Методическая разработка урока окружающего мира "Русский лес, полный сказок и чудес"
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) на тему
Методическая разработка урока окружающего мира "Русский лес, полный сказок и чудес" была представлена на районный конкурс "Мой лучший урок" в 2012-2013 учебном году. На сегодняшний день она по структуре не соответствует ФГОС НОО, но материал интересен, легко преобразовать в новый урок
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
luchshiy_urok.docx | 20.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Ордынского района Новосибирской области-
Усть-Луковская средняя общеобразовательная школа
Конкурс профессионального мастерства среди учителей начальных классов общеобразовательных учреждений Ордынского района
«Мой лучший урок»
Номинация «Урок окружающего мира»
Тема: «Русский лес, полный сказок и чудес» (Лес - природное сообщество)
Цель: сформировать представление учащихся о лесе, как природном сообществе
Задачи:
- расширить и углубить знания о лесе;
- познакомить с разнообразием лесных обитателей;
- показать, каково значение леса в жизни лесных обитателей;
- воспитывать глубокое чувство любви к лесу;
- развивать чувство взаимопомощи, познавательную активность, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы;
- формировать коммуникативные навыки, навык работы в группе
Тип урока: изучение нового материала с элементами игровой и творческой деятельности
Оборудование:
- учебник А.А.Плешакова «Мир вокруг нас, ч. 1», тетрадь;
- цветные карандаши, листы бумаги;
- лист ватмана, на котором изображено солнце, сделана надпись «Лес»;
- магнитная доска, магниты;
- раздаточный материал: птицы, животные леса;
- мультимедийная установка, презентация «Животные леса»;
- записи голосов птиц;
- муляжи грибов;
- репродукции картин И. Шишкина «Сосновый бор», «Утро в сосновом лесу», «Сосны, освещенные солнцем», И.Левитана «На севере», «Золотая осень», Н.Остроухова «Первая зелень», К.Юона «Русская зима»;
- конверт с письмом
- Организационный момент.
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок!
Смело, четко говорим
И без дела не сидим.
- Введение в тему.
Учитель читает шараду:
«С «тэ» - я книга,
С «эс» - я рыба,
С «эль» - помог колоть я лед,
С «дэ» - народ во мне живет»
( на доске появляется запись по мере отгадывания слов «том – сом – лом – дом»).
Сегодня мы познакомимся с необычным домом, с жильцами, которые в нем обитают и которые им дорожат. Отгадайте загадку: «В шубе летом, а зимой раздетый».
Да, это лес. (Тема записывается на доске)
- А мы можем лес назвать домом?
- А кто в нем будет жить?
- А мы с вами в этом доме – друзья или враги?
На эти вопросы сегодня на уроке мы должны найти ответы.
- Объяснение нового материала.
Послушайте стихотворение:
«Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою,
Ночью темной, грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?»
-О чем это стихотворение?
-Кто в лесу шепчется, шумит листвою?
-А какие вы знаете растения леса?
Творческое задание. Звучит музыка. В течение 2 – 3 минут на листах бумаги ребята рисуют разные растения «Удивительный мир растений».
Обратите внимание на репродукции картин великих художников: Шишкина, Левитана…, которые воспели красоту леса в своих творениях.
- Какой лес изобразили художники?
-Как расположены растения?
А теперь обратите внимание на магнитную доску, перед вами плакат, на нем расположилось только солнышко и заголовок «Лес». А мы построим дом: ваши иллюстрации разместим на этом плакате.
-Все ли растения одинаковые?
Правильно: они разные, одни любят солнышко (светолюбивые), другие от него прячутся; одни высокие, другие низкорослые…
-Как растения расположить? (ярусами – этажами). ( Ребята крепят рисунки на магнитную доску, плакат «превращается в лес»)
-Какой получился дом?
-Кто поселился в верхнем, среднем, нижнем ярусе?
А у меня в руках грибы.
-Где мне их расположить, под какими деревьями?
-А может они и не нужны лесу?
- Физминутка.
- Продолжение темы.
Звучит стихотворение:
«Глухо шепчет лес зеленый,
И шумит он и шумит.
Долгий гул неугомонный
Целый день над ним стоит».
-Ребята, дом - это только здание? Нет, домом мы называем и жителей.
-Кто в лесу живет?
Послушайте запись голосов птиц.
- Кого вы узнали? (находят в раздаточном материале). Покажите карточки с изображением этих птиц.
-А где их расселить? ( Выходят к плакату и размещают птиц).
-О ком мы еще ничего не сказали?
-Кого забыли поселить в дом?
Смотрим презентацию «Животные леса». Из раздаточного материала выбираем животных и крепим на плакат «Лес»
-Кого мы поселим на верхнем ярусе, среднем, нижнем, а кому место под землей?
- Легко ли обнаружить животных в лесу? Почему?
-Ребята, для животных лес является только домом?
- Чем он им служит?(источником пищи)
Составьте цепь питания, характерную для леса. (Работа в тетрадях, у доски)
- Закрепление.
Обращаемся к плакату.
Сделаем вывод.
- Можно ли лес назвать домом?
-Как живут обитатели леса? (сообща)
Повторим.
-Что такое сообщество?
-Почему лес можно назвать сообществом? (Указать связь между грибами, животными, растениями)
- А мы – друзья или враги леса?
Работа в группах (в течение 3 – 5 минут). Задание: 1 группа- «Как навредит враг лесу?»; 2 группа- «Чем поможет друг ?» (тезисы пишут на лист бумаги в столбик, затем крепят на доску.) Сравнивают.
-Ребята, вам пришло письмо от человека, который лучше всех знает лес. Кто это? ( открываем конверт, читаем: «Дорогие ребята! Я думаю, что вы знаете, как надо вести себя в лесу. Зверюшек не обижать, деревьев не ломать, следить, чтобы пожар случайно не возник. А еще какие правила вы знаете? Напишите мне».
-Ребята, кем нас призывает стать лесник? (Друзьями леса)
Послушайте стихотворение:
«Милая Родина!
Ты год от года
Должна становиться краше.
Охрана природы – дело народа
Твое, мое, наше!!!»
-Какова главная мысль стихотворения?
- Итог урока
- Что нового мы сегодня узнали на уроке?
-О чем должны помнить, когда идем в лес?
- Домашнее задание:
в учебнике прочитать тему « Жизнь леса», составить памятку – инструкцию «Правила поведения в лесу» (можно в форме письма леснику).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока окружающего мира в 3 классе по программе О.Т. Поглазовой (УМК «Гармония»). Тема урока «Как лечились наши предки».
Урок был проведен с использованием технологии обучения в сотрудничестве.Методами работы являются совместная деятельность, поиск, всевозможное сотрудничество учителя и учащихся.Педагогика сотрудн...
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА (ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА «ШКОЛА 2100») 1 класс Тема урока: «Путешествие Колобка»
Урок относится к проблемно - развивающему типу. В содержательном плане он знакомит учащихся с профессиональной деятельностью людей. На примере колобка (хлебобулочного изделия) в обратном порядке просл...
Методическая разработка урока. Окружающий мир. 2 класс. Тема урока: «Спасём первоцветы».
День открытых дверей.Окружающий мир. 2 класс.Тема урока: «Спасём первоцветы».Фрагмент урока: знакомство с новым материалом.Цели урока: 1....
Методическая разработка урока окружающего мира во 2 «А» классе, проведённого в рамках методической недели. Тема: «Будь природе другом. Проект «Красная книга Ростовской области, или Возьмём под защиту»
Методическая разработка урока окружающего мира. 2 класс УМК "Школа России" Тема: «Будь природе другом. Проект «Красная книга Ростовской области, или Возьмём под защиту»...
Методическая разработка урока окружающего мира Тип урока: изучение нового материала. Тема: Что нас окружает. Природные и рукотворные объекты.1 класс УМК "Гармония
Методическая разработка урока окружающего мира в 1 классе по теме "Что нас окружает? Природные и рукотворные объекты" 2016г.,ФГОС...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА Тема урока: «Распознавание предметов путем соприкосновения с ними»
Название УМК Перспективная начальная школаПредмет Окружающий мир Класс_4_Тема урока «Распознавание предметов путем соприксоновения с ними»Место и роль урока в изучаемо...
Методическая разработка урока окружающий мир. Тема урока: «Наш край родной»
СценарийТема урока: «Наш край родной»Цель – Формировать у детей патриотические отношения и чувства к своей семье, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особе...