Пояснительная записка к тематическому планированию по окружающему миру, 3 класс
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (3 класс) на тему
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе:
- федерального образовательного стандарта для начального общего образования по окружающему миру в образовательных учреждениях;
- примерной программы начального общего образования по окружающему миру (базовый уровень);
- авторской программы по курсу «Окружающий мир» А. А. Вахрушева;
- учебного плана ГБОУ СОШ № 99 на 2013-2014 учебный год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska_k_tematicheskomu_planirovaniyu_po_okruzhayushchemu_miru_3_klass.docx | 31.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе:
- федерального образовательного стандарта для начального общего образования по окружающему миру в образовательных учреждениях;
- примерной программы начального общего образования по окружающему миру (базовый уровень);
- авторской программы по курсу «Окружающий мир» А. А. Вахрушева;
- учебного плана ГБОУ СОШ № 99 на 2013-2014 учебный год.
Программное и учебно-методическое обеспечение курса:
1.Учебник «Окружающий мир», 3 класс:
*«Обитатели Земли», 1 ч.- авторы А. А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, О. В. Бурский, А. С. Раутиан – М.: Баласс : 2013;
*«Моё Отечество») , 2 ч.- авторы А. А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, Е.В. Сизова, С.В. Тырин–
М. : Баласс : 2013.
2. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир»:
*«Обитатели Земли», 3 класс, авторы А. А. Вахрушев, О. В. Бурский, А. С. Раутиан– М.: Баласс: 2013.;
*«Моё Отечество», 3 класс, авторы Д.Д. Данилов, Е.В. Сизова, С.С. Кузнецова–
М.: Баласс : 2013.
3. Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир». 3класс:
*«Обитатели Земли», - авторы А. А. Вахрушев, О. В. Бурский, О.А. Родыгина –М.: Баласс: 2013;
*«Моё Отечество»,- авторы Е.В. Сизова, Н.А.Харитонова М.: Баласс: 2013;
4. Окружающий мир. 3 класс, метод. рекомендации для учителя:
*«Обитатели Земли», - авторы А.А. Вахрушев, О.А. Родыгина –М.: Баласс: 2013;
*«Моё Отечество»,- авторы Е.В. Сизова, Д.Д.Данилов, М.Е. Турчина - М.: Баласс: 2013.
На изучение курса «Окружающий мир» в 3 классе отводится:
всего: 68 часов в учебный год (2 часа в неделю)
В том числе на:
*написание проверочных работ - 19 (15 и 4) часов;
*написание контрольных работ – 4 (2 и 2) ч.
Общая характеристика учебного предмета
Курс «Окружающий мир» на базе умений, полученных на уроках чтения, русского языка и математики, приучает детей к целостному интегрированному рациональному (умопостигаемому) пониманию окружающего мира, готовит их к освоению знаний в основной школе, а в отношении развития личности, её воспитания играет не меньшую, если не большую роль по сравнению с остальными предметами.
Курс «Окружающий мир» - это основы естественных и социальных наук. Цель курса окружающего мира в начальной школе – осмысление личного опыта и приучение детей к рациональному постижению мира.
Несистематизированные отрывочные знания можно использовать лишь для той цели, для которой они предназначены. В современном быстро меняющемся мире перед человеком встаёт множество неожиданных, новых задач, к которым невозможно подготовиться заранее. В неожиданной ситуации может быть полезна целостная система знаний, а ещё в большей степени- сформирование умение постоянно систематизировать приобретаемую информацию и обнаруживать новые связи и отношения. Наука - это образцовый пример системы знаний, построенный на рациональной основе.
Знакомство с началом наук даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми. Курс «Окружающий мир» создаёт фундамент значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознанию, истории. Это первый и единственный курс в школе, рисующий широкую палитру природных и общественных явлений. В дальнейшем этот материал будет изучаться на различных предметах. В связи с этим именно в рамках данного курса удаётся решать проблемы, например, экологического образования и воспитания.
Курс «Окружающий мир» также помогает ученику в формировании личностного воспитания, эмоционального, оценочного отношения к этому миру.
Окружающий мир как учебный предмет несет в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, их познавательные интересы и способности; создаются условия для самопознания и саморазвития ребенка.
Знания, формируемые в рамках данного учебного предмета, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью младшего школьника.
Особенностями содержания этого учебного предмета являются: интегрированный характер предъявления естественнонаучных и обществоведческих знаний, особое внимание к расширению чувственного опыта и практической деятельности школьников, наличие содержания, обеспечивающего формирование общих учебных умений, навыков и способов деятельности; возможность осуществлять межпредметные связи с другими учебными предметами начальной школы.
Учебный предмет «Окружающий мир» вносит существенный вклад в формирование информационной культуры младших школь-ников; они осваивают различные способы получения информации, используют алгоритмы, модели, схемы и др.
Перед современным педагогом встает трудная задача построить урок таким образом, чтобы, с одной стороны, ответить на все вопросы ребят и удовлетворить любопытство учащихся, а с другой – обеспечить усвоение необходимых знаний.
Как же нужно учить, чтобы достичь обеих целей. Оказывается, для этого существует один выход. Средством воспитания и образования школьника начальных классов является знакомство с целостной элементарной научной картиной мира. Смысл сообщения картины мира - при минимуме сообщаемых знаний сделать человека сознательным участником жизни. Очень важно с самых первых шагов ребенка в школе научить его целостному взгляду на мир. Тогда ответ на любой возникающий у школьника вопрос может быть легко найден, так как ребят с самых первых шагов изучения окружающего мира учат искать место каждого явления природы и хозяйства человека в мире.
Как же сформировать у ребенка целостную картину мира? Единственный способ – ежедневно и ежечасно помогать ребятам осмысливать свой опыт. Человек должен научиться понимать окружающий мир и понимать цену и смысл своим поступкам и поступкам окружающих людей. Регулярно объясняя свой опыт, человек приучается понимать окружающий его мир. Все это способствует возникновению привычки (навыка) объяснения и осмысления своего опыта. В этом случае ребенок может научиться делать любое новое дело, самостоятельно осваивая его.
Деятельностный подход – основной способ получения знаний.
Традиционно в основе обучения лежит усвоение знаний.
Мы же ставим перед собой следующую задачу - познакомить ребят с картиной мира и научить их ею пользоваться для достижения мира и упорядочивания своего опыта. Поэтому процесс обучения должен сводиться к выработке навыка истолкования своего опыта. Решение проблемных творческих задач – главный способ осмысления мира.
Согласно принципу минимакса учебники содержат избыточные знания, которые ребята могут усвоить и избыточные задания, которые ученики могут выполнить. Т.е. учебники существенно различаются по объему того материала, который ученики могут и должны усвоить.
Таким образом, в целом у ребят должно развиваться умение понимать и познавать окружающий мир, т.е. осмысленно применять полученные знания для решения учебно- познавательных и жизненных задач.
Предмет «Окружающий мир» - это основы естественных и социальных наук. Цель курса окружающего мира в начальной школе – осмысление личного опыта и приучение детей к рациональному постижению мира.
Цели обучения
Изучение окружающего мира в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
* развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
* освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и в обществе;
* воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.
Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира.
Требования к результатам обучения учащихся к концу 3-го класса
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3-м классе является формирование следующих умений:
*Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
*Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
**Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
*В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД:
*с формулировать цели урока после предварительного обсуждения;
*совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
*составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем;
*работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя;
*средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала;
*в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
*Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
*Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
*Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
*Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
*Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
*Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
*Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – умение объяснять мир.
Коммуникативные УУД:
*Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
*Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
*Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
*Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы;
* проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
Средством формирования этих действий служит технология продуктивного чтения.
*Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
*Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3-ем классе является формирование следующих умений.
Часть 1. Обитатели Земли
1-я линия развития – уметь объяснять мир
*приводить примеры тел и веществ, твёрдых тел, жидкостей и газов, действий энергии;
*приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой;
*объяснять значение круговорота веществ в природе и жизни человека;
*приводить примеры живых организмов разных «профессий»;
*перечислять особенности хвойных и цветковых растений;
*животных (насекомых, пауков, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, зверей), грибов.
2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:
*доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам.
Часть 2. Моё Отечество
1-я линия развития – уметь объяснять мир:
*узнавать о жизни людей из исторического текста, карты и делать выводы;
*отличать предметы и порядки, созданные людьми (культуру), от того, что создано природой;
*объяснять, что такое общество, государство, история, демократия;
по году определять век, место события в прошлом;
*отличать друг от друга времена Древней Руси, Московского государства, Российской империи, Советской России и СССР, современной России. Узнавать современные герб, флаг, гимн России, показывать на карте границы и столицу.
2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:
*учиться объяснять своё отношение к родным и близким людям, к прошлому и настоящему родной страны.
Содержание программы направлено на освоение учащимися базовых знаний и формирование базовых компетентностей, что соответствует основной образовательных программе начального общего образования. Она включает все темы, предусмотренные Федеральным государственным образовательным стандартом общего начального образования по окружающему миру и авторской программой учебного курса.
В соответствии с рабочей программой составлено календарно-тематическое планирование.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пояснительная записка и тематическое планирование по окружающему миру в 4 классе по программе "Школа 21 века"
Рабочая программа по окружающемму миру в 4 классе по программе "Школа 21 века" Виноградовой...
Пояснительная записка и тематическое планирование по окружающему миру в 4 классе по программе "Школа 21 века"
Рабочая программа по окружающемму миру в 4 классе по программе "Школа 21 века" Виноградовой. Пояснительная записка по окружающему миру и ОБЖ....
Пояснительная записка. Календарно-тематическое планирование ФГОС. Окружающий мир 1 класс А.А. Плешаков.
Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" ФГОС 1 класс А.А. Плешаков. Пояснительная записка, календарно-тематическое планирование....
Пояснительная записка и тематическое планирование по математике 4 класс УМК "Школа 2100"
Материал содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование и литературу....
Пояснительная записка+календарно- тематическое планирование Rainbow English 2 класс
КТП к умк Афанасьева, Михеева...
Пояснительная записка+календарно- тематическое планирование Rainbow English 3 класс
Пояснительная записка+КТП к УМК Rainbow English 3 класс...
Пояснительная записка+календарно- тематическое планирование Rainbow English 4 класс
Пояснительная записка+КТП к УМК Rainbow English 4 класс...