Урок по окружающему миру по теме: «Органы дыхания»
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
Комбинированный урок по окружающему миру в 4 классе. Урок учит определять и формулировать цель с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на уроке;
уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
уметь работать по коллективно составленному плану;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
- Уметь оформлять свои мысли в устной форме;
слушать и понимать речь других;
учиться работать в группе, формулировать собственное мнение
- Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок по окружающему миру по теме: «Органы дыхания» | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
План урока по окружающему миру
по теме: «Органы дыхания»
Класс: 4-«А»
Учитель начальных классов
Дата проведения занятия:
Тип урока: комбинированный урок
Место урока в системе уроков: 7 урок по разделу «Человек познает самого себя»
Количество учащихся на уроке: 30 человек
Цель урока: 1.Объяснить значение дыхания как процесса, необходимого для жизни; познакомить детей со строением органов дыхания, дать первоначальное представление об их работе, подчеркнуть значение чистого воздуха для органов дыхания и организма в целом.
2. Развивать речь, учить думать, сопоставлять, сравнивать, умение работать в парах и группах.
3.Воспитывать бережное отношение к своему здоровью, к окружающему миру(экологии).
Планируемые результаты
Личностные УУД:
- Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
Регулятивные УУД
- Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на уроке;
уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
уметь работать по коллективно составленному плану;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные УУД
- Уметь оформлять свои мысли в устной форме;
слушать и понимать речь других;
учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию.
Познавательные УУД
- Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Оборудование: таблицы: скелет человека, органы дыхания, натуральные легкие млекопитающего животного (коровы), кусочки, ванночка с водой.
Раздаточный материал: иголки, лупы.
На доске «Познай себя. Органы дыхания.»:
- анатомия трахеи-трахеит
- физиология бронхи-бронхит
- гигиена легкие-воспаление легких
- медицина прикорневая пневмония
I. Организационный этап. Организация на работу. Психологический настрой.
Сядьте прямо, положите руки на колени раскрытыми ладонями вверх. При вдохе представьте, что вы вдыхаете спокойствие, уверенность, легкость, а выдохните беспокойство, страх, напряжение.
– Улыбнитесь друг другу, нашим гостям, мне, ведь “С маленькой удачи начинается большой успех!”
1минута
Сообщение учителем темы урока и постановка цели и задач.
II.Проверка домашнего задания. Постановка проблемы, сообщение темы исследования. 7 минут
Учащиеся класса разделены на 3 группы
I ряд - I группа II ряд - II группа III ряд - III группа
- Что вы узнали на предыдущих уроках о строении своего организма? (Скелет, мышцы, кожа, череп, кровь, сердце).
- Какое значение имеет кожа для человека?
Ответ. Надежно предохраняет внутренние органы от повреждения, принимает толчки, удары, царапины и ожоги. Кожа помогает нам дышать.
Задание группам.
Вопрос: А зачем человек дышит? Что необходимо для развития нашего организма?
Ответы каждой группы.
III. Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знаний. 7 минут
Учитель: Как только человек родился – он начинает дышать. Раздался первый крик новорожденного – врачи говорят: «Будет жить». Это его первый вздох. С первым криком воздух устремляется в дыхательные пути, расправляет и наполняет легкие.
- А сколько секунд мы можем не дышать?
Практическая работа
Дети зажимают нос, учитель считает. Тот, кто не может дальше находиться без воздуха, начинает дышать.
- Запишите число, когда вы снова задышали.
- Сообщение I группы: «Грудной ребенок делает 60 вдохов в минуту. Взрослый человек - только 16»
- Сообщение II группы: «Некоторые люди могут задерживать дыхание на 3-4 минуты»
- Сообщение II группы: « Хорошо тренированные могут не дышать 5-6 минут»
IV. Этап усвоения новых знаний. 18 минут
Вопрос: Куда поступает воздух первоначально?
Ответ на этот вопрос вы найдете в учебнике. Читают по учебнику самостоятельно текст стр.59 2,3 абзацы и отвечают на вопросы.
Вопрос: Какие I воздушные ворота?
Ответ: Первые воздушные ворота - это нос. Он одновременно сторожевой пост, печка и увлажнитель воздуха.
Вопрос: Какие очистительные машины находятся в носу? Что вы придумали?
Ответы детей.
Вопрос: Какие II воздушные ворота? Чтение текста с пометками стр.60. Что нового узнали?
Ответы детей после чтения.
Словарная работа
трахеи - трахеит
бронхи - бронхит
легкие – воспаление легких
альвеолы – легочные пузырьки
Физкультпауза
Опыты, наблюдения – исследования.
- У вас на столе лежат в ванночках трахеи птиц. Подержите ее в руках, покрутите. Что вы почувствовали? (упругие кольца).
- Возьмите иглу, попробуйте ее уколоть, проткнуть стенки трахеи. Легко ли это сделать? (нет)
- Теперь возьмите лупу, рассмотрите трахею. Что вы увидели?
- Что происходит, когда человек кашляет? (откашлявшись, человек удаляет грязь из организма)
Вопрос: Какие III воздушные ворота?
Ответ. (Дети рассказывают все, что узнали о бронхах)
Самостоятельное чтение с заданием.
Прочитать на стр.61 про легкие.
Вопрос: Из чего состоят легкие?
Ответы.
- Что происходит в легких? (обмен газов)
- А почему этот орган так назвали?
Практическая работа- наблюдение
1 Опустить легкое (кусочек легкого животного) в воду. Что мы видим? (Плавает, не тонет. Легкое легче воды. – Вот и название «легкое»)
2 Выходят два ученика. Один жует хлеб.
- Легко ли дышать? (нет)
Другой набирает в рот воды.
- Легко ли дышать? (нет)
- Как вы объясните пословицу «Когда я ем, я глух и нем»
Ответы – правила гигиены.
Вывод: Когда во рту пища, разговаривать нельзя. Заслонка может вовремя не сработать, пища попадет в трахею, придется долго откашливаться, пока кусочек выйдет наружу.
V.Этап закрепления новых знаний. 9 минут
С помощью поставленных вопросов обобщаются знания об органах дыхания.
Вопрос 1.- Что узнали нового об органах дыхания?
Ответ.
Вопрос 2.Какую роль выполняет нос?
Ответ.
Вопрос 3. Какую роль выполняет трахеи?(прочитать в учебнике)
Вопрос 4.Что происходит в бронхах?
Ответ.
Вопрос 4.Что узнали про легкие?
Ответы на вопросы.
- А где легко дышится? (лес, река)
- Почему в городе тяжело дышать?
- А в классе?
- Что нам надо соблюдать, чтобы было легко дышать?
Физкультпауза
Сидя:
1 – поднять левое плечо, опустить
2 – поднять правое плечо, опустить
3 – поднять оба плеча одновременно
4 - плавные повороты в сторону
5 - ноги вытянуть, пальцы тянуть по направлению колена
VI. Этап информации учащихся о домашнем задании. 5 минут
Подведение итога.
Учитель сообщает как работал класс, кто из учащихся работал особенно старательно.
Оценки. Отметить работу групп.
Домашнее задание: стр.62 ответы на вопросы.
Дифференцированные домашние задания для развития индивидуальных способностей.
1 группа: разучить дыхательные упражнения для физкультпаузы и проводить с учащимися.
2 группа: подготовить ответ о вреде курения для органов дыхания , используя справочную литературу.
3 группа: ответить, почему после каждого урока необходимо открывать фрамуги и проветривать класс.
На стенд в классном уголке помещается для любознательных: « В мире интересного»:
- Японские ныряльщики за жемчугом могут нырять на глубину 30 метров и находиться под водой до 4 минут и более.
- Бобры могут задержать дыхание на 15-30 минут.
- Киты – до часа (Это объясняется особым строением органов, приспособлением жить под водой)
- Взрослый человек в 1 минуту делает 13-14 дыхательных движений, дети – чаще (18-20)
- Взрослый выдыхает 500 см3, ребенок – 350 см3
- В носовой полости за 5 минут погибает 90% всех микробов
- За 1 минуту через легкие проходит в обычных условиях 6-8 литров воздуха, при мышечной работе – до 120 литров воздуха.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по окружающему миру в 3 классе на тему: "Органы дыхания"
Конспект подходит для проведения уроков окружающего мира в 3 классе...
Контрольная работа для учащихся по предмету «Окружающий мир» в 4 классе по теме «Органы дыхания»
....
Технологическая карта урока. Предмет: окружающий мир.Тема урока: "Органы чувств".
· Упорядочить опыт учащихся.· Сформировать понятие «органы чувств».· Показ...
Разработка урока по окружающему миру для 3 класса на тему "Органы дыхания".
Разработка урока по окружающему миру на тему "Органы дыхания"...
Урок по окружающему миру.Тема : «Дыхание» (система Л.В.Занкова)
Жизнь! Люблю ее безмерно!В ней лишь ключ к познанью верный.Холод, зной, восход, закат,Лед и пламя, свет и тени –Мудрой жизни проявленьеВ них приветствовать я рад....
Тест по теме "Органы дыхания", 4 класс
Проверка знаний по теме "Органы дыхания"...