Открытый урок по "Азбуке нравственности" на тему " Правила поведения в лесу."
план-конспект урока (3 класс) на тему
Урок разработан в форме игры-путешествия, где дети встречаются со сказочными существами, выполняют задания и знакомятся с правилами поведения в лесу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravila_povedeniya_v_lesu.doc | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие кружка «Азбука нравственности»,
3 «А» класс, учитель: Каленова Л.Ю.
Ход урока.
- Оргмомент.
Придумано кем-то и просто, и мудро
При встрече здороваться «доброе утро»!
- «Здравствуйте!», - скажем солнцу и птицам,
- «Здравствуйте!», - милым улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым,
Пусть доброе «здравствуйте» слышно и вечером!
Здравствуйте девочки! – здравствуйте!
Здравствуйте мальчики! – здравствуйте!
Здравствуйте взрослые! – здравствуйте!
Здравствуйте, здравствуйте все!
- Введение в тему.
О светло – светлая и красно украшенная земля Русская!
Многими красотами ты нас дивишь: дивишь озерами многими, реками и источниками местночтимыми, горами крутыми, холмами высокими, дубравами частыми, полями чудными, зверьми различными и птицами бесчисленными…
Из летописи XIII века
- Дети, как бы вы назвали одним словом все перечисленное в эпиграфе?
- Вы хотите совершить познавательную прогулку в природу?
- Послушайте внимательно стихотворение и догадайтесь, в какой уголок природы мы сегодня отправимся.
/Ученик/
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не таи!
Ты же видишь – мы свои!
С. Погореловский
- Кто догадался куда мы пойдем?
- Ребята, когда вы идете на природу, в лес, вы должны хорошо знать, как надо себя вести. Сегодня вы познакомитесь с этими правилами. А сначала мы поздороваемся с лесом.
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
- Что же такое лес?
В толковом словаре русского языка лес – это пространство, покрытое растущими и рослыми деревьями. Но какое же это огромное пространство!
Давайте представим, что космонавты взяли нас в свое космическое путешествие. Как интересно было бы взглянуть на родную планету. И вот что удивительно: у нашей Земли, оказывается два главных цвета: голубой и зеленый. Голубой – это цвет океанов, а зеленый – лесов.
- Человек многим обязан природе, лесу. Чем же именно дорог нам лес? Предлагаю послушать стихотворение, чтобы вы смогли ответить на хитрый вопрос.
С. Никулина «Русский лес»
Нет ничего милее
Бродить и думать здесь.
Излечит, обогреет,
Накормит русский лес.
А будет жажда мучить,
То мне лесовичок
Средь зарослей колючих
Покажет родничок.
Нагнусь к нему напиться –
И видно все до дна.
Течет вода – водица,
Вкусна и холодна.
Нас ждет в лесу рябина,
Орехи и цветы,
Душистая малина
На кустиках густых.
Ищу грибов поляну
Я, не жалея ног,
А если и устану –
Присяду на пенек.
Лес очень любит пеших,
Для них совсем он свой.
Здесь где-то бродит леший
С зеленой бородой.
Жизнь кажется иною
И сердце не болит,
Когда над головою,
Как вечность лес шумит.
- Почему мы с лесом дружим? Для чего он людям нужен?
- Работа по теме урока.
Рассказ учителя:
Наши предки славяне жили в лесу. В самом прямом смысле. Лес начинался сразу за оградой двора.
Из дерева делали все – от ложек до пуговиц. Лес кормил людей грибами, ягодами, дичью. Поэтому к нему относились с огромным уважением. Как к кормильцу каждой семьи.
- Дети, а что значит относиться к лесу с уважением?
- Это значит почитать каждое дерево, словно живое существо. А дерево ведь и, правда, живое. Особенно почитались дуб, береза, сосна. Перед тем, как срубить такое дерево на строительство дома, славяне просили у него прощения. Да и другим деревьям кланялись.
Бывало, что кто – нибудь пойдет в лес и не вернется. Может, медведь задрал? А может, еще какой лесной хозяин?
- А знаете ли вы, дети, как предки называли лесного хозяина?
(Рассказ ученика о лешем)
Главный лесной хозяин – Леший. То есть «лесной». Он похож на человека и не похож. Глаза горят зеленым огнем. На лице ни ресниц, ни бровей. Волосы у него длинные, и тело шерстью покрыто. Одевается он в мужскую одежду, только запахнута она на левую сторону. Левая сторона – всегда неправильная. Перейдет Леший дорогу путнику, и тот собьется с пути, будет плутать по лесу до изнеможения. Отсюда и выражение: «Леший попутал». Но иногда Леший, наоборот, поможет человеку домой вернуться и от хищных зверей защитит. Такой вот он непостоянный – то злой, то добрый.
- Трудно уйти от Лешего, если он человеку повстречается. Трудно, но можно. Для вас, дети, Леший приготовил испытание – викторину о природе. Если с вопросами викторины справитесь, то дальше в путь – дорогу отправитесь.
Викторина о русской природе.
- Из какого дерева делают спички? (Из осины)
- Какое дерево применяется для изготовления лыж? (Береза)
- Какое дерево цветет первым? (Ольха)
- У каких деревьев листья осенью красные? (Клен, рябина)
- Из какого дерева делают пианино? (Из ели)
- Какие дрова самые жаркие? (Дубовые, березовые)
- Какое дерево поит нас сладким соком? (Береза, клен)
- Какое дерево живет дольше других деревьев? (Дуб)
- Как называют плоды дуба? (Желуди)
- Листья какого дерева и без «ветра трепещут»? (Осина)
- Справились с заданием, молодцы! Задобрили Лешего. На добро Леший злом не отвечает. Может, всего-то и нужно ему, чтобы человек вел себя в лесу аккуратно, а не так, как герои из стихотворения «Черемуха» З. Александровой:
(читает ученик)
Расцвела черемуха около ручья,
На апрельском солнышке ветками шепча.
Легкая, как облачко, чистая, как снег,
Радовался деревцу каждый человек.
Приходили девочки посидеть под ней,
И могла цвести она много - много дней.
- Это чья черемуха?
- Да она ничья, белая снегурочка около ручья…
Мимо бабка ехала, оглядясь вокруг,
Сразу от черемухи отломила сук.
Городские школьники шли в далекий путь.
Увидав черемуху, стали ветки гнуть.
Прибежали девочки, а снегурки нет…
Лишь в пыли валяется вянущий букет.
А была черемуха чистая, как снег.
Радовался деревцу каждый человек.
- Что стало с белой черемухой?
- Что нужно делать, чтобы подобных вещей не было?
Правила от Лешего:
- Не ломай деревьев и кустарников.
- Не повреждай кору деревьев.
- Не разоряй муравейники.
- Не разводи огонь.
- Прогулка наша лесная продолжается. И на пути нам болото встречается.
Реки, ручьи, озера, родники тоже должны быть кем-то оберегаемы.
- Знаете ли вы, как зовут хозяина лесных вод?
(Рассказ ученика)
Представлялось людям, что водяной живет на больших реках, озерах и болотах. Любит омуты возле мельниц. Плавает иногда на чурбане или коряге. Это некрасивый старик с длиной бородой, зелеными усами и весь в тине. Любит тишину и может неделями отдыхать на дне, не показываясь из воды. И, если только допекут его громким хохотом неразумные купальщики, он сердиться и утягивает кого – нибудь за ноги под воду.
Водяной любит все черное. Поэтому черного козла или черного петуха приносили водяному в жертву.
- Дети, кто из вас помнит слова песенки водяного из мультфильма?
- Дети, вас дальше водяной не пускает. Одиноко ему одному. Предлагает с ним поиграть и загадки разгадать.
ЗАГАДКИ:
Скачет зверушка – не рот, а ловушка.
Попадает в ловушку и комар и мушка.
Кто это? (Лягушка)
Лежит веревка, шипит плутовка,
Брать опасно – укусит. Ясно? (Змея)
Он в самом омуте живет, хозяин глубины,
Имеет он огромный рот, а глазки чуть видны. (Сом)
ЗАГАДКА – ЗАДАЧА:
Повезло опять Егорке! У реки сидит не зря:
Пять карасиков в ведерке и четыре пескаря.
Но смотрите – у ведерка появился хитрый кот…
Сколько рыб домой Егорка на уху нам принесет?
ИГРА «Родничок»
Дети становятся друг за другом по одну сторону весеннего ручья, обхватывают друг друга за пояс руками и произносят слова:
- Разлился родничок, золотой рожок.
- Разлился ключевой, белый, снеговой.
По мхам, по болотам, по гнилым колодам.
Сказав слова, боком перепрыгивают через ручей на другую сторону. При этом мешают друг другу, придерживают, стараются столкнуть в воду. Кто из ребят коснется воды - из игры выходят.
- Дети, вам водяной спасибо говорит. Хорошо вы поиграли и загадки разгадали. Можете дальше по лесу гулять, только о правилах, чур, не забывать.
Советы водяного:
- Не прокладывай новых тропинок в лесу.
- Не мусори на месте своего отдыха.
- Не засоряй рек, родников и других водоемов.
- Не шуми на прогулках, не пугай животных – братьев наших меньших.
- Тропинка лесная все дальше идет, куда же нас с вами она приведет?
Стоит дом в глуши,
Но в него заходить не спеши.
Хозяйка его – колдунья злая.
Догадайтесь, кто такая?
- Баба Яга считается воровкой детей. Поэтому, непослушных крестьянских ребятишек пугали этой лесной колдуньей.
(Рассказ ученика)
Живет Баба Яга в глухом лесу, в избушке на курьих ножках. Летает в деревянной ступе, управляя метлой. Одна нога у нее костяная. Баба Яга считалась хозяйкой зверей.
- О ней сложено много сказок, что наверняка и вы вспомните не одну и не две. Какие сказки вы знаете про Бабу Ягу?
- Сегодня мы послушаем сказку, которую сочинила Варнашина Настя.
- Чаще всего сказки кончаются тем, что детям удается обмануть старуху и вернуться домой. Но не всегда в сказках Баба Яга – злая обманщица. Бывает, что Баба Яга помогает отважному герою одолеть злого врага.
- Вам, дети, Баба Яга тоже поможет дорогу из леса найти, а для этого надо вам испытание пройти.
Кроссворд лесные жители.
1. В сосне дупло, в дупле тепло,
А кто в дупле живет в тепле?
2. Хозяин лесной просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой.
3. Меньше тигра, но немножко
Больше крупной, рыжей кошки.
На суку она обычно, притаившись ждет добычу.
4. Он как елка, весь в иголках,
Ловит смело страшных змей.
И хотя он очень колкий,
Обижать его не смей!
Он в лесу живет,
Но вхож и в сады, отважный…
5. Хитрая плутовка, рыжая головка, хвост пушистый – краса!
А зовут ее …
- Баба Яга вас благодарит, но наказы ее запомнить велит.
Наказы Бабы Яги:
- Никогда не наноси вред природе.
- Не убивай птиц и зверей.
- Не трогай домиков животных, их детенышей.
- Не разоряй птичьи гнезда.
- Находясь в природе учись наблюдать за ней.
- Учись слушать голоса природы.
- Вот и закончилась наша прогулка по лесу, на которой вы познакомились с правилами поведения в природе. Нужно ли помнить о них, находясь в городе? Мила нам природа родных мест, красиво все, что связано с понятием «Родина», вдали от нее человек тоскует, душа его печалится, рвется к отчему дому. Наверное, и у вас, дети, есть любимые места отдыха в нашем городе. Назовите их.
/показ слайдов – живописные уголки природы Уреня/
Чтение стихотворения «Прогулка»
(Азбука нравственности, 2 кл. стр. 174 – 176)
Вопросы:
- Почему ребята долгое время не могли найти себе место на полянке?
- Что сделали ребята после проведенного отдыха?
- Почему ребята, вновь приехав на речку, уже не нашли себе чистого места?
- Что нужно делать после пикника на природе?
Задания по группам.
1 группа. – Мастерят аппликацию об охране природы.
2 группа. – Рисуют знаки природы.
3 группа. – Сочиняют правила поведения в природе.
- Красива русская природа. Но чтобы следующие поколения людей на Земле могли увидеть то, что мы видим сегодня, много зависит от нас с вами.
Песня «Если добрый ты»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
3 класс УМК «Школа России» Тема урока: Правописание слов с глухими и звонкими согласными. Путешествие в кубанский лес. Правила поведения в лесу.
Правописание слов с глухими и звонкими согласными. Путешествие в кубанский лес. Правила поведения в лесу.В ходе урока ребята совершат экскурсию в кубанский лес, познакомятся с его обитателями. З...
Презентация на тему : " Правила поведения в лесу"
Презентация выполенена в программе PowerPoint для учеников начальных классов....
Конспект урока "Правила поведения в лесу" (ОБЖ)
Цель урока - обобщить знания о правилах поведения в лесу....
Конспект урока по ОБЖ на тему: "Правила поведения в лесу"
Данный урок разработан для учащихся коррекционной школы...
Открытый урок по ИЗО. Тема: "Ночь в зимнем лесу"
Открытый урок по изобразительному искусству в первом классе. На уроке дети учатся рисовать черным графитом (порошком) и резинкой....
Классный час на тему "Правила поведения в лесу"
Разработка мероприятия...
Урок безопасности по теме: "Правила поведения на водных объектах"
27 апреля в 3 классе был проведен урок безопасности по теме: "Правила поведения на водных объектах". Данное мероприятие было проведено с целью формирования у детей устойчивых навы...