3 класс УМК «Школа России» Тема урока: Правописание слов с глухими и звонкими согласными. Путешествие в кубанский лес. Правила поведения в лесу.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
Правописание слов с глухими и звонкими согласными. Путешествие в кубанский лес. Правила поведения в лесу.
В ходе урока ребята совершат экскурсию в кубанский лес, познакомятся с его обитателями. Закрепляют полученные знания по теме правописание парных согласных. Повторят правила друзей природы. На минутке чистописания запишут слова и предложения о Кубани – жемчужине России. Тут же вспоминают о правописании собственных имен существительных. Путешествие продолжится по ручейку слов, а затем, работая в парах, выполняют списывание текста на опушке Списывания. Учащиеся пишут текст по памяти, плавно переходя к выполнению творческого задания. Творческая работа в группах по картине русского художника К.Ф. Юона «Волшебница зима». На просеке Предложений их ожидает конкурс между группами на интересный рассказ о зиме. Впереди у ребят роща Однокоренных слов. Работа в парах. Параллельно с этим заданием вспоминают о том, как они должны вести себя в лесу. Рефлексия урока - подведение итога знаний по изученной теме.
Домашнее задание – это творческая работа.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Квач Наталья Федоровна, МБОУ СОШ № 5, учитель начальных классов, Краснодарский край, Приморско-Ахтарский район, станица Бриньковская
3 класс УМК «Школа России»
Тема урока: Правописание слов с глухими и звонкими согласными. Путешествие в кубанский лес. Правила поведения в лесу.
Цели урока:
- усвоение особенностей проверяемых и проверочных слов; овладение способами проверки слов с глухими и звонкими согласными в корне слова; повторение правил поведения в лесу.
Задачи урока:
Личностные УУД:
- формирование ценностно-смысловой ориентации;
- развитие собственной самооценки усваиваемого на уроке материала.
Регулятивные УУД:
- постановка учебной задачи с учетом имеющихся знаний и знаний, полученных в процессе урока; умение планировать свою работу; учиться прогнозировать, контролировать, корректировать и оценивать свою деятельность.
Познавательные УУД:
- формирование логических действий анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей; постановка и формулирование проблемы, самостоятельный поиск её решения.
Коммуникативные УУД:
- формирование умения слаженно работать в группе и паре; умение плодотворно сотрудничать с учителем и сверстниками в поиске и сборе информации; формирование умения полно и четко выражать свои мысли, владея умело речью.
Оборудование урока:
-интерактивная доска, мультимедийный проектор, ноутбук, учебник «Русский язык» В.П. Канакина, 3 класс, картины зимы, картина русского художника К.Ф. Юнона «Волшебница зима», произведение П.И. Чайковского «Времена года», индивидуальные карточки.
Тип урока: закрепление пройденного материала.
Система обучения: УМК «Школа России».
Ход урока
I. Актуализация знаний. Подготовка к восприятию материала.
Учитель. Дом со всех сторон открыт.
Он резною крышей крыт.
Заходи в зелёный дом –
Чудеса увидишь в нём. (Лес)
Учитель. Ребята! Вокруг нас много интересного. Говоря о природе, что мы можем иметь в виду, как вы думаете?
Высказывания учащихся.
Учитель. Говоря о природе, мы имеем в виду лес, журчащий в нем ручеёк. Лес – это наряд нашей земли. Лес – это грибы и вкусная земляника. Лес – это дом зверей и птиц.
Добро пожаловать в волшебное царство природы, в кубанский лес. А живёт здесь мудрая бабушка Сова. Она охраняет лесное царство Кубани.
II. Объявление темы и цели урока.
Откроем мы тетрадочки,
Запишем все число
И классную работу
Запишем за одно.
Учитель. Сова вас приветствует и приглашает в кубанский волшебный лес и растет в том лесу большое дерево, у которого плоды жёлуди. Как оно называется?
Ученик. Дуб.
Учитель. Назовите маленькие деревца, у которых плоды желуди?
Ученик. Дубки.
Учитель. Дети, а как вы напишите эти слова?
Ответы учащихся.
Учитель. Так над чем же мы будем работать сегодня на уроке, как вы думаете?
III. Минутка чистописания.
Учитель. Посмотрите, поляна покрыта ярким ковром, зацвели цветы. Это – поляна Чистописания. Чем будем здесь заниматься?
Высказывания учащихся.
Учитель. Да. Будем писать строчную и прописную буквы к, К.
Письмо слов: Кубань, Бейсуг, Краснодар, Бриньковская, Россия.
Почему эти слова написаны с большой буквы?
Какое вам известно правило?
Приведите примеры слов.
Запись предложения с этими словами.
Кубань – жемчужина России.
Учитель. Почему слова написаны с большой буквы?
Дети. Название кубанских рек и населённых пунктов.
Учитель. Двигаясь дальше по поляне, что вы заметили?
Дети. А вот на поляне разбросаны банки и разбита бутылка. Кто – то здесь отдыхал и оставил мусор после себя.
Учитель. О чём забыли отдыхающие?
Дети. Сорить в лесу нельзя.
Учитель. Верно ребята! Сова с вами согласна. Первое правило для тех кто приходит в лес: Не сори!
Надо убирать мусор на поляне.
Ребята, прав ли тот, кто так поступил?
Как поступили бы вы?
Индивидуальная работа учащихся на компьютере с образовательной программой «Фраза» по теме «Парные согласные».
Проверка выполненной работы.
IV. Закрепление и обобщение изученного материала.
1. Преодоление ручейка Слов.
Учитель. Путешествие наше продолжается. Нам предстоит перейти ручеёк. А называется он – ручеёк Слов. Смотрите, плывут кораблики, на парусах которых по две буквы. Что вы должны будете сделать?
Ученик. Подобрать проверочное слово, выбрав из двух букв нужную букву и вставить в слово.
Учитель. Давайте выполним и проверим на экране. Докажите, что вставили правильно.
Ученик. Пользовались правилом проверки правописания звонких и глухих согласных. Чтобы проверить парную согласную в слабой позиции, надо подобрать однокоренное слово или изменить форму слова так, чтобы после этой согласной стояла гласная или звонкая согласная.
Задание:
Ду... - … дроз… - …
Овра…-… ёр…- …
Пло… - … арбу…- …
Стри… - … жу…- …
2. Путешествие по опушке Списывания.
Работа в группах.
Учитель. Молодцы ребята! Перешли ручеёк Слов и Сова привела нас на опушку Списывания. Предлагает новое задание. Что надо знать, чтобы правильно выполнить задание?
Всё покрыл пушистый ( …) сне… . У дома намело большой (…) сугро… . Скоро ударит ( …) моро… . Замёр…(…) пру… . На нём крепкий (…) лё… .
Учитель. Молодцы ребята! Отправляемся дальше в лес. На нашем пути – дубрава Здоровья. Здесь можно отдохнуть и вместе с мудрой Совой сделать физзарядку.
Физминутка.
Добрый лес, старый лес.
Полон сказочных чудес!
Мы идём гулять сейчас
И зовём с собою вас!
Ждут вас на лесной опушке
Птички, бабочки, зверюшки
И кузнечик на травинке!
Учитель. Ребята, о каком правиле поведения в лесу вы вспомнили, выполняя физминутку, в которой говориться о птицах и животных?
Ученик. Не подходи близко к гнёздам птиц.
Не разоряй птичьи гнёзда.
Учитель. Совершенно верно дети. Мудрая Сова с вами согласна. Запомните правило: Не разоряй птичьи гнёзда.
3. Письмо по памяти.
Учитель. Мы попадаем на поляну Памяти. Вам предстоит запомнить стихотворение и записать. О чем вы должны помнить?
Ученик. Правило проверки слов со звонкими и глухими согласными на конце.
Скрипит мороз.
Сердит мороз.
И снег сухой и колкий.
И вяз озяб и дуб промёрз.
Насквозь промёрзли ёлки.
После записи идёт проверка выполнения и объяснение.
4. Творческая работа в группах по картине русского художника К.Ф. Юона «Волшебница зима». П.И. Чайковский «Времена года». Просека Предложений.
Конкурс между группами на интересный рассказ о зиме.
Учитель. По просеке идём тихо – тихо. Слушаем с лесной жительницей Совой пение птиц.
Звучит фонограмма «Пение птиц».
Учитель.О каком правиле поведения в природе мы сейчас должны вспомнить?
Ученик. Не шуми! Будем шуметь – распугаем птиц, и они перестанут петь свои чудесные песни.
Учитель. Дети, а какое время года изображено на этой картине.
Ученик. Время года зима.
Учитель. Ребята вот и наступила зима. А нам в свою очередь поможет в этом отрывок из цикла музыкальных произведений П.И. Чайковского «Времена года» и картина русского художника К.Ф. Юона «Волшебница зима». Она написана много лет назад, но будет вечно рассказывать людям о красоте зимней природы.
Учитель. Какое чувство вызвала у вас эта музыка.
Учащиеся в группах составляют рассказ по опорным словам: шапка, варежка, лёд, гладкий, скользкий. Найти слова на изученное правило и объяснить написание слов.
Проводится конкурс между группами на интересный рассказ о зиме. Записать этот рассказ. Одно из предложений разобрать по членам предложения.
Подводятся итоги конкурса.
5. Роща Однокоренных слов. Работа в парах.
Учитель. А закончим наше путешествие вместе с Совой в роще Однокоренных слов. Отгадайте загадку:
Я родился в день дождливый
Под осинкой молодой.
Круглый, гладкий и красивый,
С ножкой толстой и прямой.
(Гриб)
На экране картинка с изображением гриба. Подберите однокоренные слова и разберите их по составу.
Проверка написания и разбора слов.
Учитель. Находясь в лесу, о каких правилах поведения вы должны помнить?
Ученики. Нельзя рвать цветы, ломать ветки, разрушать муравейники.
Учитель. Верно, ребята! Следующее правило: Не губи! Не рви цветы, не ломай ветки, не разрушай муравейники.
Берегите нашу природу!
V. Итог урока.
Учитель. Вот мы с вами повторили правила друзей природы. А теперь, что вы должны всегда помнить?
Ученик. Мы должны их всегда соблюдать собираясь на пикник с родителями. А теперь прочитаем стихотворение, которое нам подготовила наша лесная жительница.
Ученица читает на экране:
Я сорвала цветок – он завял,
Я поймала жука – он умер.
И тогда я поняла, что прикоснуться
К красоте природы можно только сердцем.
Учитель. О чем напоминает вам это стихотворение?
Высказывания учащихся.
Учитель. Ребята! Для чего нужно знать правило написания слов с глухими и звонкими согласными?
Расскажите это правило.
Ученик. Чтобы проверить парную согласную в слабой позиции, надо подобрать однокоренное слово или изменить форму слова так, чтобы после этой согласной стояла гласная или звонкая согласная.
VI. Рефлексия.
Продолжите предложение:
Сегодня на уроке я научился…
Было очень интересно…
Было трудно…
Я понял, что…
VII. Домашнее задание.
Творческая работа. Подобрать рассказ по теме «Охрана природы», найти в нём 5 слов на изученное правило и записать с проверочными словами в тетрадь. На урок по окружающему миру нарисуйте экологические знаки, которые вы бы поставили при въезде в лес или парк.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку . Класс -3. УМК «Школа России» Тема урока: «Правописание слов с разделительным твёрдым знаком»
Конспект урока составлен в соответствии с требованиями ФГОС....
Конспект урока: Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне.
Конспект урока: Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне....
Технологическая карта урока по русскому языку 2 класс УМК "Школа России" . Тема урока: "Правописание слов с безударным гласным звуком в корне".
Данный урок поможет сформировать у обучающихся умения видеть и проверять безударные гласные в корне слова. Обобщить и дополнить знания обучающихся о правописании слов с безударным гласным звуком в кор...
Технологическая карта + презентация урока русского языка в 3 классе УМК "Школа России". Тема урока: «Правописание мягкого знака (ь) на конце имён существительных после шипящих»
Цели урока поставлены с учетом особенностей учебного материала, это первый урок по теме .Считаю, что идеи урока доведены до обучающихся. Поставленные задачи старалась реализоват...
РУССКИЙ ЯЗЫК. 4 КЛАСС (УМК «Школа России») Тема урока: Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в дательном падеже.
Цели: познакомить учащихся с правописанием окончаний имён существительных трёх склонений в Д.п.; учить учащихся самостоятельно решать поставленную перед ними проблему, делать выводы, анализирова...
Русский язык. 3 класс. УМК "Школа России". Тема урока: Однокоренные слова.
Урок русского языка проводился по учебнику В.П.Канакиной , В.Г. Горецкого УМК "Школа России".Тип урока: овладение новыми знаниями.Форма урока: квест. Реализуемые технологии: игрового обучени...
Конспект урока по русскому языку во 2 классе (УМК «Школа России») Тема урока: Правописание слов с разделительным мягким знаком.
Конспект урока по русскому языку во 2 классе (УМК «Школа России») Тема урока: Правописание слов с разделительным мягким знаком....