Конспект урока-открытия по окружающему миру. Тема «Органы дыхания» (УМК «Гармония»)
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме


Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_organy_dykhaniya.docx30.09 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока-открытия по окружающему миру.

Тема «Органы дыхания»

 (УМК «Гармония»)

Тип урока: урок открытия нового знания (технология

деятельностного метода)

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия

Предметные цели:

1. Обеспечить восприятие, осмысление, запоминание учащимися изучаемого материала: органы дыхания, их строение, функции.

2. Содействовать усвоению учащимися способов, средств, которые приводят к выводу о значении дыхания для живых организмов

3. Формировать положительное отношение к здоровью как одной из основных ценностей жизни

4. Формировать умения учащихся находить в текстах главное, составлять схемы, работать с таблицами.

  Планируемые результаты

Личностные УУД:

 - Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные УУД

 - Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

проговаривать последовательность действий на уроке;

уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

уметь работать по коллективно составленному плану;

оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки;

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД

 - Уметь оформлять свои мысли в устной форме;

слушать и понимать речь других;

учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию.

Познавательные УУД

 - Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Ресурсы:

 - О. Т. Поглазова, Н.И. Ворожейкина, В.Д. Шилин  Окружающий мир: Учебник для 3 класса, 2 часть

Смоленск Ассоциация XXI век, 2013год

 -мультимедийный проектор, презентация;

Организация пространства: фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая работа.

Ход урока:

Организация на работу. Психологический настрой.

Сядьте прямо, положите руки на колени раскрытыми ладонями вверх. При вдохе представьте, что вы вдыхаете  спокойствие, уверенность, легкость, а выдохните беспокойство, страх, напряжение. 

– Улыбнитесь  друг другу, нашим гостям, мне,  ведь “С маленькой удачи начинается большой успех!”

Постановка проблемы, сообщение темы исследования.

-Какую большую тему вы начали изучать?

 - «Организм человека»

- И уже познакомились со строением тела.

(Слайд: скелет человека)

- Что вы видите на экране? Для чего нужен скелет?

 - Это опора и защита

-Но ведь человеку нужно движение. А кости скелета могут сами двигаться?

Что нужно для этого?

(Появляется новый слайд: мышцы человека)

-А что происходит с мышцами во время работы?

-Они сокращаются и расслабляются

-Этого достаточно для жизни человека?

( Выясняется, что человеку нужно ещё питание, воздух, вода)

-А для чего человеку нужен воздух?

-Чтобы дышать

-Вспомните из чего состоит воздух?

-Углекислый газ, кислород, частички пыли, азот.

- Какой газ нужен человеку для дыхания?

-Кислород

Вы правы, кислород, который находится в воздухе, нужен для работы всех органов: сердца, головного мозга, нужен  для дыхания.

-Давайте вместе попробуем сформулировать тему сегодняшнего урока. О чем мы с вами будем говорить?

- Тема сегодняшнего урока – «Органы дыхания».

 - Для чего нам надо это знать? На какие бы вопросы хотели бы получить ответы, в ходе работы на уроке?

 -Как мы дышим? Что такое органы дыхания? Как их уберечь? Что значит правильно дышать? (вопросы детей можно фиксировать на доске)

- В конце урока мы еще раз вернемся к вашим вопросам и поймём  достигли мы своей учебной цели, нашли ли ответы?

- Как вы думаете, сколько времени человек может прожить без пищи и воды? – А без дыхания? Проделаем эксперимент. Задержите дыхание. Кто сколько выдержит? Песочные часы покажут меньше 1 мин. Долго  вы смогли выдержать без дыхания? (Дети выясняют, что в пределах одной минуты)

Вывод: человек не может не дышать.

Без воздуха человек гибнет через несколько минут. Некоторые люди могут задерживать на 3-4 минуты, ныряльщики и пловцы до 6 минут.

Дыхание – самая драгоценная оберегающая «ниточка», от которой зависит наше земное существование.

-А почему человек дышит непрерывно?

(Ответ найдите в учебнике или на карточке) В теле человека нет запаса кислорода, необходимые каждой клеточке организма для поддержания жизни. Кислород должен непрерывно поступать в организм человека через органы дыхания.)

-Человеку необходимо постоянно пополнять запасы кислорода.

- Чтобы узнать, как мы дышим, давайте совершим путешествие вместе с воздухом и исследуем, как происходит процесс дыхания.

Работа в группах.

- Работать будем группами. (Делятся на 4-5 групп)

Задание:

- Среди карточек с названиями (Скелет, носоглотка, связки, суставы, мышцы, гортань, сухожилия, трахея, бронхи, лёгкие, нос, кровеносные сосуды, клетки, альвеолы ) нужно выбрать те, которые на ваш взгляд связаны с дыханием.  

-Какие слова вы выбрали?

Расположите карточки так, чтобы понять, какой путь проходит воздух в нашем организме.

Ребята расставляют таблички в определенном порядке.

Нос - носоглотка – гортань – трахея – бронхи – легкие

-По мере путешествия по нашему организму, проверяйте правильную ли цепочку вы построили.

- Представьте, что вы маленькие пузырьки воздуха и мы отправляемся вместе с воздухом! Делаем вдох и попадаем…?

-Правильно в нос и носоглотку.

-Что происходит в носоглотке?

Ответить вам поможет шутливый рисунок –подсказка в рабочей тетради

( с. 6 № 12) или заготовить в конверт на каждую группу.

 

- Воздух здесь очищается, нагревается и увлажняется  

-Затем мы вместе с воздухом попадаем в гортань. Прощупайте её в передней части шеи.

На что она похожа?

- Она похожа на жесткую ребристую трубку  

- Гортань участвует в голосообразовании.  В гортани есть надгортанник, который во время глотания закрывается маленькой заслонкой, и пища не попадает в лёгкие. А, когда вы делаете вдох, закрывается глотка, и воздух бежит не в желудок, а в легкие. Но если вы вздумаете говорить, кричать или хохотать, глотая пищу, заслонка может вовремя не закрыться, крошка попадет в дыхательные пути, и тогда вам придется долго кашлять, пока она оттуда не вылетит. Это очень опасно. Какую поговорку обычно говорят за столом?

-«Когда я ем, я глух и нем»

- После гортани, куда мы попадаем?

-По трахее в бронхи

-Трахея представляем собой трубку с хрящевыми кольцами, которая разветвляется на две  трубочки – бронхи. Бронхи соединяют трахею с правым и левым легким.  Легкие похожи на две большие губки (Дети рассматривают кусочки розовой губки на своих столах)

-Положите ладошку себе на грудь и вдохните. Что происходит с грудной клеткой при вдохе?

-Она увеличивается, расширяется, а при выдохе возвращается на место.

-Какая здесь связь с мышцами?

-Благодаря мышцам увеличивается грудная клетка

-Чем лучше развиты мышцы, тем лучше дыхание.

-Легкие состоят из бесчисленных крохотных пузырьков – альвеол и тоненьких кровеносных сосудов. Поступая в легкие, кислород наполняет легочные пузырьки. Кровь, пробегая по их стенкам, вбирает в себя кислород, отдает углекислый газ, и разносит кислород  по телу в каждую клеточку.

 - Сравните теперь, в таком порядке вы разложили свои карточки первоначально? Исправь ошибки.  У нас получился «системный лифт», по нему очень удобно путешествовать при запоминании органов дыхания.

Чтобы показать, куда попадает кислород, надо добавить еще карточки.

Какие карточки мы  добавим к нашему лифту?

-Нос - носоглотка – гортань – трахея – бронхи – легкие – кровеносные сосуды - клетка

Физминутка

-Вы хорошо потрудились, пора отдохнуть. Проведем физминутку. Разомнемся и понаблюдаем за дыханием.

1) Поочередно поднимаем плечи вверх-вниз

2) «Выписываем» плечами «восьмерку»

3)Приседаем

-Как изменилось дыхание?

Стало чаще

Релаксация под музыку.

-Что произошло с дыханием?

-Оно успокоилось

-Какой вывод можно сделать?

-При физической нагрузке дыхание учащается, в состоянии покоя становится реже, приходит в норму.

Первичное закрепление:

-Давайте еще раз проследим, как путешествует воздух в организме

Достаньте из конвертиков схемы. Красным карандашом и стрелками покажите, как путешествует воздух при вдохе. Дети выполняют работу в карточках, один у доски:

       

Нос

                                                 

                                                        Носоглотка

           

            Гортань

                                                 

                                                         

                                                      Трахея

                Бронхи

 

                                                       

                                                               Легкие

Альвеолы

 Кровь

                                                          Клетки

-В клетках кровь вбирает углекислый газ, отдает легочным пузырькам. Грудная клетка сжимается, мы делаем выдох, удаляя из организма углекислый газ.

Возьмите синий карандаш и покажите стрелками, какой путь проходит воздух при выдохе.

Комплекс упражнений для правильного дыхания.

- Ребята, а для чего мы изучаем тему «Органы дыхания»?

- Нам всем нужно научиться правильно дышать. Почему?

-Чтобы хорошо работали сердце, лёгкие и т. д.

Сейчас проверим, умеете ли вы правильно дышать. Сделайте глубокий вдох, а теперь выдох. Дышать правильнее через нос или через рот? Почему?

-В носоглотке воздух согревается и очищается

Почему это важно?

-Чтобы избавиться от ангин, гриппов и других болезней, ведь этот воздух идёт в лёгкие.

-Надо помнить, что с похолоданием наступает период эпидемии гриппа и других простудных заболеваний. Воротами для проникновения вирусов в наш организм являются органы дыхания. Как защитить себя от вирусов?

-Разучим комплекс упражнений для правильного дыхания.

- Итак, начали!

Упражнения:

1.  На вдохе оказывайте сопротивление воздуху, надавливая пальцами на крылья носа.

2.  На выдохе  по очереди постукиваем по крыльям носа указательными пальцами.

3. «Каша кипит». Все видели, как варят кашу? Одну руку положить на живот, другую на грудь. Втянуть живот и набрать воздух в грудь – вдох, опустить грудь, выдыхая воздух – выдох, громко произнося звук «ф – ф – ф».  

4. А сейчас я научу вас правильно дышать при волнении и стрессе. Это «дыхание уступами». Выполняется так: 3-4 коротких вдоха подряд, 3-4 коротких выдоха подряд.  Ребята повторяют.                                

Практическое применение знаний:

- Теперь мы знаем, как правильно дышать и это полезно для здоровья. А какой воздух полезен для здоровья? Почему надо проветривать помещение?

                                     

                                      Проведение опыта:

- Зажжём свечу. Она горит ярко, ровно, так как в воздухе много кислорода (без кислорода горение невозможно). Смоделируем ситуацию, когда человек находится в закрытом помещении. (Аналогия: свеча – человек, который дышит в помещении). Накроем свечу стеклянной банкой (банка – это комната). Через некоторое время свеча погаснет (кончился кислород). Вывод: в закрытом помещении, когда дышит много людей, количество кислорода уменьшается. А выделяется много углекислого газа и вредных примесей. У людей начинает болеть голова, ухудшается внимание, появляется тошнота, иногда даже бывают обмороки. Что надо делать, чтобы этого избежать?

- Надо проветривать помещение.

-  Казалось бы, больше никаких опасностей для нашего организма нет. Но всё не так просто. Органы дыхания очищают воздух от пыли, но не могут защитить организм от ядовитых газов и микробов.

- Какой воздух опасен для дыхания? Смотрим подсказку. (Слайды)

 -Выхлопные газы от автомобилей, ядовитые газы от заводов, табачный дым

-Что же делать?

(Дети рассуждают о защите воздуха вблизи заводов, большого количества транспорта)

                                     

                                           Работа с учебным текстом:

- А чем вредно курение? Узнайте об этом из учебника на стр. 23.

- Теперь вы можете ответить на вопрос, чем же вредно курение? (Ответы детей)

(Учитель показывает таблицу «Легкие курильщика»)

- Вы видели когда-нибудь дёготь? Представьте себе, такой дёготь оседает в лёгочных пузырьках у курильщиков. Чем больше человек курит, тем больше чернеют лёгкие. А от этого всё тяжелее дышать, органы у человека меньше получают кислорода и хуже работают.

Как вы думаете, курение – это только личное дело каждого? Почему?

-Курящий человек отравляет не только свой организм, но и воздух, которым дышат окружающие

-Поэтому в нашей стране недавно принят очень хороший закон. Он запрещает курение в общественных местах.

- Интересно, а как относились к курению наши далёкие предки? Прочитайте текст для любознательных на стр. 24. Выскажите своё мнение.

Заключение: 

-Вернемся к вашим вопросам. Можем мы ответить на них сейчас?

-Как мы можем на практике использовать свои знания?

- Чтобы подвести итог сегодняшнего урока, в группах обсудите вопросы и дайте ответы.

1) Самая длинная часть воздухоносного пути. - Трахея.

2) Место газообмена между лёгкими и кровью.  - Лёгочные пузырьки

3) Не пропускает пищу в гортань. - Надгортанник.

4) Участвует в голосообразовании. - Гортань.

5) Очищает воздух от пыли и микробов, согревает его. - Носоглотка

- По вашим ответам я вижу, что задачи урока мы выполнили.

- Ребята, вы замечательно потрудились!

- Спасибо вам за работу!

Домашнее задание:

Прочитать материал в учебнике на стр. 21-24, по заданию №12 в тетради провести исследование дыхания.

Рефлексия:

На доске изображены три человечка с разной мимикой.

- Оцените свою работу на уроке.

- Кому было на уроке всё понятно, со всеми заданиями справлялись уверенно, положите свою фишку ( или наклейку)  весёлому человечку.

- Если вы затруднялись при выполнении заданий, чувствовали себя неуверенно, положите свою фишку второму человечку.

- Кому на уроке было очень трудно, с заданием не справились, положите свою фишку грустному человечку.

 

                                                       

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по окружающему миру тема: Строение и функции кожи

На этом уроке учащиеся работают в группах. Каждая группа определяет изучив дополнительный материал строение и функции кожи. Работа проводилась в 4 группах: с научной литературой, с учебной книгой, мод...

План - конспект учебного занятия по окружающему миру. Тема "Введение. Царства живой природы"

Представлен план - конспект учебного занятия по окружающему миру по теме "Введение. царства живой природы", вкл. дидактические карточки...

План- конспект учебного занятия по окружающему миру. Тема «Человек – часть живой природы»

Представлен подробный план- конспект учебного занятия по окружающему миру (3 класс). Тема «Человек – часть живой природы»...

План - конспект учебного занятия по окружающему миру. Тема «Тела, вещества, частицы»

Представлен подробный план - конспект учебного занятия по окружающему миру (3 класс). Тема «Тела, вещества, частицы»...

План - конспект учебного занятия по окружающему миру. Тема «Разнообразие веществ»

Предствален план конспект учебного занятия по окружающему миру (3 класс) на тему "Разнообразие веществ"...

Конспект открытого урока по окружающему миру Тема: Наши предки – древесные жители

Каждый ученик должен знать о происхождении человека. Об сходствах и различиях человека и обезьян...

Разработка урока (открытый урок) по окружающему миру

Разработка урока по окружающему миру  с презентацией...