Пояснительная записка и тематическое планирование по окружающему миру в 4 классе по программе "Школа 21 века"
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) по теме

Таланова Ольга Юрьевна

Рабочая программа по окружающемму миру в 4 классе по программе "Школа 21 века" Виноградовой

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poyas._zapiska_i_tem._planir._po_okr._miru_v_4_klasse.doc159.5 КБ

Предварительный просмотр:

         

Основные требования  к уровню подготовки учащихся 4 класса

Называть (приводить примеры):

  • признаки живого организма; признаки, характерные для человека (в отличие от животных);
  • основные органы и системы органов человека и их функции;
  • правила здорового образа жизни;
  • права гражданина и ребенка в России;
  • основных правителей российского государства (князь, первый царь, первый и последний императоры);
  • народы, населяющие Россию.

Различать (соотносить):

  • год и век, арабские и римские цифры;
  • искусственные тела (изделия) и тела природы;
  • полезные и вредные привычки;
  • эмоциональные состояния и чувства окружающих (страх, радость и др.);
  • события, персоналии и их принадлежность конкретной исторической эпохе (Древняя Русь, Московская Русь, Россия, современная Россия).

Решать задачи в учебных и бытовых ситуациях:

  • раскрывать значение нервной, опорно-двигательной, пищеварительной, кровеносной систем, органов человека;
  • применять правила здорового образа жизни в самостоятельной повседневной деятельности (уход за зубами, защита органов дыхания, органов чувств, двигательный режим и др.);
  • раскрывать причины отдельных событий в жизни страны, причины возникновения войн и даты основных войн в истории России;
  • узнавать по тексту, к какому времени относится это событие (я соответствии с программой);
  • составлять связный рассказ на следующие темы: «Человек — биологическое существо», «Как быть здоровым», «Как развить свою память», «Если случилась беда», «Чем человек отличается от животных», «Какими были школа и образование в разные исторические времена», «Родной край»;
  • объяснять значение понятий «человек — живой организм», «здоровый образ жизни», «вредные привычки», «государство», «права ребенка»;
  • в повседневной жизни применять правила нравственного поведения (в отношении к взрослым, детям, знакомым и незнакомым);
  • работать с географической и исторической картами; выполнять задания па контурной карте, представленные в рабочей тетради.

                                                     

 Требования к уровню подготовки детей, оканчивающих начальную школу  по окружающему миру

знать/понимать:

  • название нашей планеты,
  •  родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся; родного города (села);
  • государственную символику России; государственные праздники;
  • основные (легко определяемые) свойства воздуха, воды;
  •  общие условия, необходимые для жизни живых организмов
  •  правила сохранения и укрепления здоровья;
  • основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе);

уметь:

  • определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);
  • различать объекты природы и изделия: объекты неживой и живой природы;
  • различать части растения, отображать их на рисунке (схеме); приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2-3 представителя из изученных): раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;
  • показывать на карте и глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без указания названий); границы России, некоторые города России (родной город, столицу,  1-2 города);
  • описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью    наблюдения, измерения, сравнения;
  • ориентирования на местности с помощью компаса; определения температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра;
  • установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе: ухода за растениями (животными);
  • выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;
  • оценки воздействия человека на природу,
  • выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране;

удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информаци

      Пояснительная  записка по окружающему миру и ОБЖ.

                                   Количество часов в неделю- 2ч.

                                    Всего часов- 68ч.

        .                          плановые контрольные работы- 2

 Рабочая программа курса «Окружающий мир» разработана на основе следующих документов:  Примерные программы по                 .    учебным предметам.         Стандарты второго поколения. Начальная школа. В 2-х частях. Москва. «Просвещение», 2010 г.                                                                                        

        Программа обеспечена следующим методическим комплектом:                                                                                        Виноградова, Н. Ф. и др. Окружающий мир: учебник, 4 класс, в 2 частях, - М., Вентана-Граф, 2010.                                                Виноградова, Н. Ф. Поглазова О.Т. Учимся познавать мир, рабочие тетради к учебнику.- М., Вентана- Граф, 2010.

        Т.Н. Максимова. Поурочные разработки по основам безопасности жизнедеятельности. 4 класс. Москва. «Вако». 2008 г.

Предлагаемая программа отражает один из возможных вариантов раскрытия государственных стандартов  начального образования в образовательной области «Окружающий мир» и предназначена для начальной школы любого типа.                                                Особое значение изучения этой образовательной области состоит в формировании целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, его биологическую и социальную сущность. Особенностью программы является включение знаний, которые способствуют познанию самого себя, расширяют представления о психической  природе человека.                                 Основная цель предмета – формирование социального опыта школьника, осознания элементарного взаимодействия в системе «человек – природа – общество», воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней; понимание своей индивидуальности, способностей и возможностей.                                                                                                                «Окружающий мир» - предмет интегрированный. При его изучении  младший школьник :                                                        ® устанавливает более тесные связи между познанием природы и социальной жизни, понимает взаимозависимости в системе «человек – природа – общество».                                                                                                                                                 ® осознает необходимость выполнения правил поведения, сущность нравственно- эстетических установок, получает начальные навыки экологической культуры;                                                                                                                                ® подходит к пониманию себя как индивидуальности, своих способностей и возможностей, осознает возможность изменять себя , понимает важность здорового образа жизни;                                                                                                                        ®подготавливает к изучению базовых предметов в основной школе.

Образовательная функция предмета заключается в формировании разнообразных представлений о природе, человеке и обществе, элементарной ориентировке в доступных естественнонаучных , обществоведческих, исторических понятиях, развитии целостного восприятия окружающего мира.                                                                                                                                                Реализация развивающей функции обеспечивает осознание отдельных ( доступных для понимания) связей и социальном мире, психическое и личностное развитие школьника,  формирование  предпосылок научного мировоззрения. Обеспечивается формирование общенаучных умений – выделять существенные и несущественные признаки объекта, сравнивать, обобщать, классифицировать , понимать главную мысль научного текста, осознавать, что любое событие происходит во времени и пространстве, фиксировать результаты наблюдений.         Развивающая функция предмета предполагает и формирование элементарной эрудиции ребенка, его общей культуры, овладение знаниями, превышающими минимум содержания образования.                                                                Воспитывающая функция включает решение задач социализации ребенка, принятие им гуманистических норм существования в среде обитания, воспитание эмоционально-положительного взгляда на мир, формирование нравственных и эстетических  чувств.                         В основе построения курса лежат следующие принципы:

1. Принцип интеграции – соотношение между естественнонаучными знаниями и знаниями, отражающими различные виды человеческой деятельности и систему общественных отношений. Реализация  этого принципа особенно важна по следующим причинам: во первых, она дает возможность учесть одну из важнейших психологических особенностей младшего школьника – целостность, нерасчлененность восприятия окружающего мира, во вторых,  обеспечивает познание отдельных сторон действительности в их взаимосвязи.

2. Педоцентрический принцип определяет отбор наиболее актуальных для ребенка этого возраста знаний, необходимых для индивидуального психического и личностного развития, а также последующего обучения;  предоставление каждому школьнику возможности удовлетворить свои познавательные интересы, проявить свои склонности и таланты.                                                                Актуализация знаний предполагает их отбор с учетом специфики социальных ролей данной возрастной категории, социально-значимых качеств, обеспечивающих успешное взаимодействие с различными сторонами действительности.

3. Культурологический  принцип понимается как обеспечение широкого эрудиционнного фона обучения,  что дает возможность развивать общую культуру школьника, его возрастную эрудицию. Именно поэтому большое внимание в программе и учебниках уделяется общекультурным сведениям – о творческой деятельности людей. Научных открытиях, литературы, архитектуре, искусстве, великих ученых, деятелях искусства. В программе 3-4 классов для реализации этого принципа введен специальный раздел «Расширение  кругозора школьников».

4. Необходимость принципа экологизации предмета определяется  социальной значимостью решения задачи экологического образования младшего школьника при ознакомлении его с окружающим миром.          Этот принцип  реализуется через формирование у школьника элементарного умения предвидеть последствия своего  поведения, сравнивать свои действия с установленными нормами поведения в окружающей среде. При этом действие принципа распространяется на отношение человека не только к природным объектам, но и к другим людям.

5. Принцип поступательности  обеспечивает постепенность , последовательность  и  перспективность обучения, возможность успешного изучения соответствующих естественнонаучных и гуманитарных предметов в среднем звене школы.

6. Краеведческий  принцип обязывает учителя при изучении природы и общественных явлений широко использовать местное окружение, проводить экскурсии на природу, в места трудовой деятельности людей, в краеведческий  и исторический музеи. Все это обеспечивает накопление чувственного опыта и облегчает осознание учебного материала.

В программе представлены следующие ведущие линии.

® Человек как биологическое существо: чем человек отличается от других живых существ, индивидуальность человека, здоровье человека и его образ жизни, для чего нужно знать себя, как узнать себя. Это содержание  программы представлено темами : « Ты – первоклассник», «Мы и вещи» (1 класс);  «Кто  ты такой » (2 класс), «Земля – наш общий дом» (3 класс), «Человек  - биологическое существо» (4 класс)

®Человек и другие люди: может ли человек жить один, как нужно относиться к другим людям, почему  нужно выполнять                       правила культурного поведения. Это содержание представлено темами: «Ты – первоклассник»(1 класс),  «Родная природа» (1класс), «Мы – жители Земли» (2класс), «Земля – наш общий дом» (3 класс), «Человек и общество»  (4 класс).

® Человек и мир природы: что такое природа, может ли человек жить без природы, что дает человеку природа, почему человек должен изучать природу; почему природу нужно беречь и охранять. Это содержание представлено темами: «Родная природа»           (1 класс), «Мы – жители Земли» (2 класс), «Земля – наш общий дом» (3 класс),  «Человек – биологическое существо» (4класс).

® Человек и общество: чем богата и знаменита родная страна, почему гражданин любит свою Родину, что значит любить родную страну, как трудятся , отдыхают, живут люди в родной стране, семья как ячейка общества. Это содержание представлено темами:  «Родная страна» (1класс), «Твоя Родина – Россия» (2 класс), «Как трудились люди в  разные времена» (3 класс), «Человек и общество, в котором он живет» (4класс).

® История родной страны: рождалось и развивалось наше государство, какие важнейшие события произошли в его истории, как развивались экономика, культура, просвещение в нашей стране. Это содержание представлено разделом «Путешествие в прошлое» . который имеется во всех темах программы 2 класса, а также специальными историческими темами: «Каким был человек в разные времена», «Как трудились  люди в разные времена» (3класс), «Человек и общество, в котором он живет» (4класс).

С учетом важности расширения чувственного опыта младших школьников и необходимости связи обучения с жизнью в программе приводится перечень экскурсий и практических работ, доступных детям в этом возрасте. Число  практических работ увеличивается к 4 классу.

«Окружающий мир» - предмет особый.  Его изучение требует использования нетрадиционных форм организации, усиления роли занятий, которые проходят вне класса. Программа предусматривает проведение  уроков обобщения. Цель их – оживить знания школьника, которые он получил не только в данном классе, но и за предыдущие годы обучения, на основе этого систематизировать и обобщать полученные представления, создать стройную картину определенного исторического периода развития нашего государства. Программа рассчитана на четыре года изучения. Распределение по темам условно, учитель по своему усмотрению может изменить соотношение часов.                                 

                       

№ п/п

Темы разделов

Количество  часов

1

Человек – живое существо

13

2

Ты и твое здоровье

12

3

Человек – часть природы

3

4

Человек среди людей

6

5

Родная страна от края  до края

10

6

Человек – творец  культурных ценностей

15

7

Человек – защитник своего Отечества

6

18

Гражданин и государство

3

                                                                       тематическое планирование

№ п/п

Наимено-вание раздела програм-мы

Тема урока

Колич часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовленности учащихся

Домашнее задание

Дата проведения

План         Факт

1

2

3

4

5

6

7

8

1

Человек –

живое существо.

Организм человека. Нервная система.

Головной мозг.

Спинной мозг

Понятие о здоро-вье и факторах, влияющих на него.

1

Ввод

ный

Нервная система. Головной и спинной мозг.

Знать:

-общее представление о строении организма человека;

- основные органы и системы органов человека и их функции.

Учебник, с. 6-8

Р. т. задания 1, 5

2

Двигательная система.

Скелет, кости, мы-шцы

Можно ли уберечься от травм

1

Изуче-ние нового материала

Двигательная система. Скелет, кости, мышцы. Охрана и укрепление

Уметь:

- называть признаки живого организма;

Признаки, характерные для человека;

Подготовить сообщение

о жизни и деятельности

И. М. Сеченева, об открытиях ХХ века

Уч., с. 10-15

3

Пищеварительная система. Как переваривается пища

Предупреждение бытового травматизма

1

Комбини-рован-ный

Знакомство   со

строением пищеварительной системы, ее органами. Значение пищеварительной системы

Правила здорового

 образа жизни.

Уметь:

-различать полезные и вредные привычки;

эмоциональные состояния и чувства окружающих

Учебник, с. 16-17

Р. т., задание 14

4

Дыхательная система

Твои действия при пожаре

Как уберечься от ожогов

1

Изуче-ние нового

Знакомство с системой органов дыхания. Значение дыхательной системы. Защита

органов дыхания

Учебник. С. 19-21 Р. т. ,задание 33

5

 Кровеносная система. Кровь и ее значение.

Сердце –главный  орган кровеносной сис-темы

1

Комбини-рован.

Органы кровеносной системы. Кровь, ее функции

Учебник. С. 22-24

Р. т. ,с. 12 задание 33

6

Система выделения. Кожа и ее строение.

Охрана кожи

Как вести себя на воде

1

Изуче-ние нового

Органы выделения, их роль в организме. Почки – главный орган выделения

Учебник, с.25 -29

7, 8, 9

Как человек

Воспринимает окружающий мир

Изуче-ние нового

Зрение. Как устроен орган зрения. Слух, орган слуха, охрана слуха. Обоняние. Вкус. Осязание. Тренировка органов осязания

Знать правила гигие-ны органов зрения, слуха, о роли органов  вкуса, обоняния в жизни человека

Учебник, с.30-33

П.

Р. т., с.15, задания

10,

11

Мир чувств

Где вода – там и беда

1

Комбини-рован.

Чем человек отличается от машины - робота. От эмоций к чувствам

 Учебник, с.40-45

Кожа. Строение кожи.

 Как «работает» кожа

1

Комбини-рован.

Кожа, ее роль  в

 организме. Защита кожи и правила ухода за ней.

Учебник, с. 27-29

12

Внимание

1

Комбинир

Внимание, память, речь, мышление.

Условия их развития

Знать о психологиче-ских особенностях человека, индивидуальных чертах

Учебник, с. 45-47

13

Память

Где вода – там и беда

1

Комбинир

Уметь выполнять упражнения по трени-ровке памяти

Р. т., с. 16, практическая работа

Учебник, с. 47-48

14, 15, 16

Ты и твое здоровье

Правила здоровой жизни

3

Комби-ниров

Режим дня школьника. Сон и питание

Человек и его здоровье. Правила здорового образа жизни

Учебник, с.50-53,

53-56

57-62

17, 18

Вредные привычки

2

Комбинир

Курение, спиртное, наркотики – опасны для здоровья и жизни

Учебник. С.63-65 Р. т. , с. 17, 19

19, 20

Когда дом становится опасным

1

Комбинир

Огонь – друг и враг человека. Правила пользования электроприборами, газовой плитой, компьютером

Р. т., с.18, задание 51

Уч. С. 66-69,

69-72

21

Опасности на дорогах.

Скорость движения и остановочный путь

1

Изуче-ние нового

Правила дорожного движения. Правила поведения на улицах и дорогах

Экскурсия на перекресток

Учебник, с. 72-74.

Р. т.,  с. 21, задания

22, 23

Если случилась беда

2

Изуче-ние нового

Помощь при травмах. Поведение во время грозы, при встрече с опасными животными. Ядовитые грибы и растения

Уч. С.75-77

78-82.

Р. т., с22, задания

24, 25

Что нужно знать о болезнях

2

Изуче-ние нового

Характеристика распространенных заболеваний, которыми болеют дети. Признаки заболевания. Первая помощь при некоторых заболеваниях

Рассказы детей из личного опыта.

Составление памятки «Первая помощь»

Уч., с. 83-86,

86-88

26

Человек- часть природы

Чем человек отличается от животных

1

Комби-ниров.

Человек  прямоходящий. Человек –  существо разумное и общественное. Человек умеет думать и говорить

Решение логических задач.

Учебник, с. 90-92

Р. т., с. 63, № 24

27,

От рождения до старости

Счастливая пора детства

В детстве не научишься, всю жизнь намучишься

1

Комбинир

Развитие человека от рождения до старости.

Детство. Отрочество. Взрослость. Старость. Условия роста и развития ребенка.

Охрана детства.

Права ребенка

Знать права гражданина в России.

Уметь:

- составлять связный рассказ на темы раздела;

- применять

 в повседневной жизни правила нравственного поведения (в отношении к взрослым, детям, знакомым,  незнакомым)

Учебник, с. 93-97.

Р .т., с.25, задание

65

28

Почему старикам нужна твоя по- мощь

Как стать грамотным пассажиром

1

Комбинир

Человек и его здоровье. Правила здорового образа жизни.

Почему пожилым

Людям нужна помощь

Знать, что такое здоровье, компоненты, его

 составляющие, влияние вредных привычек на организм человека.

Уметь выполнять правила здорового образа жизни

Учебник, с.98-100

29

Человек среди людей

Поговорим о доброте

1

Комбиниров.

«Добрый человек придет, словно свету принесет»

Объяснение крылатых выражений.

Составление памятки «Для доброго человека»

Учебник, с. 102-104

Р. т.,  с. 26, задания 72-74  

30

О справедливости  правдивости, честности

Учись быть пеше-ходом

1

Комбинир

Что такое справедли-вость. Почему нужно быть справедливым. «Правдой и честностью мир стоит»

Работа в группах на основе иллюстративного материала

Учебник, с. 105- 108

31

О трудолюбии.

1

Изуче-ние нового

Почему человек должен трудиться

Р. т., , «Проверь себя сам»

32

О смелости

1

Изуче-ние нового

Что такое смелость. Можно ли воспитывать смелость

Учебник, с.108-112

33, 34

Общение людей

Поездка на элек-тропоезде

Железнодорож-ный переезд

1

Изуче-ние нового материала

Что значит «уметь общаться». Правила общения. Можно ли научиться общаться. Просто ли написать письмо. Правила общения с незнакомыми людьми

Учебник, с. 113-116,

С.120-122

Второе полугодие

35, 36, 37, 38

Родная страна от края до края

Природные зоны России

1

Изуче-ние нового

Почему человек дол-жен знать свою Родину. Природные зоны России: Арктика, тундра

тайга, смешанные леса степь, пустыня, влаж-ные субтропики

Работа с текстами и рубриками учебника. Работа с картой

Учебник, с.7-8

С.9 -14,

С. 14-21

С. 22-28,

 ответить на вопросы

39

Почвы России

Знакомство с подразделением полиции ГИБДД

1

Комбинир

Почва – среда обитания растений и животных. Что такое плодородная почва. Охрана почв России

Демонстрация опытов с почвами, различны-ми по составу

Учебник, с. 29-30

40

Рельефы России

Что делать при чрезвычайных ситуациях на дорогах

1

Изуче-ние нового

Особенности поверхности территории России. Равнины России. Основные горы: Урал, Кавказ

«Путешествие по карте»

Учебник, с. 32-37, ответить

на вопросы.

41

Как возникали и строились города

1

Изуче-ние нового

Как выбиралось место для строительства города. «Кремлевские» города

«Путешествие» по «кремлевским» городам

Учебник, с. 38-44

42

Названия улиц

1

Изуче-ние нового

Почему улицы так называются

Учебник, с. 45-46

43

44

Дружбу водить  - добрым быть

Основные виды травм и первая помощь при них

1

Изуче-ние нового

Россия и ее ближайшие соседи. Япония – страна восходящего солнца. Китай – восточный сосед России. Финляндия и Дания – северные соседи России. Особен-ности природы, экономики, культуры стран – соседей России

Уметь:

- узнавать по тексту, к какому времени относится это событие;

-составлять связный рассказ на темы раздела

Учебник, с.46-48,

49-54

 читать и

пересказывать текст. Сообщение.

45

Человек – творец культур-ных ценнос-тей

О письменности

Осторожно – электричество!

1

Изуче-ние нового

Что такое культура. Как возникла письменность Солунские братья Кирилл и Мефодий, значение их труда для развития грамотности и культуры славянского народа  

Уметь:

- находить

дополнительный материал к теме урока, используя книги, интернет;

Учебник, с.56-61, ответить на вопросы

46

Образование – часть культуры человека

Мы и животные

1

Изуче-ние нового

Современное общество – образованных людей. Открытие на Руси первых школ и появление первых книг. Владимир Мономах и его «Поучение»

Учебник, с.62-65, задание на с. 66

47, 48

Образование в эпоху Петра 1 и после его правления

2

Изуче-ние нового

Открытие начальных школ в России. Первая школа для моряков. Предметы, которые изучались в начальных школах. Первые университеты

-участвовать

в обсуждении, высказывать свою точку зрения

Учебник, с. 67-70,

71-75

49-50

Русское искусство до 18 века

Уступи змее до-рогу

Когда кусаются насекомые

2

Комбини-рован-ный

Знакомство  с

 особенностями архитектуры Древней Руси. Памятники архитектуры Древней Руси. Знакомство с деятельностью князя Владимира Мономаха и его «Поучением». Расширение знаний о художественных ремеслах Древней Руси и об истории русского искусства и культуры, о русских мастерах

Искусство – часть культуры общества. Архитектура храмов, церквей, соборов. Художественные ремесла на Руси. Музыка и театр

Учебник, с. 75-80,

81-84 читать

и пересказывать тексты

 

51, 52

Искусство в Рос-сии 18 века

Овощи и фрукты  самые витаминные продукты

2

Урок фанта-зии-рова-ния

Русская архитектура 18 века: Зимний дворец, Петровский  путевой  дворец, Петродворец, Кижи и др. выдающиеся русские художники 18 века. Особенности русской живописи 18 века. Открытие в России государственного публичного театра

Знать о русской архитектуре 18 века, выдающихся художников 18 века

Учебник, с. 85-88

90-92,

 читать и ответить на вопросы.

Р. т.,

с. 14, задание 32

53, 54, 55, 56, 57

Золотой век рус-ской культуры

5

Интег-ри-рован-ный

Небывалый расцвет русской литературы и искусства 19 века. Гений А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого.

Русская музыка 19 века, композиторы,  ее создавшие. Художники - передвижники

Иметь представление о «золотом веке» культуры.

Знать имена великих отечественных писателей и поэтов

Учебник, с. 92-96,

96-101,

102-106,

106-111,

111-114

 читать и

пересказывать тексты, ответить на вопросы

58, 59

Искусство России 20 века

2

Комбини-рован-ный

Наиболее значительные достижения отечественного искусства  ХХ века

Учебник, с. 115-120

Р. т.,

с. 17, задания 43-44

60

Человек – защитник своего Отечества

Борьба славян с половцами

1

Интег-ри-рован-нный

Почему люди воюют. Войны славян в Х1 веке. Владимир Мономах и объединение русских для борьбы с половцами. Представление о кочевниках

Уметь раскрывать причины отдельных событий в жизни страны и даты основных войн в истории России, узнавать по тексту, к какому времени

Учебник, с.122-123, ответить

на вопросы

61

Войны со шведа-ми и немецкими рвцарями

1

Комби-ниров.

Военная ситуация на Руси 18 века. Победа над шведами. Князь Александр Ярославич (Невский) и его роль  в победе на Чудском озере

относится  это собы-тие, составлять связ-ный рассказ на темы раздела, работать с географической и исторической карта-ми,

Учебник, с. 124-125

62

Куликовская битва

1

Комбини- рован-ный

Монгольское иго на Руси. Начало борьбы с Золотой Ордой. Дмитрий Донской и Куликовская битва

выполнять задания на контурной карте, представленные в рабочей тетради

Учебник, с. 126-128

63

1812 год

1

Комбини-рован-ный

Война России с армией Наполеона. Бородинское сражение Сдача Москвы. План Кутузова

Уметь рассказывать о событиях, подвигах, сражениях русского народа в разные исторические периоды

Учебник, с.128-129 , ответить на вопросы

64, 65

Великая Отечественная война

1

Комбини-рован-ный

Главные битвы совет-ской армии с фашиста-ми. Помощь тыла

Знать памятники Славы в нашем селе. Ордена и медали ВОВ

Учебник, с. 130-134.

134-138.

 Ответить на вопросы

66,

67

Гражда-нин и государ-ство

Мы – граждане Российского государства

2

Комби-ниров.

Мы живем в Россий-ской Федерации. Госу-дарственное устройст-во. Права и обязаннос-ти гражданина России. Символы России. Государственный язык России

Уметь называть права и обязанности граж-данина России, составлять связный рассказ на темы раздела, работать с географической картой.

Знать и выполнять права и обязанности граждан

Учебник, с. 140-142.

С. 143-146

68

Резерв

Экскурсия в природу

1

                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы в 3 классе УМК "Планета знаний". Пояснительная записка + календарно- тематическое планирование на год

Рабочие программы УМК Планета знаний" 3 класс. В материале представлено календарно-тематическое планирование по всем предметам: русский язык, математика, окружающий мир, чтение, музыка, изобразительно...

Пояснительная записка к тематическому планированию по окружающему миру, 3 класс

Рабочая программа по окружающему миру составлена  на основе: федерального образовательного стандарта для начального общего образования по окружающему миру в образовательных учреждениях...

Пояснительная записка и тематическое планирование по окружающему миру в 4 классе по программе "Школа 21 века"

Рабочая программа по окружающемму миру в 4 классе по программе "Школа 21 века" Виноградовой.      Пояснительная  записка по окружающему миру и ОБЖ....

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ТЕМАТИЧЕСКОМУ ПЛАНИРОВАНИЮ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 2–4 КЛАССОВ

Тематическое планирование составлено на основе примерной программы основного (общего) образования по английскому языку М. З. Биболетовой и Н. Н. Трубаневой, включающей в себя компонент государственног...

Пояснительная записка. Календарно-тематическое планирование ФГОС. Окружающий мир 1 класс А.А. Плешаков.

Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" ФГОС 1 класс А.А. Плешаков. Пояснительная записка, календарно-тематическое планирование....

Пояснительная записка и тематическое планирование по математике 4 класс УМК "Школа 2100"

Материал содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование и литературу....