Технологическая карта урока окружающего мира.
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Меркулова Дарья Романовна

Технологическая карта урока окружающего мира на тему " На воде и в лесу" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл i_na_vode.docx38.87 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока  урока по окружающему миру

Тип урока:        Изучение нового материала

Учитель:_____________________________

Тема урока

    «На воде и в лесу»

Цель

 Формирование  у учащихся целостного представления об опасностях на воде и в  лесу.

Задачи

Задачи: 

Образовательные:

  • Познакомить учащихся с ядовитыми грибами и ягодами;
  • Дать представление, о том какую опасность несут ядовитые грибы и ягоды;
  • Расширить знания детей о правильном поведении на воде.
  • Выяснить, какую опасность несут ядовитые грибы, растения, насекомые, разработать правила безопасного поведения в лесу и на воде

Развивающие:

  • Способствовать развитию логического мышления;
  • Развивать познавательный интерес, мыслительные операции анализа и синтеза;

Воспитетельные:

  • Воспитание ответственности за своё здоровье, бережное отношение к природе, грамотное поведение в лесу.
  • Содействовать воспитанию бережного отношения к природе;
  • Воспитывать умение работать в коллективе

Планируемые результаты

Предметные:

  • Учатся наблюдать, слушать, делать выводы, прогнозировать, высказывать своё мнение, вести диалог, осознавать свою учебную задачу.
  • Развивают устную речь, логическое мышление;
  • Учатся высказывать свою точку зрения.

Формируемые УУД

- Личностные

  • Учатся  самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности ;
  • Умение делать выбор;
  • Выражают свое мнение.

-  Регулятивные  

  • Определять и  формулировать цель   деятельности на  уроке  с помощью учителя;
  • Уметь слушать в соответствии с целевой установкой, принимать и сохранять учебную  задачу;
  • Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
  • Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

- Коммуникативные  

  • Уметь оформлять свои мысли в устной форме;
  • Слушать и понимать речь  других;
  • Согласовывать усилия по решению учебной задачи, договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности; учитывать мнения других; работать в группе, выступать перед аудиторией и представлять интересы группы .

- Познавательные  

  • Уметь выделять существенную информацию из рассказа учителя; осуществлять актуализацию жизненного опыта;
  • Уметь выделять необходимую информацию из различных творческих, интеллектуальных игр, выдвигать гипотезу и обосновывать её;
  • Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы ;
  • Осознано и произвольно строить речевые высказывания в устной форме; обосновывать своё мнение; осуществлять  анализ объектов произведения с выделением существенных и несущественных смысловых признаков ;
  • Творчески мыслить, выступать  перед публикой, защищая свой проект ;
  • Обобщать, устанавливать аналогии, строить логические рассуждения; 
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя  учебник, свой жизненный опыт  и информацию, полученную на уроке.

Основные понятия

Жалящие насекомые.

Межпредметные связи

Экология.

Оборудование

 

Учебник «Окружающий мир. 2 класс, часть 2» (Плешаков А. А.), электронная  презентация.

Задачи  этапа урока

 (вида работ)

Деятельность

учителя

Задания для учащихся

Деятельность

учеников

Планируемые результаты

Время

Предметные

УУД

I. Организация класса на работу

Мотивировать, заинтересовать учащихся предстоящей работой на уроке.  

Создать комфортную, эмоциональную обстановку на уроке.

Создает эмоциональный и организационный настрой учащихся.

Долгожданный дан звонок-

Начинается урок!

-Здравствуйте, ребята, садитесь.

Проверяют свою готовность к уроку, настраиваются на урок. Слушают учителя.

Учатся пользоваться навыками самоконтроля, осознанно выполнять заданные правила взаимодействия

Уметь организовать свое рабочее место

Осуществлять учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

1 мин

II. Актуализация знаний

Задачи:

Создать творческую и в то же время деловую атмосферу с элементами поиска, размышления на этапе определения темы, цели урока и задач.

Здравствуйте, ребята! Я рада встрече с вами. Сегодня мы вспомним то, о чем говорили на прошлом уроке. Вы узнаете много нового, интересного, почувствуете себя путешественниками, исследователями.

Окружающий нас мир красив и интересен, но иногда мы сталкиваемся с различными опасностями, которые могут причинить нам вред. Если мы будем много знать, то сумеем их избежать. Давайте попробуем отгадать загадки.

(Загадки на слайде).

-Какие же правила нужно соблюдать?

Мы знаем, ребята, что нужно быть внимательными, осторожными при обращении с электрическими приборами. Давайте вспомним, как необходимо себя вести, чтобы избежать беды в доме, предотвратить пожар.

Тест по прошлому уроку на слайде.

  Выдвигают предположение о теме урока.

Отвечают на вопросы учителя.

С помощью учителя формулируют тему урока и ставят цель, определяют задачи.

Развивают устную речь, логическое мышление; учатся высказывать свою точку зрения. Учатся наблюдать, слушать, делать выводы.

 Уметь выделять необходимую информацию.

 Уметь слушать в соответствии с целевой установкой, принимать и сохранять учебную задачу  (Регулятивные УУД).

5-7 мин

III. Сообщение темы и целей урока

С помощью стихотворения, совместно с учителем учащиеся формулируют тему урока.

Нам предстоит сегодня побывать в лесу, полюбоваться его красотами.

Зеленый лес, прекрасный лес, и облака рекой!

Прошу тебя , любимый лес, поговори со мной!

В твоем звучанье тишина особенно сладка,

Здесь полусон и полумрак и звонкость ручейка...

Порханье бабочек в цветах,

Стрекоз стремительный полет,

Покой, медовый аромат,

Вокруг всё радует, цветет.

Может ли такая красота таить в себе опасность? (да, может)

Мы должны знать об этих опасностях, чтобы сохранить своё здоровье.

Слушают стихотворение, отвечают на вопросы.

   Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (Познавательные УУД).

 3 мин

VI. Изучение нового материала

Создать условия для яркого, эмоционального восприятия нового материала.

Давайте представим, что сейчас лето, и мы отправляемся на прогулку в лес. Как же нам к этому подготовиться? Сейчас решим, как нам необходимо одеться, какие продукты мы возьмем с собой в дорогу.

В процессе обсуждения формируется вывод:

“Раз мы идём в лес на несколько часов, мы не будем разводить костёр и готовить еду. Значит нужно взять небольшое количество продуктов, которые за это время не испортятся: хлеб, сыр, варёные яйца, варёный картофель, мытые свежие овощи и фрукты, чай в термосе или сок в пластиковой бутылке.”

-Ребята, в случае травмы нам может понадобиться медицинская помощь.

-Что должно быть в нашей походной аптечке? .

Нужно знать и уметь, как помочь себе или другому человеку в беде. Из медикаментов надо взять вату, бинт, перекись водорода, йод, бактерицидный пластырь. Вы должны знать, чтобы обработать рану сначала надо промыть её чистой водой, потом протереть перекисью водорода, затем смазать края раны йодом. А чтобы в рану не попала грязь, её надо заклеить бактерицидным пластырем.

-Теперь всё готово к путешествию. Взбодримся же перед дальней дорогой.

-Какие опасности может таить лес?

-Верно, первая опасность это грибы и ягоды.

- В лесу можно встретить опасные ядовитые грибы. Какие ядовитые грибы  вы знаете?

-Хорошо, давайте проверим хорошо ли вы знаете ядовитые грибы на стр. 28.

Бледная поганка – самый ядовитый гриб. Растёт в лиственных лесах. Шляпка зеленоватая или белая с чешуйками и лоскутками. На ножке плёнчатое кольцо.

Мухомор красный.

Шляпка мухомора диаметром красная или оранжево-красная. На шляпке остаются кусочки белого покрывала, из которого появляется гриб. Пластинки и мякоть у мухомора белые. Ножка белая.

Красный мухомор в России встречается повсюду. Растет во всех лиственных и хвойных лесах.

Есть красный мухомор нельзя. В нём содержатся ядовитые вещества. О свойствах красного мухомора люди знали ещё 3500 лет назад. Настой этого гриба можно использовать для уничтожения мух, поэтому и назвали этот гриб мухомор. Этим раствором могут отравиться кошки и другие животные.

Свинушка – ядовитый гриб. В нём содержится яд, который похож на яд мухоморов. Свинушки растут в берёзовых лесах, они растут группами. Шляпка бурая, ножка короткая, толстая.

Ложные опята – ядовитые грибы. Шляпка желто-серого или красноватого цвета. На шляпке нет чешуек. Ножку окаймляет мясистое кольцо.

- Какое главное правило вы знаете, если вам попался ядовитый гриб или просто незнакомый?

- Если вы встретите в лесу мухомор, вы будете его сбивать палками?   (Нет, потому что ими питаются лоси.)

- Какие ягоды можно найти в лесу?

- Большинство ягод съедобные. Что вы знаете об этих ягодах?

Шиповник, земляника содержат витамин С.

Черника – улучшает зрение, вяжущее средство.

Опасные ягоды.

- Но в лесу можно встретить много опасных ядовитых ягод. Какие ядовитые ягоды вы знаете?

Работа с картинками.

Волчье лыко – кустарник. Запах этих цветов может вызвать сильную головную боль, тошноту, рвоту. Ягоды ядовиты для человека, но птицы питаются ими и распространяют растение.

Вороний глаз

Выше листьев располагается очень красивая, похожая на черную жемчужину ягода. За черноту назвали её вороньим глазом. Эта ягода  и всё растение – ядовито.

В средние века верили, что "заколдованных" людей можно "расколдовать" с помощью вороньего глаза. Ягоды носили на теле или зашивали в одежду, чтобы уберечься от чумы и других заразных болезней.

- Чем похожи полезная и ядовитая ягоды и в чем их отличие?

- Каких насекомых вы можете увидеть на лесных полянах? (дети отвечают)

- Если эти ягоды ядовитые, нужно их уничтожать?  (Нет, некоторыми из них питаются птицы)

Лес делится с нами своими богатствами: грибами и ягодами, но вы должны знать, что не все грибы наши друзья.

Какие съедобные грибы вы знаете?(Белый гриб, маслята, груздь, лисички, волнушки, подберёзовик, сыроежка, опята.)

Опасные насекомые.

- В лесу можно встретить опасных насекомых. Это жалящие насекомые.

- Почему их называют“жалящими насекомыми” ?

-Назовите жалящих насекомых.

-Верно. У них есть жало, они могут ужалить. Это пчела, оса, шмель, шершень. Обычно эти насекомые просто так не нападают на человека. Они жалят для самозащиты.

Шершни питаются насекомыми, в т. ч. домашними пчёлами. Укол жала этих насекомых очень болезнен.

- Прочитайте в учебнике, как нужно вести себя, если рядом летает жалящее насекомое.

- Что вы узнали из текста?

-Как быть, если насекомые вас ужалили? (составление памятки)
 1.     Удалить жало.
 2.     Ранку промыть.
 3.     Положить холодный платок.
 4.     Обратиться к врачу, если укус пришелся на веко или губу.

Клещ.

Насекомых в лесу не счесть,

Но особенно опасен клещ!

Он впивается в кожу крепко,

Поэтому нужна на голове кепка.

- Как бороться с лесным клещом? ( ответы детей)

В первую очередь, перед выходом в лес нужно подобрать правильную одежду. Она должна быть светлых тонов из гладкой не ворсистой ткани, чтобы клещу было труднее зацепиться. Рукава должны быть застегнуты, а лучше даже прихвачены резинками. Нижние части брюк заправляются в носки и сапоги. На голову лучше надеть косынку, кепку, другой головной убор или хотя бы капюшон. Обязательно запаситесь специальными средствами для отпугивания лесного клеща. Это могут быть мази или спреи, которые наносятся на открытые части тела и одежду. Вернувшись домой, тщательно осмотрите одежду, белье, тело, а также своего питомца, если он ходил в лес вместе с вами.

Змеи.

- В лесу можно встретить змей. Чем отличаются гадюка и уж?

Уж – безобидная змея. Она не ядовитая. Ужи встречаются во влажных лесах, в кустарниках по берегам рек, озёр, болот. Ужи отлично плавают, лазают по деревьям. В случае опасности он принимает оборонительную позу, грозно шипит, но зубы в ход пускает редко. Будучи схваченным, он обрызгивает врага сильно пахнущей жидкостью – это вся его защита. Питаются ужи лягушками, мышами. В Украине в прежние времена ужей поселяли в домах вместо кошек, и они охотились за мышами. Было даже поверье, что если убьёшь ужа, то вскоре заболеешь.

-Что узнали об ужах?

-Нужно ли ужей ловить?

  1. Как можно отличить ужа от гадюки? Оба вида змей не нападают на человека первыми; укус гадюки ядовит, но для взрослого человека безопасен при условии правильно оказанной первой помощи. Укус ужа не ядовит.

Прогулка наша продолжается, мы выходим на берег реки.

Приятно искупаться летом в речке. Как нужно вести себя на водоёме, чтобы с тобой не случилась беда? Давайте рассмотрим рисунок в учебнике (стр.27). Найдите опасные для человека ситуации (мальчик заплыл за буйки, мальчики толкаются в воде, мальчики купаются там, где купание запрещено). Опасные ситуации на воде (слайд 30)

Вы должны помнить следующие правила, когда находитесь у водоёма. Читаем памятку в учебнике стр.27, добавим правила (слайд 31)

Не подплывай к моторным и вёсельным лодкам.

Не толкай товарищей с берега или к воде.

Не доводи себя до переохлаждения и переутомления.

  1. При появлении озноба или сильной усталости выйди из воды, отдохни и согрейся.

Отвечают на вопросы.

Слушают рассказ.

Отвечают на вопросы.

Учатся  анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД)

Уметь выделять существенную информацию из рассказа учителя; осуществлять актуализацию жизненного опыта; (Познавательные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; (Коммуникативные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Умение делать выбор: (Личностные УУД)

Выражают свое мнение.

(Личностные УУД)

20 мин.

V.Закрепление нового материала

Закрепить новый материал.

Работа в группах. Игра “Найди лишнее”

Каждая группа получает карточку с картинками.

Ребята, вы должны найти и обвести лишнее.

1 карточка: сыроежка, мухомор, маслёнок, лисичка.

2 карточка: смородина, малина, черника, вороний глаз.

3 карточка: пчела, шершень, муха, оса.

С.18 №2, с. 19 №5 самостоятельная работа, используйте атлас-определитель “От Земли до неба”

Учащиеся выполняют работу.

Познавательные  

Уметь выделять существенную информацию из рассказа учителя; осуществлять актуализацию жизненного опыта.

2-4 мин

V. Подведение итога урока.

Обобщить полученные школьниками знания и  закрепить полученные знания. Оценить учащихся

Учитель подводит итог. Оценивает работу учеников.

Вот и подошла к концу наша прогулка в лесу. Какие выводы о правилах поведения в лесу и на воде вы сделали? Ответим на вопросы:

-Какие продукты лучше всего взять с собой во время непродолжительной прогулки в лесу?

-Какие медикаменты надо взять с собой?

-Как лучше одеться

-Как предотвратить укус жалящего насекомого?

-Перечислите правила поведения на водоёме.

Я, думаю, вы узнали много нужного и полезного, эти знания пригодятся вам в жизни. Скажем спасибо лесу, который учит нас терпению, мудрости, учит заботиться о своем здоровье.

Терпенью, мудрости учи,

Наполни тело красотой,

О милый лес, не знали мы,

Как хорошо с тобой!

Учащиеся высказывают свои мысли, формулируют  выводы.

Учатся обобщать, устанавливать аналогии, строить логические рассуждения (Познавательные УУД)

 3 мин

VI. Рефлексия

Мотивировать учащихся к оцениванию своей работы на уроке.

Организуют рефлексию и самооценку учебной деятельности.

- Что было для вас самым интересным на уроке?

- Что было сложным? Вызвало затруднения?

Учащиеся высказывают свои мысли относительно содержания своей работы на уроке.

Учатся пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегуляции.

Учатся  самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). 

2 мин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА урока окружающего мира, по теме: «Что такое окружающий мир»

Технологическая карта урока по окружающему миру для 1 класса....

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Мы должны охранять окружающую среду"

Представлен конспект урока окружающего мира с элементами проектной деятельности в 1 классе + презентация....

Технологическая карта урока окружающего мира "Географическая карта"

Урок окружающего мира по теме "Географическая карта"  построен с применением одного из инструментов формирующего оценивания - листа самооценки. Работа с листом самооценки ведётся на про...

Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте" и презентация к уроку.

Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте", презентация к уроку. 2 класс.УМК "Школа России", А, А. Плешаков....

Технологическая карта урока окружающего мира в первом классе "Я — часть Мира"

Класс  1УМК  ПерспективаПредмет Окружающий мирТема    Я — часть МираТип урока Урок рефлексии.Цель урока — формировать у учащихся представление о том, что каждый че...

Технологическая карта урока окружающего мира (2 класс). Тема: Россия на карте. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: ознакомление детей с картой России, ее условными обозначениями; формирование умений, связанные с чтением карты; формирование умения правильно показывать объекты на настенной...

Технологическая карта урока окружающего мира Океан, которого нет на карте

Урок по теме «Океан, которого нет на карте и глобусе» это первый урок в разделе «Воздух и его свойства».Дидактическая цель: создание условий для  организации деятельности ...