Конспект урока по теме "Свойства воды"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
Тип урока: урок- исследование объекта и понятия, открытие новых знаний.
Основной метод обучения: исследование - целенаправленное наблюдение за объектом (водой)ЦЕЛИ:
- Формирование понятия свойства воды.
- Формирование представления обучающихся о применении свойств воды в жизни человека.
- Развитие навыков практической деятельности (опыты), наблюдательности, внимания, аккуратности, любознательности.
- Создание условий для экологического воспитания.
ЗАДАЧИ УРОКА:
Организовать наблюдение и на основе мысленного эксперимента и практической работы коллективно “открыть” физические свойства воды.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_okruzhayushchiy_mir_3_a_klass_gladkova.docx | 28.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Купинская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья Новосибирской области
(МКОУ Купинская школа-интернат)
Открытый урок по теме «Свойства воды»
3 класс
Учитель начальных классов
Гладкова Галина Владимировна
Г. Купино 2018
ТЕМА: “Свойства воды”
Тип урока: урок- исследование объекта и понятия, открытие новых знаний.
Основной метод обучения: исследование - целенаправленное наблюдение за объектом (водой)
ЦЕЛИ:
- Формирование понятия свойства воды.
- Формирование представления обучающихся о применении свойств воды в жизни человека.
- Развитие навыков практической деятельности (опыты), наблюдательности, внимания, аккуратности, любознательности.
- Создание условий для экологического воспитания.
ЗАДАЧИ УРОКА:
Организовать наблюдение и на основе мысленного эксперимента и практической работы коллективно “открыть” физические свойства воды.
ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА:
- Компьютер, интерактивная доска, презентация.
- Оборудование для проведения опытов: стаканы, фильтровальная бумага, воронки, сахар, соль.
- Учебник, тетрадь, карточки.
Ход урока
1.Орг. момент.
-Ребята, я надеюсь, что вы все чувствуете себя хорошо и настроены на рабочий лад. Улыбнитесь друг другу. Сегодня у всех всё получится, вы все сможете выполнить и узнаете много нового. Я вас всех очень люблю. Вы у меня самые умные и добрые дети.
2.Постановка цели и задач.
Чтобы узнать тему урока, я предлагаю вам отгадать ребус.
( 1 слайд)
А отгадку мы сейчас услышим в этих звуках. (Звучит музыка журчание воды)
-Кто поёт эту хрустальную песню? (вода).
-Молодцы. Правильно. Вы догадались, что сегодня мы будем говорить о воде и познакомимся со свойствами воды..
(2 слайд)
-А изучать эти свойства вы будете в своих лабораториях. (3 группы учащихся)
-Какие ассоциации у вас возникают, когда произносите слово “вода”?
Подумайте и запишите их. (Ручей, море, река, озеро, снег, град, иней, родники, и т. д.)
3.Актуализация знаний.
- Проведём небольшую разминку (хоровое отгадывание загадок).
1.И без рук, и без ног Из земли пробиться смог. Всех нас летом, в жаркий зной Поит ледяной водой. (Родник).
2.Дед седой возле ворот Всем глаза заволок. (Туман).
3.Зимой – скрывается, Весной – просыпается. Летом – веселится. Осенью – спать ложится. (Река).
4.Без крыльев – летят, без ног – бегут, без паруса – плывут. (Облака)
5.Целый день идет, идет. Хлипкая погода. Может, это вертолет Льет на землю воду? Нет! Вода из облаков. Подскажи, кто он таков? (Дождь).
6.Утром выпадет всегда Ни дождинка, ни звезда. И сверкает на лугах, На деревьях и кустах. (Роса).
7.Чтобы дождик лился с неба, чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли, чтоб варили кисели, чтобы не пришла беда –
Нам всегда нужна …( вода)
4.Лекция учителя.
-Как вы думаете , много ли воды на Земле?
-Посмотрите на глобус.(3 слайд) Такой видят космонавты Землю из космоса. Если быстро вращать глобус , то покажется, что он одноцветный- голубой. А все это потому , что этой краски на нем больше ,чем белой, зеленой ,коричневой. Голубым цветом изображены моря, океаны нашей планеты.
(4 слайд)
Вода занимает 3\4 поверхности земного шара. Вода повсюду. Толстый слой воздуха окутывает сплошной оболочкой весь земной шар. И в воздухе находится много воды, пара , облаков, туч
(5 слайд)
Вода есть и под землей( родники).Огромные скопления льда находятся у Северного и Южного полюсов. Там лед на суше и в океане. (6 слайд) Вода входит в состав любого живого организма. Достаточно помять лист растения в руках , и мы обнаружим в нем влагу . Вода содержится во всех частях растений .Вспомните , как много сока в плодах –в арбузе , апельсине , лимоне..Этот сок- вода с растворенными в ней различными веществами. Но даже в сухих семенах растений есть вода, хотя не в таком большом количестве.
( 7 слайд)
Много воды и в теле человека. Наше тело почти на 2\з состоит из воды. Вода входит в состав крови , которая разносит по всему организму питательные вещества. Испаряясь с поверхности нашей кожи , вода регулирует температуру нашего тела.
Живой организм постоянно расходует воду и нуждается в ее пополнении. Например , человеку требуется более 2 литров воды.
(8 слайд)
В теле животных вода обычно составляет половина массы. Тело медузы на 90-95 % состоит из воды.
(9слайд)
Воду пьют поля и леса .Без нее не могут жить ни звери , ни птицы, ни люди.
(10слайд)
Но вода не только поит , но и еще и кормит – по морям и океанам днем и ночью плывут тысячи рыболовных судов.
(11слайд)
Вода добывает электрический ток, работая на электростанциях.
(12слайд)
А еще вода – это самая большая и удобная дорога. По ней днем и ночью плывут суда, везут разные грузы , пассажиров.
(13 слайд)
Без воды не замесить тесто для хлеба, не приготовить бетон для стройки , не сделать ни бумагу , ни ткань для одежды, ни конфеты , ни лекарства ,- ни чего не сделать без воды . Вот она какая –вода!
Но это все стало доступно человеку после того , как он хорошо изучил свойства воды.
5.Физминутка.(злая тучка)
(14 слайд)
6.Реализация плана.
- Ребята, мы каждый день узнаём что-то новое. Наши знания- это наше богатство, которое мы складываем в Ларец знаний, а когда нужно – достаём и используем. Сегодня вам предстоит провести несколько исследований, чтобы пополнить Ларец знаний. А в конце урока посмотрим, наполнился он или нет. На столах у вас лежат фишки разного цвета: зелёный- «5», синий-«4», красный-«3». Я прошу вас оценивать каждый этап свой работы той фишкой, какую вы считаете, что заслуживаете. (Результат выполнения каждого задания учитель складывает в Ларец знаний).
Практическая работа «Свойства воды». (Опыт представляет каждая группа).
- Вода нам хорошо знакома. Она такая привычная, повседневная. Что может быть более простым и ясным? И всё же, что такое вода? (Ответы детей).
Вода – это полезное ископаемое.
Как и любое полезное ископаемое, она обладает свойствами. Сейчас мы их узнаем. А помогут нам опыты. ( Результаты оформляются в таблицу).
Опыт 1.(15 слайд)
Уч-ль: Опустите в стакан с водой ложку. Видна ли ложка в стакане?
Уч-ся: Видна
-Что можно сказать?
Вывод: вода прозрачна
Опыт 2.(16слайд)
Уч-ль: Около стакана с водой положите полоску белой бумаги. Сравните цвет жидкости с цветом полки. Имеет ли вода цвет?
Уч-ся: Вода не имеет цвета
Вывод: вода не имеет цвета
Опыт 3.(17слайд)
Уч-ль: Сейчас мы будем определять, имеет ли запах вода. Что мы должны для этого сделать?
Уч-ся: Понюхать воду
Уч-ль: Что можно сказать?
Уч-ся: Вода не имеет запаха
Вывод: вода не имеет запаха
Опыт 4.(18 слайд)
Уч-ль: Попробуйте воду. Есть ли у нее вкус?
Уч-ся: У воды нет вкуса
Вывод: вода не имеет вкуса
Опыт 5.(19 слайд)
Уч-ль: А сейчас добавьте в стакан соль. Размешайте. Что произошло с солью?
Уч-ся: Они растворились
Вывод: Вода – растворитель
Опыт 6.(20 слайд)
Уч-ль: Аккуратно зачерпните ложкой воду из стаканчика и снова вылейте её в него. Течет вода? Почему?
Уч-ся: Течет. Потому что вода жидкая.
Вывод: Вода – жидкая; течет
Опыт 7.(21 слайд)
Уч-ль: Посмотрите внимательно, я сейчас налью воду в банку, стакан, бутылку и вазу. Какую форму имеет вода?
Уч-ся: Вода принимает форму того сосуда, в котором находится. Своей формы вода не имеет.
Вывод: Вода не имеет форму, а может принимать форму того сосуда, в котором находится
Фокус
- А сейчас ребята, я вам по секрету расскажу, что нашему Саше очень нравится делать фокусы. Один он приготовил для нас сегодня. (Ученик «облачается» в одежду фокусника. Пред ним 3 баночки с водой и платок) (Слайд 9)
Ученик: Ты вода-водица,
Друг мой студеный.
Стань вода-водица,
Не простой - зеленой
(встряхивает баночку)
Ты вода-водица,
Светлая как иней.
Стань вода-водица,
Не простой, а синей
(встряхивает баночку)
Ты вода-водица,
Друг мой прекрасный.
Стань вода-водица,
Не простой, а красной.
(встряхивает баночку)
- Ребята, что же произошло? ( Вода изменила цвет)
- А от чего зависит цвет воды?(Цвет воды зависит от того, что в ней растворили)
-Так какое же свойство воды Саша подтвердил фокусом? (вода-растворитель)
- А когда мы дома можем видеть эти чудесные превращения? ( Когда утром завариваем чай или кофе)
- А теперь проверим себя, поработаем в парах. ( Текст учебника ).
7.Обобщающая беседа.
- Какие свойства воды вы узнали?
- Каким опытом можно доказать, что вода – растворитель?
-Я предлагаю, вам выполнить задание на карточке, где вы должны вставить нужные слова в предложении, помочь вам в этом может таблица на доске и учебник на стр.54.
Карточка:
Вставьте пропущенные слова: (при затруднении можно обратиться к учебнику на стр. 54).
Вода__________________,___________________жидкость, не имеет________________. При нагревании вода ___________________, а
при охлаждении____________________. Вода ________________ многие вещества.
(22слайд)
-А теперь предлагаем вашему вниманию «Устный журнал».
1 ученик. На Земле много воды. Ею заполнены моря и океаны. Но она солёная. Человеку нужна пресная вода, которой не так уж много. На каждые 100 литров солёной воды приходится 2 литра пресной.
2 ученик. Как видите, пригодной для питья воды не так много. Неравномерно распределена вода на Земле. Есть места, куда её привозят на машинах в цистернах . В таких местах люди умеют ценить воду.
3 ученик. А умеете ли беречь воду вы? Обращаете внимание, не течёт ли зря вода из водопроводного крана? Запомните, если даже вода течёт по каплям, то за месяц уходит зря 400 литров воды.
4 ученик. В народе говорят: « Вода сестрица всем и всегда пригодится». Надо не только беречь воду, но и заботиться о её чистоте.
5 ученик. Океан седой гремит набатно, он таит обиду в глубине,
Чёрные раскачивая пятна на крутой разгневанной волне.
Стали люди сильными, как боги, и судьба Земли у них в руках.
Но темнеют страшные ожоги у земного шара на боках.
Мы давно освоили планету, широко шагает новый век.
На Земле уж «белых» пятен нету. Чёрные сотрёшь ли, человек?
Океан подаёт сигнал «SOS»!
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
- Молодцы, ребята! Вы выполнили все задания урока. А теперь посчитайте свои фишки, поставьте себе оценку. (Оценка ставится по наибольшему количеству фишек определённого цвета).
-Посмотрите, Ларец знаний тоже пополнился новыми знаниями. Значит. Знаний у нас с вами стало ещё больше.
9. Домашнее задание: нарисовать рисунок, отражающий присутствие воды в природе.
(23 слайд)
(24 слайд)
10. Итог урока.
- Звенит заливистый звонок.
Наш завершается урок.
Я вам «спасибо» говорю
И от души благодарю!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Какая бывает вода"
Урок окружающего мира...
Конспект урока окружающего мира «Вода в природе. Вода и её свойства. Охрана воды»
Конспект урока окружающего мира 3 класс УМК "Перспектива"...
Конспект урока по теме "Вода и её свойства"
Урок окружающего мира по теме " Вода и её свойства" 2 класс...
Конспект урока по технологии "Вода в жизни человека"
Тема урока: Вода в жизни человека и растенийЦели урока:1. Познакомить учащихся со значением воды в жизни человека и растений.2. Показать учащимся ...
Конспект урока "Три состояния воды"
Конспект урока в начальной коррекционной школе VIII вида по окружающему миру "Три сотсояния воды",...
Конспект урока по технологии "Вода в жизни человека. Вода в жизни растений. Проращивание семян" (УМК Школа России, 1 класс)
КОНСПЕКТ УРОКА ТЕХНОЛОГИИТема: «Вода в жизни человека. Вода в жизни растений. Проращивание семян»Цели деятельности учителя: знакомство со значением воды в жизни человека и растений; ...
Конспект урока окружающего мира «Вода и водные жители. Вода-вещество. Путешествие капельки» (УМК «Новая школа XXI века» 2 класс )
Тема: «Вода и водные жители. Вода-вещество. Путешествие капельки» Цели деятельности учителя: формирование представлений о роли воды для человека и всех живых организмов; о разных состояния...