разработка урока в 1 классе "Почему их так назвали?"
учебно-методическое пособие по окружающему миру (1 класс) на тему
разработка урока
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
разработка урока в 1 классе "Почему их так назвали?" | 45 КБ |
Кл.час. "Встреча зимы" | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
Окружающий мир – (1 класс)
Почему их так назвали
Урок разработала учитель
начальных классов
МБОУ «СОШ № 4»
Краморова Галина
Михайловна
ТЕМА: « Почему их так назвали».
ЦЕЛИ: - познакомить с названием растений и
насекомых;
- воспитывать бережное отношение к
природе;
- развивать логическое мышление, стремление
глубоко вникать в смысл названия предметов,
анализировать и делать выводы.
ХОД УРОКА
1.Орг. момент
2.Сообщение темы и цели урока
Сегодня на уроке мы продолжим разгадывать тайны Природы, а поможет нам в этом наш друг Муравьишка.
3.Основной материал
- Посмотрите, что показывает нам Муравьишка.
- Как это можно назвать одним словом (растения)
- Правильно, это растения с очень интересными названиями.
Сейчас мы попытаемся узнать, почему и как их назвали.
( Учитель читает объяснение названия растения, дети показывают его на доске и читают название – хором).
- Листья этого растения похожи на след лошадиного копыта
( копытень).
- У этого растения цветы похожи на звездочки (звездчатка).
- В цветках этого растения много сладкого сока – нектара, из которого пчелы делают мед (медуница).
- Если дотронуться до плода этого растения, он резко скручивается и
« выстреливает» семенами (недотрога)
- Старинная легенда рассказывает, что в это растение превратились брат и сестра. Они всегда вместе: фиолетовые листочки – брат, желтые цветки - сестра (Иван – да – Марья).
- А теперь ребята попробуйте сами объяснить названия растений (слайд с растением и названием, дети читают название и объясняют его).
ПОДОРОЖНИК
КОЛОКОЛЬЧИК
ВОРОНИЙ ГЛАЗ
-Эти растения назовите сами и объясните его название.
Из - под снега вышел друг,
И весной запахло вдруг. (подснежник)
Черненькая, маленькая, сладенькая,
Ребятам миленькая. (черника)
Он желтым цветком распускается,
А после цветенья сдувается. (одуванчик)
Физминутка
Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся,
Взвился в верх и полетел.
Солнце утром лишь проснется
Бабочка кружит и вьется.
- Ребята скажите, бабочка это кто? (насекомое)
Если вы правильно отгадаете загадку, то узнаете, с каким насекомым дружит наш Муравьишка.
Жу - жу, жу – жу
Я на ветке сижу
Я на ветке сижу
Букву Ж все твержу
Зная твердо букву эту
Я жужжу весной и летом. (жук)
- Правильно ребята, это жук, наш Муравьишка дружит со многими жуками, но вас он хочет познакомить с непростыми жуками. Посмотрите на листы на столе. Эти жуки напоминают зверей и вы должны соединить линиями жука с тем животным, которого он напоминает.
А теперь давайте проверим, правильно ли вы это сделали и узнаем как зовут этих жуков.
ЖУК - ОЛЕНЬ
ЖУК - НОСОРОГ
ЖУК - СЛОНИК
У нашего Муравьишки есть еще один друг, отгадайте, как его зовут.
Этот жук опасный вредитель. Он обгрызает листья деревьев, особенно берез, еще опасней его личинки. Они живут в земле и грызут корни растений. А появляется этот жук в мае. (майский жук)
Мин. релаксации
( послушаем пение птиц в тишине)
- Ребята, наш Муравьишка нашел, что-то в траве.
И на горке, и под горкой,
Под березой, и под елкой.
Хороводами и в ряд
В шапках молодцы стоят. (грибы)
Давайте, попробуем отгадать, какие грибы увидел Муравьишка.
Серенькие шляпки
Рябенькие ножки
Под березою растут
Как их зовут? (подберезовики)
- Почему их так назвали?
Очень дружные сестрицы
Ходят в рыженьких беретах
Осень в лес приносят летом (лисички)
- Почему их так назвали?
Я родился в день дождливый
Под осиной молодой
Круглый, гладкий и красивый
С ножкой тонкой и прямой (подосиновик)
- Почему их так назвали?
А этот красавец на беленькой ножке
Он в красненькой шляпке
На шляпке горошки. (мухомор)
Настоями этого гриба раньше морили (травили) мух. Этот гриб является ядовитым для человека, но встретив его в лесу не спешите уничтожать его, т.к он является лекарством для многих животных.
Люблю я в разных шляпках быть,
То в желтой, то в зеленоватой,
То в красной или сероватой
Собирай не мешкай - это (сыроежки)
А назвали их так не потому, что их можно есть сырыми, а потому что они любят сырые места.
4. ИТОГ УРОКА
Ну вот и подошла к концу наша прогулка с Муравьишкой. Мы отгадали много загадок природы.
- Что нового вы узнали на уроке?
- Что научились делать на уроке?
Давайте узнаем как Муравьишка оценивает нашу работу на уроке?
В конце нашего урока, ребята, Муравьишка обращается к вам с просьбой. Давайте ее прочитаем и постараемся ей все время следовать.
Природу не уродуй,
Природу не обидь.
Родился человеком
Так надо им и быть.
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
« Ванновская средняя общеобразовательная школа № 4»
Литературная гостиная:
Тайны природы.
« Встреча зимы»
Разработала учитель начальных
классов: Краморова Г.М.
Ученик 1
Зимним холодом пахнуло
На поля и на леса.
Ярким пурпуром зажглися
Пред закатом небеса.
Ученик 2.
Ещё земли печален вид,
А воздух уж весною дышит,
И мёртвый в поле стебель колышет,
И елей ветки шевелит.
Ещё природа не проснулась,
Но сквозь редеющего сна
Весну послышала она
И ей невольно улыбнулась.
Ученик 3.
Летний вечер тих и ясен,
Посмотри, как дремлют ивы.
Запад неба бледно - красен,
И реки блестят извивы.
- 1 -
Ученик 4.
Веют осенние ветры
В мрачной дубраве.
С шумом на землю валятся
Жёлтые листья.
Учитель: О чём эти строки? ( О зиме, весне, лете, осени) А как одним словом назвать все эти четыре периода жизни природы? (Времена года)
Ведущий: Сошлись как-то вместе четыре волшебника – живописца: Зима, Весна, Лето, Осень. Сошлись, да и заспорили, кто из них лучше рисует? И начали художники друг за другом разрисовывать Землю, одевать в нарядные уборы леса, поля, луга. А в судьи себе выбрали Красное Солнышко.
Первой взялась за свою волшебную кисть Зима – земля покрылась пушистым снегом, побелели поля и пригорки. Тонким льдом покрылась река, притихла, уснула, как в сказке.
Звучит пьеса С. Прокофьева « Утро».
Ходит зима по горам, по долинам, ходит в больших мягких валенках, ступает тихо, неслышно. Чудесная получилась картина!
Ученик 1.
А как хорош пушистый снег,
Летящий с высоты!
Он повисает на ветвях,
Как белые цветы.
Ученик 2.
Звенят сосульки в тишине –
- 2 -
Осколки хрусталя.
Уснули реки подо льдом.
Под снегом спят поля.
Ученик 3.
Рисует поутру мороз
Узоры на окне,
Друзья, хорошая зима
У нас в родной стране!
Ученик 1.
С неба падают снежинки,
Словно белые пушинки,
Покрывая всё кругом
Мягким бархатным ковром.
Ученик 2.
Солнце полно светлой ласки,
Всё блестит, как в дивной сказке.
Пруд зеркальный недвижим
Под покровом ледяным.
Ученик 3.
Зима пришла. За окнами,
Где чёрных ёлок ряд,
Пушистые и лёгкие
- 3 -
Снежиночки летят.
Летят, порхают, кружатся
Пушистые, летят
И белым мягким кружевом
Окутывают сад.
Ведущая: Поля, деревья и кустарники оделись в новый наряд. Стоит околдованный чародейкой Зимою лес.
Стихотворение Ф.И. Тютчева «Чародейкою Зимою».
Песня «Берёза»- стих.С .Есенина, муз.В. Веселова.
Ведущая: Все мы рады « проказам матушки-зимы»; лепим снежную бабу, Мчимся стрелой на коньках по прозрачному льду, катаемся с гор на лыжах и санках.
Ученик 4.В тёплых шубах и ушанках
Снежной зимнею порой
Детвора на быстрых санках
Вихрем мчит с горы крутой.
На ветру ребячьи лица
Разгорелись кумачом.
Пусть колючий снег пылится,
Пусть мороз сердитый злится –
Всё ребятам нипочём!
Звучит пьеса «Проводы зимы» из оперы Н. Римского-Корсакова «Снегурочка».
Ученик 5.
Буря мглою небо кроет,
- 4 -
Вихри снежные крутя.
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашуршит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.
Ученик 6.
Мороз и солнце; день чудесный!
Ещё ты дремлешь, друг прелестный –
Пора, красавица, проснись:
Открой, сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Ученик 7.
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела –
А нынче…
Ученик 8.
Погляди в окно:
- 5 -
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Ученик 9.
На окне, серебряном от инея,
За ночь хризантемы расцвели.
В верхних стёклах небо ярко-сине
И застреха в снеговой пыли.
Всходит солнце, бодрое от холода,
Золотится отблеском окно.
Ученик 10.
Утро тихо, радостно и молодо,
Белым снегом всё защищено.
И всё утро яркое и чистое
Буду видеть краски в вышине,
И до полдня будут серебристые
Хризантемы на моём окне.
Ученик 11.
Белая берёза под моим окном
Принакрылась снегом точно серебром.
- 6 -
На пушистых ветках снежною каймой
Распустились листья белой бахромой.
Ученик 12.
И стоит берёза в сонной тишине,
И горят снежинки в золотом огне.
А заря, лениво обходя кругом,
Обсыпает ветки новым серебром.
Ученик 13.
Чародейкою зимою
Околдован, лес стоит-
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блести.
Ученик 14.
И стоит он, околдован,
Не мертвец и не живой,
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Лёгкой цепью пуховой.
Ученик 15.
Солнце зимнее ли мещет
На него свой луч косой –
В нём ничто не затрепещет,
- 7 -
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.
Ученик 4.
Зашумела, разгулялась
В поле непогода.
Принакрылась белым снегом
Гладкая дорога.
Белым снегом принакрылась -
Не осталось следу.
Поднялась метель и вьюга –
Не видать и свету.
Ученик 5.
Да, удалому детине
Буря не забота:
Он проложит путь-дорогу,
Лишь была б охота.
Не страшна глухая полночь,
Дальний путь и вьюга,
Если молодца в свой терем
Ждёт краса-подруга.
Учитель: Много прекрасных строк написано великими русскими поэтами и писателями о красавице зиме. Русский народ всегда любил зиму, с её морозами и метелями, с её праздниками и забавами. Давайте вместе отгадаем зимние загадки.
- Кто, угадай-ка:
- 8 -
Седая хозяйка
Тряхнёт перинки,
Над миром пушинки. (ЗИМА)
- Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила. (ЗИМА)
- Назовите-ка ребятки,
Месяц в этой вот загадке:
Дни его всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи.
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдёт –
Мы встречаем Новый год. (ДЕКАБРЬ)
- Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки мороз.
Брызнешь в воду – упадёт
Не вода уже, а лёд.
Даже птице не летится,
От мороза стынет птица.
Повернуло солнце к лету,
Что, скажи за месяц это? (ЯНВАРЬ)
- Снег мешками валит с неба,
С дом стоят сугробы снега.
То бураны, то метели
На деревню налетели.
По ночам мороз силён,
Днём капели слышен звон.
День прибавился заметно.
Ну, так что за месяц это? (ФЕВРАЛЬ)
- Наступили холода.
Обернулась в лёд вода.
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым
Перестал медведь реветь:
- 9 –
В спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (ЗИМА)
- Меня не растили –
Из снега слепили.
Вместо носа ловко
Вставили морковку.
Глаза – угольки.
Руки – сучки.
Холодная, большая,
Кто же я такая? (СНЕЖНАЯ БАБА)
- Чтобы сень не промокла,
Не раскисла от воды,
Превратил он лужи в стёкла,
Сделал снежными сады. (МОРОЗ)
Учитель: Люди с давних времён заметили, что «чем позднее отлёт журавлей, тем позднее зима начинается», « строгой зиме быть, если птица дружно в тёплые края пошла», « не тот снег, что метёт, а что сверху идёт».
Давайте вместе вспомним народные приметы, пословицы и поговорки о зиме.
СНЕГИРЬ ПРИЛЕТИТ – О ЗИМЕ ИЗВЕСТИТ.
ДЕКАБРЬ ГОД КОНЧАЕТ, А ЗИМУ НАЧИНАЕТ.
ЗИМОЙ ЗЕМЛЯ ОТДЫХАЕТ, ЧТОБЫ ЛЕТОМ РАСЦВЕСТИ.
ЗИМА С ЗАМОРОЗКОВ НАЧИНАЕТСЯ, КАПЕЛЯМИ КОНЧАЕТСЯ.
ЗИМНЕЕ СОЛНЦЕ ЧТО МАЧЕХА: СВЕТИТ, ДА НЕ ГРЕЕТ.
Учитель: Приметы зимы так рассказывают о предстоящих весне и лете, будто их разделяет один день.
РАННИЙ СНЕГ – К РАННЕЙ ВЕСНЕ.
МАЛО СНЕГУ ЗИМОЙ – ЛЕТО С РЕДКИМИ ДОЖДЯМИ.
ОБИЛЬНЫЕ СНЕГОПАДЫ В НАЧАЛЕ ЗИМЫ – К СИЛЬНЫМ ДОЖДЯМ В НАЧАЛЕ ЛЕТА.
СНЕЖНАЯ ЗИМА – К ЗАТЯЖНОЙ ВЕСНЕ, К ДОЖДЛИВОМУ ЛЕТУ.
ТЁПЛАЯ ЗИМА – К ХОЛОДНОМУ ЛЕТУ.
СУХАЯ И ХОЛОДНАЯ ЗИМА – К СУХОМУ И ЖАРКОМУ ЛЕТУ.
- 10 -
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока и презентация к уроку и презентация к уроку
Разработка урока по родной (башкирской) литературе в 5 классе "Әсикмәк" и презентация к уроку...
Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)» Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)»
Цели урока: познакомить учащихся со знаками «+», «–», «=»; учить детей понимать значение данных знаков, читать равенства; работать над развитием внимания, логического мышления учащихся; при...
Методическая разработка урока Тема урока «Самостоятельные и служебные части речи» (урок усвоения новых знаний)
Методическая разработка урокаТема урока «Самостоятельные и служебные части речи» (урок усвоения новых знаний)Место и роль урока в изучаемой теме _ данный урок второй в разделе «Морфология»Тип у...
Разработка урока по русскому языку во 2 классе с национальным региональным компонентом "Составление предложений по схемам". УМК ОС "Школа 2100". Урок в технологии деятельностного метода. Тип урока ОНЗ.
Разработка урока по русскому языку во 2 классе с национальным региональным компонентом "Составление предложений по схемам". УМК ОС "Школа 2100". Урок в технологии деятельностного метода. Тип урока ОНЗ...
Методическая разработка урока «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль Основы светской этики) 4-й класс, 2-е полугодие, урок №23 Тема урока: Совесть
Данная разработка включает в себя полный конспект урока основы светской этики в 4 классе на тему "Совесть" и презентацию к нему. Целью урока является формирование представления о совести, как нр...
"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №1:"Письмо букв 1-й группы и ш й И Ш Й". Методическая разработка урока №2: "Письмо строчных букв п т р г"
Содержание методической разработки занятий нацелено на понимание обучающимися того, что язык это основное средство человеческого общения, формированию правильной устной и пись...
"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №3:"Письмо строчных и заглавных букв". Методическая разработка урока №4: "Письмо строчной буквы "я" и Заглавных "А Я""
Содержание методической раработки занятий нацелено на формирование навыка скорого, каллиграфического письма и выстроения взаимосвязи между звуковым восприятием, моторным навыком и графическим изображе...