Логическая структура содержания учебной темы
статья по окружающему миру (2 класс) на тему

Ударова Марина Ивановна

Логико-информационный подход обучения на основе интеграции закономерностей логики, психологии, дидактики и разрабатываемые на его основе логико-информационные технологии обучения (ЛИТО) являются  естественным дополнением к многочисленным образовательным средствам, внедрение которых предполагает эффективное использование учебной информации как средства  достижения главных целей образования. Логико-информационные принципы являются основой для дидактической разработки изучения учебной темы. Алгоритм дидактической разработки имеет следующую структуру. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logicheskaya_struktura_soderzhaniya_uchebnoy_temy.docx17.69 КБ

Предварительный просмотр:

Логическая структура содержания учебной темы

учитель начальной школы ГБОУ СОШ 375 Красносельского района

Ударова Марина Ивановна

        Логико-информационный подход обучения на основе интеграции закономерностей логики, психологии, дидактики и разрабатываемые на его основе логико-информационные технологии обучения (ЛИТО) являются  естественным дополнением к многочисленным образовательным средствам, внедрение которых предполагает эффективное использование учебной информации как средства  достижения главных целей образования. Логико-информационные принципы являются основой для дидактической разработки изучения учебной темы. Алгоритм дидактической разработки имеет следующую структуру.

  1. Формирование логически корректного названия учебной темы.
  2. Построение логически корректного плана-оглавления учебной темы в контексте целевой установки.
  3. Составление глоссария ключевых терминов к учебной теме.
  4. Формирование интеллектуальных форм учебных заданий «на знание», «на понимание», «на прогноз».
  5. Формирование контролирующих учебных заданий соответствующей интеллектуальной формы: «на знание», «на понимание», «на прогноз» и в трех режимах ведения контроля – открытый, выборочный, альтернативный.

В своем выступлении я хочу более подробно остановится на решении задач дидактической последовательности изучения учебной темы. Рассмотрим это на примере темы из учебника Окружающий мир «Мир вокруг нас», 2 класс, автор А.А.Плешаков: «В гости к весне». 

Итак, 1-ая задача для реализации дидактической последовательности изучения учебной темы.- формирование логически корректного названия учебной темы.

Производим оптимизацию учебной информации (учебного текста) т.е. проведение ее сокращения, после которого остаются только ключевые выражения, а смысл не искажается относительно контекста и цели использования. Краткое содержание технологии оптимизации текста можно представить следующим образом:

- выделяем объект изучения (то, о чем в самом общем плане говорится в учебной информации);

- начиная рассматривать текст с самого начала, последовательно отбрасываем слова, отмечая, не изменился ли смысл;

- повторно проверяем полученный текст на предмет ясности, целевой установки и контекста.

В оптимизированном учебном тексте, отражающем основное содержание учебной темы, выделяется главный объект разговора, о котором в тексте идет речь – это «природа». Используем  методику ответов на два вопроса: о чем речь? что утверждается о…? Термин «природа» рассматривается в качестве главного ключевого термина в будущем названии учебной темы. Задается вопрос к ключевому термину «природа»: «Что говорится (утверждается) о природе в учебном тексте?». О весенних явлениях! Данный ответ составляет основное содержание логически обоснованного нового названия учебной темы - «Весенние явления в природе». В названии учебной темы  сконцентрировано отображен не только главный объект изучения «природа», но и  направление его освоения – будем говорить о «весенних явлениях».

2-ая задача для реализации дидактической последовательности изучения учебной темы - построение логически корректного плана-оглавления учебной темы осуществляемого на основе логических процедур деления рода на виды; деления целого на части (см. схему).

Логическое деление ключевого термина названия учебной темы «природа»

на существующие виды:

Весенние явления в природе

                Весенние явления  в                                                Весенние явления в

                неживой природе                                                живой природе.

Весенние                 Весенние                         Весенние                        Весенние

явления,                явления,                        явления                        явления

связанные                связанные                        в жизни                        в жизни

с изменением                с изменением                        растений                        животных

погоды                времени

                        суток

                                        Весенние                Весенние        Весенние        Весенние

                                        явления                явления        явления        явления

                                        в жизни                в жизни        в жизни        в жизни

                                        деревьев                 цветов                птиц                зверей

В итоге выстроился следующий план-оглавление изучения учебной темы.

План-оглавление учебной темы

1.Весенние явления в неживой природе.

        1.1 Явления, связанные с изменением погоды.

        1.2 Явления, связанные с изменением времени суток.

2. Весенние явления в живой природе.

        2.1 Весеннее явление в жизни растений.

                2.1.1 Весенние явления в жизни деревьев.

                2.1.2 Весенние явления в жизни цветов.

        2.2 Весенние явления в жизни животных.

                2.2.1.  Весенние явления в жизни птиц.

                2.2.2.  Весенние явления в жизни зверей.

3-я задача - составление глоссария ключевых терминов к теме учебной информации.

Учитывая, что ясность учебной информации зависит от ясности используемых терминов, необходимо организовать как повторение уже известных терминов, так и изучение новых. Список терминов, необходимый для освоения и понимания информации, содержащейся в каждом из блоков основной части направлен на обеспечение ясности рассматриваемого материала.

1.1

Явления – это изменения, которые происходят в природе.

 (А.А.Плешаков учебник «Окружающий мир» 2класс)

1.2.

Ледоход – это льдины, которые быстро плывут по течению, сталкиваются и разбиваются. (Учебник «Окружающий мир» 2 класс, стр. 87)

Половодье – это река, выходящая из берегов во время таяния снега и льда. (Учебник «Окружающий мир» 2класс)

Таким образом, дидактическая последовательность изучения темы гарантирована логической последовательностью расположения пунктов корректного плана темы.

Название темы совместно с её детальным планом-оглавлением определяют «сценарий» или перспективу дальнейшего освоения учебной темы. Самостоятельная работа ученика дома по составлению словаря (глоссария) точных определений терминов по учебной теме к предстоящему уроку обеспечивает ясность понимания учебной информации (взаимопонимание на уроке).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование логических пятиминуток в учебном процессе для развития логического мышления учащихся.

"Логические пятиминутки" формируют и развивают не логическое мышление вообще, а конкретный перечень умений, овладев которыми, ученик будет способен корректно анализировать и синтезировать, сравн...

Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов

Данные материалы дают объяснение понятию "дифференцированный подход", "индивидуальный подход" в обучении в начальной школе....

Выступление по теме "Дифференциация содержания учебных заданий по математике"

Выступление по теме "Дифференциация содержания учебных заданий по математике"...

Методическое пособие для учителей и родителей «Структура, содержание и принципы формирования портфолио учащегося начальной школы»

В методическом пособие мной рассматриваются разные подходы к смысловому содержанию понятия портфолио, его цели и задачи. Рассмотрены основные функции, порядок формирования и структура портфолио учащих...

Структура, содержание и оформление Портфолио

Структура, содержание и оформление Портфолио3.1. В Портфолио включены следующие материалы:3.1.1. Выборка работ обучающегося:- формальных и творческих, выполненных в ходе обязательных учебных...

Статья «Современный урок в начальной школе в контексте требований ФГОС начального общего образования: структура, содержание, технологии, методы, приемы, организации учебной деятельности учащихся, оценочная деятельность учителя».

laquo;Современный урок в начальной школе в контексте требований ФГОС начального общего образования: структура, содержание, технологии, методы, приемы, организации учебной деятельности учащихся, оцено...

Доклад на тему: «Структура программ учебных предметов и курсов внеурочной деятельности»

Доклад на тему: «Структура программ учебных предметов и курсов внеурочной деятельности»...