Конспект урока по теме: « ОГОНЬ, ВОДА, ГАЗ»
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Савельева Любовь Константиновна

Конспект урока по теме: « ОГОНЬ, ВОДА, ГАЗ»  

Класс: 3

УМК: «ШКОЛА РОССИИ»

Предмет: ОКРУЖАЮЩИЙ МИР 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_ogon_vodagaz.docx24.82 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по теме:

« ОГОНЬ, ВОДА, ГАЗ»  

Класс: 3

УМК: «ШКОЛА РОССИИ»

Предмет: ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Уровень: базовый  

Учитель: Савельева Л.К.

Основное содержание темы, термины и понятия:

знакомство с опасными ситуациями в быту.

Цель: узнать, как выглядит опасность и почему она возникает.

Задачи:

- Развивать кругозор детей.

- Воспитывать бережное отношение к своей жизни и жизни других людей.

- Развивать находчивость, собранность.

- Познакомить с правилами пожарной безопасности и научить соблюдать их.

- Довести до сознания детей опасность легкомысленного и беспечного обращения с огнём.

- Познакомить детей с правилами действий при утечке газа и прорыве водопровода.

Планируемые результаты:

Личностные

- Ориентироваться в межличностных отношениях при работе в группе.

- Оценивать жизненные ситуации, самостоятельно определять и высказывать правила поведения; делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметные

Познавательные умения:

- Формулировать тему урока.

- Искать и выделять нужную информацию.

- Адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

- Анализировать объекты с целью выделения существенных признаков, распознавать объекты.

- Устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепи.

- Рассуждать, доказывать.

- Самостоятельно создавать алгоритм действия при решении проблем поискового характера.

Регулятивные умения:                    

- Самостоятельно оценивать правильность выполнения действий.

- Контроль (самопроверка задания, выполненного самостоятельно).

- Коррекция (соотнесение знания, «открытого» детьми, с выводом, данным в учебнике).

Коммуникативные умения:

- Слушать и вступать в диалог.

- Участвовать в коллективном обсуждении.

- Интегрироваться в группу сверстников и строить с ними продуктивное взаимодействие.

Предметные

- Познакомить с правилами действий при утечке газа и прорыве водопровода.

Организация образовательного пространства

Оборудование:

Документ-камера

Интерактивная доска

Система контроля и мониторинга качества знаний PROCIass

Ноутбук учителя

Плакат «Опасные игры с огнём»

Сигнальные карточки зелёного, красного, жёлтого цветов

Учебные пособия:

Плешаков А.А. Окружающий мир: 3 кл.: Учебник. – М.: Просвещение

Плешаков А.А. Окружающий мир: 3 кл.: Рабочая тетрадь, часть 2. – М.: Просвещение

Ресурсы, в том числе электронные:

- Мультфильм «Правила поведения при пожаре» http://www.spas-extreme.ru/mediateka/mediateka/video/ Multiplikacionnie_filmi_Spasik_i_ego_dru/item/4620/  

- Мультфильм «Правила поведения в быту» http://www.youtube.com/watch?v=1Y7RfpcYk 

Межпредметные связи: информатика, литературное чтение, технология.

Формы работы: фронтальная (Ф), в группе (Г), индивидуальная (И)

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ  

I. Самоопределение к деятельности (целеполагание)

ЦЕЛЬ: стимулировать интерес учащихся к изучению темы; выявить имеющиеся знания по теме.   

СИТУАТИВНЫЕ ЗАДАНИЯ

Задание 1.

Тема нашего урока очень важна.

А о чём мы будем говорить, вы узнаете, отгадав мои загадки.

Шипит и злится, воды боится.

С языком - а не лает, без зубов - а кусает? (ОГОНЬ)  

Я и туча, и туман, и ручей, и океан,

И летаю, и бегу, и стеклянной быть могу! (ВОДА)

На железной клумбе цветы голубые

Помогают приготовить кушанья любые. (ГАЗ)

 - О чём будем говорить на уроке? (Огонь, вода, газ)

Огнём мы пользуемся ежедневно,

Без него мы не можем прожить.

Но когда мы небрежны с огнём,

Он становится нашим…(врагом)

ФОРМА работы: Ф

Задание 2.

На интерактивной доске слова  Владимира Маяковского: Запомнить твёрдо нужно нам – пожар не возникает сам!

Учитель читает эти слова и задаёт вопрос:

- Когда огонь становится человеку врагом? (При пожаре)

- Как случаются пожары? Назовите причины.

Дети работают в группе, а затем представляют результаты работы в группе с помощью документ-камеры, называют причины пожара:

1) неисправность электрических приборов;

2) забывчивость;

3) искра от камина, печи;

4) легковоспламеняющиеся предметы;

5) спички (игра со спичками);

6) керосин, бензин, газ.

- Кто главные виновники пожаров? (Люди)

Форма работы: Г

II. Учебно – познавательная деятельность

 Цель: познакомить детей с причинами возникновения пожара и правилами поведения; познакомить детей с причинами аварии водопровода и правилами поведения; познакомить детей с причинами утечки газа и правилами поведения; расширить представления учащихся о правилах поведения в быту.

У Ч Е Б Н Ы Е   З А Д А Н И Я  И  М Е Т О Д Ы  Р А Б О Т Ы  

С   И Н Ф О Р М А Ц И Е Й

Задание 1

Работа с иллюстрациями и текстом в учебнике «Если возник пожар»

Ответ с помощью рисунков на вопрос перед текстом.

Чтение текста в учебнике «Если возник пожар» учащимися «цепочкой».

Форма работы: Ф

Задание 2

Просмотр обучающего мультфильма «Правила поведения при пожаре»

- http://www.spas-extreme.ru/mediateka/mediateka/video/ Multiplikacionnie_filmi_Spasik_i_ego_dru/item/4620/  

-- http://www.spas-extreme.ru/mediateka/mediateka/video/pravila_

ot_spasika/item/24152/

-Что вы можете сделать, если увидите в школе пожар?

- Какой вред здоровью могут нанести огонь и дым?

- Почему нельзя прятаться под кровать во время пожара?

- Почему во время пожара нельзя пользоваться лифтом?

- Что делать, если пожар возник у соседей и подъезд наполнился дымом?

- Почему нельзя заставлять балкон разными вещами?

- Почему говорят «Огонь хороший друг, но плохой хозяин»?

Форма работы: Ф

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Давайте представим, что мы зоркие пожарные и следим за тем, чтобы не было пожара.

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим,

Поворачиваясь вправо, оглядимся величаво!

И налево тоже

Поглядим из-под ладошек.

И – направо! И ещё

Через левое плечо!

Через правое плечо!

1,2 – выше голова, 3,4 – руки шире,

5,6 – тихо сесть!

Форма работы: Ф

Задание 3

- Ребята, а что сильнее огня? (Вода)

Работа с иллюстрациями и текстом в учебнике «Вода в доме».

- Какая беда может возникнуть из-за воды в доме?

Ответ с помощью рисунков на вопрос перед текстом.

Чтение текста в учебнике «Вода в доме» учащимися «цепочкой».

-Какие слова необходимы для рассказа об аварии водопровода?

Вентиль – клапан для регулирования выхода жидкости, пара или газа. Перекрывает воду в квартире.

Диспетчер – работник, регулирующий из оного центрального пункта ход работы предприятия.

- Представьте, что у вас в квартире произошла авария водопровода. Расскажите, как вы будете действовать в этой ситуации.

Форма работы: Ф

Задание 4

Работа с иллюстрациями и текстом в учебнике «Если чувствуешь запах газа».

Но кроме пожара, неисправности водопровода в доме могут возникнуть и другие опасности.

-Назовите возможные причины утечки газа.

1. Неосторожность:  выкипающая вода погасила огонь,  слабый огонь задул сквозняк, не до конца закрыт кран газовой плиты.

2. Неисправность газового оборудования, утечка в соединениях труб, неисправные газовые приборы.

Ответ с помощью рисунков на вопрос перед текстом.

Чтение текста в учебнике «Если чувствуешь запах газа»  учащимися «цепочкой».

Форма работы: Ф

Задание 5

Просмотр обучающего мультфильма «Правила поведения в быту».

http://www.youtube.com/watch?v=1Y7RfpcYk 

- Что нужно делать и чего нельзя, если почувствуешь запах газа? (Нужно перекрыть газовую трубу, проветрить квартиру, вызвать работника службы газа; нельзя зажигать огонь, включать свет; звонить по телефону лучше от соседей, так как для взрыва газа достаточно даже крошечной искры.)

Форма работы: Ф

III. Интеллектуально – преобразовательная деятельность

Цель: стимулировать интерес обучающихся к выполнению частично-поискового и эвристического характера.

Задание 1

Работа в группе.

1-я группа:

Как нужно действовать, если в квартире возник пожар?

2-я группа:

Почему во время пожара нельзя прятаться под кроватью?

3-я группа:

Как действовать при аварии водопровода?

4-я группа:

Что нужно и чего нельзя делать, если почувствуешь в квартире запах газа?

Чтение вывода в учебнике, работа в рабочей тетради №2, 3, 4, с. 3-4 (проверка с помощью документ-камеры).

Форма работы: Г

IV. Диагностика качества освоения темы

Задание 1

Тестирование.

1. Выбери номер телефона газовой службы

А) 01    Б) 03    В) 04

2. Выбери номер телефона пожарной охраны

А) 01    Б) 03    В) 04  

3. Выбери номер телефона скорой помощи

А) 01    Б) 03    В) 04  

4. Что необходимо сделать, прежде всего, если в доме неожиданно начался пожар, который ты не можешь потушить самостоятельно?

А) убежать

Б) закричать, позвать на помощь

В) вызвать пожарников по телефону 01

5. Если в подъезде дым, что ты должен сделать?

А) нужно выйти и посмотреть, где и что горит

Б) закрыть дверь и заткнуть щели мокрыми тряпками

В) не обращать внимания – ведь горит не в твоей квартире

6. В квартире прорвало трубу. Что ты будешь делать прежде всего?

А) оставить всё как есть до прихода родителей – это дело взрослых 

Б) завернуть специальный вентиль и позвонить родителям

В) выйти из квартиры

7. Что нужно сразу сделать, если ты почувствовал в квартире запах газа?

А) открыть окно

Б) сразу из квартиры позвонить в газовую службу – 04

В) зажечь спичку 

Форма работы: И 

V. Рефлексивная деятельность

Цель: научить школьников соотносить полученный результат с поставленной целью и оценивать результаты своей деятельности.

Самоанализ и самооценка ученика

Зелёный цвет – урок прошёл удачно: я активно участвовал в работе класса, с заданиями справлялся успешно. Я очень доволен собой!

Красный цвет – задания на уроке оказались слишком трудными.  Мне нужна помощь!

Жёлтый цвет  - сегодня на  уроке не все задания оказались такими уж лёгкими. Мне было трудно, но я справился. Я вполне доволен собой.

Формы работы: И

Домашнее задание

1. Прочитать текст учебника, ответить на вопросы.

2. В рабочей тетради выполнить задания № 5, 6, с. 5.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО ТЕМАМ: "ОГОНЬ, ВОДА И ГАЗ", "ЧТОБЫ ПУТЬ БЫЛ СЧАСТЛИВЫМ"

Конспект обобщающего урока по окружающему миру для 3 класса (Программа А.А.Плешакова). Может быть использован для внеклассного мероприятия по ОБЖ....

Конспект урока на тему "Свойства воды"

Конспект урока по окружающему мира на тему Вода.Её свойства....

Конспект урока по теме:"Свойства воды" 3 класс

УМК "Школа России" А.А.Плешаков Окружающий мир 3 класс...

урок по теме: Огонь, вода и газ"

Урок по окружающему миру в 3 классе....

Конспект урока окружающего мира "Огонь, вода и газ" 3 класс

Урок в 3 классе на тему "Огонь, вода и газ" составлен по УМК "Школа России"...

Конспект урока по теме "Свойства воды"

Тип урока: урок- исследование объекта и понятия, открытие новых знаний.Основной метод обучения: исследование - целенаправленное наблюдение за объектом (водой)ЦЕЛИ:Формирование понятия свойства воды.Фо...

Конспект урока по теме:"На воде и в лесу"

Разработка урока по предмету окружающий мир для 2 класса УМК "Школа России"...