Методическая разработка урока окружающего мира "Русский лес, полный сказок и чудес"
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) на тему

Багрова Елена Александровна

Методическая разработка урока окружающего мира "Русский лес, полный сказок и чудес" была представлена на районный конкурс "Мой лучший урок" в 2012-2013 учебном году. На сегодняшний день она по структуре не соответствует ФГОС НОО, но материал интересен, легко преобразовать в новый урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл luchshiy_urok.docx20.51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое  общеобразовательное учреждение

Ордынского района Новосибирской области-

Усть-Луковская средняя общеобразовательная школа

Конкурс профессионального мастерства среди учителей начальных классов общеобразовательных учреждений Ордынского района

«Мой лучший урок»

Номинация «Урок окружающего мира»

Тема: «Русский лес, полный сказок и чудес»  (Лес -  природное сообщество)

Цель: сформировать представление учащихся о лесе, как природном сообществе

Задачи:  

- расширить и углубить знания о лесе;

- познакомить с разнообразием лесных обитателей;

- показать, каково значение леса в жизни лесных обитателей;

- воспитывать глубокое чувство любви к лесу;

- развивать чувство взаимопомощи, познавательную активность, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы;

- формировать коммуникативные навыки, навык работы в группе

Тип урока: изучение нового материала с элементами игровой и творческой деятельности

Оборудование:

- учебник А.А.Плешакова «Мир вокруг нас, ч. 1», тетрадь;

- цветные карандаши, листы бумаги;

- лист ватмана, на котором изображено солнце, сделана надпись «Лес»;

- магнитная доска, магниты;

- раздаточный материал: птицы, животные леса;

- мультимедийная установка, презентация «Животные леса»;

- записи голосов птиц;

- муляжи грибов;

- репродукции картин И. Шишкина «Сосновый бор», «Утро в сосновом лесу», «Сосны, освещенные солнцем», И.Левитана «На севере», «Золотая осень», Н.Остроухова «Первая зелень», К.Юона «Русская зима»;

- конверт с письмом

  1. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок –

Начинается урок!

Смело, четко говорим

И без дела не сидим.

  1.  Введение в тему.

Учитель читает  шараду:

                                       «С «тэ» - я книга,

С «эс» - я рыба,

С «эль» - помог колоть я лед,

С «дэ» - народ во мне живет»

 ( на доске появляется запись по мере отгадывания слов «том – сом – лом – дом»).

Сегодня мы познакомимся с необычным  домом, с жильцами, которые в нем обитают и которые им дорожат. Отгадайте загадку: «В шубе летом, а зимой раздетый».

Да, это лес. (Тема записывается на доске)

- А мы можем лес назвать домом?

- А кто в нем будет жить?

- А мы с вами в этом доме – друзья или враги?

 На эти вопросы сегодня на уроке  мы должны  найти ответы.

  1. Объяснение нового материала.

Послушайте стихотворение:

     «Здравствуй, лес, дремучий лес,

                                  Полный сказок и чудес!

 Ты о чем шумишь листвою,

Ночью темной, грозовою?

                                  Что там шепчешь на заре,

                                  Весь в росе, как в серебре?»

-О чем это стихотворение?

-Кто в лесу шепчется, шумит листвою?

-А какие вы знаете растения леса?

Творческое задание. Звучит музыка. В течение 2 – 3 минут на листах бумаги ребята рисуют разные растения «Удивительный мир растений».

Обратите внимание на репродукции картин великих художников: Шишкина, Левитана…, которые воспели красоту леса в своих творениях.

- Какой лес изобразили художники?

-Как расположены растения?

А теперь обратите внимание на магнитную доску, перед  вами плакат,  на нем расположилось только солнышко и заголовок «Лес». А мы построим дом: ваши иллюстрации разместим на этом плакате.

-Все ли растения одинаковые?

Правильно: они разные, одни любят солнышко (светолюбивые), другие от него прячутся; одни высокие, другие низкорослые…

-Как растения расположить? (ярусами – этажами). ( Ребята крепят рисунки на магнитную доску, плакат «превращается в лес»)

-Какой получился дом?

-Кто поселился в верхнем, среднем, нижнем ярусе?

А у меня в руках грибы.

-Где мне их расположить, под какими деревьями?

-А может они и не нужны лесу?

  1. Физминутка.
  2. Продолжение темы.

Звучит стихотворение:

«Глухо шепчет лес зеленый,

И шумит он и шумит.

Долгий гул неугомонный

Целый день над ним стоит».

-Ребята, дом  - это только здание?  Нет, домом мы называем и жителей.

-Кто в лесу живет?

Послушайте запись голосов птиц.

- Кого вы узнали?   (находят в раздаточном материале).  Покажите карточки с изображением этих птиц.

-А где их расселить?  ( Выходят к плакату и размещают птиц).

-О ком мы еще ничего не сказали?

-Кого забыли поселить в дом?

Смотрим презентацию «Животные леса». Из раздаточного материала выбираем животных и крепим на плакат «Лес»

-Кого мы поселим на верхнем ярусе, среднем, нижнем, а кому место под землей?

- Легко ли обнаружить животных в лесу? Почему?

-Ребята, для животных лес является только домом?

- Чем он им служит?(источником пищи)

Составьте цепь питания, характерную для леса.  (Работа в тетрадях, у доски)

  1. Закрепление.

Обращаемся к плакату.

Сделаем вывод.

- Можно ли лес назвать домом?  

-Как живут обитатели леса? (сообща)  

Повторим.

-Что такое сообщество?

-Почему лес можно назвать сообществом?  (Указать связь между грибами, животными, растениями)

- А мы – друзья или враги леса?

Работа в группах (в течение 3 – 5 минут). Задание: 1 группа-  «Как навредит враг лесу?»;    2 группа-  «Чем поможет друг ?» (тезисы пишут на лист бумаги в столбик, затем крепят на доску.)  Сравнивают.

-Ребята, вам пришло письмо от человека, который лучше всех знает лес. Кто это? ( открываем конверт, читаем: «Дорогие ребята! Я думаю, что вы знаете, как надо вести себя в лесу. Зверюшек не обижать, деревьев не ломать, следить, чтобы пожар случайно не возник. А еще какие правила вы знаете? Напишите мне».

-Ребята, кем нас призывает стать лесник? (Друзьями леса)

Послушайте стихотворение:

«Милая Родина!

                                  Ты год от года

Должна становиться краше.

      Охрана природы – дело народа

                              Твое, мое, наше!!!»

-Какова главная мысль стихотворения?

  1. Итог урока

- Что нового мы сегодня узнали на уроке?

-О чем должны помнить, когда идем в лес?

  1. Домашнее задание:

 в учебнике прочитать тему « Жизнь леса»,   составить памятку – инструкцию «Правила поведения в лесу» (можно в форме письма леснику).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока окружающего мира в 3 классе по программе О.Т. Поглазовой (УМК «Гармония»). Тема урока «Как лечились наши предки».

Урок был проведен с использованием технологии обучения в сотрудничестве.Методами работы являются совместная деятельность, поиск, всевозможное сотрудничество учителя и учащихся.Педагогика сотрудн...

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА (ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА «ШКОЛА 2100») 1 класс Тема урока: «Путешествие Колобка»

Урок относится к проблемно - развивающему типу. В содержательном плане он знакомит учащихся с профессиональной деятельностью людей. На примере колобка (хлебобулочного изделия) в обратном порядке просл...

Методическая разработка урока. Окружающий мир. 2 класс. Тема урока: «Спасём первоцветы».

День открытых дверей.Окружающий мир. 2 класс.Тема урока: «Спасём первоцветы».Фрагмент урока: знакомство  с новым материалом.Цели урока:     1....

Методическая разработка урока окружающего мира во 2 «А» классе, проведённого в рамках методической недели. Тема: «Будь природе другом. Проект «Красная книга Ростовской области, или Возьмём под защиту»

Методическая разработка урока окружающего мира. 2 класс УМК "Школа России" Тема: «Будь природе другом. Проект «Красная книга Ростовской области, или Возьмём под защиту»...

Методическая разработка урока окружающего мира Тип урока: изучение нового материала. Тема: Что нас окружает. Природные и рукотворные объекты.1 класс УМК "Гармония

Методическая разработка урока окружающего мира  в 1 классе по теме "Что нас окружает? Природные и рукотворные объекты"  2016г.,ФГОС...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА Тема урока: «Распознавание предметов путем соприкосновения с ними»

Название УМК  Перспективная начальная школаПредмет Окружающий мир Класс_4_Тема урока «Распознавание предметов путем соприксоновения с ними»Место и роль урока в изучаемо...

Методическая разработка урока окружающий мир. Тема урока: «Наш край родной»

СценарийТема урока: «Наш край родной»Цель – Формировать у детей патриотические отношения и чувства к своей семье, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особе...