Исследовательская работа "Героями не рождаются- героями становятся"
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) на тему
Исследовательская работа "Героями не рождаются- героями становятся. История трудового пути Мясоедовой Марии Ивановны"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issled_rabota.docx | 40.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Научная исследовательская работа
Героями не рождаются – героями становятся. История трудового пути Мясоедовой М.И.
XXVI Cтавропольская краевая открытая научная конференция школьников
Секция: юниор
Название работы: Героями не рождаются- героями становятся. История трудового пути Мясоедовой Марии Ивановны
Автор работы: Извекова Яна Александровна
Место выполнения работы: с. Солуно- Дмитриевское,
МБОУ СОШ №11 имени Ю. В. Андропова, 3 класс.
Научный руководитель: Ткачева Светлана Николаевна, учитель начальных классов
МБОУ СОШ №11 имени Ю. В. Андропова
с. Солуно- Дмитриевское, 2015
- Актуальность темы
«Человек особенно хорош,
Когда он понимает,
Что, кроме него самого, ни каких чудес на земле нет
И все хорошее на ней создается
Его волею, его воображением, его разумом…»
М. Горький.
Почему я выбрала эту тему для исследования?
В преддверии 70-летия Великой Победы все дети нашего класса получили задание на классный час рассказать о людях- героях живущих рядом с нами, в нашем селе. Я вспомнила, что на день пожилого человека с концертной программой моя сестра с командой волонтеров ходила выступать на улицы села. Я была с ними. Они танцевали, пели, рассказывали стихи, а бабушки и дедушки их очень внимательно слушали, у некоторых даже выступали слезы на глазах. Многие из них были с наградами. Я спросила у Марии Ивановны, которая сидела рядом со мной, о её наградах. Она мне рассказала о некоторых из них. Когда я получила задание на классный час, то вспомнила о Марии Ивановне и мы с братом Колей отправились в гости к ней.
Мясоедова Мария Ивановна пригласила нас в дом и показала свои фотографии. Среди них я увидела значки и медали, почетные грамоты, которые меня заинтересовали. Из рассказов я узнала о ее трудном детстве, о нелегкой жизни после войны, о трудовых заслугах и наградах. Когда я рассказала в классе об этом, показала свой проект, одноклассники заинтересовались и стали задавать мне вопросы.
Чтобы ответить на них мы с классным руководителем Ткачевой Светланой Николаевной решили более подробно узнать о жизни, о заслугах перед Родиной Мясоедовой Марии Ивановны. Для этого мы провели исследование истории наград и попытались разобраться за какой труд была награждена бабушка.
Объект исследования
Объектом изучения является жизненная деятельность Мясоедовой М.И.
Цели исследования:
- проследить трудовой путь Мясоедовой М.И.;
- узнать, за что награждали орденом Ленина;
- узнать историю наград.
Задачи исследования:
-собрать сведения о биографии Мясоедовой М.И. на разных этапах её жизни;
-выяснить, за какие заслуги перед Родиной награждена Мария Ивановна орденом Ленина;
-подтвердить гипотезу, что героями не рождаются, а становятся под влиянием общества и самоотверженности человека.
Методы исследования:
- собеседовать с Мясоедовой М.И.,
- социологический опрос у одноклассников;
- подумать самостоятельно;
- поработать в библиотеке: посмотреть книги о том, что исследую и материалы сети Интернет.
Объектом моего исследования является история страны в военное и послевоенное время.
Предмет исследования
Предметом исследования является достижения Мясоедовой Марии Ивановны на производстве, общественной и семейной жизни.
Основная гипотеза исследования
Героем не рождаются, а становятся, т. е. воспитываются коллективом, окружающими. В течение всей жизни человека формируются основные качества человека, работника, гражданина, патриота своей страны.
Исследовательскую работу я начала с более подробного изучения истории жизни Марии Ивановны, изучения истории наград.
- Основная часть
Изучение истории ордена Ленина
Во время изучения истории награды я узнала, что официально орден Ленина был учрежден в апреле 1930 года. Орден Ленина- высшая награда СССР. Вручался он за особые заслуги перед Отечеством – как военные подвиги, так и за отличия в трудовой деятельности. Награждать орденом могли граждан нашей страны и иностранцев, предприятия, воинские части, военные корабли, города и даже населенные пункты.
В числе самых первых награжденных орденом Ленина была газета «Комсомольская Правда». В годы Великой Отечественной войны было произведено более 41.000 награждений орденом Ленина (36.000 военнослужащих и 5000 гражданских лиц). Носить орден Ленина полагается на левой стороне груди и располагается он перед другими орденами и медалями. Сначала награда имела круглую форму, но после 1943 года орден приобрёл пятиугольную колодку, обтянутую красной лентой с тонкими желтыми полосами по краям.
Сначала орден Ленина вручался офицерам армии и флота. А в конце 1957 года стали награждать граждан за высокие показатели в труде. Последнее награждение в Советском союзе состоялось в декабре 1991 года. После того, как СССР перестал существовать, награждений больше не было. Всего с 1930 года и по 1992 было проведено свыше четырехсот шестидесяти тысяч награждений. Вместе с орденом вручалась орденская книжка. В ней производилась запись о награждении.
Дальше я расспросила Марию Ивановну о её жизни, чтобы понять – за какой труд она была награждена медалью.
Трудовой путь Мясоедовой Марии Ивановны.
Я узнала, что Мясоедова Мария Ивановна родилась на хуторе Троицком. Его сейчас нет. Находился он между селом Куршава и нашим Солуно- Дмитриевским. Её родители были крестьяне. Марию Ивановну назвали в честь матери-Стороженко Марии Карповны. Ей было 11 лет, когда началась война. В семье бабушки было четверо детей. Её отец сразу ушел на фронт, а мать осталась одна с детьми. Самому старшему Николаю исполнилось 13 лет, сестре Вале-1,5 года, а младшему брату Алексею не было и года. Брат Николай работал помощником кузнеца. Мария Ивановна успела закончить только 4 класса и в 1942 году пошла работать на ферму телятницей. Как и многие дети помогала полоть хлебные поля от сорняков, пасла колхозных телят и коров, работала на заготовке сена, а также на уборке пшеницы, пахала на быках поля, сеяла зерно. В шестнадцать лет её перевели на ферму, работать дояркой.
Сейчас труд доярки не такой тяжелый, как в те времена, когда не было машин-помощников, приходилось все делать своими руками. Доярки вставали в 3-4 часа утра и на дойку добирались пешком 8 километров. Бабушка рассказывала, о том, что в обязанности доярок входило не только подоить вручную сначала 5 (позднее 15 коров), но и увезти молоко на приемный пункт, который находился в нескольких километрах от места дойки. Отвозили молоко на телегах. Доярке нужно было вынести молоко, поднять и поставить флягу на телегу, а на месте разгрузки – снять её на землю. В каждую флягу помещается по 36 литров молока. Конечно им помогали, но основной тяжелый труд ложился на плечи девчонок. Бабушка рассказала, что однажды стадо колхозных коров перегоняли на другое пастбище. А одна корова стала сильно хромать, Мария Ивановна взяла её домой, вылечила и опять отвела в колхоз.
Кроме работы на ферме нужно было еще вести домашнее хозяйство. В хозяйстве были куры, корова, овцы, свиньи для собственных нужд. Домашние работы выполняли только после колхозных, зачастую уже затемно. Не было особых машин-помощников и здесь: ни привычной нам теперь газовой плиты, на которой мы можем быстро приготовить пищу – им нужно было готовить на печи, ни электрической маслобойки или тестомесилки, микроволновки и тому подобного. И всю тяжелую работу во дворе и огороде тоже выполняли вручную.
В то тяжелое послевоенное время каждому нужно было выполнить план по трудодням, то есть отработать определенное количество дней в колхозе. За отработанный день ставили в табеле учетчика палочку (палочка обозначала 1 день отработан), по окончанию месяца палочки переводили в продукты питания (муку, крупы, масло).
Было очень трудно…Марии Ивановне приходилось работать и за себя, и за свою маму, которая была дома с маленькими детьми. Как бы трудно не было, но все старались не унывать, надеялись на лучше.
С марта 1957 года по 1985 год Мясоедова Мария Ивановна работала в совхозе «Нагутский». В её трудовой книжке только три записи: принята рабочей, переведена дояркой, уволена в связи с выходом на пенсию и 27 записей о поощрениях. Среди многочисленных записей 16 раз указывается «Объявлена благодарность» награждена почетной грамотой и 10 - о вручении денежной премии «За высокие достижения и выполнение плана соцсоревнования», а также сведение о награждении орденом Ленина. Рассматривая награды я увидела 2 значка «Ударник пятилетки» и 8 значков «Победитель социалистического соревнования».
Мария Ивановна рассказала, что за отличные показатели в своей работе она была признана лучшей дояркой района. Награждена лентой «3000» и вымпелом, а также поездкой в Румынию. За хорошую работу Мария Ивановна была премирована поездками в города Москву, Ленинград, Волгоград, Горячий Ключ.
В 1970 году Мария Ивановна вступила в члены КПСС. Среди документов и сейчас хранится её партийный билет. За активность, внимание к трудностям односельчан Мария Ивановна неоднократно избиралась Депутатом Солуно- Дмитриевского сельского совета и Минераловодского районного совета.
Мясоедова Мария Ивановна работала в колхозе до 55 лет. Общий трудовой стаж Марии Ивановны - 40 лет, в 1985 году она вышла на пенсию. 1986 года получила звание «Ветеран труда», которое дает ей право пользоваться льготами.
Мясоедова Мария Ивановна вела не только активную общественную работу, но была замечательной женой и прекрасной мамой. У неё двое детей: Зинаида и Александр. Сейчас у неё 4 внуков и 8 правнуков, которые её очень любят. Вся большая и дружная семья собирается вместе на день рождение Марии Ивановны и на Рождество. Не сидит Мария Ивановна без дела, сейчас в свободную минутку занимается рукоделием: вяжет коврики, дорожки, помогает своим родным.
Свою исследовательскую работу я продолжила анкетированием учащихся моего класса.
- Анализ результатов анкетирования
Мной были опрошены 20 человек. Нами была составлена анкета, которая представлена в приложении 2. Результаты анализа анкет представлены ниже, в том числе на диаграммах 1, 2 и 3.
На вопрос: «Что вы знаете об ордене Ленина»
Шесть человек мне ответили, что слышали о такой награде, 14 человек написали, что не знают ничего об этом (Диаграмма 1).
Диаграмма 1.
Вопрос №2 «Что вы знаете о людях, которые жили в послевоенные годы?» вызвал затруднение среди учащихся (Диаграмма 2).
Диаграмма 2.
И, конечно, все опрошенные ребята хотели бы больше узнать о жизни своих родственников и пожилых людей, живущих в нашем селе.
Из ответов на последний вопрос анкеты: «Знаешь ли ты, кто может помочь тебе узнать больше о жизни твоих родных и односельчан?», можно сказать, что ребята знают, кто может помочь им узнать больше о том, как жили люди даже в недалеком прошлом, как жили их предки –85% опрошенных указывают родственников, как источник получения информации о той жизни, а также 15% при ответе на данный вопрос назвали работников школьного и районного музея (Диаграмма 3).
Диаграмма 3.
После анализа ответов на вопросы анкеты мы решили организовать в классе классный час «История моей семьи», с целью помочь ребятам узнать побольше о жизни их предков.
Одноклассники отметили, что раньше, особо не задумывались о том, кто живет рядом на улице, им стало интересно приоткрыть для себя некоторые страницы истории своей малой родины. Проведя исследование по теме «Героями не рождаются-героями становятся!» - я узнала много интересных фактов о достижениях из жизни Мясоедовой Марии Ивановны. Во время работы я попыталась описать, проанализировать, сделать выводы по теме. Проверить гипотезу исследования о том, что достижения личности неразрывно связанны с коллективом. Эта гипотеза подтвердилась при детальном рассмотрении жизнедеятельности Марии Ивановны со стороны производственных, общественных и семейных отношений.
- Заключение
Без знания истории своей страны, людей живущих на соседних улицах мы не сможем полноценно развиваться. Не зная того, что пережили наши прадедушки и прабабушки, о чем они мечтали, как добывали необходимое, как работали и отдыхали мы – потомки не сможем оценить их труд и настойчивость, упорство и трудолюбие, волю и терпение.
Я стала по-другому относиться к пожилым людям. Теперь, зная о всех тяготах и лишениях, которые они испытали в своей жизни, мне хочется помочь им чем-нибудь, защитить их, то есть дать чуточку тепла и заботы, чтобы они почувствовали нашу благодарность за все что пережили, выстрадали.
В ходе своей работы я выяснил:
- историю ордена Ленина;
- проследила трудовой путь Марии Ивановны Мясоедовой, которая живет в нашем селе Солуно- Дмитриевском.
А также в процессе решения задач исследования, мои одноклассники заинтересовались судьбой людей живущих рядом. Проявленный интерес ребят и их проекты стали своеобразным подтверждением актуальности нашей работы.
- Список источников и использованной литературы:
- .http://yandex.ru
- wikipedia
1. Фотографии и копии документов из семейного архива (Мясоедовой М. И.)
1. 1. Копии почетных грамот
1. 2. Фото ордена Ленина
1. 3. Копия Партийного билета Мясоедовой Марии Ивановны.
1. 4. Фотография из семейного архива «Подружки»
1. 5. Фотографии медалей и копии удостоверений к наградам «Победитель соцсоревнований», «Ударник пятилетки»
1. 6. Фотография Марии Ивановны на ферме.
1. 7. Фото медали «Ветеран труда» и копия удостоверения к медали «Ветеран труда
1. 8 Фото туристических поездок в Новороссийск, Ленинград, Москву, Горячий Ключ.
2.Копия трудовой книжки Мясоедовой Марии Ивановны
2. 1. Копия первой страницы трудовой книжки
2. 2. Копия 2 — 3 страницы сведения о трудовом стаже
2. 3. Копия 10 — 11 страницы сведения о поощрениях и награждениях
2. 4. Копия 12 — 13 страницы сведения о поощрениях и награждениях
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Героями не рождаются, героями становятся" разработка классного часа с презентацией
Цель: познакомить с личностью А. В. Суворова, рассказом С.П. Алексеева «Медаль» ...
Героями не рождаются-героями становятся
Цель: Создать условия для формирования представления о подвиге, мужестве, долге, чести, ответственности, нравственности.Дать знания об Отечестве и его героях в разные исторические времена. Воспит...
классный час "Героями не рождаются, героями становятся"
Классный час разработан для учащихся 4 классов....
«Героями не рождаются, героями становятся»
Формировать представление учащихся о гражданском долге, мужестве, героизме, патриотизме;- вызвать чувство восхищения и гордости подвигами своего народа....
Классный час «Героями не рождаются, героями становятся»
Цель: педагогическое побуждение к самовоспитанию нравственной стойкости, воли, целеустремленности, мужественности, чувства долга, патриотизма и ответственности перед обществом.Задачи:- суммироват...
Классный час «Героями не рождаются, героями становятся»
Классный час «Героями не рождаются, героями становятся»Цель: педагогическое побуждение к самовоспитанию нравственной стойкости, воли, целеустремленности, мужественности, чувства долга...
Героями не рождаются героями становятся
.: Прошло более 75 лет как закончилась Великая Отечественная война. Но до сих пор многое остается нам неизвестно о событиях тех лет. Люди годами собирают информацию о своих родных, близких, кото...