Пояснительная записка и тематическое планирование по окружающему миру в 4 классе по программе "Школа 21 века"
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) по теме
Рабочая программа по окружающемму миру в 4 классе по программе "Школа 21 века" Виноградовой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyas._zapiska_i_tem._planir._po_okr._miru_v_4_klasse.doc | 159.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Основные требования к уровню подготовки учащихся 4 класса
Называть (приводить примеры):
- признаки живого организма; признаки, характерные для человека (в отличие от животных);
- основные органы и системы органов человека и их функции;
- правила здорового образа жизни;
- права гражданина и ребенка в России;
- основных правителей российского государства (князь, первый царь, первый и последний императоры);
- народы, населяющие Россию.
Различать (соотносить):
- год и век, арабские и римские цифры;
- искусственные тела (изделия) и тела природы;
- полезные и вредные привычки;
- эмоциональные состояния и чувства окружающих (страх, радость и др.);
- события, персоналии и их принадлежность конкретной исторической эпохе (Древняя Русь, Московская Русь, Россия, современная Россия).
Решать задачи в учебных и бытовых ситуациях:
- раскрывать значение нервной, опорно-двигательной, пищеварительной, кровеносной систем, органов человека;
- применять правила здорового образа жизни в самостоятельной повседневной деятельности (уход за зубами, защита органов дыхания, органов чувств, двигательный режим и др.);
- раскрывать причины отдельных событий в жизни страны, причины возникновения войн и даты основных войн в истории России;
- узнавать по тексту, к какому времени относится это событие (я соответствии с программой);
- составлять связный рассказ на следующие темы: «Человек — биологическое существо», «Как быть здоровым», «Как развить свою память», «Если случилась беда», «Чем человек отличается от животных», «Какими были школа и образование в разные исторические времена», «Родной край»;
- объяснять значение понятий «человек — живой организм», «здоровый образ жизни», «вредные привычки», «государство», «права ребенка»;
- в повседневной жизни применять правила нравственного поведения (в отношении к взрослым, детям, знакомым и незнакомым);
- работать с географической и исторической картами; выполнять задания па контурной карте, представленные в рабочей тетради.
Требования к уровню подготовки детей, оканчивающих начальную школу по окружающему миру
знать/понимать:
- название нашей планеты,
- родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся; родного города (села);
- государственную символику России; государственные праздники;
- основные (легко определяемые) свойства воздуха, воды;
- общие условия, необходимые для жизни живых организмов
- правила сохранения и укрепления здоровья;
- основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе);
уметь:
- определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);
- различать объекты природы и изделия: объекты неживой и живой природы;
- различать части растения, отображать их на рисунке (схеме); приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2-3 представителя из изученных): раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;
- показывать на карте и глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без указания названий); границы России, некоторые города России (родной город, столицу, 1-2 города);
- описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;
- ориентирования на местности с помощью компаса; определения температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра;
- установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе: ухода за растениями (животными);
- выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;
- оценки воздействия человека на природу,
- выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране;
удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информаци
Пояснительная записка по окружающему миру и ОБЖ.
Количество часов в неделю- 2ч.
Всего часов- 68ч.
. плановые контрольные работы- 2
Рабочая программа курса «Окружающий мир» разработана на основе следующих документов: Примерные программы по . учебным предметам. Стандарты второго поколения. Начальная школа. В 2-х частях. Москва. «Просвещение», 2010 г.
Программа обеспечена следующим методическим комплектом: Виноградова, Н. Ф. и др. Окружающий мир: учебник, 4 класс, в 2 частях, - М., Вентана-Граф, 2010. Виноградова, Н. Ф. Поглазова О.Т. Учимся познавать мир, рабочие тетради к учебнику.- М., Вентана- Граф, 2010.
Т.Н. Максимова. Поурочные разработки по основам безопасности жизнедеятельности. 4 класс. Москва. «Вако». 2008 г.
Предлагаемая программа отражает один из возможных вариантов раскрытия государственных стандартов начального образования в образовательной области «Окружающий мир» и предназначена для начальной школы любого типа. Особое значение изучения этой образовательной области состоит в формировании целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, его биологическую и социальную сущность. Особенностью программы является включение знаний, которые способствуют познанию самого себя, расширяют представления о психической природе человека. Основная цель предмета – формирование социального опыта школьника, осознания элементарного взаимодействия в системе «человек – природа – общество», воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней; понимание своей индивидуальности, способностей и возможностей. «Окружающий мир» - предмет интегрированный. При его изучении младший школьник : ® устанавливает более тесные связи между познанием природы и социальной жизни, понимает взаимозависимости в системе «человек – природа – общество». ® осознает необходимость выполнения правил поведения, сущность нравственно- эстетических установок, получает начальные навыки экологической культуры; ® подходит к пониманию себя как индивидуальности, своих способностей и возможностей, осознает возможность изменять себя , понимает важность здорового образа жизни; ®подготавливает к изучению базовых предметов в основной школе.
Образовательная функция предмета заключается в формировании разнообразных представлений о природе, человеке и обществе, элементарной ориентировке в доступных естественнонаучных , обществоведческих, исторических понятиях, развитии целостного восприятия окружающего мира. Реализация развивающей функции обеспечивает осознание отдельных ( доступных для понимания) связей и социальном мире, психическое и личностное развитие школьника, формирование предпосылок научного мировоззрения. Обеспечивается формирование общенаучных умений – выделять существенные и несущественные признаки объекта, сравнивать, обобщать, классифицировать , понимать главную мысль научного текста, осознавать, что любое событие происходит во времени и пространстве, фиксировать результаты наблюдений. Развивающая функция предмета предполагает и формирование элементарной эрудиции ребенка, его общей культуры, овладение знаниями, превышающими минимум содержания образования. Воспитывающая функция включает решение задач социализации ребенка, принятие им гуманистических норм существования в среде обитания, воспитание эмоционально-положительного взгляда на мир, формирование нравственных и эстетических чувств. В основе построения курса лежат следующие принципы:
1. Принцип интеграции – соотношение между естественнонаучными знаниями и знаниями, отражающими различные виды человеческой деятельности и систему общественных отношений. Реализация этого принципа особенно важна по следующим причинам: во первых, она дает возможность учесть одну из важнейших психологических особенностей младшего школьника – целостность, нерасчлененность восприятия окружающего мира, во вторых, обеспечивает познание отдельных сторон действительности в их взаимосвязи.
2. Педоцентрический принцип определяет отбор наиболее актуальных для ребенка этого возраста знаний, необходимых для индивидуального психического и личностного развития, а также последующего обучения; предоставление каждому школьнику возможности удовлетворить свои познавательные интересы, проявить свои склонности и таланты. Актуализация знаний предполагает их отбор с учетом специфики социальных ролей данной возрастной категории, социально-значимых качеств, обеспечивающих успешное взаимодействие с различными сторонами действительности.
3. Культурологический принцип понимается как обеспечение широкого эрудиционнного фона обучения, что дает возможность развивать общую культуру школьника, его возрастную эрудицию. Именно поэтому большое внимание в программе и учебниках уделяется общекультурным сведениям – о творческой деятельности людей. Научных открытиях, литературы, архитектуре, искусстве, великих ученых, деятелях искусства. В программе 3-4 классов для реализации этого принципа введен специальный раздел «Расширение кругозора школьников».
4. Необходимость принципа экологизации предмета определяется социальной значимостью решения задачи экологического образования младшего школьника при ознакомлении его с окружающим миром. Этот принцип реализуется через формирование у школьника элементарного умения предвидеть последствия своего поведения, сравнивать свои действия с установленными нормами поведения в окружающей среде. При этом действие принципа распространяется на отношение человека не только к природным объектам, но и к другим людям.
5. Принцип поступательности обеспечивает постепенность , последовательность и перспективность обучения, возможность успешного изучения соответствующих естественнонаучных и гуманитарных предметов в среднем звене школы.
6. Краеведческий принцип обязывает учителя при изучении природы и общественных явлений широко использовать местное окружение, проводить экскурсии на природу, в места трудовой деятельности людей, в краеведческий и исторический музеи. Все это обеспечивает накопление чувственного опыта и облегчает осознание учебного материала.
В программе представлены следующие ведущие линии.
® Человек как биологическое существо: чем человек отличается от других живых существ, индивидуальность человека, здоровье человека и его образ жизни, для чего нужно знать себя, как узнать себя. Это содержание программы представлено темами : « Ты – первоклассник», «Мы и вещи» (1 класс); «Кто ты такой » (2 класс), «Земля – наш общий дом» (3 класс), «Человек - биологическое существо» (4 класс)
®Человек и другие люди: может ли человек жить один, как нужно относиться к другим людям, почему нужно выполнять правила культурного поведения. Это содержание представлено темами: «Ты – первоклассник»(1 класс), «Родная природа» (1класс), «Мы – жители Земли» (2класс), «Земля – наш общий дом» (3 класс), «Человек и общество» (4 класс).
® Человек и мир природы: что такое природа, может ли человек жить без природы, что дает человеку природа, почему человек должен изучать природу; почему природу нужно беречь и охранять. Это содержание представлено темами: «Родная природа» (1 класс), «Мы – жители Земли» (2 класс), «Земля – наш общий дом» (3 класс), «Человек – биологическое существо» (4класс).
® Человек и общество: чем богата и знаменита родная страна, почему гражданин любит свою Родину, что значит любить родную страну, как трудятся , отдыхают, живут люди в родной стране, семья как ячейка общества. Это содержание представлено темами: «Родная страна» (1класс), «Твоя Родина – Россия» (2 класс), «Как трудились люди в разные времена» (3 класс), «Человек и общество, в котором он живет» (4класс).
® История родной страны: рождалось и развивалось наше государство, какие важнейшие события произошли в его истории, как развивались экономика, культура, просвещение в нашей стране. Это содержание представлено разделом «Путешествие в прошлое» . который имеется во всех темах программы 2 класса, а также специальными историческими темами: «Каким был человек в разные времена», «Как трудились люди в разные времена» (3класс), «Человек и общество, в котором он живет» (4класс).
С учетом важности расширения чувственного опыта младших школьников и необходимости связи обучения с жизнью в программе приводится перечень экскурсий и практических работ, доступных детям в этом возрасте. Число практических работ увеличивается к 4 классу.
«Окружающий мир» - предмет особый. Его изучение требует использования нетрадиционных форм организации, усиления роли занятий, которые проходят вне класса. Программа предусматривает проведение уроков обобщения. Цель их – оживить знания школьника, которые он получил не только в данном классе, но и за предыдущие годы обучения, на основе этого систематизировать и обобщать полученные представления, создать стройную картину определенного исторического периода развития нашего государства. Программа рассчитана на четыре года изучения. Распределение по темам условно, учитель по своему усмотрению может изменить соотношение часов.
№ п/п | Темы разделов | Количество часов |
1 | Человек – живое существо | 13 |
2 | Ты и твое здоровье | 12 |
3 | Человек – часть природы | 3 |
4 | Человек среди людей | 6 |
5 | Родная страна от края до края | 10 |
6 | Человек – творец культурных ценностей | 15 |
7 | Человек – защитник своего Отечества | 6 |
18 | Гражданин и государство | 3 |
тематическое планирование
№ п/п | Наимено-вание раздела програм-мы | Тема урока | Колич часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовленности учащихся | Домашнее задание | Дата проведения План Факт | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | ||||||||||
1 | Человек – живое существо. | Организм человека. Нервная система. Головной мозг. Спинной мозг Понятие о здоро-вье и факторах, влияющих на него. | 1 | Ввод ный | Нервная система. Головной и спинной мозг. | Знать: -общее представление о строении организма человека; - основные органы и системы органов человека и их функции. | Учебник, с. 6-8 Р. т. задания 1, 5 | ||||||||||
2 | Двигательная система. Скелет, кости, мы-шцы Можно ли уберечься от травм | 1 | Изуче-ние нового материала | Двигательная система. Скелет, кости, мышцы. Охрана и укрепление | Уметь: - называть признаки живого организма; Признаки, характерные для человека; | Подготовить сообщение о жизни и деятельности И. М. Сеченева, об открытиях ХХ века Уч., с. 10-15 | |||||||||||
3 | Пищеварительная система. Как переваривается пища Предупреждение бытового травматизма | 1 | Комбини-рован-ный | Знакомство со строением пищеварительной системы, ее органами. Значение пищеварительной системы | Правила здорового образа жизни. Уметь: -различать полезные и вредные привычки; эмоциональные состояния и чувства окружающих | Учебник, с. 16-17 Р. т., задание 14 | |||||||||||
4 | Дыхательная система Твои действия при пожаре Как уберечься от ожогов | 1 | Изуче-ние нового | Знакомство с системой органов дыхания. Значение дыхательной системы. Защита органов дыхания | Учебник. С. 19-21 Р. т. ,задание 33 | ||||||||||||
5 | Кровеносная система. Кровь и ее значение. Сердце –главный орган кровеносной сис-темы | 1 | Комбини-рован. | Органы кровеносной системы. Кровь, ее функции | Учебник. С. 22-24 Р. т. ,с. 12 задание 33 | ||||||||||||
6 | Система выделения. Кожа и ее строение. Охрана кожи Как вести себя на воде | 1 | Изуче-ние нового | Органы выделения, их роль в организме. Почки – главный орган выделения | Учебник, с.25 -29 | ||||||||||||
7, 8, 9 | Как человек Воспринимает окружающий мир | Изуче-ние нового | Зрение. Как устроен орган зрения. Слух, орган слуха, охрана слуха. Обоняние. Вкус. Осязание. Тренировка органов осязания | Знать правила гигие-ны органов зрения, слуха, о роли органов вкуса, обоняния в жизни человека | Учебник, с.30-33 П. Р. т., с.15, задания | ||||||||||||
10, 11 | Мир чувств Где вода – там и беда | 1 | Комбини-рован. | Чем человек отличается от машины - робота. От эмоций к чувствам | Учебник, с.40-45 | Кожа. Строение кожи. Как «работает» кожа | 1 | Комбини-рован. | Кожа, ее роль в организме. Защита кожи и правила ухода за ней. | Учебник, с. 27-29 | |||||||
12 | Внимание | 1 | Комбинир | Внимание, память, речь, мышление. Условия их развития | Знать о психологиче-ских особенностях человека, индивидуальных чертах | Учебник, с. 45-47 | |||||||||||
13 | Память Где вода – там и беда | 1 | Комбинир | Уметь выполнять упражнения по трени-ровке памяти | Р. т., с. 16, практическая работа Учебник, с. 47-48 | ||||||||||||
14, 15, 16 | Ты и твое здоровье | Правила здоровой жизни | 3 | Комби-ниров | Режим дня школьника. Сон и питание | Человек и его здоровье. Правила здорового образа жизни | Учебник, с.50-53, 53-56 57-62 | ||||||||||
17, 18 | Вредные привычки | 2 | Комбинир | Курение, спиртное, наркотики – опасны для здоровья и жизни | Учебник. С.63-65 Р. т. , с. 17, 19 | ||||||||||||
19, 20 | Когда дом становится опасным | 1 | Комбинир | Огонь – друг и враг человека. Правила пользования электроприборами, газовой плитой, компьютером | Р. т., с.18, задание 51 Уч. С. 66-69, 69-72 | ||||||||||||
21 | Опасности на дорогах. Скорость движения и остановочный путь | 1 | Изуче-ние нового | Правила дорожного движения. Правила поведения на улицах и дорогах | Экскурсия на перекресток | Учебник, с. 72-74. Р. т., с. 21, задания | |||||||||||
22, 23 | Если случилась беда | 2 | Изуче-ние нового | Помощь при травмах. Поведение во время грозы, при встрече с опасными животными. Ядовитые грибы и растения | Уч. С.75-77 78-82. Р. т., с22, задания | ||||||||||||
24, 25 | Что нужно знать о болезнях | 2 | Изуче-ние нового | Характеристика распространенных заболеваний, которыми болеют дети. Признаки заболевания. Первая помощь при некоторых заболеваниях | Рассказы детей из личного опыта. Составление памятки «Первая помощь» | Уч., с. 83-86, 86-88 | |||||||||||
26 | Человек- часть природы | Чем человек отличается от животных | 1 | Комби-ниров. | Человек прямоходящий. Человек – существо разумное и общественное. Человек умеет думать и говорить | Решение логических задач. | Учебник, с. 90-92 Р. т., с. 63, № 24 | ||||||||||
27, | От рождения до старости | Счастливая пора детства В детстве не научишься, всю жизнь намучишься | 1 | Комбинир | Развитие человека от рождения до старости. Детство. Отрочество. Взрослость. Старость. Условия роста и развития ребенка. Охрана детства. Права ребенка | Знать права гражданина в России. Уметь: - составлять связный рассказ на темы раздела; - применять в повседневной жизни правила нравственного поведения (в отношении к взрослым, детям, знакомым, незнакомым) | Учебник, с. 93-97. Р .т., с.25, задание 65 | ||||||||||
28 | Почему старикам нужна твоя по- мощь Как стать грамотным пассажиром | 1 | Комбинир | Человек и его здоровье. Правила здорового образа жизни. Почему пожилым Людям нужна помощь | Знать, что такое здоровье, компоненты, его составляющие, влияние вредных привычек на организм человека. Уметь выполнять правила здорового образа жизни | Учебник, с.98-100 | |||||||||||
29 | Человек среди людей | Поговорим о доброте | 1 | Комбиниров. | «Добрый человек придет, словно свету принесет» | Объяснение крылатых выражений. Составление памятки «Для доброго человека» | Учебник, с. 102-104 Р. т., с. 26, задания 72-74 | ||||||||||
30 | О справедливости правдивости, честности Учись быть пеше-ходом | 1 | Комбинир | Что такое справедли-вость. Почему нужно быть справедливым. «Правдой и честностью мир стоит» | Работа в группах на основе иллюстративного материала | Учебник, с. 105- 108 | |||||||||||
31 | О трудолюбии. | 1 | Изуче-ние нового | Почему человек должен трудиться | Р. т., , «Проверь себя сам» | ||||||||||||
32 | О смелости | 1 | Изуче-ние нового | Что такое смелость. Можно ли воспитывать смелость | Учебник, с.108-112 | ||||||||||||
33, 34 | Общение людей Поездка на элек-тропоезде Железнодорож-ный переезд | 1 | Изуче-ние нового материала | Что значит «уметь общаться». Правила общения. Можно ли научиться общаться. Просто ли написать письмо. Правила общения с незнакомыми людьми | Учебник, с. 113-116, С.120-122 | ||||||||||||
Второе полугодие | |||||||||||||||||
35, 36, 37, 38 | Родная страна от края до края | Природные зоны России | 1 | Изуче-ние нового | Почему человек дол-жен знать свою Родину. Природные зоны России: Арктика, тундра тайга, смешанные леса степь, пустыня, влаж-ные субтропики | Работа с текстами и рубриками учебника. Работа с картой | Учебник, с.7-8 С.9 -14, С. 14-21 С. 22-28, ответить на вопросы | ||||||||||
39 | Почвы России Знакомство с подразделением полиции ГИБДД | 1 | Комбинир | Почва – среда обитания растений и животных. Что такое плодородная почва. Охрана почв России | Демонстрация опытов с почвами, различны-ми по составу | Учебник, с. 29-30 | |||||||||||
40 | Рельефы России Что делать при чрезвычайных ситуациях на дорогах | 1 | Изуче-ние нового | Особенности поверхности территории России. Равнины России. Основные горы: Урал, Кавказ | «Путешествие по карте» | Учебник, с. 32-37, ответить на вопросы. | |||||||||||
41 | Как возникали и строились города | 1 | Изуче-ние нового | Как выбиралось место для строительства города. «Кремлевские» города | «Путешествие» по «кремлевским» городам | Учебник, с. 38-44 | |||||||||||
42 | Названия улиц | 1 | Изуче-ние нового | Почему улицы так называются | Учебник, с. 45-46 | ||||||||||||
43 44 | Дружбу водить - добрым быть Основные виды травм и первая помощь при них | 1 | Изуче-ние нового | Россия и ее ближайшие соседи. Япония – страна восходящего солнца. Китай – восточный сосед России. Финляндия и Дания – северные соседи России. Особен-ности природы, экономики, культуры стран – соседей России | Уметь: - узнавать по тексту, к какому времени относится это событие; -составлять связный рассказ на темы раздела | Учебник, с.46-48, 49-54 читать и пересказывать текст. Сообщение. | |||||||||||
45 | Человек – творец культур-ных ценнос-тей | О письменности Осторожно – электричество! | 1 | Изуче-ние нового | Что такое культура. Как возникла письменность Солунские братья Кирилл и Мефодий, значение их труда для развития грамотности и культуры славянского народа | Уметь: - находить дополнительный материал к теме урока, используя книги, интернет; | Учебник, с.56-61, ответить на вопросы | ||||||||||
46 | Образование – часть культуры человека Мы и животные | 1 | Изуче-ние нового | Современное общество – образованных людей. Открытие на Руси первых школ и появление первых книг. Владимир Мономах и его «Поучение» | Учебник, с.62-65, задание на с. 66 | ||||||||||||
47, 48 | Образование в эпоху Петра 1 и после его правления | 2 | Изуче-ние нового | Открытие начальных школ в России. Первая школа для моряков. Предметы, которые изучались в начальных школах. Первые университеты | -участвовать в обсуждении, высказывать свою точку зрения | Учебник, с. 67-70, 71-75 | |||||||||||
49-50 | Русское искусство до 18 века Уступи змее до-рогу Когда кусаются насекомые | 2 | Комбини-рован-ный | Знакомство с особенностями архитектуры Древней Руси. Памятники архитектуры Древней Руси. Знакомство с деятельностью князя Владимира Мономаха и его «Поучением». Расширение знаний о художественных ремеслах Древней Руси и об истории русского искусства и культуры, о русских мастерах | Искусство – часть культуры общества. Архитектура храмов, церквей, соборов. Художественные ремесла на Руси. Музыка и театр | Учебник, с. 75-80, 81-84 читать и пересказывать тексты
| |||||||||||
51, 52 | Искусство в Рос-сии 18 века Овощи и фрукты самые витаминные продукты | 2 | Урок фанта-зии-рова-ния | Русская архитектура 18 века: Зимний дворец, Петровский путевой дворец, Петродворец, Кижи и др. выдающиеся русские художники 18 века. Особенности русской живописи 18 века. Открытие в России государственного публичного театра | Знать о русской архитектуре 18 века, выдающихся художников 18 века | Учебник, с. 85-88 90-92, читать и ответить на вопросы. Р. т., с. 14, задание 32 | |||||||||||
53, 54, 55, 56, 57 | Золотой век рус-ской культуры | 5 | Интег-ри-рован-ный | Небывалый расцвет русской литературы и искусства 19 века. Гений А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого. Русская музыка 19 века, композиторы, ее создавшие. Художники - передвижники | Иметь представление о «золотом веке» культуры. Знать имена великих отечественных писателей и поэтов | Учебник, с. 92-96, 96-101, 102-106, 106-111, 111-114 читать и пересказывать тексты, ответить на вопросы | |||||||||||
58, 59 | Искусство России 20 века | 2 | Комбини-рован-ный | Наиболее значительные достижения отечественного искусства ХХ века | Учебник, с. 115-120 Р. т., с. 17, задания 43-44 | ||||||||||||
60 | Человек – защитник своего Отечества | Борьба славян с половцами | 1 | Интег-ри-рован-нный | Почему люди воюют. Войны славян в Х1 веке. Владимир Мономах и объединение русских для борьбы с половцами. Представление о кочевниках | Уметь раскрывать причины отдельных событий в жизни страны и даты основных войн в истории России, узнавать по тексту, к какому времени | Учебник, с.122-123, ответить на вопросы | ||||||||||
61 | Войны со шведа-ми и немецкими рвцарями | 1 | Комби-ниров. | Военная ситуация на Руси 18 века. Победа над шведами. Князь Александр Ярославич (Невский) и его роль в победе на Чудском озере | относится это собы-тие, составлять связ-ный рассказ на темы раздела, работать с географической и исторической карта-ми, | Учебник, с. 124-125 | |||||||||||
62 | Куликовская битва | 1 | Комбини- рован-ный | Монгольское иго на Руси. Начало борьбы с Золотой Ордой. Дмитрий Донской и Куликовская битва | выполнять задания на контурной карте, представленные в рабочей тетради | Учебник, с. 126-128 | |||||||||||
63 | 1812 год | 1 | Комбини-рован-ный | Война России с армией Наполеона. Бородинское сражение Сдача Москвы. План Кутузова | Уметь рассказывать о событиях, подвигах, сражениях русского народа в разные исторические периоды | Учебник, с.128-129 , ответить на вопросы | |||||||||||
64, 65 | Великая Отечественная война | 1 | Комбини-рован-ный | Главные битвы совет-ской армии с фашиста-ми. Помощь тыла | Знать памятники Славы в нашем селе. Ордена и медали ВОВ | Учебник, с. 130-134. 134-138. Ответить на вопросы | |||||||||||
66, 67 | Гражда-нин и государ-ство | Мы – граждане Российского государства | 2 | Комби-ниров. | Мы живем в Россий-ской Федерации. Госу-дарственное устройст-во. Права и обязаннос-ти гражданина России. Символы России. Государственный язык России | Уметь называть права и обязанности граж-данина России, составлять связный рассказ на темы раздела, работать с географической картой. Знать и выполнять права и обязанности граждан | Учебник, с. 140-142. С. 143-146 | ||||||||||
68 | Резерв | Экскурсия в природу | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы в 3 классе УМК "Планета знаний". Пояснительная записка + календарно- тематическое планирование на год
Рабочие программы УМК Планета знаний" 3 класс. В материале представлено календарно-тематическое планирование по всем предметам: русский язык, математика, окружающий мир, чтение, музыка, изобразительно...
УМК "Планета знаний". Литературное чтение. 2 класс. Э.Э. Кац. Рабочая программа: пояснительная записка, учебно-тематический план, содержание, планируемые результаты, система оценивания.
УМК "Планета знаний". Рабочая программа по литературному чтению. 2 класс...
Пояснительная записка к тематическому планированию по окружающему миру, 3 класс
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе: федерального образовательного стандарта для начального общего образования по окружающему миру в образовательных учреждениях...
Пояснительная записка и тематическое планирование по окружающему миру в 4 классе по программе "Школа 21 века"
Рабочая программа по окружающемму миру в 4 классе по программе "Школа 21 века" Виноградовой. Пояснительная записка по окружающему миру и ОБЖ....
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ТЕМАТИЧЕСКОМУ ПЛАНИРОВАНИЮ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 2–4 КЛАССОВ
Тематическое планирование составлено на основе примерной программы основного (общего) образования по английскому языку М. З. Биболетовой и Н. Н. Трубаневой, включающей в себя компонент государственног...
Пояснительная записка. Календарно-тематическое планирование ФГОС. Окружающий мир 1 класс А.А. Плешаков.
Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" ФГОС 1 класс А.А. Плешаков. Пояснительная записка, календарно-тематическое планирование....
Пояснительная записка и тематическое планирование по математике 4 класс УМК "Школа 2100"
Материал содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование и литературу....