Урок по окружающему миру.Тема : «Дыхание» (система Л.В.Занкова)
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
Жизнь! Люблю ее безмерно!
В ней лишь ключ к познанью верный.
Холод, зной, восход, закат,
Лед и пламя, свет и тени –
Мудрой жизни проявленье
В них приветствовать я рад.
Наим Фрашери
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_okruzhayushchemu_miru.docx | 651.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по окружающему миру «Дыхание»
(система Л.В.Занкова)
Тип урока: урок открытия нового знания (технология
деятельностного метода)
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия
Предметные цели:
1. Обеспечить восприятие, осмысление, запоминание учащимися изучаемого материала: органы дыхания, их строение, функции.
2. Содействовать усвоению учащимися способов, средств, которые приводят к выводу о значении дыхания для живых организмов
3. Формировать положительное отношение к здоровью как одной из основных ценностей жизни
4. Формировать умения учащихся находить в текстах главное, составлять схемы, работать с таблицами.
Планируемые результаты
Личностные УУД:
- Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
Регулятивные УУД
- Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на уроке;
уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
уметь работать по коллективно составленному плану;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные УУД
- Уметь оформлять свои мысли в устной форме;
слушать и понимать речь других;
учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию.
Познавательные УУД
- Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
- Мотивация.
Сегодняшний урок мне хотелось бы начать со слов албанского поэта
Жизнь! Люблю ее безмерно!
В ней лишь ключ к познанью верный.
Холод, зной, восход, закат,
Лед и пламя, свет и тени –
Мудрой жизни проявленье
В них приветствовать я рад.
Наим Фрашери
Эти замечательные строки вдохновляют нас на активное и заинтересованное продолжение познания окружающего мира, в котором столько таинств и открытий. Вы готовы продолжать открывать эти тайны.
- Активизация познавательной деятельности.
Тогда начнём выполнять задания. И первое задание мы будем выполнять в группах. У каждой группы есть конверт, возьмите его, прочитайте инструкцию и выполните задание.
Инструкция.(на слайде)
- Соберите картинки.
- Определите, о какой системе организма человека идёт речь.
- Найдите названия органов этой системы.
.
- Опорно-двигательный аппарат (череп, скелет,грудная клетка, верхние конечности , нижние конечности, носоглотка, трахея, увлажнение)
- Нервная система (спинной мозг, головной мозг, нервы, гортань, легкие, печка)
- Кровеносная система (сердце, артерии, вены, бронхи, альвеолы)
- Органы чувств (органы осязания, органы обоняния, органы слуха, органы зрения, нос, фильтр)
Какие слова у вас остались?
Легкие, нос, трахея, бронхи, альвеолы, глотка, гортань, фильтр, печка.
Эти слова не вошли не в одну из систем. А можете, предположить к какой системе мы могли бы их отнести? (дыхательная)
- Целеполагание.
Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.
Посмотрим, какие знания по этой теме у вас уже имеются. Как мы можем связать эти слова с дыхательной системой?
Все ли слова смогли объяснить? Почему? На какие вопросы вы хотели бы узнать ответы на сегодняшнем уроке: (слайд)
- Узнать что такое дыхание.
- Какие органы составляют дыхательную систему.
- Как работают органы дыхания.
- Какое дыхание можно считать правильным.
- Гигиена дыхания.
- Первичное восприятие материала.
Чем мы дышим? (воздухом, кислородом)
Каков состав воздуха? (это смесь газов: азот-78%, кислород-21 %, углекислый газ-0,03%, другие газы- 0,97%)
Все ли газы, содержащиеся в воздухе необходимы для дыхания?
Известно, что без пищи человек может прожить 50 дней, без воды - примерно 5 дней, а вот без дыхания несколько минут.
Поговорка: “Это нам нужно как воздух!”, выражает особую потребность организма в воздухе.
Еще древнегреческий философы, наблюдая за дыханием животных и человека, считали воздух условием и первопричиной жизни.
Великий врач Древней Греции Гиппократ называл воздух “Пастбищем жизни”. А римский поэт Овидий говорил, «Пока дышу, надеюсь». То есть дыхание – самая драгоценная и оберегаемая «ниточка», от которой зависит наше земное существование.
Почему же человек дышит непрерывно? (В теле человека нет запаса кислорода, необходимого каждой клеточке организма)
Разберёмся, что представляет собой дыхание? Что мы делаем, когда дышим) (вдох и выдох) Проделаем опыт и результаты запишем в наш рабочий лист. Работаем в паре.
Объём грудной клетки при вдохе | Объём грудной клетки при выдохе |
………см | ……….см |
Сделайте вывод: При вдохе грудная клетка поднимается… увеличивается, расширяется, а при выдохе возвращается на место.
Можете ли вы уже объяснить, что такое дыхание? (пока нет)
Вернемся к нашим словам, которые мы с вами выбрали. Выберите среди них те, которые мы могли бы назвать органами дыхания. (трахея, бронхи, носовая полость, глотка, легкие, алвеолы)
Попробуйте расставить их в том порядке, как поступает воздух в наш организм.
А сейчас смотрим видео, на своих рабочих листах расставляем правильный порядок. ( видео)
ПРОВЕРКА; Итак, мы вдыхаем кислород, и он идёт по носовой полости, в глотку далее попадает в гортань из гортани в трахею, бронхи, легкие. А затем……(синий цвет)
Итак, что же такое дыхание: процесс поглощения кислорода и выделения углекислого газа.
Словарь Ожегова. 1.ДЫХАНИЕ, -я, ср. 1. Процесс поглощения кислорода и выделения углекислого газа живыми организмами. 2. Втягивание и выпускание воздуха легкими.
- Дыхательная гимнастика. Опыт.
1) Поочередно поднимаем плечи вверх-вниз
2) «Выписываем» плечами «восьмерку»
3) Приседаем
-Как изменилось дыхание?
Стало чаще
Релаксация под музыку.
-Что произошло с дыханием?
-Оно успокоилось
-Какой вывод можно сделать?
-При физической нагрузке дыхание учащается, в состоянии покоя становится реже, приходит в норму. Стресс также влияет на дыхание, включив спокойную музыку, вы можете нормализовать дыхание своего организма.
Упражнение
Шарик.
Учитель предлагает детям представить, что они воздушные шарики. На счет: 1, 2, 3, 4 – дети делают четыре глубоких вдоха и задерживают дыхание. Затем на счет 1–8 медленно выдыхают.
- Закрепление
Познакомимся с каждым органом подробнее. Работать будем в группах, у каждой группы своё задание.
-Рассмотри рисунок.
-Какое строение имеет данный орган дыхательной системы.
-Свои выводы проверь по тексту.
-Запиши ответы на вопросы после теста в таблицу.
Нос.
Наш нос хоть и маленький, но он состоит из 14 костей. Это орган, через который воздух поступает в организм.
Нос – это одновременно печка, фильтр, сторожевой пост и увлажнитель воздуха. В носу есть множество каналов, камер, стенки которых покрыты ресничками. Реснички всё время колеблются, как трава на ветру. Мы вдохнули воздух, и, пока он пройдёт по всем носовым ходам, пыль и микроорганизмы будут захвачены ресничками. Нос не пропустит грязь к лёгким. Одновременно воздух согреется и увлажнится, ведь внутренние стенки носа пронизаны множеством тончайших сосудов, по которым течёт тёплая кровь. У нас будет меньше опасности застудить бронхи и лёгкие. Ну а то, что нос – единственный орган, способный воспринимать запахи, это известно всем.
Вопросы:
- Каково устройство носовой полости. (Состоит из 14 костей. В носу имеется множество каналов, камер, стенки, которых покрыты ресничками)
- Какие функции выполняет этот орган. ( Задерживает пыль, согревает воздух и увлажняет. Это дает меньше опасности застудить бронхи и легкие)
-Почему же нужно дышать носом, а не ртом. (Чтоб не заболеть)
Гортань
Потрогайте шею.
В передней её части вы чувствуете твёрдое, ребристое образование – это гортань. Гортань – трубка 10 -12 см, имеет вид воронки. В гортани есть маленькая заслонка, которая во время еды закрывает трахею, чтобы пища не попадала в дыхательные пути. Ну, а если всё – таки это произошло, у человека начинается кашель. И кашлять он будет до тех пор, пока крошка не вылетит. Поэтому и существует такая пословица: « Когда я ем, я глух и нем»
Человеческая гортань – это сложный голосообразующий аппарат. Сделав глубокий вдох, мы начинаем говорить. Что же при этом происходит? Голосовой аппарат устроен сложно. Главная его часть голосовые связки. Они натянуты, как струны музыкального инструмента. Колебания этих связок при выдохе создаёт звук. Человек может регулировать струю выдыхаемого воздуха, что позволяет ему говорить громко, петь, шептать и т.д. Таким образом, функция гортани – это проведение воздуха в трахею, участие в голосообразовании и предотвращении проникновения вредных веществ в дыхательные пути.
- Как устроена гортань? (Твёрдое, ребристое образование в виде трубочки, имеет вид воронки, есть маленькая заслонка, закрывающая трахею во время еды)
- Какие функции выполняет? (это проведение воздуха в трахею, участие в голосообразовании и предотвращении проникновения вредных веществ в дыхательные пути.)
-Почему говорят «Когда я ем, я глух и нем» (В гортани есть надгортанник, который во время глотания закрывается маленькой заслонкой, и пища не попадает в лёгкие. А, когда вы делаете вдох, закрывается глотка, и воздух бежит не в желудок, а в легкие. Но если вы вздумаете говорить, кричать или хохотать, глотая пищу, заслонка может вовремя не закрыться, крошка попадет в дыхательные пути, и тогда вам придется долго кашлять, пока она оттуда не вылетит. )
Трахея и бронхи.
Из носовой полости, пройдя гортань, воздух попадает в трахею и бронхи. Трахея – имеет вид трубки длиной 9 – 10 см. Стенки состоят из хрящевых колец, соединённых связками. Хрящевые кольца никогда не слипаются. Трахея разветвляется на два бронха. Бронхи входят в правое и левое легкое. Внутри стенки трахеи и бронхов покрыты клетками, которые задерживают пыль и микроорганизмы. Бронхи ветвятся на более тонкие трубочки , а на их концах находятся лёгочные пузырьки(альвеолы).
- Что представляют трахея и бронхи. (Трахея, это трубка длиной 9-10 см, состоит из хрящевых колец, соединённых связками)
- Какие функции выполняют?
Легкие.
Лёгкие у человека — парный орган дыхания. Они имеют форму полуконуса. Состоят из легочных пузырьков(альвеол) и эластичной ткани.
Диаметр лёгочного пузырька примерно 0,2 мм. В лёгких человека находится около 3 млн. легочных пузырьков. Смена воздуха в лёгких происходит при чередовании двух движений – вдоха и выдоха. При вдохе рёбра слегка поднимаются, грудная клетка расширяется и воздух втягивается в лёгкие. При выдохе объём грудной клетки уменьшается и часть воздуха выталкивается наружу. Именно в легких происходит обмен газов. Кровь отдаёт углекислый газ и впитывает в себя кислород. Обогащённая кислородом кровь возвращается в сердце. Сократившись, сердце отправляет её ко всем клеткам нашего организма.
- Каково устройство легких? (имеют форму полуконуса, состоят из легочных пузырьков диаметром 0,2 см.
- Какую роль выполняют при дыхании?
По мере ответов заполняется таблица.
ОРГАНЫ ДЫХАНИЯ. | ||
Органы | строение | Выполняемые функции |
Носовая полость | Состоит из 14 костей. В носу имеется множество каналов, камер, стенки, которых покрыты ресничками | Очищение, увлажнение, обеззараживание и согревание воздуха, восприятие запахов. |
гортань | Твёрдое, ребристое образование в виде трубочки, имеет вид воронки, есть маленькая заслонка, закрывающая трахею во время еды | Проведение воздуха в трахею, участие в голосообразовании и предотвращении проникновения вредных веществ в дыхательные пути. |
трахея | Трубка длиной 9-10 см, состоит из хрящевых колец, соединённых связками | Очищает воздух, увлажняет воздух |
бронхи | Ветвятся на более тонкие трубочки , а на их концах находятся лёгочные пузырьки(альвеолы) | Очищают воздух, увлажняют воздух |
легкие | Парный орган дыхания. Они имеют форму полуконуса. Состоят из легочных пузырьков(альвеол) и эластичной ткани. | Орган газообмена |
(К доске выходят по два человека и отвечают по своей теме. Свой орган показывают на модели человека)
- Это интересно.
Японские ныряльщики за жемчугом могут нырять на глубину 30 метров и находиться под водой до 4 минут и более.
Бобры – могут задержать дыхание на 15-30 минут.
Киты – до часа. (Это объясняется особым строением органов, приспособлением жить под водой).
Взрослый человек в 1 минуту делает 13 – 14 дыхательных движений, дети чаще (18-20)
Взрослый выдыхает 500 см3, ребенок – 350 см3.
В носовой полости за 5 минут погибает 90% всех микробов.
Полицейские в Токио падают на посту без сознания. Так загазован воздух.
Есть автоматы с кислородом. Опустил монетку – дыши.
Какой же воздух опасен для дыхания? (слайд)
Что еще приносит вред органам дыхания? (курение)(слайд)
Вернёмся к словам, которые мы выделили в начале урока. Что можете про них сказать? (альвеолы)
Рефлексия
1. Из носоглотки воздух поступает в :
2. Где происходит образование звуков и речи?
3. Орган, в котором происходит газообмен между кровью и вдыхаемым воздухом.
4. Здесь происходит увлажнение, обогрев, обезвреживание микробов.
5. Какой орган входит в правое и левое легкое?
6. Какое дыхание нужно считать правильным?
Мы сегодня на уроке разобрали много вопросов, проанализируйте свою работу, расскажите нам используя выражения на слайде.
Рефлексивный экран
- Сегодня я узнал…
- Было интересно…
- Было трудно…
- Я выполнял задания…
- Я понял, что…
- Теперь я могу…
- Я почувствовал, что…
- Я приобрел…
- Я научился…
- У меня получилось …
- Я смог…
- Я попробую…
- Меня удивило…
- Урок дал мне для жизни…
- Мне захотелось…
Рабочий лист.
1.Задание: Сделайте вдох, измерьте объем грудной клетки, затем выдох и измерьте объем грудной клетки, результаты запишите в таблицу. Сделайте вывод.
Объём грудной клетки при вдохе | Объём грудной клетки при выдохе |
………см | ……….см |
ВЫВОД: При вдохе грудная клетка поднимается ………………………, а при выдохе…………………………………………………………… .
2. Пронумеруй органы дыхания по порядку следования воздуха:
легкие
носовая полость
трахея
бронхи
глотка
гортань
3. Задание:
-Рассмотри рисунок.
-Какое строение имеет данный орган дыхательной системы.
-Свои выводы проверь по тексту.
-Запиши ответы на вопросы после текста в таблицу.
Носовая полость
Наш нос хоть и маленький, но он состоит из 14 костей. Это орган, через который воздух поступает в организм.
Нос – это одновременно печка, фильтр, сторожевой пост и увлажнитель воздуха. В носу есть множество каналов, камер, стенки которых покрыты ресничками. Реснички всё время колеблются, как трава на ветру. Мы вдохнули воздух, и, пока он пройдёт по всем носовым ходам, пыль и микроорганизмы будут захвачены ресничками. Нос не пропустит грязь к лёгким. Одновременно воздух согреется и увлажнится, ведь внутренние стенки носа пронизаны множеством тончайших сосудов, по которым течёт тёплая кровь. У нас будет меньше опасности застудить бронхи и лёгкие. Ну а то, что нос – единственный орган, способный воспринимать запахи, это известно всем.
Вопросы:
- Каково устройство носовой полости.
- Какие функции выполняет этот орган.
ОРГАНЫ ДЫХАНИЯ. | ||
Органы | строение | Выполняемые функции |
Носовая полость |
Рабочий лист.
1.Задание: Сделайте вдох, измерьте объем грудной клетки, затем выдох и измерьте объем грудной клетки, результаты запишите в таблицу. Сделайте вывод.
Объём грудной клетки при вдохе | Объём грудной клетки при выдохе |
………см | ……….см |
ВЫВОД: При вдохе грудная клетка поднимается ………………………, а при выдохе…………………………………………………………… .
2. Пронумеруй органы дыхания по порядку следования воздуха:
легкие
носовая полость
трахея
бронхи
глотка
гортань
3. Задание:
-Рассмотри рисунок.
-Какое строение имеет данный орган дыхательной системы.
-Свои выводы проверь по тексту.
-Запиши ответы на вопросы после теста в таблицу.
Гортань
Потрогайте шею.
В передней её части вы чувствуете твёрдое, ребристое образование – это гортань. Гортань – трубка 10 -12 см, имеет вид воронки. В гортани есть маленькая заслонка, которая во время еды закрывает трахею, чтобы пища не попадала в дыхательные пути. Ну, а если всё – таки это произошло, у человека начинается кашель. И кашлять он будет до тех пор, пока крошка не вылетит. Поэтому и существует такая пословица: « Когда я ем, я глух и нем»
Человеческая гортань – это сложный голосообразующий аппарат. Сделав глубокий вдох, мы начинаем говорить. Что же при этом происходит? Голосовой аппарат устроен сложно. Главная его часть голосовые связки. Они натянуты, как струны музыкального инструмента. Колебания этих связок при выдохе создаёт звук. Человек может регулировать струю выдыхаемого воздуха, что позволяет ему говорить громко, петь, шептать и т.д. Таким образом, функция гортани – это проведение воздуха в трахею, участие в голосообразовании и предотвращении проникновения вредных веществ в дыхательные пути.
- Как устроена гортань?
- Какие функции выполняет?
ОРГАНЫ ДЫХАНИЯ. | ||
Органы | строение | Выполняемые функции |
гортань |
Рабочий лист.
1.Задание: Сделайте вдох, измерьте объем грудной клетки, затем выдох и измерьте объем грудной клетки, результаты запишите в таблицу. Сделайте вывод.
Объём грудной клетки при вдохе | Объём грудной клетки при выдохе |
………см | ……….см |
ВЫВОД: При вдохе грудная клетка поднимается ………………………, а при выдохе…………………………………………………………… .
2. Пронумеруй органы дыхания по порядку следования воздуха:
легкие
носовая полость
трахея
бронхи
глотка
гортань
3. Задание:
-Рассмотри рисунок.
-Какое строение имеет данный орган дыхательной системы.
-Свои выводы проверь по тексту.
-Запиши ответы на вопросы после теста в таблицу.
Трахея и бронхи
.
Из носовой полости, пройдя гортань, воздух попадает в трахею и бронхи. Трахея – имеет вид трубки длиной 9 – 10 см. Стенки состоят из хрящевых колец, соединённых связками. Хрящевые кольца никогда не слипаются. Трахея разветвляется на два бронха. Бронхи входят в правое и левое легкое. Внутри стенки трахеи и бронхов покрыты клетками, которые задерживают пыль и микроорганизмы. Бронхи ветвятся на более тонкие трубочки , а на их концах находятся лёгочные пузырьки(альвеолы).
- Что представляют трахея и бронхи
- Какие функции выполняют?
ОРГАНЫ ДЫХАНИЯ. | ||
Органы | строение | Выполняемые функции |
трахея | ||
Бронхи |
Рабочий лист.
1.Задание: Сделайте вдох, измерьте объем грудной клетки, затем выдох и измерьте объем грудной клетки, результаты запишите в таблицу. Сделайте вывод.
Объём грудной клетки при вдохе | Объём грудной клетки при выдохе |
………см | ……….см |
ВЫВОД: При вдохе грудная клетка поднимается ………………………, а при выдохе…………………………………………………………… .
2. Пронумеруй органы дыхания по порядку следования воздуха:
легкие
носовая полость
трахея
бронхи
глотка
гортань
3. Задание:
-Рассмотри рисунок.
-Какое строение имеет данный орган дыхательной системы.
-Свои выводы проверь по тексту.
-Запиши ответы на вопросы после теста в таблицу.
Легкие.
Лёгкие у человека — парный орган дыхания. Они имеют форму полуконуса. Состоят из легочных пузырьков(альвеол) и эластичной ткани.
Диаметр лёгочного пузырька примерно 0,2 мм. В лёгких человека находится около 3 млн. легочных пузырьков. Смена воздуха в лёгких происходит при чередовании двух движений – вдоха и выдоха. При вдохе рёбра слегка поднимаются, грудная клетка расширяется и воздух втягивается в лёгкие. При выдохе объём грудной клетки уменьшается и часть воздуха выталкивается наружу. Именно в легких происходит обмен газов. Кровь отдаёт углекислый газ и впитывает в себя кислород. Обогащённая кислородом кровь возвращается в сердце. Сократившись, сердце отправляет её ко всем клеткам нашего организма.
- Каково устройство легких?
- Какую роль выполняют при дыхании?
ОРГАНЫ ДЫХАНИЯ. | ||
Органы | строение | Выполняемые функции |
легкие |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по окружающему миру. 3 класс. Система Л.В. Занкова
План -конспект урока в 3 классе по системе Л.В. Занкова. Тема урока: Обобщение по теме "Природные условия Земли"...
Урок по окружающему миру 2 класс система Л.В.Занкова.
Предлагаю конспект урока по окружающему миру 2 класс на тему "Хвойные и цветковые растения". К уроку прилагается также презентация....
Урок по окружающему миру, 4 класс, система Л.В.Занкова
Урок по теме "Состав пищи. Витамины"...
Конспект урока по окружающему миру. Тема "Планеты солнечной системы"
Тема "Планеты солнечной системы"...
Конспект урока по окружающему миру. Тема: "Насекомые и их отличительные признаки". (Система Д.Б.Эльконина–В.В.Давыдова, 1 класс)
Цели деятельности учителя: формирование знаний о том, кто такие насекомые, какими отличительными особенностями они обладают.Планируемые результатыПредметные:Знать кто такие насекомые и их отличительны...
Конспект урока по окружающему миру Тема: Строение и работа нервной системы человека.2 класс
Цель: Познакомить учащихся со строением и работой нервной системы человека. ...