Логическая структура содержания учебной темы
статья по окружающему миру (2 класс) на тему
Логико-информационный подход обучения на основе интеграции закономерностей логики, психологии, дидактики и разрабатываемые на его основе логико-информационные технологии обучения (ЛИТО) являются естественным дополнением к многочисленным образовательным средствам, внедрение которых предполагает эффективное использование учебной информации как средства достижения главных целей образования. Логико-информационные принципы являются основой для дидактической разработки изучения учебной темы. Алгоритм дидактической разработки имеет следующую структуру.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logicheskaya_struktura_soderzhaniya_uchebnoy_temy.docx | 17.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Логическая структура содержания учебной темы
учитель начальной школы ГБОУ СОШ 375 Красносельского района
Ударова Марина Ивановна
Логико-информационный подход обучения на основе интеграции закономерностей логики, психологии, дидактики и разрабатываемые на его основе логико-информационные технологии обучения (ЛИТО) являются естественным дополнением к многочисленным образовательным средствам, внедрение которых предполагает эффективное использование учебной информации как средства достижения главных целей образования. Логико-информационные принципы являются основой для дидактической разработки изучения учебной темы. Алгоритм дидактической разработки имеет следующую структуру.
- Формирование логически корректного названия учебной темы.
- Построение логически корректного плана-оглавления учебной темы в контексте целевой установки.
- Составление глоссария ключевых терминов к учебной теме.
- Формирование интеллектуальных форм учебных заданий «на знание», «на понимание», «на прогноз».
- Формирование контролирующих учебных заданий соответствующей интеллектуальной формы: «на знание», «на понимание», «на прогноз» и в трех режимах ведения контроля – открытый, выборочный, альтернативный.
В своем выступлении я хочу более подробно остановится на решении задач дидактической последовательности изучения учебной темы. Рассмотрим это на примере темы из учебника Окружающий мир «Мир вокруг нас», 2 класс, автор А.А.Плешаков: «В гости к весне».
Итак, 1-ая задача для реализации дидактической последовательности изучения учебной темы.- формирование логически корректного названия учебной темы.
Производим оптимизацию учебной информации (учебного текста) т.е. проведение ее сокращения, после которого остаются только ключевые выражения, а смысл не искажается относительно контекста и цели использования. Краткое содержание технологии оптимизации текста можно представить следующим образом:
- выделяем объект изучения (то, о чем в самом общем плане говорится в учебной информации);
- начиная рассматривать текст с самого начала, последовательно отбрасываем слова, отмечая, не изменился ли смысл;
- повторно проверяем полученный текст на предмет ясности, целевой установки и контекста.
В оптимизированном учебном тексте, отражающем основное содержание учебной темы, выделяется главный объект разговора, о котором в тексте идет речь – это «природа». Используем методику ответов на два вопроса: о чем речь? что утверждается о…? Термин «природа» рассматривается в качестве главного ключевого термина в будущем названии учебной темы. Задается вопрос к ключевому термину «природа»: «Что говорится (утверждается) о природе в учебном тексте?». О весенних явлениях! Данный ответ составляет основное содержание логически обоснованного нового названия учебной темы - «Весенние явления в природе». В названии учебной темы сконцентрировано отображен не только главный объект изучения «природа», но и направление его освоения – будем говорить о «весенних явлениях».
2-ая задача для реализации дидактической последовательности изучения учебной темы - построение логически корректного плана-оглавления учебной темы осуществляемого на основе логических процедур деления рода на виды; деления целого на части (см. схему).
Логическое деление ключевого термина названия учебной темы «природа»
на существующие виды:
Весенние явления в природе
Весенние явления в Весенние явления в
неживой природе живой природе.
Весенние Весенние Весенние Весенние
явления, явления, явления явления
связанные связанные в жизни в жизни
с изменением с изменением растений животных
погоды времени
суток
Весенние Весенние Весенние Весенние
явления явления явления явления
в жизни в жизни в жизни в жизни
деревьев цветов птиц зверей
В итоге выстроился следующий план-оглавление изучения учебной темы.
План-оглавление учебной темы
1.Весенние явления в неживой природе.
1.1 Явления, связанные с изменением погоды.
1.2 Явления, связанные с изменением времени суток.
2. Весенние явления в живой природе.
2.1 Весеннее явление в жизни растений.
2.1.1 Весенние явления в жизни деревьев.
2.1.2 Весенние явления в жизни цветов.
2.2 Весенние явления в жизни животных.
2.2.1. Весенние явления в жизни птиц.
2.2.2. Весенние явления в жизни зверей.
3-я задача - составление глоссария ключевых терминов к теме учебной информации.
Учитывая, что ясность учебной информации зависит от ясности используемых терминов, необходимо организовать как повторение уже известных терминов, так и изучение новых. Список терминов, необходимый для освоения и понимания информации, содержащейся в каждом из блоков основной части направлен на обеспечение ясности рассматриваемого материала.
1.1
Явления – это изменения, которые происходят в природе.
(А.А.Плешаков учебник «Окружающий мир» 2класс)
1.2.
Ледоход – это льдины, которые быстро плывут по течению, сталкиваются и разбиваются. (Учебник «Окружающий мир» 2 класс, стр. 87)
Половодье – это река, выходящая из берегов во время таяния снега и льда. (Учебник «Окружающий мир» 2класс)
Таким образом, дидактическая последовательность изучения темы гарантирована логической последовательностью расположения пунктов корректного плана темы.
Название темы совместно с её детальным планом-оглавлением определяют «сценарий» или перспективу дальнейшего освоения учебной темы. Самостоятельная работа ученика дома по составлению словаря (глоссария) точных определений терминов по учебной теме к предстоящему уроку обеспечивает ясность понимания учебной информации (взаимопонимание на уроке).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование логических пятиминуток в учебном процессе для развития логического мышления учащихся.
"Логические пятиминутки" формируют и развивают не логическое мышление вообще, а конкретный перечень умений, овладев которыми, ученик будет способен корректно анализировать и синтезировать, сравн...
Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов
Данные материалы дают объяснение понятию "дифференцированный подход", "индивидуальный подход" в обучении в начальной школе....
Выступление по теме "Дифференциация содержания учебных заданий по математике"
Выступление по теме "Дифференциация содержания учебных заданий по математике"...
Методическое пособие для учителей и родителей «Структура, содержание и принципы формирования портфолио учащегося начальной школы»
В методическом пособие мной рассматриваются разные подходы к смысловому содержанию понятия портфолио, его цели и задачи. Рассмотрены основные функции, порядок формирования и структура портфолио учащих...
Структура, содержание и оформление Портфолио
Структура, содержание и оформление Портфолио3.1. В Портфолио включены следующие материалы:3.1.1. Выборка работ обучающегося:- формальных и творческих, выполненных в ходе обязательных учебных...
Статья «Современный урок в начальной школе в контексте требований ФГОС начального общего образования: структура, содержание, технологии, методы, приемы, организации учебной деятельности учащихся, оценочная деятельность учителя».
laquo;Современный урок в начальной школе в контексте требований ФГОС начального общего образования: структура, содержание, технологии, методы, приемы, организации учебной деятельности учащихся, оцено...
Доклад на тему: «Структура программ учебных предметов и курсов внеурочной деятельности»
Доклад на тему: «Структура программ учебных предметов и курсов внеурочной деятельности»...