конспекты ознакомления с неживой природой
план-конспект на тему
"Сравнение свойств песка, глины и камня"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sv-va_vody_gliny_kamney.docx | 20.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Сравнение свойств песка, глины и камня. (подготовительная группа)
Автор: воспитатель первой квалификационной категории Сорокина И.Г.
Цели занятия:
- Закрепить знание детей об основных свойствах песка, глины и камней путём эксперимента;
- Развивать навыки самостоятельной исследовательской работы, умение сравнивать, анализировать, делать выводы;
- Развивать умение работать с коллекцией камней, с лабораторным оборудованием;
- Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи.
Оборудование: сухой песок в мисках (по одной на каждый стол), на подносах: комки размоченной глины, камешки на каждого ребёнка, влажные салфетки, лупы; ложки (по одной на стол), 3 большие банки с водой на каждый стол; доска, полотенце, молоток, кусок сухой глины; пипетки, блюдца с цветными салфетками, розетки с водой; миски для убирания материалов с блюдец; коллекция предметов из стекла, глины и драгоценных камней; коллекция камней.
Ход занятия:
Воспитатель:
Дети, во-первых, к нам сегодня пришли гости, поэтому давайте в самом начале поздороваемся со всеми … и будем продолжать.
1 часть. Мы сегодня с вами будем совершать открытия, а это лучше всего делать в НИИ, т.е. в научно исследовательском институте.
В каждом НИИ обязательно есть лаборатория.
- Что такое лаборатория? (Комната, где проводятся опыты).
Воспитатель: Правильно. А теперь отгадайте загадку:
В серёжках у мамы огнём он горит,
В пыли на дороге не нужный лежит,
Меняет он форму, меняет он цвет,
А в стройке годится он тысячу лет.
Он может быть мелким, в ладошке лежать,
Тяжёлым, большим, одному не поднять!
Кто, дети, загадку мою отгадал?
Кто этот предмет по приметам узнал?
(камень)
Отгадайте вторую загадку:
Гончар для меня разведёт жаркий пламень
Сухая, я твёрдой бываю, как камень.
Размочат, как тесто податливой буду
Могу превратиться в игрушку, в посуду.
Лечебными свойствами очень богата,
Меня отыскать вам поможет лопата.
Я белая, красная и голубая.
Узнали, ребята, кто я такая?
(глина)
И теперь – третья загадка:
Петя замок строит ловко,
Катя торт печёт ведёрком.
Здесь, у моря на часок
Всех детей собрал / Песок /!
(песок)
Воспитатель: правильно, мы сегодня будем работать с песком, глиной и камнями.
Ребята, мы с вами ходим по нашей планете Земля, а
- что у нас с вами под ногами?
Почва.
Воспитатель: Правильно.
- Как называется почва, если в ней большое количество песка? Глины? Камней?
Сначала мы поработаем в исследовательской лаборатории.
Садитесь за столы.
Давайте их сравним.
1 опыт. (На столах песок сухой, глина размоченная, камни сухие).
Сначала рассмотрим с помощью лупы:
- Из чего состоит песок?
- Из чего состоит глина?
- Из чего состоит камень?
Исследуем на ощупь.
- Что можно сказать о них.
- Какая поверхность.
- Температура материала.
- Цвет.
- Звук при падении.
- Имеет ли форму.
2 опыт. Теперь я предлагаю провести исследования наших материалов с помощью воды.
Попробуйте осторожно опустить в банку камень, глину и песок. И посмотреть,
- что произойдёт?
Песка достаточно одной ложки.
Один опускает камень, другой глину, третий ложку песка. Это нужно сделать одновременно.
Трое бросают, остальные смотрят.
Воспитатель:
- Что произошло?
(камень быстро погрузился на дно банки, глина спокойно упала на дно, а частички песка медленно, как осенние листики опускались в течение какого то времени.
ВЫВОД.
- Какой из материалов самый тяжёлый и почему?
3 опыт.
- А как вы думаете, какой из материалов прочнее?
Предлагаю проверить.
Молоток.
Песок рассыпался, глина раскололась, камень треснул.
Итак, вы были правы – камень самый прочный.
- А почему?
Молодцы.
Так как мы с вами давно сидим в лаборатории над экспериментами, а в любом научно исследовательском институте есть такой перерыв, который назывался раньше – производственная гимнастика, я вам тоже предлагаю немного размяться.
Физкультминутка. (меняется лаборатория).
Воспитатель: теперь я предлагаю вам продолжить нашу работу в экспериментальной лаборатории.
4 опыт.
Проведём ещё один эксперимент с водой.
Даю вам задание - необходимо с помощью пипетки накапать воды на песок, на глину и на камень. Капать нужно осторожно, в самую серединку, чтобы вода попросту не стекла вниз.
Чтобы все материалы были в одинаковых условиях, мы даём им только одну минуту. А помогут нам в этом песочные часы.
Приступаем по команде.
Минута прошла, уберите аккуратно с салфеток материалы и посмотрите на салфетки.
- Чья салфетка стала мокрой?
ВЫВОД.
Песок быстро намокает и пропускает воду, глина должна постоять, прежде чем намокнуть, а камень – совсем не пропускает воду.
- Почему?
(дружит - не дружит с водой).
Воспитатель:
Вы молодцы. Мы проделали большую работу и узнали много нового и интересного о знакомых нам уже материалах.
Люди давно знают обо всех этих свойствах и поэтому давно используют. А вот где?
- Где используют песок?
- Где используют глину?
- Камень?
- Какие вы знаете камни?
Поделочные, каменные руды, отделочные, драгоценные.
Мы приготовили для вас небольшую выставку камней и декоративных изделий, которую я предлагаю вам посмотреть.
- Какие предметы в нашей коллекции сделаны из песка, из глины?
Вы говорили о поделочных камнях. Вот они перед нами.
Самые популярные из отделочных камней – это гранит и мрамор.
- Почему? (прочные и красивые).
- Что из них делают? (делают красивую отделку домов, памятники).
Воспитатель:
Гранит мы видим на постаменте памятника Пушкину, мавзолее, могиле Неизвестного солдата.
Мрамором отделывают станции метро.
- А что делают из драгоценных камней? (украшения для женщин и дома).
- Какие драгоценные камни вы знаете? (изумруд, рубин, бриллиант).
- Почему они так ценятся? (красивые и очень прочные).
А теперь посмотрите, какие они красивые.
Дети самостоятельно рассматривают ювелирные украшения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока"Живая и неживая природа" 1 класс
конспект урока составлен для учителей, ведущих уроки по предмету "Окружающий мир" по авторской программе О.Т. Поглазовой....
Конспект урока " Живая и неживая природа" 1 класс
конспект написан для учителей , ведущих уроки по предмету "Окружающий мир" по авторско программе О.Т. Поглазовой, В.Д.Шилина....
Живая и неживая природа. Богатство живой и неживой природы.
Тема: Живая и неживая природа. Богатство живой и неживой природы. Цель: Сформировать у детей представление о неразрывной связи человека с природой (человек – часть природы...
Формирование представлений о взаимосвязях живой и неживой природы в процессе ознакомления второклассников с окружающим миром
С переходом на новые образовательные программы по природоведению актуализируются все вопросы, связанные с освоением их содержания и эффективным внедрением в учебный процесс начальной школы. Это касает...
открытый урок ознакомления с окружающим миром "Связь живой и неживой природы"
Урок-проект предусматривает дать учащимся общее представление о природе в целом, о различиях и признаках живой и неживой природы....
Развитие познавательной активности ребенка в процессе ознакомления с живой и неживой природой.
Выступление на педсовете по теме "Развитие познавательной активности ребёнка в процессе ознакомления с живой и неживой природой....
Конспект урока окружающего мира. "Живая/неживая природа. Явления природы." 2 класс
Урок закрепления, основанный на выполнении заданий по формированию функциональной грамотности у учеников начальной школы....