Конспект урока по окружающему миру 2 класс "Посмотри вокруг"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Учитель: Намдакова Оюна Булатовна
Предмет, класс: Окружающий мир – 2 класс
УМК «Школа России», автор – Плешаков А. А.
Тема урока: «Путешествия. Посмотри вокруг. Горизонт»
Тип урока: изучение нового материала
Цель: сформировать представление о горизонте и линии горизонта; познакомить со сторонами горизонта, учить обозначать их на схеме, дать представление об умении ориентироваться, то есть находить главные направления – север, юг, запад, восток;
Планируемые образовательные результаты:
Личностные:
- Развитие познавательного интереса и мотивов, направленных на изучение данной темы.
- Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
- Развитие осознания необходимости в изучении данной темы.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
- Умение находить и формировать проблему урока вместе с учителем.
- Способность слушать, наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в учебнике.
- Добывать новые знания, используя учебник и информацию, полученную на уроке.
- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, построения рассуждений.
- Развитие способностей к творческому мышлению.
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других, оформлять свою мысль в устной речи.
- Совместно договариваться о правилах работы в группе, в паре.
- Умение слушать и понимать других.
Предметные:
- Развитие познавательного интереса, воображения, творческой деятельности учащихся.
- Формировать представление о горизонте и линии горизонта; познакомить со сторонами горизонта.
Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, экран, аудиоколонки, карточки с заданиями для групповой работы, ребусы, мяч, глобус, карта полушарий.
Приложение: презентация в программе Power Point
Ход урока:
I. Организационный момент
Чтоб природе другом стать,
тайны все её узнать.
Все загадки разгадать,
научитесь наблюдать.
Будем вместе развивать
у себя внимательность,
а поможет всё узнать
наша любознательность.
II. Актуализация знаний
- Сегодня на уроке мы продолжим постигать тайны окружающего мира и начинаем изучать новый раздел «Путешествия», сегодня мы будем в роли путешественников. Путешествовать будем по нашей планете. (На доске обозначен маршрут в виде станций по кругу):
станции Отгадывателей, остров Любознаек, остров Исследователей, материк Всезнаек.
На каждой станции нас ждут различные интересные задания, которые надо постараться выполнить! Приготовились к путешествию!!!
- СТАНЦИЯ ОТКРЫВАТЕЛЕЙ:
- На этой станции мы должны выбрать себе транспорт, на котором мы будем путешествовать.
Практическая работа по ориентированию.
Заполнить _ маршрут _ под _ диктовку. 1 клеточка будет соответствовать 1дню.
Учитель диктует направления, в которых двигается группа, а дети изображают путь на листе. Если вы двигались в правильном направлении, то у вас должен получиться тот вид транспорта, на котором мы с вами путешествуем – корабль.
МОЛОДЦЫ! А теперь мы отправляемся в наше путешествие!
- Первая наша остановка это ОСТРОВ ЛЮБОЗНАЕК.
- Как называется наша планета, на которой мы живем? Давайте вспомним, что вы знаете о нашей планете? (ответы детей) (Слайд №2)
- Какую же форму имеет Земля? (ответы детей) (Слайд №3)
- Уже в древности мудрецы размышляли об этом. Они думали, что Земля – плоский остров. Он лежит на спинах больших слонов, которые стоят на панцире огромной черепахи, плавающей в океане. Другие представляли себе Землю в форме половинки яблока, которая плоской частью лежит на трёх китах, плавающих в океане.
- Как вы думаете, правы ли были мудрецы?
- Какую же форму имеет Земля?
- В том, что Земля имеет форму шара, люди убедились задолго до того, как поднялись в космос.
(Слайд №4) - В том, что Земля имеет форму шара, люди убедились тогда, когда научились строить парусные корабли и стали плавать по морю. Люди заметили одну интересную особенность: когда мореплаватели встречали другой корабль, то вначале они видели лишь флаг на верхушке мачты, затем мачту корабля, а лишь потом и весь корабль. (Слайд №5)
- Как вы думаете, почему так происходило? Прошло много времени, и люди поняли, что такое может быть только на Земле, которая по форме напоминает шар. (Слайд №6)
(Слайд №7) - Почти пять веков назад отважный капитан Фернан Магеллан снарядил пять судов.
Они должны были выйти из порта и плыть постоянно в одном и том же направлении, чтобы вернуться в этот же порт. Долгие месяцы плыли корабли. Один из парусников разбился о скалы, другой вернулся домой с полпути, третий сожгли, четвёртый попал в плен. Погиб Магеллан. И только одно маленькое судно под названием «Виктория» вернулось обратно в порт только через три года. Это стало еще одним доказательством шарообразной формы Земли.
(Слайд 8) - И вот в наши дни, когда люди запустили в космос космические корабли, космонавты своими глазами увидели, что Земля имеет форму шара.
Шарообразная форма нашей планеты объясняет, почему людям никогда не удавалось добраться до края Земли. У нее нет края.
Люди сделали модель Земли. Как она называется? (глобус)
А ещё люди стали изображать поверхность Земли на карте.
- Итак, что мы узнали на станции Любознаек?
МОЛОДЦЫ! А теперь мы отправляемся дальше!
- ОСТРОВ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ
-Проведём опыт. Какую форму имеет планета Земля?
-Почему я принесла на урок мяч? На что он похож?
- Представьте, что вы стоите на огромном- преогромном шаре. Вы не можете сразу увидеть всю его поверхность, а только ту часть, которая находится с вашей стороны, вокруг вас.
Продолжите моё предложение-вывод:
«Путешествуя по Земле, вы увидите новые поверхности суши и воды, но никогда …
- Определить тему урока вам поможет ребус (работа в группах по отгадыванию ребуса)
(Слайд 9) – ребус отгадка «горизонт»
- Знакомо ли вам это слово? Кто слышал его раньше?
Тема нашего урока «Горизонт».
- Постановка учебной задачи
Задачи нашего урока – узнать, что такое горизонт, познакомиться со сторонами горизонта, учиться определять стороны горизонта.
- Перед вами вопросы, которые мы рассмотрим сегодня на уроке.
1. Что называется горизонтом?
2. Почему существует на Земле горизонт?
3. Как изменяется линия горизонта при подъеме?
4. Можно ли доехать или дойти до линии горизонта?
5. В какой местности лучше можно увидеть линию горизонта?
6. Как определить стороны горизонта?
IV. Формирование новых знаний
- Откройте учебник на странице 70 и найдите в нём определение горизонта, прочитайте.
-Что же называют горизонтом?
(Слайд 10) - Отправляясь в путешествие, люди узнавали всё больше нового. Земную поверхность, которую они видели вокруг себя, люди стали называть горизонтом.
- Почему на земле существует горизонт? (Горизонт существует на Земле потому, что она имеет форму шара.)
Давайте вспомним о том, что Земля имеет форму шара, люди убедились тогда, когда научились строить парусные корабли и стали плавать по морю. Люди заметили одну интересную особенность: когда мореплаватели встречали другой корабль, то вначале они видели лишь флаг на верхушке мачты, затем мачту корабля, а лишь потом и весь корабль. (Слайд №5)
Практическая работа с глобусом.
- Я теперь подумайте, почему так происходило? (ответы детей)
- Рассмотрите фотографии в учебнике на с.70
- Покажите друг другу в парах линию горизонта на фотографиях в учебнике.
- Сравните фотографии. Чем они различаются?
-Что общего между такими разными картинками? (Поле и небо. Море и небо)
Вдали небо как бы сходится с землёй. (слайд11)
-Дети, прочитайте текст в учебнике. Читаем по цепочке. Запомните.
Практическая работа с картинками, на которых красным фломастером ученики отмечают линию горизонта.
- Как вы думаете, можно ли добраться до линии горизонта?
- Почему нельзя (Земля имеет форму шара), это воображаемая линия.
- В какой местности можно лучше увидеть линию горизонта? ( На открытых поверхностях Земли)
-Как называется увиденное нами место? (горизонт) Горизонт в переводе от греческого означает «кругозор», т.е. то, что мы видим вокруг себя.
Земная поверхность, которую мы видим вокруг себя, называется горизонтом.
ФИЗМИНУТКА
Стало палубу качать.(наклоны туловища)
Ноги к палубе прижать, (ноги вместе)
Руки кверху поднимаем (руки вверх)
И тихонько опускаем.(руки опустить)
V. Получение новых знаний (продолжение)
Итак, что такое горизонт?
А что такое линия горизонта?
-Можно ли добраться до линии горизонта?
Это воображаемая линия. Её нельзя достичь. Линию горизонта условно поделили на 4 стороны света.
- Все чаще жители древних стран надолго уплывали от своей родины, отправляясь в далекие путешествия по Земле. Как же они находили дорогу домой? (высказывания детей)
- Не заблудиться им помогало Солнце. Ведь оно каждое утро восходит с одной стороны, а закатывается, садится с противоположной.
-Подумайте, как будет называться та сторона, где солнце восходит, где заходит?
- Ещё в глубокой древности люди научились определять по Солнцу две стороны света – восток и запад, а со временем ещё две – север и юг.
-Это четыре основных направления, их называют стороны света или стороны горизонта.
(слайд 12) То направление, где Солнце поднимается выше всего и сильнее греет – ЮГ. Противоположное направление, где Солнце никогда не появляется, и откуда дуют холодные ветры, назвали СЕВЕРОМ. НА ВОСТОКЕ солнце всходит, а на ЗАПАДЕ садится.
На схемах и картах север всегда обозначают вверху, юг – внизу, запад слева, восток – справа.
-Как вы думаете, какая из сторон горизонта важнее?
-Послушайте сказку.
Сказка про Север, Юг, Запад, Восток.
(инсценирование сказки)
Ведущий: - Как-то раз встретились Север, Юг, Запад и Восток, чтобы решить, кто из них важнее.
Север: - Я холодными ветрами управляю, льдами да снегами. Я - самый важный и самый главный! Я всех заморозить могу!
Юг: - А вот и не всех. Меня ты не заморозишь - такой я тёплый. Я твои льды своими тёплыми ветрами растопить могу. Я – самый важный! Я тёплыми морями управляю.
Восток: - Откуда тепло исходит? От Солнца! А где оно встаёт? На востоке. Выходит, что самый главный из вас – я!
Запад: - Встаёт-то оно на востоке, да вот потом на закате ко мне на запад уходит. Значит, больше ему там нравится. Поэтому самый важный – я!
Ведущий: - Но тут Солнце, которое за их спором с неба следило, улыбнулось и говорит:
Солнце: - Все вы одинаково хороши и важны – вы людям правильный путь находить помогаете!
-Сделайте вывод: какая из сторон горизонта важнее?
-Какие стороны горизонта вы знаете?
-Зачем нужно их знать? (чтобы правильно определять свое местонахождение и найти путь домой)
А теперь давайте все встанем, сделаем несколько упражнений, которые нам помогут определить стороны горизонта.
- Если встать лицом к северу, то сзади будет …(юг).
- Если встать лицом к востоку, то сзади будет … (запад)
Итак, что вы узнали на ОСТРОВЕ Исследователей?
VI.. Подведение итогов урока
- МАТЕРИК ВСЕЗНАЕК.
Блиц-опрос
- Земная поверхность, которую мы видим вокруг, называется - … (горизонт)
- Почему существует на Земле горизонт? (Горизонт существует на Земле потому, что она имеет форму шара.)
-Воображаемая граница, где небо сходится с землей, называется ….. (линией горизонта)
-Можно ли доехать или дойти до линии горизонта? (Это воображаемая линия. Её нельзя достичь.)
-В какой местности лучше можно увидеть линию горизонта? (На открытых поверхностях Земли)
-Основные стороны горизонта называются … (север, юг, запад, восток)
-Земля имеет форму «шара» доказал - … (Ф. Магеллан)
VII.Рефлексия.
- А сейчас оцените себя, как вы работали на уроке. У каждого из вас на парте листочек с корабликом. Заштрихуйте парус в такой цвет, на который вы оцениваете свою работу.
1. Отлично работал (а) и многому научился(ась) - красный.
2.Хорошо работал(а) на уроке - синий.
3.Надо еще постараться – зеленый.
- А вот закончить урок мне хотелось бы таким вопросом:
- Вы капитан корабля. Ваш корабль находится в море. Берегов не видно. Тучи закрыли солнце. Быстро темнеет. Как определить курс корабля?
Как вы будете ориентироваться?
- Вот на следующем уроке мы и узнаем, как ориентироваться на местности, зная стороны горизонта, по местным признакам и приборам. Следующий урок мы начнем с ответа на этот вопрос. Что для этого нужно иметь на корабле?
VIII. Домашнее задание.
Выполнить задания в р.т. с. 27-29, повторить материал учебника. с. 70-73. Оценки за урок.
КОРАБЛИК
4 ↑ 4 → 4 ↑ 6 → 4 ↓ 8 → 4 ∕ 15 ←
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по окружающему миру. "Мир вокруг нас" А. П. Плешаков
2 КЛАСС «Мир вокруг нас» А. П. Плешаков Тема урока: Здоровье и безопасностьДидактическая цель: Проверить и оценить знания по разделу «Здоровье и безопасность»Тип урока: Урок систематизации ...
Конспект урока по окружающему миру "Что вокруг нас может быть опасным?"
quot;Что вокруг нас может быть опасным?"...
Конспект урока по Окружающему миру "Мир вокруг нас"
Конспект урока и презентация на тему "Новое время"...
Конспект урока по окружающему миру "Посмотри вокруг"
Конспект урока по окружающему миру "Посмотри вокруг"...
конспект урока по окружающему миру "посмотри вокруг"
Задачи: сформировать у детей представление о мире вокруг; развитие речи, логического мышления, мотивацию на изучение мира вокруг; воспитание бережное отношение к природе.Оборудование...
Конспект урока по окружающему миру "Что вокруг нас может быть опасным?" Школа России 1 класс
Структура урока «Открытие нового знания» КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУТема: Что вокруг нас может быть опасным? Цели деятельности учителя: Научить детей видеть опасность со с...
Конспект урока по окружающему миру «Посмотри вокруг. Ориентирование на местности». 2 класс
Конспект урока по окружающему миру «Посмотри вокруг. Ориентирование на местности». 2 класс...