в родословном древе? - Кто главные помощники в составлении семейного древа? - С каким праздником мы сегодня познакомились? - В каком году появился праздник «День семьи»? - Что считается символом этого праздника? Почему? | Отвечать на вопросы. Анализировать проделанную работу. Делать выводы. | Регулятивные - выделять и осознавать то, что усвоено на уроке, осознавать качество и уровень усвоенного. |
Домашнее задание | 1 мин. | - Запишите домашнее задание. Учебник стр. 28-31 читать. Выполнить проект «Родословное дерево». | Записывать Д/З. | |
Рефлексия Словесный: самоанализ. | 1 мин. | - Ребята, вы очень хорошо поработали на этом уроке. Оцените свою работу по принципу «трёх карандашей» | Оценивать свои достижения. | Регулятивные - анализировать проделанную работу. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока окружающего мира "Хвойные деревья", 1 класс, "Начальная школа XXIвека"
Конспект урока и презентация по теме "Хвойные деревья", 1 класс, УМК "Начальная школа ХХI века"...
Конспект урока окружающего мира. Тема: «Деревья, кустарники, травы».
Научить различать и классифицировать по внешним признакам в природном окружении и окружении школы деревья, кустарники, травянистые растения....