Пояснительная записка и сценарий урока по окружающему миру, 1 класс.
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему
Тема урока: Как живёт семья?
Цель:
Формирование у обучающихся представления о семье, как о людях, которые любят друг друга, заботятся друг о друге;
Становление нравственных представлений обучающихся о внутрисемейных отношениях, сплочение детей и родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska._rizvanova_r.r.docx | 13.55 КБ |
stsenariy_uroka._rizvanova_r.r.docx | 74.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Ризванова Раушания Рамильевна,
учитель начальных классов
МАОУ «СОШ №10
Пояснительная записка
Класс: 1 класс
Предмет: Окружающий мир
Тема урока: Как живёт семья?
Учеников в классе: 25
Цель:
Формирование у обучающихся представления о семье, как о людях, которые любят друг друга, заботятся друг о друге;
Становление нравственных представлений обучающихся о внутрисемейных отношениях, сплочение детей и родителей.
Задачи:
- уточнить представления о семье;
- учить правильно называть членов семьи;
- организовать подготовительный этап проекта «Моя семья»
Планируемые результаты:
Предметные:
- обучающиеся научатся рассказывать о жизни членов своей семьи, называть членов своей семьи.
Метапредметные:
Регулятивные:
обучающиеся научатся понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить и оценивать свои достижения на уроке;
обучающиеся могут научиться отбирать из архива фотографии по определённым критериям.
Личностные:
обучающиеся научатся понимать значение семьи для человека и общества;
научатся сотрудничать со сверстниками и взрослыми в различных социальных ситуациях.
Коммуникативные:
обучающиеся научатся объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; работать в группах, в парах, учитывая позицию собеседника; организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.
Межпредметные связи: литературное чтение, изобразительное искусство.
Ресурсы урока: ноутбук, мультимедийный проектор, экран, учебник «Окружающий мир» автор А.А. Плешаков, электронное приложение, аудиозапись песни о семье, наглядности.
Урок окружающего мира в 1 классе позволяет расширить знания учащихся о семье, выявить условия для счастливого существования семьи.
Методы и формы обучения: объяснительно – иллюстративный; фронтальная, парная и групповая.
Предварительный просмотр:
Ризванова Раушания Рамильевна,
учитель начальных классов
МАОУ «СОШ №10
Урок окружающего мира «Как живёт семья» в 1 в классе.
Цель:
Формирование у обучающихся представления о семье, как о людях, которые любят друг друга, заботятся друг о друге;
Становление нравственных представлений обучающихся о внутрисемейных отношениях, сплочение детей и родителей.
Задачи:
- уточнить представления о семье;
- учить правильно называть членов семьи;
- организовать подготовительный этап проекта «Моя семья»
Планируемые результаты:
Предметные:
- обучающиеся научатся рассказывать о жизни членов своей семьи, называть членов своей семьи.
Метапредметные:
Регулятивные:
- понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить и оценивать свои достижения на уроке;
- отбирать из архива фотографии по определённым критериям.
Личностные:
- понимать значение семьи для человека и общества;
- сотрудничать со сверстниками и взрослыми в различных социальных ситуациях.
Коммуникативные:
обучающиеся научатся объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; работать в группах, в парах, учитывая позицию собеседника; организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.
Межпредметные связи: литературное чтение, изобразительное искусство.
Ресурсы урока: Плешаков А.А. Учебник, с. 56.,электронное приложение, аудиозапись песни о семье.
Ход урока
I. Мотивация к учебной деятельности
─ Ребята, мне хочется поздравить вас с первой победой. Вместе с Мудрой Черепахой и Муравьишкой мы закончили изучать первый раздел учебника: "Что? Кто?". Мы нашли ответы на многие вопросы и даже оценили свои первые достижения. Нам предстоит ответить еще на многие другие вопросы: как? откуда? куда?
─ А чему мы будем учиться, изучая этот раздел, узнаем из стр.55 нашего учебника.
(назвать по именам, фамилиям).
─ Придумайте вопросы к разделу, используя слова-помощники.
II. Актуализация и фиксирование затруднения
─ Муравьишка принес какое-то зашифрованное слово. Какое это слово?
ЯЯЯЯЯЯЯ | 7Я |
─ О чем же мы буде говорить сегодня? Тема урока?
(Что такое семья? Что объединяет членов семьи? Как называют членов семьи?)
- Послушайте и решите жизненную задачу:
Васиного отца зовут Иван Николаевич, а дедушку – Семён Петрович. Какое отчество у Васиной мамы? (затруднение, проблема)
III. Построение проекта выхода из затруднения
- Что должны узнать? Чему мы должны научиться?
- Попробуем составить план действий для выхода из этого затруднения
а) узнать значение слова «семья» по словарю;
б) рассказать о своей семье по рисунку;
в) выяснить родственные связи и научиться называть членов семьи;
г) научиться образовывать отчество.
IV. Реализация построенного проекта
─ А что такое семья в вашем понимании?
─ Давайте прочитаем значение слова "семья" в словаре:
Ожегов - это группа живущих вместе родственников.
это объединение людей, сплоченных общими интересами.
Ушаков - Семья - группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе.
─ Как вы думаете, всегда ли люди жили семьями?
─ До сих пор никто не знает, как и почему образовалась первая семья. Раскопки, проведенные в пещерах, где были первые стоянки древних людей показали, что они жили небольшими группами. Неясно, правда подразделялись ли уже в те времена человеческие группы на "семьи" в нынешнем понимании - отец, мать, дети. Но даже в то время, женщины заботились о своем потомстве, то есть о своих детях.
─ Вы нарисовали рисунки о своих семьях. Кто хочет рассказать о том, что вы отразили в своем рисунке? Как называют членов семьи между собой? Кого называют по имени, отчеству?
─ Кто может назвать свое отчество? Как образуется отчество?
─ Как можно назвать выставку?
─ Что же объединяет всех членов семьи? (Члены семьи любят и уважают друг друга, живут вместе в одной квартире, распределяют деньги на покупки в хозяйство, вместе отдыхают, проводят свободное время, занимаются домашним хозяйством).
Семья - самое дорогое, что есть у каждого человека. Это мама, папа, сестры, братья, бабушки, дедушки - самые близкие люди, которые делают все, чтобы ваша жизнь была счастливой (материал из электронного учебника показывается на экране)
Семья - необходимая ячейка общества. Главное предназначение семьи - продолжение человеческого рода, чтобы появлялись новые люди. В семье закладываются все качества, которые необходимы человеку в жизни.
Семья сможет заботиться о своих детях, сохранять доброжелательную атмосферу, благоприятную для воспитания, только если будет иметь все необходимое для нормальной жизни. Поэтому взрослые работают. А трудятся они не только для себя, но и для других. Семья нужна и обществу.
─ А можно ли наш класс назвать семьей?
Физминутка:
1,2,3,4
Кто живет у нас в квартире?
1,2,3,4,5
Всех могу пересчитать;
Папа, мама, брат, сестренка,
Кошка Мурка, два котенка,
Мой щегол, сверчок и я -
Вот и вся наша семья!
─ В одной семье могут быть люди разного возраста, то есть люди разных поколений.
Поколение - это люди одного возраста, живущие в одно время.
Ученики нашего класса - это младшее поколение, ваши бабушки, дедушки - люди старшего поколения. В семье каждый имеет множество воплощений. Я - жена, мать, сестра, тетя, дочь, племянница.
V. Самостоятельная работа
А теперь мы посмотрим, знаете ли вы, кто кем кому приходится.
Кто кому кто?
─ Маша, ты кто для мамы? (дочь)
─ Дима, ты кто для дедушки? (внук)
─ Слава, кто называет тебя сыном? (папа)
─ Вика, у папы есть мама? Кто она тебе? (бабушка)
─ Андрей, у папы есть сестра? Кто она тебе? (тетя)
─ У маминой сестры есть дети: сын и дочь. Кто они тебе? (двоюродные).
Работа в паре (соединить соответствующие пары)
Бабушка | Дочь | |
Отец | Племянница | |
Брат | Сестра | |
Тетя | Внук | |
Мама | Внучка | |
Дядя | Брат | |
Дедушка | Племянник | |
Сестра | Сын |
Можем ли мы на одном уроке много узнать о семьях друг друга? А что можно сделать, чтобы больше рассказать друг другу о своих семьях? (проект). Какой может получиться продукт? Кто может вам помочь?
VI. Включение в систему знаний и повторения
─ Когда вы вырастете, повзрослеете, у вас тоже появятся семьи. Какой вы хотите видеть свою семью, что считаете необходимым для создания счастливой семьи, покажете в групповой работе. Сейчас вы составите ромашку - символ семьи в России. В честь православных Петра и Февронии 8 июля отмечается даже день семьи.
(Слова для выбора: доброта, любовь, зло, понимание, забота, ненависть, верность, уважение, тепло, обида и т.д.)
Маша и Андрей расскажут стихи, которые они выучили.
Семья - это счастье, любовь и удача,
Семья - это летом поездки на дачу.
Семья - это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья - это труд, друг о друге забота,
Семья - это много домашней работы.
Семья - это важно! Семья - это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!
Мама на папу глядит, улыбается,
Папа на маму глядит, улыбается.
А день самый будний, не воскресенье,
И за окошком - не солнце, а вьюга,
Просто такое у них настроение.
Просто они очень любят друг друга.
От этой любви и легко, и светло.
Мне с папой и мамой так повезло!
VII. Рефлексия учебной деятельности
Закончите фразу:
Я узнал...
Мне понравилось...
Мне бы хотелось узнать...
Резервное задание (собрать рассыпавшуюся пословицу и объяснить её смысл)
В дружной семье и в холод тепло.
На что и клад, когда в семье лад.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пояснительная записка к рабочей программе по окружающему миру, 1 класс, УМК Перспектива
Данна пояснительная записка является авторской. Составлена к программе по окружающему миру по УМК Перспектива, 1 класс....
Пояснительная записка к тематическому планированию по окружающему миру, 3 класс
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе: федерального образовательного стандарта для начального общего образования по окружающему миру в образовательных учреждениях...
Пояснительная записка к поурочным планам по окружающему миру 4 класс.
Пояснительная записка к поурочным планам по окружающему миру 4 класс....
Пояснительная записка и тематическое планирование по окружающему миру в 4 классе по программе "Школа 21 века"
Рабочая программа по окружающемму миру в 4 классе по программе "Школа 21 века" Виноградовой...
Пояснительная записка и тематическое планирование по окружающему миру в 4 классе по программе "Школа 21 века"
Рабочая программа по окружающемму миру в 4 классе по программе "Школа 21 века" Виноградовой. Пояснительная записка по окружающему миру и ОБЖ....
Пояснительная записка к рабочей программе по окружающему миру 1 класс "Перспективная начальная школа"
Пояснительная записка Рабочая программа предмета «Окружающий мир» составлена на основе:· В соответствии с п. 6 ст.28 Федерального закона № 27...
Пояснительная записка к рабочей программе по окружающему миру 3 класс
Пояснительная записка к рабочей программе по окружающему миру 3 класс...