Урок в 3 классе "Безопасное поведение в лесу"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме
В ходе групповой работы и учебного сотрудничества обучающиеся повторяют способы ориентирования на местности; составляют и формулируют правила безопасного поведения в лесу; должны подготовить сообщение; развивать познавательный интерес, прививать любовь к природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bezopasnoe_povedenie_v_lesu.docx | 34.25 КБ |
samoanaliz_okr_mir.docx | 15.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Дата: 18.03.2014 год
Предмет: окружающий мир.
Класс: 3.
Тема: «Безопасное поведение в лесу».
Тип урока: Практическая работа.
Цель урока: составить проект на тему безопасного поведения в лесу.
Задачи урока:
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА: |
ПРЕДМЕТНЫЕ: в ходе групповой работы и учебного сотрудничества повторить способы ориентирования на местности; составить и сформулировать правила безопасного поведения в лесу; подготовить сообщение; развивать познавательный интерес, прививать любовь к природе. |
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ: УУД ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ – логические: построение речевых высказываний, построение логической цепи рассуждения, анализ объектов, рефлексия. РЕГУЛЯТИВНЫЕ – целеполагание; планирование; контроль внимания; оценка учебной деятельности; коррекция; прогнозирование.
ЛИЧНОСТНЫЕ: самоопределение; смыслообразование; нравственно-этическая ориентация. |
Оборудование: презентация, учебник «Окружающий мир 1 часть», карандаши, фломастеры, ватман, конверты с сообщениями, памятки «Безопасное поведение в лесу», картинки «Маша и Медведь» на доску в большом формате, иллюстрации для оформления плаката (животные, компас, деревья, муравейник и т.д.).
Оформление класса: Парты сгруппированы в прямоугольник, дети как бы сидят за одним столом. Так им будет легче общаться друг с другом и создавать проект. По центру лежит ватман, ручки, фломастеры, карандаши.
ХОД УРОКА:
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ | УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ | ||
| |||
Здравствуйте, ребята! Перемена закончилась. Давайте закроем глазки, сделаем глубокий вдох, теперь выдох. Замечательно, хорошо отдохнули на перемене? Теперь давайте настроимся на продуктивную работу. | Воспринимают и выражают своё отношение к предстоящему уроку. | ||
2. Актуализация знаний. | |||
Ребята, вчера на уроке мы с вами начали изучать новую главу, называется она «Человек и природные сообщества» и тема нашего урока называлась «Значение лесов». Давайте мы с вами немного вспомним, о чем же шла речь. Сейчас я вам раздам листочки, на которых вам нужно будет дать ответ на вопрос: «Какое значение для человека имеют леса?». На данную работу вам даётся 2 минутки. Молодцы, все справились. А теперь скажите мне, как вы думаете, почему в народе говорят: «Много леса – береги, мало леса – не руби, а нет леса – посади»? Вот мы с вами и вспомнили, о чем шла речь на вчерашнем уроке, молодцы, я вижу, что все дома готовились. |
Формулируют ответ на вопрос, записывая его на листочке. Ответы детей: Беречь и не рубить лес нужно, потому, что лес – это целое сообщество. Если вырубить леса, то уйдут или погибнут звери, птицы, которые живут не только в лесу, но и на лугу, потому, что всё в природе взаимосвязано. Без лесов могут мелеть или пересыхать реки, заболачиваются луга, меняется климат, так как лес укрывает от ветра. Начинают дуть ветры-суховеи, наступает засуха. Поэтому, если нет леса, нужно его посадить. | ||
3. Объяснение новой темы. | |||
Сегодня у нас с вами будет не простой урок. К нам на урок пришли сказочные гости – всем вам знакомая Маша и Медведь (на доске появляются картинки с персонажами). Мы все с вами знаем, что Маша озорница и ей никогда на месте не сидится, а так, как она очень часто ходит в гости к Мише, то ей просто необходимо знать правила безопасного поведения в лесу. Миша очень переживает за Машеньку, ведь он не всегда может находиться с ней рядом, а в лесу с ней может приключиться всё что угодно. Вам дано важное задание, составить правила безопасного поведения в лесу и научить им Машеньку, да и самим не забывать пользоваться! Итак, какая перед нами стоит цель? Давайте сформулируем её и запишем вот на этом ватмане. Хорошо, цель поставлена, теперь нам нужно определить задачи, благодаря которым мы подойдём к своей цели. Давайте представим, Маша отправилась в лес (на проекторе появляется слайд – Машенька в лесу). Какие опасности её могут ожидать, что может случиться, если человек не знает лес? Правильно, в лесу можно заблудиться, а чтобы этого не случилось нужно знать правила ориентирования на местности. Значит, запишем под целью первую задачу – знать правила ориентирования на местности. Давайте составлять план дальше, а дальше будет проще – всё, что бы ни сделала Маша в лесу – это будет её поведением, значит, мы запишем вторую задачу: вывести правила поведения в лесу. А третья задача будет ещё проще, чтобы Маша узнала о том, что мы сделали ей нужно об этом рассказать, значит, третья задача будет звучать так: «Подготовить сообщение для Маши о правилах безопасного поведения в лесу», записываем. Итак, план работы мы себе составили, осталось только ответить на поставленные вопросы. Скажите, кто-нибудь знает, как можно определить стороны света? Молодцы, много знаете, а теперь Влад Степанов дополнит наши знания дополнительной информацией, пожалуйста, Влад. Влад расскажет нам, как ориентироваться в лесу по местным признакам. (Во время рассказа ученика идёт презентация) Молодец, Влад. Клава Лапина нам расскажет, как ориентироваться по Солнцу. Правильно, Клава. О том, как ориентироваться по компасу нам расскажет Захаров Дима. Ребята, теперь вы знаете, как ориентироваться в лесу. Только ещё одно важное дополнение – отправляясь в лес, вам нужно будет взять с собой карту или план местности. А теперь давайте откроем первую часть учебника на странице 29. Итак, если наша Машенька отправится от школы в северо-западном направлении, то в каком направлении ей нужно будет вернуться? Итак, давайте сформулируем первое важное правило. Когда мы заходим в лес, что мы должны с вами сделать? Правильно, а зачем нам это нужно? Правильно, давайте запишем на нашем ватмане следующее правило: Отправляясь в лес от школы, каждый должен по сторонам горизонта определить направление пути от школы к лесу. Тогда путешественник сможет сориентироваться по сторонам горизонта и при возвращении из леса к школе. А теперь давайте узнаем ещё один способ ориентирования на местности. Миша прислал нам из леса письмо, откройте конверт, разберите данные в нем сообщения и каждый прочитайте шёпотом. Прочитали? Что вы узнали? | Ставят цели и задачи: Цель нашего урока – составить правила безопасного поведения в лесу. Она может заблудиться. Записывают цель и задачи урока: Цель урока: составить правила безопасного поведения в лесу. Задачи урока:
Ученики говорят то, что знают. Муравьи строят муравейники с южной стороны стволов деревьев или высоких пней. Мхи чаще всего вырастают с северной стороны камней, пней, стволов деревьев. На южной стороне дерева, стоящего на опушке веток всегда больше, чем на северной. Смола на деревьях в хвойном лесу больше всего натекает с южной стороны. У берёзы с южной стороны кора чистая, белая, а с северной в трещинах, наростах, пятнах. Зимой снега больше налипает на стволах деревьев и пнях с северной стороны. Утром солнце всегда восходит на востоке. Когда входишь в лес - нужно запомнить, светит ли солнце тебе в лицо. Возвращаться будешь в обратную сторону (спиной к солнцу). В полдень солнце стоит в самой высокой точке горизонта и светит с юга. Если встать лицом к солнцу, то за спиной будет север, слева восток, справа – запад. Нужно положить компас на ровную поверхность. Синий конец стрелки покажет северное направление. Чтобы определить другие стороны горизонта, осторожно поворачиваем компас до тех пор, пока синий конец стрелки не совпадёт с направлением на север. Если встать лицом к северу, то позади будет юг, справа – восток, а слева – запад». И нужно запомнить, с какой стороны ты зайдёшь в лес. Выходить будешь в противоположную сторону. В юго-восточном. Осмотреться и определить, в каком направлении мы пойдём. Чтобы при возвращении мы могли по сторонам света определить, куда нужно идти. Текст письма: Просеки в лесу прокладывают с севера на юг и с запада на восток. На перекрёстках стоят столбы. На них указаны номера лесных участков - кварталов. Например, на одной стороне столба записаны цифры 11и 12, а с другой 35 и 36. Меньшие цифры столба указывает направление на север. Зная это, во время экскурсии можно и без компаса определить стороны горизонта. Если во время экскурсии группа двигалась только на северо-запад, по номерам квартальных столбов легко можно узнать, в каком направлении юго-восток. А это направление приведёт к школе. | ||
4. Физкультминутка. | |||
Давайте немного прервёмся и разомнёмся. Так как у нас на уроке присутствовал и помогал нам Миша, давайте вспомним детское стихотворение, его все должны знать, про Мишку косолапого. Встаём и выполняем движения под слова: Мишка косолапый По лесу идёт, Шишки собирает, Песенки поёт, Шишка отскочила, Прямо Мишке в лоб, Мишка рассердился и ногою топ. | Выполняют разминку. | ||
5. Работа по теме урока. | |||
Ребята, вам не стоит забывать о том, что в местах, где в Великую Отечественную войну шли бои, всё ещё находят заржавевшие патроны, гранаты и мины. Эти находки могут стать причиной тяжёлых травм, поэтому вам нужно запомнить и записать одно очень важное правило: «Никогда не бери в руки заржавевшие предметы! Тем более не разбирай их, не стучи по ним, не бросай в костёр! В них могут быть взрывчатые вещества!» А теперь скажите мне, с кем мы можем повстречаться в лесу? Правильно, посмотрите внимательно на доску (слайд «Клещи и змеи»). Кого вы там узнали? Да, это так. Сейчас вы обратите внимание на свои стульчики, у кого-то на спинках приклеены картинки с изображением клещей, а у кого-то изображена змея, также у кого-то есть мышь. Сгруппируйтесь, пожалуйста, по группам. В каждую группу Миша прислал письмо. Вам даётся минутка для прочтения письма. А ещё вам нужно будет пересказать содержание другим командам, значит нужно читать очень внимательно, а правило, которое у вас получится записать на наш ватман. Готовы? Время пошло! Вот мы ещё узнали с вами новую информацию, не забудем добавить её к нам на ватман. Ребята, сейчас у нас у всех есть сотовые телефоны, как вы думаете, куда можно позвонить, если с вами что-нибудь случится? Молодцы, ребята, мы с вами сегодня хорошо поработали. Но все ли поставленные задачи мы выполнили? | Слушают, воспринимают информацию. С жителями леса. Клещи, змеи, кабан, лось, мыши. Конверт 1. В лесу следует остерегаться гадюк. Это ядовитые змеи. Укус гадюки редко бывает смертельным, но очень болезнен. Место укуса отекает, у человека появляется тошнота, повышается температура. При укусе гадюки необходимо как можно быстрее обратиться за медицинской помощью. Но лучше избегать этой опасности, соблюдая простое правило: В лес необходимо надевать одежду из плотной ткани, а также сапоги или высокие ботинки. Увидев змею или услышав её шипение, надо тихо отойти в сторону и немедленно сообщить взрослому. Конверт 2. Весной и в начале лета появляются клещи. Многие из них являются переносчиками очень тяжёлого заболевания – клещевого энцефалита. У многих детей, перенёсших эту болезнь, остаются неподвижными руки и ноги. Если в крае существует такая угроза, то следует сделать специальную прививку. Но и там, где этой опасности нет, следует соблюдать простые меры предосторожности и помнить следующее правило: «регулярный осмотр себя и своей одежды позволяет избежать укусов клещей. После прогулки в лес следует раздеться, внимательно осмотреть складки одежды и тело». Конверт 3. В лесу необходимо остерегаться таких крупных зверей, как лось, кабан. Не надо навязывать им своё знакомство, особенно если они с детёнышами. Даже маленькие обитатели леса, мышевидные грызуны, могут быть опасными для человека. Некоторые из них являются переносчиками инфекционных заболеваний. Поэтому не следует брать в руки живых или мёртвых зверьков. В службу спасения МЧС по номеру 010. Нет. Нам ещё осталось подготовить сообщение для Маши о безопасном поведении в лесу и оформить наш плакат. | ||
6. Включение нового знания в систему знаний и повторение. | |||
Давайте сейчас разобьёмся на две группы. Первая группа займётся оформлением плаката, вторая – подведёт итог урока, подготовив сообщения о безопасном поведении в лесу. В итоге вы должны будете защитить тот проект, который мы с вами сделали – используя наш плакат рассказать подготовленное сообщение. Во время защиты должен участвовать весь класс. | Оформляют плакат, готовят сообщение о безопасном поведении в лесу. Делают выводы по пройденной теме. | ||
7. Рефлексия учебной деятельности на уроке. | |||
Миша и я очень довольны вашему успеху. Теперь Миша будет спокоен, что, отправляясь в лес, Маша не заблудится, и будет вести себя правильно, ведь вы рассказали ей о правилах «Безопасного поведения в лесу». Теперь вы видите перед собой такую запись: Запомнил узнал Я повторил научился затрудняюсь вам нужно будет составить предложения с данными словосочетаниями, оценив свою работу на уроке. | Высказывают свою точку зрения. Сравнивают свои ответы с ответами одноклассников и оценивают своё и чужое высказывание по поводу темы занятия. | ||
8. Домашнее задание. | |||
Дома вам нужно будет повторить все правила безопасного поведения в лесу, для этого я вам раздам памятки. А в рабочей тетради выполните №36, 37 на страницах 27 – 28. | Записывают домашнее задание. |
Предварительный просмотр:
Самоанализ
Школа: МАОУ Батуринская СОШ.
Класс: 3 класс.
Предмет: «Окружающий мир».
Тема: «Безопасное поведение в лесу».
Тип урока: Практическая работа.
Цель урока: составить проект на тему «Безопасное поведение в лесу.
Урок начался своевременно, со звонком, класс готов к уроку, настроен на продуктивную работу, замечаний по подготовке к уроку не было. Дети подготовили домашнее задание и готовы получать новые знания. Дети были немного удивлены формой урока, так как парты стояли не стандартно, а совмещены. Ребята привыкли работать с учебником, но данный урок обошёлся без его использования. Так как некоторые дети любят забегать вперёд (во время объяснения учителя читают параграф дальше, не то, что нужно, а забегая вперёд, следовательно, на поставленные вопросы они отвечают, не рассуждая, а с помощью учебника), то необходимая информация из учебника выдавалась как письмо от Мишки (героя мультфильма «Маша и Медведь»).
Идея урока состояла в том, чтобы ученики научили героиню мультфильма Машу правилам безопасного поведения в лесу. Урок ребятам очень понравился, все принимали активное участие. Благодаря сказочным гостям урок прошёл на позитивном настрое.
Учебный материал излагался в доступной форме. Приучая детей к самостоятельной работе, и выступлению на публике, троим ученикам заранее была выдана информация, которую они подготовили к уроку и рассказали остальным ребятам. Также использовалась и небольшая самостоятельная работа в группах, ребятам были розданы конверты с информацией, которую подготовив, они должны были рассказать другой группе. Из каждого конверта с текстом ребята должны были выделить правило.
Во время работы учитывалась успеваемость учеников, слабоуспевающие ученики не сидели в стороне, а были вовлечены в работу.
Даже во время самостоятельной работы ученики не оставались без присмотра, производилось фронтальное наблюдение, и если была необходимость, оказывалась помощь. Ученики легко шли на контакт.
Учитывая возрастные особенности учеников, во время урока использовались не только словесные, но и наглядные методы.
На протяжении всего урока ребята делали определённые выводы, формулировали правила, фиксируя их на плакате, в конце урока у нас был готовый плакат со всеми правилами безопасного поведения в лесу, а ребятам на дом были выданы заранее подготовленные памятки. Ученики не только оформили плакат, но и защитили его передо мной и сказочными гостями. Домашнее задание содержало повторение и закрепление пройденного материала.
Данный урок проводился согласно тематическому планированию уроков. По плану на данную тему отводился один урок.
Намеченный план урока был выполнен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
познакомить с правилами поведения в лесу, развивать навыки безопасного поведения с огнем.
познакомить с правилами поведения в лесу, развивать навыки безопасного поведения с огнем....
Урок окружающего мира: Заседание клуба "Безопасное поведение в лесу"
Новая форма урока - Заседание клуба. Дети вспоминают ориентирование на местности, сами выводят правила, работают в группах, составляют сообщение для первоклассников о безопавном поведении в лесу....
Урок окружающего мира по теме: "Безопасное поведение в лесу"
Изучение данной темы входит в раздел "Здоровье и безопасность" ....
Урок окружающего мира в 3 классе (ПНШ) 8-ое заседание клуба «Мы и окружающий мир» «Безопасное поведение в лесу»
Данный урок проводится в форме заседания клуба. Задачи данного занятия: - углубить знания учащихся о лесе, показав многообразие раст...
3 класс УМК «Школа России» Тема урока: Правописание слов с глухими и звонкими согласными. Путешествие в кубанский лес. Правила поведения в лесу.
Правописание слов с глухими и звонкими согласными. Путешествие в кубанский лес. Правила поведения в лесу.В ходе урока ребята совершат экскурсию в кубанский лес, познакомятся с его обитателями. З...
Открытый урок по "Азбуке нравственности" на тему " Правила поведения в лесу."
Урок разработан в форме игры-путешествия, где дети встречаются со сказочными существами, выполняют задания и знакомятся с правилами поведения в лесу....
Методическая разработка урока окружающего мира в 1 классе "Поведение в лесу".
Сценарий урока окружающего мира в 1 классе. Тема: "Поведение в лесу". Цель урока:изучить правила поведения в лесу....