Перспектива 3 класс Конспект урока окружающий мир «На свет появился - с людьми породнился»
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Челябинской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение
«Челябинский педагогический колледж №1»
Технологическая карта урока
окружающий мир
Выполнила студентка 46 гр.
Козлова Наталия
Проверила: Палченкова В. В.
Отметка:
Дата: 18.02.16
Челябинск, 2016
Предмет: Окружающий мир
Класс: 3 «б»
Тема урока: «На свет появился - с людьми породнился»
Цели урока: познакомить детей с традиционными терминами родства и свойства, принятыми в русской народной культуре; сопоставить их с соответствующей терминологией в культуре народов своего края; научить пользоваться этой терминологией при определении степеней родства в своей семье; дать представление о духовном родстве через общее вероисповедание.
Планируемые результаты:
- Предметные: иметь представление о терминологии родства в применении к членам своей семьи; находить аналоги в терминологии родства народов своего края; использовать терминологию родства в применении к членам другой семьи; понимать, каково различие между терминами родства и свойства, в чём различие между кровным родством и родством духовным.
- Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний.
Оборудование: Учебник - Окружающий мир: 3 класс, 2 часть, А.А. Плешаков. Перспектива. «Просвещение» 2014; Рабочая тетрадь; Презентация в формате PowerPoint 97-2003.
Этап урока. Методы и приемы | Хроно-метраж | Содержание урока. Деятельность Учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты (УУД) |
Орг. Момент. Словесный: слово учителя; ответы на вопросы. | 1 мин. | - Давайте настроимся на работу и проверим, все ли у нас на месте? Руки на месте? Ножки на месте? Глазки все видят? Ушки все слышат? Здорово! Посмотрите, чтобы у вас на парте обязательно лежали учебник и рабочая тетрадь. А теперь покажите мне, как должен сидеть настоящий ученик? Молодцы! | Проверять готовность к уроку. Садиться на места. | Регулятивные - организовывать рабочее место. Познавательные - воспринимать речь учителя. |
Постановка учебной задачи и ее решение Словесный: ответы на вопросы. Иллюстративный: работа с изображениями на слайде. | 4 мин. | Актуализация опорных знаний: - Ребята, сегодня мы приступим к изучению новой темы. Но прежде, я предлагаю вам вспомнить то, что вы изучили на прошлых уроках. - Как называются жилища народов нашего края? (Юрта, Яранга, Иглу, Мазанка) - Соотнесите картинки жилищ, на слайде с их названиями. - От чего зависят особые черты традиционного жилища разных народов? (От особенностей природы, своеобразия хозяйственной жизни и от различий в религиозных представлениях) - Как внешне выглядят старинные дома нашего края? - Как они устроены внутри? - Где в них находится почётное место? - Молодцы! Я вижу, что у вас не возникло проблем с изучением этого материала, я надеюсь, что с нашей сегодняшней темой вы тоже справитесь на «ура». | Отвечать на вопросы учителя. Выполнять задание учителя. Участвовать в беседе. Оценивать свои знания. | Познавательные - воспринимать речь учителя; высказывать предположения; строить речевые высказывания в устной форме. |
Проверка домашнего задания Словесный: ответы учеников. | 5 мин. | - Вашим домашним заданием было нарисовать любое жилище народов нашего края. Прикрепите свои рисунки на доску. Посмотрите, какая замечательная выставка у нас получилась! - Так же, одна ученица приготовила сообщение о некоторых жилищах. Давайте послушаем и оценим её выступление. | Осматривать выставку. Слушать выступление. Оценивать выступление. | Коммуникативные - уметь слушать и слышать. |
Открытие нового знания Словесный: слово учителя; ответы на вопросы. Практический: работа с учебником, со спец тетрадью, с кластером; работа в парах, в группах. | 15 мин. | - Прочитайте предложение на слайде. «На свет появился - с людьми породнился» как вы понимаете значение этой фразы? - Давайте обратим внимание на слово «породнился». Запишите его себе в тетради. Помогите мне определить корень этого слова. Возьмите в руки карандашики и выделите корень в записанном слове. - Давайте вспомним, какие слова могут быть производным от корня -род-? (родители, родня, родина и т.д.) - Объединитесь в группы, по четыре человека. Приготовьте листочек. По моей команде, за минуту, вы должны записать на листочек, как можно больше слов с корнем -род-. - Давайте послушаем, что у вас получилось. - Итак, человек в семье живёт среди многих родственных людей. И каждый друг для друга зовётся по-своему. Как кого и кому называть зависит от степени родства. Для того, что бы в этом разобраться мы прочитаем второй и третий абзацы на странице 22. Читаем по цепочке. Все внимательно следим по тексту. - А теперь представьте, живут в разных семьях мальчик и девочка. Кем они являются друг другу? (Друзьями) - Но друзья - это не родственная связь. Так вот, они выросли, стали юношей и девушкой, полюбили друг друга. Кем они теперь являются друг другу? (Парой) - Но пара - это тоже ещё не родственники. - Продолжим, наши молодые люди влюбились и решили пожениться. Теперь они? (Муж и жена) - Правильно, ребята! Теперь их родственники, чужие для каждого из них до свадьбы, после свадьбы станут своими. - Посмотрите, у вас на столе лежит кластер, в парах заполните его. Покажите свою готовность. - Давайте прочитаем первый и второй абзацы на странице 23. - Теперь давайте откроем, спец тетради на странице 14 и выполним первое задание, опираясь на полученные знания. Если при выполнении задания возникнут трудности, просто поднимите руку, и я вам обязательно помогу. | Читать предложение на слайде. Высказывать предположение. Определять корень слова. Подбирать однокоренные слова. Работать в группах. Читать текст в учебнике. Отвечать на вопросы учителя. Высказывать предположения. Работать в парах. Заполнять кластер. Читать текст. Выполнять задания в спец тетради. | Коммуникативные - четко, при помощи выразительных средств формулировать свои мысли; слушать и слышать. Познавательные - воспринимать речь учителя; высказывать предположения; обсуждать проблемные вопросы; строить речевые высказывания в устной форме; выполнять задания учителя. |
Физ. Минутка Практический: выполнение двигательных упражнений. | 1 мин. | - Ребята, наверное, вы устали. Давайте выполним физминутку. Раз - подняться, потянуться Два - согнуться, разогнуться. Три - в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре - руки шире, Пять - руками помахать, Шесть - на место тихо сесть. | Выполнять двигательные упражнения. | Личностные - установка на здоровый образ жизни. |
Решение частных задач Словесный: слово учителя; ответы на вопросы. Практический: работа с кроссвордом на слайде; со спец тетрадью; с понятием на слайде; работа в парах. Иллюстративный: работа с изображениями в учебнике. | 15 мин. | - А сейчас, давайте разгадаем кроссворд на слайде. По вертикали: 1. Сестра мужа для его жены. (Золовка) 2. Жена сына для его матери. (Невестка) 3. Мама мужа для его жены. (Свекровь) 4. Мама родителей для ребёнка. (Бабушка) По горизонтали: 5. Отец жены для её мужа. (Тесть) 6.Так друг друга называют родители мужа и жены. (Сваты) 7. Мальчик для родной сестры. (Брат) 8.Так муж зовёт брата своей жены. (Шурин) - Молодцы! Теперь открываем страницу 24. Я предлагаю вам ознакомиться с данными фотографиями. - На первой и второй фотографиях, как вы могли понять из надписи ниже, представлены два поколения семьи российского императора Николая второго. - А вы знаете, что значит слово «император»? -Давайте прочитаем определение на слайде. (Император - глава империи, а империя в свою очередь-это могущественная военная держава, объединяющая разные народы и территории в единое государство.) - На третьей и четвёртой фотографиях вы можете увидеть целых три поколения российского полковника. А с пятой по восьмую фотографию нам представлены обычные современные семьи. - Что вы можете предположить, внимательно рассмотрев эти фотографии? (Раньше в семьях было большее количество детей и т.п.) - А теперь давайте откроем тетради на печатной основе на странице 14 и выполним второе задание, опираясь на полученные знания. - Давайте проверим, что у вас получилось. - А сейчас, объединитесь в пары, я раздала вам листочки. На этих листочках, придумайте свой кроссворд по пройденной теме, на 10 вопросов. - Обменяйтесь листочками с соседней партой, разгадайте кроссворд своей соседней пары. | Слушать учителя. Разгадывать кроссворд. Отвечать на вопросы учителя. Работать с учебником. Рассматривать иллюстрации в учебнике. Знакомиться с понятием на слайде. Отвечать на вопросы учителя. Выполнять задание в рабочей тетради. Работать в парах. | Коммуникативные - четко, при помощи выразительных средств формулировать свои мысли. Познавательные - высказывать предположения; строить речевое высказывание в устной форме; выполнять задания учителя. |
Итог урока. Словесный: слово учителя; ответы на вопросы; обобщение. | 2 мин. | - Наш урок подходит к завершению. Давайте с вами подведем итоги. Что нового вы сегодня узнали? Давайте вспомним: - Как родители называют рождённых ими мальчика или девочку? - Как дети называют сестру/брата своих мамы или папы? - Как дети называют родителей своих мамы и папы? - Кого называют своими двоюродными братьями/сестрами? - Кто такие тесть и тёща? Свёкор и свекровь? - Кто кого называет свояченицей или шурином? Деверем или золовкой? - В чём заключается разница между кровным родством и родством по свойству? | Отвечать на вопросы учителя. Анализировать проделанную работу. Делать выводы. | Регулятивные -выделять и осознавать то, что усвоено на уроке, осознавать качество и уровень усвоенного. |
Домашнее задание | 1 мин. | - Запишите домашнее задание. Учебник стр. 22-27 читать. Спец тетрадь стр. 14 номер 3. | Записывать Д/З. | |
Рефлексия Словесный: самоанализ. | 1 мин. | - Ребята, вы очень хорошо поработали на этом уроке. Оцените свою работу по принципу «трёх карандашей» | Оценивать свои достижения. | Регулятивные - анализировать проделанную работу. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по окружающему миру, 3 класс, школа россии. «На свет появился - с людьми породнился»
Конспект урока по окружающему миру, 3 класс, школа россии. «На свет появился - с людьми породнился»...
Окружающий мир 3 кл. УМК "Перспектива" "На свет появился – с людьми породнился"
Цели деятельности учителя:ознакомление детей с традиционными терминами родства и свойства, принятыми в русской народной культуре; сопоставление их с соответствующей терминологией в культуре народов св...
Конспект урока окружающего мира "На свет родился - с людьми породнился."
Конспект урока окружающего мира "На свет родился - с людьми породнился" для 3 класса....
Технологическая карта урока окружающего мира "На свет появился — с людьми породнился" (УМК "Перспектива", 3 класс)
Цель урока: формирование у обучающихся знаний о названиях людей по родству.Задачи урока Планируемые результатыДидактические:1) познакомить с традиционными терминами родства;2) научить определять ...