Урок в 3 классе "Безопасное поведение в лесу"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Ариханова Анна Алексеевна

 В ходе групповой работы и учебного сотрудничества обучающиеся повторяют способы ориентирования на местности; составляют и формулируют правила безопасного поведения в лесу; должны подготовить сообщение; развивать познавательный интерес, прививать любовь к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bezopasnoe_povedenie_v_lesu.docx34.25 КБ
Файл samoanaliz_okr_mir.docx15.07 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 18.03.2014 год

Предмет: окружающий мир.

Класс: 3.

Тема: «Безопасное поведение в лесу».

Тип урока: Практическая работа.

Цель урока: составить проект на тему безопасного поведения в лесу.

Задачи урока:

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА:

ПРЕДМЕТНЫЕ: в ходе групповой работы и учебного сотрудничества повторить способы ориентирования на местности; составить и сформулировать правила безопасного поведения в лесу; подготовить сообщение; развивать познавательный интерес, прививать любовь к природе.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ: 

УУД

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ – логические: построение речевых высказываний, построение логической цепи рассуждения, анализ объектов, рефлексия.

РЕГУЛЯТИВНЫЕ – целеполагание; планирование; контроль внимания; оценка учебной деятельности; коррекция; прогнозирование.

  • КОММУНИКАТИВНЫЕ – взаимодействие; кооперация; интериоризация.

ЛИЧНОСТНЫЕ: самоопределение; смыслообразование; нравственно-этическая ориентация.

Оборудование: презентация, учебник «Окружающий мир 1 часть», карандаши, фломастеры, ватман, конверты с сообщениями, памятки «Безопасное поведение в лесу», картинки «Маша и Медведь» на доску в большом формате, иллюстрации для оформления плаката (животные, компас, деревья, муравейник и т.д.).

Оформление класса: Парты сгруппированы в прямоугольник, дети как бы сидят за одним столом. Так им будет легче общаться друг с другом и создавать проект. По центру лежит ватман, ручки, фломастеры, карандаши.

ХОД  УРОКА:

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Перемена закончилась. Давайте закроем глазки, сделаем глубокий вдох, теперь выдох. Замечательно, хорошо отдохнули на перемене? Теперь давайте настроимся на продуктивную работу.

Воспринимают и выражают своё отношение к  предстоящему уроку.

2. Актуализация знаний.

Ребята, вчера на уроке мы с вами начали изучать новую главу, называется она «Человек и природные сообщества» и тема нашего урока называлась «Значение лесов». Давайте мы с вами немного вспомним, о чем же шла речь.

Сейчас я вам раздам листочки, на которых вам нужно будет дать ответ на вопрос: «Какое значение для человека имеют леса?». На данную работу вам даётся 2 минутки.

Молодцы, все справились. А теперь скажите мне, как вы думаете, почему в народе говорят: «Много леса – береги, мало леса – не руби, а нет леса – посади»?

Вот мы с вами и вспомнили, о чем шла речь на вчерашнем уроке, молодцы, я вижу, что все дома готовились.

 

Формулируют ответ на вопрос, записывая его на листочке.

Ответы детей:

Беречь и не рубить лес нужно, потому, что лес – это целое сообщество. Если вырубить леса, то уйдут или погибнут звери, птицы, которые живут не только в лесу, но и на лугу, потому, что всё в природе взаимосвязано. Без лесов могут мелеть или пересыхать реки, заболачиваются луга, меняется климат, так как лес укрывает от ветра. Начинают дуть ветры-суховеи, наступает засуха. Поэтому, если нет леса, нужно его посадить.

3. Объяснение новой темы.

Сегодня у нас с вами будет не простой урок. К нам на урок пришли сказочные гости – всем вам знакомая Маша и Медведь (на доске появляются картинки с персонажами). Мы все с вами знаем, что Маша озорница и ей никогда на месте не сидится, а так, как она очень часто ходит в гости к Мише, то ей просто необходимо знать правила безопасного поведения в лесу. Миша очень переживает за Машеньку, ведь он не всегда может находиться с ней рядом, а в лесу с ней может приключиться всё что угодно. Вам дано важное задание, составить правила безопасного поведения  в лесу и научить им Машеньку, да и самим не забывать пользоваться!

Итак, какая перед нами стоит цель? Давайте сформулируем её и запишем вот на этом ватмане.

Хорошо, цель поставлена, теперь нам нужно определить задачи, благодаря которым мы подойдём к своей цели.

Давайте представим, Маша отправилась в лес (на проекторе появляется слайд – Машенька в лесу). Какие опасности её могут ожидать, что может случиться, если человек не знает лес?

Правильно, в лесу можно заблудиться, а чтобы этого не случилось нужно знать правила ориентирования на местности. Значит, запишем под целью первую задачу – знать правила ориентирования на местности.

Давайте составлять план дальше, а дальше будет проще – всё, что бы ни сделала Маша в лесу – это будет её поведением, значит, мы запишем вторую задачу: вывести правила поведения в лесу. А третья задача будет ещё проще, чтобы Маша узнала о том, что мы сделали ей нужно об этом рассказать, значит, третья задача будет звучать так: «Подготовить сообщение для Маши о правилах безопасного поведения в лесу», записываем.

Итак, план работы мы себе составили, осталось только ответить на поставленные вопросы.

Скажите, кто-нибудь знает, как можно определить стороны света?

Молодцы, много знаете, а теперь Влад Степанов дополнит наши знания дополнительной информацией, пожалуйста, Влад. Влад расскажет нам, как ориентироваться в лесу по местным признакам.   (Во время рассказа ученика идёт презентация)

Молодец, Влад. Клава Лапина нам расскажет, как ориентироваться по Солнцу.

Правильно, Клава. О том, как ориентироваться по компасу нам расскажет Захаров Дима.

Ребята, теперь вы знаете, как ориентироваться в лесу. Только ещё одно важное дополнение – отправляясь в лес, вам нужно будет взять с собой карту или план местности.

А теперь давайте откроем первую часть учебника на странице 29. Итак, если наша Машенька отправится от школы в северо-западном направлении, то в каком направлении ей нужно будет вернуться?

Итак, давайте сформулируем первое важное правило. Когда мы заходим в лес, что мы должны с вами сделать?

Правильно, а зачем нам это нужно?

Правильно, давайте запишем на нашем ватмане следующее правило: Отправляясь в лес от школы, каждый должен по сторонам горизонта определить направление пути от школы к лесу. Тогда путешественник сможет сориентироваться по сторонам горизонта и при возвращении из леса к школе.

А теперь давайте узнаем ещё один способ ориентирования на местности. Миша прислал нам из леса письмо, откройте конверт, разберите данные в нем сообщения и каждый прочитайте шёпотом.

Прочитали? Что вы узнали?

Ставят цели и задачи:

Цель нашего урока – составить правила безопасного поведения в лесу.

Она может заблудиться.

Записывают цель и задачи урока:

Цель урока: составить правила безопасного поведения в лесу.

Задачи урока:

  1. Составить правила ориентирования на местности.
  2. Вывести правила поведения в лесу.
  3. Подготовить сообщение о безопасном поведении в лесу.

Ученики говорят то, что знают.

Муравьи строят муравейники с южной стороны стволов деревьев или высоких пней.

Мхи чаще всего вырастают с северной стороны камней, пней, стволов деревьев.

На южной стороне дерева, стоящего на опушке веток всегда больше, чем на северной.

Смола на деревьях в хвойном лесу больше всего натекает с южной стороны. У берёзы с южной стороны кора чистая, белая, а с северной в трещинах, наростах, пятнах.

Зимой снега больше налипает на стволах деревьев и пнях с северной стороны.

Утром солнце всегда восходит на востоке.

Когда входишь в лес - нужно запомнить, светит ли солнце тебе в лицо. Возвращаться будешь в обратную сторону (спиной к солнцу). В полдень солнце стоит в самой высокой точке горизонта и светит с юга. Если встать лицом к солнцу, то за спиной будет север, слева восток, справа – запад.

Нужно положить компас на ровную поверхность. Синий конец стрелки покажет северное направление. Чтобы определить другие стороны горизонта, осторожно поворачиваем компас до тех пор, пока синий конец стрелки не совпадёт с направлением на север. Если встать лицом к северу, то позади будет юг, справа – восток, а слева – запад». И нужно запомнить, с какой стороны ты зайдёшь в лес. Выходить будешь в противоположную сторону.

В юго-восточном.

Осмотреться и определить, в каком направлении мы пойдём.

Чтобы при возвращении мы могли по сторонам света определить, куда нужно идти.

Текст письма: Просеки в лесу прокладывают с севера на юг и с запада на восток. На перекрёстках стоят столбы. На них указаны номера лесных участков - кварталов. Например, на одной стороне столба записаны цифры 11и 12, а с другой 35 и 36. Меньшие цифры столба указывает направление на север. Зная это, во время экскурсии можно и без компаса определить стороны горизонта. Если  во время экскурсии группа двигалась только на северо-запад, по номерам квартальных столбов легко можно узнать, в каком направлении юго-восток. А это направление приведёт к школе.

4. Физкультминутка.

Давайте немного прервёмся и разомнёмся. Так как у нас на уроке присутствовал и помогал нам Миша, давайте вспомним детское стихотворение, его все должны знать, про Мишку косолапого. Встаём и выполняем движения под слова:

Мишка косолапый

По лесу идёт,

Шишки собирает,

Песенки поёт,

Шишка отскочила,

Прямо Мишке в лоб,

Мишка рассердился и ногою топ.

Выполняют разминку.

5. Работа по теме урока.

Ребята, вам не стоит забывать о том, что в местах, где в Великую Отечественную войну шли бои, всё ещё находят заржавевшие патроны, гранаты и мины. Эти находки могут стать причиной тяжёлых травм, поэтому вам нужно запомнить и записать одно очень важное правило: «Никогда не бери в руки заржавевшие предметы! Тем более не разбирай их, не стучи по ним, не бросай в костёр! В них могут быть взрывчатые вещества!»

А теперь скажите мне, с кем мы можем повстречаться в лесу?

Правильно, посмотрите внимательно на доску (слайд «Клещи и змеи»). Кого вы там узнали?

Да, это так. Сейчас вы обратите внимание на свои стульчики, у кого-то на спинках приклеены картинки с изображением клещей, а у кого-то изображена змея, также у кого-то есть мышь. Сгруппируйтесь, пожалуйста, по группам. В каждую группу Миша прислал письмо. Вам даётся минутка для прочтения письма. А ещё вам нужно будет пересказать содержание другим командам, значит нужно читать очень внимательно, а правило, которое у вас получится записать на наш ватман. Готовы? Время пошло!

Вот мы ещё узнали с вами новую информацию, не забудем добавить её к нам на ватман.

Ребята, сейчас у нас у всех есть сотовые телефоны, как вы думаете, куда можно позвонить, если с вами что-нибудь случится?

Молодцы, ребята, мы с вами сегодня хорошо поработали. Но все ли поставленные задачи мы выполнили?

Слушают, воспринимают информацию.

С жителями леса.

Клещи, змеи, кабан, лось, мыши.

Конверт 1. В лесу следует остерегаться гадюк. Это ядовитые змеи. Укус гадюки редко бывает смертельным, но очень болезнен. Место укуса отекает, у человека появляется тошнота, повышается температура. При укусе гадюки необходимо как можно быстрее обратиться за медицинской помощью. Но лучше избегать этой опасности, соблюдая простое правило: В лес необходимо надевать одежду из плотной ткани, а также сапоги или высокие ботинки. Увидев змею или услышав её шипение, надо тихо отойти в сторону и немедленно сообщить взрослому.

Конверт 2. Весной и в начале лета появляются клещи. Многие из них являются переносчиками очень тяжёлого заболевания – клещевого энцефалита. У многих детей, перенёсших эту болезнь, остаются неподвижными руки и ноги. Если в крае существует такая угроза, то следует сделать специальную прививку. Но и там, где этой опасности нет, следует соблюдать простые меры предосторожности и помнить следующее правило: «регулярный осмотр себя и своей одежды позволяет избежать укусов клещей. После прогулки в лес следует раздеться, внимательно осмотреть складки одежды и тело».

Конверт 3. В лесу необходимо остерегаться таких крупных зверей, как лось, кабан. Не надо навязывать им своё знакомство, особенно если они с детёнышами. Даже маленькие обитатели леса, мышевидные грызуны, могут быть опасными для человека. Некоторые из них являются переносчиками инфекционных заболеваний. Поэтому не следует брать в руки живых или мёртвых зверьков.

В службу спасения МЧС по номеру 010.

Нет. Нам ещё осталось подготовить сообщение для Маши о безопасном поведении в лесу и оформить наш плакат.

6. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Давайте сейчас разобьёмся на две группы.

Первая группа займётся оформлением плаката, вторая – подведёт итог урока, подготовив сообщения о безопасном поведении в лесу. В итоге вы должны будете защитить тот проект, который мы с вами сделали – используя наш плакат рассказать подготовленное сообщение. Во время защиты должен участвовать весь класс.

Оформляют плакат, готовят сообщение о безопасном поведении в лесу. Делают выводы по пройденной теме.

7. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Миша и я очень довольны вашему успеху. Теперь Миша будет спокоен, что, отправляясь в лес, Маша не заблудится, и будет вести себя правильно, ведь вы рассказали ей о правилах «Безопасного поведения в лесу».

Теперь вы видите перед собой такую запись:

                                     Запомнил  

                                          узнал        

          Я                                           повторил          

                                            научился      

                                             затрудняюсь

вам нужно будет составить предложения с данными словосочетаниями, оценив свою работу на уроке.

Высказывают свою точку зрения.  Сравнивают свои ответы с ответами одноклассников и оценивают своё и чужое  высказывание по поводу темы занятия.

8. Домашнее задание.

Дома вам нужно будет повторить все правила безопасного поведения в лесу, для этого я вам раздам памятки. А в рабочей тетради выполните №36, 37 на страницах 27 – 28.

Записывают домашнее задание.



Предварительный просмотр:

Самоанализ

Школа: МАОУ Батуринская СОШ.

Класс: 3 класс.

Предмет: «Окружающий мир».

Тема: «Безопасное поведение в лесу».

Тип урока: Практическая работа.

Цель урока: составить проект на тему «Безопасное поведение в лесу.

Урок начался своевременно, со звонком, класс готов к уроку, настроен на продуктивную работу, замечаний по подготовке к уроку не было. Дети подготовили домашнее задание и готовы получать новые знания. Дети были немного удивлены формой урока, так как парты стояли не стандартно, а совмещены. Ребята привыкли работать с учебником, но данный урок обошёлся без его использования. Так как некоторые дети любят забегать вперёд (во время объяснения учителя читают параграф дальше, не то, что нужно, а забегая вперёд, следовательно, на поставленные вопросы они отвечают, не рассуждая, а с помощью учебника), то необходимая информация из учебника выдавалась как письмо от Мишки (героя мультфильма «Маша и Медведь»).

Идея урока состояла в том, чтобы ученики научили героиню мультфильма Машу правилам безопасного поведения в лесу. Урок ребятам очень понравился, все принимали активное участие. Благодаря сказочным гостям урок прошёл на позитивном настрое.

Учебный материал излагался в доступной форме. Приучая детей к самостоятельной работе, и выступлению на публике, троим ученикам заранее была выдана информация, которую они подготовили к уроку и рассказали остальным ребятам. Также использовалась и небольшая самостоятельная работа в группах, ребятам были розданы конверты с информацией, которую подготовив, они должны были рассказать другой группе. Из каждого конверта с текстом ребята должны были выделить правило.

Во время работы учитывалась успеваемость учеников, слабоуспевающие ученики не сидели в стороне, а были вовлечены в работу.

Даже во время самостоятельной работы ученики не оставались без присмотра, производилось фронтальное наблюдение, и если была необходимость, оказывалась помощь. Ученики легко шли на контакт.

Учитывая возрастные особенности учеников, во время урока использовались не только словесные, но и наглядные методы.

На протяжении всего урока ребята делали определённые выводы, формулировали правила, фиксируя их на плакате, в конце урока у нас был готовый плакат со всеми правилами безопасного поведения в лесу, а ребятам на дом были выданы заранее подготовленные памятки. Ученики не только оформили плакат, но и защитили его передо мной и сказочными гостями. Домашнее задание содержало повторение и закрепление пройденного материала.

Данный урок проводился согласно тематическому планированию уроков. По плану на данную тему отводился один урок.

Намеченный план урока был выполнен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

познакомить с правилами поведения в лесу, развивать навыки безопасного поведения с огнем.

познакомить с правилами поведения в лесу, развивать навыки безопасного поведения с огнем....

Урок окружающего мира: Заседание клуба "Безопасное поведение в лесу"

Новая форма урока - Заседание клуба. Дети вспоминают ориентирование на местности, сами выводят правила, работают в группах, составляют сообщение для первоклассников о безопавном поведении в лесу....

Урок окружающего мира по теме: "Безопасное поведение в лесу"

Изучение данной темы входит в раздел "Здоровье и безопасность" ....

Урок окружающего мира в 3 классе (ПНШ) 8-ое заседание клуба «Мы и окружающий мир» «Безопасное поведение в лесу»

                Данный урок проводится в форме заседания клуба. Задачи данного занятия: - углубить знания учащихся о лесе, показав многообразие раст...

3 класс УМК «Школа России» Тема урока: Правописание слов с глухими и звонкими согласными. Путешествие в кубанский лес. Правила поведения в лесу.

Правописание слов с глухими и звонкими согласными. Путешествие в кубанский лес. Правила поведения в лесу.В ходе урока ребята совершат экскурсию в кубанский лес, познакомятся с его обитателями.  З...

Открытый урок по "Азбуке нравственности" на тему " Правила поведения в лесу."

Урок разработан в форме игры-путешествия, где дети встречаются со сказочными существами, выполняют задания и знакомятся с правилами поведения в лесу....

Методическая разработка урока окружающего мира в 1 классе "Поведение в лесу".

Сценарий урока окружающего мира в 1 классе. Тема: "Поведение в лесу". Цель урока:изучить правила поведения в лесу....