Проект урока по окружающему миру : «Растения встречаются повсюду»
план-конспект урока по окружающему миру ( класс) на тему

Моисеева Юлия Владимировна

На уроке расширяются  представления школьников о растении как части природы, его строении и жизненных процессах, разнообразии и распространении на Земле представителей флоры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_uroka_okr_mir.docx26.92 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ УРОКА

  • Учебный предмет: Окружающий мир
  • Тема урока: «Растения встречаются повсюду»
  • Тип урока: объяснение нового материала
  • Цель урока: расширение представлений школьников о разнообразии флоры и пропедевтика усвоения понятия «природная зона»
  • Задачи урока:
  •  Расширить и уточнить представления школьников о растении как части природы, его строении и жизненных процессах, разнообразии и распространении на Земле представителей флоры, раскрыть значение роли растений в  жизни человека.
  • Развивать речь, внимание, мышление, память, формировать уважительное отношение к природе, способствовать развитию позитивного отношения к жизни, к окружающей действительности.
  •  Воспитывать любовь и бережное отношение  к  окружающему миру. Формировать у учащихся стремление охранять растения,  пробуждать в ребенке чувства ответственности и заботы.
  • Ожидаемые результаты:
  • Предметные – формирование изучаемых понятий: растения, органы растений, классификация растений.

        Метапредметные – целеполагание, планирование взаимоконтроля. Взаимооценка, осуществление информационного поиска, структурирование заданий, построение речевого высказывания, анализ, сравнение, установление причинно - следственных связей. 

       Личностные – смыслоопределение, самоопределение,  эмоционально-личностная оценка.

  • Оборудование: проектор, экран, компьютер, учебник Виноградова Н.Ф. «Окружающий мир», ч.1, тетрадь на печатной основе «Окружающий мир» №1, карточки с картинками, фотографии растений, листы бумаги, толковый словарь С.Ю.Ожегова, справочная литература.
  • Исходный уровень знаний и умений обучающихся для изучения данной темы – учащиеся имеют представления о растениях, разнообразии, распространении на Земле. Дети знают о значение растений для человека и животных, некоторые виды растений человек использует в своей деятельности.
  • Этапы урока и хронометраж
  1. Мотивация к учебной деятельности - 1 мин.
  2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии – 2 мин.
  3. Выявление места и причины затруднения – 5 мин.
  4. Построение проекта выхода из затруднения – 1 мин.
  5. Реализация построенного проекта – 15 мин.
  6. Минутка для релаксации глаз – 1мин.
  7. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи – 5 мин.
  8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону – 7 мин.
  9. Включение в систему знаний и повторение -5 мин.
  10. Релаксация- 1 мин.
  11. Рефлексия – 3 мин.

Содержание урока

п/п

Этап урока

Деятельность учителя и обучающихся

Формируемые УУД

1.

   Организационный момент

Учитель:

 - Повернитесь друг к другу лицом, улыбнитесь. Скажите добрые слова и пожелайте успехов.

Ученики приветствуют друг друга.

Коммуникативные

(установление контакта для совместной деятельности)

2.

Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

 Работа в парах.

Учитель: Обсудите со своим соседом следующие вопросы?

- На какие  две большие группы делится природа?

 - О какой природе пойдёт речь на уроке, судя по картинке?  (Картинка «Мир растений»)

 - На какие большие группы делится живая природа?

-Как вы думаете, о чём пойдет речь на уроке?

 

Коммуникативные

(распределение объёма работы между членами малой группы, помощь в затруднении)

Регулятивные

(прогнозирование, целеполагание, ориентация на предстоящую деятельность на уроке, принятие учебной задачи.)

3.

Выявление места и причины затруднения.

- Тема нашего урока «Растения встречаются повсюду».  Попробуйте объяснить значения всех этих слов.

Дети высказываются.

Коммуникативные

(развиваются коммуникативные УУД, потому что  задание связано с умением  слушать, выстраивать устные монологические высказывания.)

Познавательные

(осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Расширение познавательной сферы за счет обмена информацией на основе своего жизненного опыта)

4.

Построение проекта выхода из затруднения.

-Ребята, какие растения вы знаете?

-Какие части можно выделить у растений?

-Есть ли на Земле места, где нет растений?

-Дети, а Вы любите путешествовать? Давайте отправимся в путешествие по Евразии и Африке вместе. А поможет нам в этом наш учебник. Открываем схему , помещённую в конце учебника «Мир растений». Назовите растения, которые встречаются (эти места считаются их родиной).

-Все ли растения Вам знакомы?

-О каких названиях растений вы хотите узнать больше? На следующий урок можно подготовить рассказ о понравившемся  растении.

Дети высказывают аргументируемые мнения, рассуждают и слушают друг друга.

Коммуникативные

(инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, учащиеся, рассматривая вопросы, рассуждают, аргументируют мнения, активно и внимательно слушают друг друга, а затем идёт межгрупповое взаимодействие.)

Познавательные

поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска)

Регулятивные

(Развитие регулирующего компонента учебной деятельности – самоконтроля.)

5.

Реализация построенного проекта.

   Учитель:

-  Растения на Земле встречаются повсюду. Вы, наверное, слышали выражение: «Растения — зеленая одежда Земли». И действительно, на Земле почти повсюду есть представители  этого царства живой природы. Зеленый наряд делает нашу планету удивительно красивой! Рассмотрите, пожалуйста,

предложенные слайды - фотографии природы.

Вспомните, пожалуйста, как называется наука о растениях (биология)

   -А теперь взгляните на доску ( на доске фотографии с представителями разных видов растений).

-На какие группы можно разделить эти растения?

Учитель начинает составлять схему — крепит на доске табличку «Растения». Это деревья, кустарники, травы.  Фото распределяются по группам. Дополните. ( 1 ряд — деревья, 2 ряд — кустарники, 3 ряд — травы).                                                    - Растения разные ? (Да)  

Давайте вспоминать какие части есть у растения.

  Ученики крепят магнитами на доске части растения. ( корень, стебель, листья, плоды и цветы).

 - У всех растений есть эти части? (нет)

 - Теперь вы можете доказать, что растения разнообразны? (Да)

  - Докажите.

Доказательства учащихся.

              Физкультминутка

Мы немного отдохнем,

Встанем, глубоко вдохнем.

Мы по лесу погуляем, за природой наблюдаем.

Вверх на солнце поглядим,

Ягодку съедим.

Учитель:

-Влияют ли растения на воздух? Что они выделяют в атмосферу? Как очищают воздух?

-Как используют растения для защиты от различных явлений природы(ветра, снега, жары?)

-Можно ли представить наше питание без овощей, фруктов, ягод, трав, хлеба, мёда?

-Предлагаю, вам, ребята сверить свои высказывания с текстом учебника стр.50-51.  

Регулятивные

оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено

(развиваются Личностные  потому что задание носит мотивационный характер: мотивация  вызвана  тем, что  задание носит частично – поисковый характер,  для выполнения которого у учащихся есть необходимый арсенал  умений).

    Коммуникативные

(развиваются коммуникативные УУД, потому что  задание связано с умением  слушать, выстраивать устные монологические высказывания.)

Познавательные

поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска)

6.

Минутка для релаксации глаз.

* Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть, медленно считая до пяти.

* Крепко зажмурить глаза, считая до трёх, открыть и посмотреть вдаль, считая до пяти.

* Круговые движения глазами в правую сторону (3 раза), столько же в левую сторону.

7.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Работа в группах.

Учитель:

-Руководители групп получают конверты с заданиями. В каждом конверте - несколько рисунков с разными растениями. (яблоко, вишня, морковь, морковь, огурец) Каждой группе нужно составить «паспорт» каждого растения по плану:

1. Название растения.

2.Родина (откуда оно произошло).

3. Краткая характеристика внешнего вида.

4. Культурное или дикорастущее.

5. Съедобное или ядовитое.

-  Проверить информацию можно с помощью учебника, справочной литературы или с помощью ресурсов Интернета.

  Группы защищают и демонстрируют свои работы.

Учитель организует презентацию работ групп и  выводит  на экран .

Коммуникативные

(инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, учащиеся, рассматривая вопросы, рассуждают, аргументируют мнения, активно и внимательно слушают друг друга, а затем идёт межгрупповое взаимодействие.)

Познавательные

(поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств)

Регулятивные

(развитие регулирующего компонента учебной деятельности – самоконтроля.)

8.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Работа с рубрикой «Выскажем предположения»

Учитель:

-Ребята, разделите растения на две группы: дикорастущие и культурные. Для этого разделите лист бумаги вертикальной чертой пополам. Справа записывайте названия дикорастущих растений, а слева – культурных.

Коммуникативные

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные

коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в текст и способ действия в случае расхождения эталона, и своих правил.

Познавательные

Классификация по признакам

9.

Включение в систему знаний и повторение.

Продолжите предложение по цепочке друг за другом и старайтесь не повторяться: «Если бы на Земле не было растений…»

Коммуникативные

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения

Регулятивные

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку

Познавательные

(осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной  форме. Расширение познавательной сферы за счет обмена информацией на основе своего жизненного опыта)

10.

Релаксация.

Я превращаю вас в маленькие семена  цветов. Присядьте на корточки. Тёплое солнышко пригревало семена, дождик поливал. Семена росли, росли и стали цветами. Медленно поднимайте руки, вставайте, выпрямляйтесь. Но вот лето в разгаре, сильно припекло солнце, завяли цветы. Расслабьте, уроните голову на грудь. Руки – вдоль тела. Опуститесь на пол. И вдруг полил дождик, ожили цветы, снова тянутся к солнцу.

11.

Рефлексия.

Домашнее задание.

-Чем понравился урок?

-Что ценного было на уроке?

-За что каждый может похвалить себя на уроке?

-Чем Вы в своей работе довольны?

С каким настроением   закончился для вас урок?

-Если вы считаете, что вы отлично потрудились, то поднимите руку вверх.

-Если хорошо, то поднимите большой палец.

-Если чем - то недовольны – разведите руки в стороны

Учебник  стр.50-52, читать текст и отвечать на вопросы.

Тетрадь на печатной основе, стр.36, №3,5

Личностные

Коммуникативные

самовыражение

Регулятивные

самооценка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебный проект по окружающему миру "Растения школьного двора"

Одним из приоритетных направлений развития науки, технологии и техники Российской Федерации является рациональное природопользование. В концепции модернизации образования отмечается, что школа п...

Проект по окружающему миру в 1 классе "Наблюдение за развитием растения"

Обратить внимание на такую проблему как развитие потребности у детей к познанию природы, растительного мира....

Конспект урока:"Растения встречаются повсюду"

Это урок с применением интерактивной доски. Есть презентация к нему, размер 35мб не могу добавить, кому интересно-пишите, поделюсь!...

Проект по окружающему миру "В мире растений"

Проект по окружающему миру призван обобщить, систематизировать знания о растительном мире, формирует умения анализировать, обобщать, сравнивать...

Конспект урока по окружающему миру "Разнообразие растений на Земле. Растения встречаются повсюду"

Конспект урока по окружающему миру с использованием ИКТ по теме " Разнообразие растений на Земле. Растения встречаются повсюду."  Цели: расширение представлений школьников о разнообразии флоры, ...

проект-презентация по окружающему миру "Растения" 3 класс

презентация по окружающему миру для 3 класса "Растения"...

Проект урока окружающего мира. Тема: "Растения встречаются повсюду"

Цель: расширение представлений школьников о разнообразии флоры и пропедевтика усвоения понятия «природная зона»...