Урок по окружающему миру по теме: «Органы дыхания»
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Корнилова Любовь Сергеевна

Комбинированный урок  по окружающему миру в 4 классе. Урок учит  определять и формулировать цель с помощью учителя;

проговаривать последовательность действий на уроке;

уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

уметь работать по коллективно составленному плану;

оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки;

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

 - Уметь оформлять свои мысли в устной форме;

слушать и понимать речь других;

учиться работать в группе, формулировать собственное мнение 

 - Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

Скачать:


Предварительный просмотр:

План урока по окружающему миру

 по теме: «Органы дыхания»

Класс: 4-«А»

Учитель начальных классов

Дата проведения занятия: 

Тип урока:  комбинированный урок

Место урока в системе уроков:  7 урок по разделу   «Человек познает самого себя»

Количество учащихся на уроке: 30 человек

Цель урока: 1.Объяснить значение дыхания  как процесса, необходимого для жизни; познакомить детей со строением органов дыхания, дать первоначальное представление об их работе, подчеркнуть значение чистого воздуха для органов дыхания и организма в целом.

2. Развивать речь, учить думать, сопоставлять, сравнивать, умение  работать в парах и группах.

3.Воспитывать бережное отношение к своему здоровью, к окружающему миру(экологии).

Планируемые результаты

Личностные УУД:

 - Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные УУД

 - Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

проговаривать последовательность действий на уроке;

уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

уметь работать по коллективно составленному плану;

оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки;

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД

 - Уметь оформлять свои мысли в устной форме;

слушать и понимать речь других;

учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию.

Познавательные УУД

 - Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Оборудование: таблицы: скелет человека, органы дыхания, натуральные легкие млекопитающего животного (коровы), кусочки, ванночка с водой.

Раздаточный материал:  иголки, лупы.

На доске «Познай себя. Органы дыхания.»:

  • анатомия трахеи-трахеит
  • физиология бронхи-бронхит
  • гигиена легкие-воспаление легких
  • медицина прикорневая пневмония

        

I. Организационный этап.  Организация на работу. Психологический настрой.

Сядьте прямо, положите руки на колени раскрытыми ладонями вверх. При вдохе представьте, что вы вдыхаете  спокойствие, уверенность, легкость, а выдохните беспокойство, страх, напряжение. 

– Улыбнитесь  друг другу, нашим гостям, мне,  ведь “С маленькой удачи начинается большой успех!”

                                                                 1минута

Сообщение учителем темы урока и постановка цели и задач.

II.Проверка домашнего задания.     Постановка проблемы, сообщение темы исследования.                                                   7 минут

Учащиеся класса разделены на 3 группы

I ряд - I группа                        II ряд - II группа                       III ряд - III группа

- Что вы узнали на предыдущих уроках о строении своего организма? (Скелет, мышцы, кожа, череп, кровь, сердце).

- Какое значение имеет кожа для человека?

Ответ. Надежно предохраняет внутренние органы от повреждения, принимает толчки, удары, царапины и ожоги. Кожа помогает нам дышать.

Задание группам.

Вопрос: А зачем человек дышит? Что необходимо для развития нашего организма?

Ответы каждой группы.

III. Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знаний.                                                                                                         7 минут

Учитель: Как только человек родился – он начинает дышать. Раздался первый крик новорожденного – врачи говорят: «Будет жить». Это его первый вздох. С первым криком воздух устремляется в дыхательные пути, расправляет и наполняет легкие.

- А сколько секунд мы можем не дышать?

 Практическая работа

Дети зажимают нос, учитель считает. Тот, кто не может дальше находиться без воздуха, начинает дышать.

- Запишите число, когда вы снова задышали.

  • Сообщение I группы: «Грудной ребенок делает 60 вдохов в минуту. Взрослый человек -  только 16»
  • Сообщение II группы: «Некоторые люди могут задерживать дыхание на 3-4 минуты»
  • Сообщение II группы: « Хорошо тренированные могут не дышать 5-6 минут»

IV. Этап усвоения новых знаний.                                                         18 минут

Вопрос: Куда поступает воздух первоначально?

Ответ на этот вопрос вы найдете в учебнике. Читают по учебнику самостоятельно текст стр.59 2,3 абзацы и отвечают на вопросы.

Вопрос: Какие I воздушные ворота?

Ответ: Первые воздушные ворота - это нос. Он одновременно сторожевой пост, печка и увлажнитель воздуха.

Вопрос: Какие очистительные машины находятся в носу? Что вы придумали?

Ответы детей.

Вопрос: Какие II воздушные ворота? Чтение текста с пометками стр.60. Что нового узнали?

Ответы детей после чтения.

Словарная работа

трахеи - трахеит

бронхи - бронхит

легкие – воспаление легких

альвеолы – легочные пузырьки

Физкультпауза

Опыты, наблюдения – исследования.

- У вас на столе лежат в ванночках трахеи птиц. Подержите ее в руках, покрутите. Что вы почувствовали? (упругие кольца).

- Возьмите иглу, попробуйте ее уколоть, проткнуть стенки трахеи. Легко ли это сделать? (нет)

- Теперь возьмите лупу, рассмотрите трахею. Что вы увидели?

- Что происходит, когда человек кашляет? (откашлявшись, человек удаляет грязь из организма)

 Вопрос: Какие III воздушные ворота?

Ответ. (Дети рассказывают все, что узнали о бронхах)

Самостоятельное чтение с заданием.

Прочитать на стр.61 про легкие.

Вопрос: Из чего состоят легкие?

Ответы.

- Что происходит в легких? (обмен газов)

- А почему этот орган так назвали?

Практическая работа- наблюдение

1 Опустить легкое (кусочек легкого животного) в воду. Что мы видим? (Плавает, не тонет. Легкое легче воды. – Вот и название «легкое»)

2 Выходят два ученика. Один жует хлеб.

- Легко ли дышать? (нет)

Другой набирает в рот воды.

- Легко ли дышать? (нет)

- Как вы объясните пословицу «Когда я ем, я глух и нем»

Ответы – правила гигиены.

Вывод: Когда во рту пища, разговаривать нельзя. Заслонка может вовремя не сработать, пища попадет в трахею, придется долго откашливаться, пока кусочек выйдет наружу.

V.Этап закрепления новых знаний.                                                      9 минут

С помощью поставленных вопросов обобщаются знания об органах дыхания.

 Вопрос 1.- Что узнали нового об органах дыхания?

Ответ.

Вопрос 2.Какую роль выполняет нос?

Ответ.

Вопрос 3. Какую роль выполняет трахеи?(прочитать в учебнике)

Вопрос 4.Что происходит в бронхах?

Ответ.

Вопрос 4.Что узнали про легкие?

 Ответы на вопросы.

- А где легко дышится? (лес, река)

- Почему в городе тяжело дышать?

-  А в классе?

- Что нам надо соблюдать, чтобы было легко дышать?

Физкультпауза

Сидя:

1 – поднять левое плечо, опустить

2 – поднять правое плечо, опустить

3 – поднять оба плеча одновременно

4 -  плавные повороты в сторону

5 -  ноги вытянуть, пальцы тянуть по направлению колена

VI. Этап информации учащихся о домашнем задании.                  5 минут

Подведение итога.

 Учитель сообщает как работал класс, кто из учащихся работал особенно старательно.

Оценки. Отметить работу групп.        

Домашнее задание: стр.62 ответы на вопросы.

 Дифференцированные домашние задания для развития индивидуальных способностей.

1 группа: разучить дыхательные упражнения для физкультпаузы и проводить с учащимися.

2 группа: подготовить ответ о вреде курения для органов дыхания , используя справочную литературу.

3 группа: ответить, почему после каждого урока необходимо открывать фрамуги и проветривать класс.

На стенд в классном уголке помещается для любознательных: « В мире интересного»:

  • Японские ныряльщики за жемчугом могут нырять на глубину 30 метров и находиться под водой до 4 минут и более.
  • Бобры могут задержать дыхание на 15-30 минут.
  • Киты – до часа (Это объясняется особым строением органов, приспособлением жить под водой)
  • Взрослый человек в 1 минуту делает 13-14 дыхательных движений, дети – чаще (18-20)
  • Взрослый выдыхает 500 см3, ребенок – 350 см3
  • В носовой полости за 5 минут погибает 90% всех микробов
  • За 1 минуту через легкие проходит в обычных условиях 6-8 литров воздуха, при мышечной работе – до 120 литров воздуха.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру в 3 классе на тему: "Органы дыхания"

Конспект подходит для проведения уроков окружающего мира в  3 классе...

Технологическая карта урока. Предмет: окружающий мир.Тема урока: "Органы чувств".

·        Упорядочить опыт учащихся.·        Сформировать понятие «органы чувств».·        Показ...

Разработка урока по окружающему миру для 3 класса на тему "Органы дыхания".

Разработка урока по окружающему миру на тему "Органы дыхания"...

Урок по окружающему миру.Тема : «Дыхание» (система Л.В.Занкова)

Жизнь! Люблю ее безмерно!В ней лишь ключ к познанью верный.Холод, зной, восход, закат,Лед и пламя, свет и тени –Мудрой жизни проявленьеВ них приветствовать я рад....

Тест по теме "Органы дыхания", 4 класс

Проверка знаний  по теме "Органы дыхания"...