технологическая карта по ФГОС и подробная презентация к уроку в 4 классе по окружающему миру (программа "Школа России") "Жизнь древних славян"
презентация урока для интерактивной доски по окружающему миру (4 класс) на тему
Красочная презентация и описание подробного плана работы на уроке дадут возможность учителю познакомить учащихся с жизнью древних славян. На уроке проводится работа по формированию УУД,
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhizn_drevnih_slavyan.rar | 1.56 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок 41. ЖИЗНЬ ДРЕВНИХ СЛАВЯН
Цели | Создать условия для ознакомления с социальным и нравственным опытом предшествующих поколений, приобщения младших школьников к культурному наследию и традициям наших предков; раскрытия значения знания истории своего народа; определения границ знания и «незнания»; способствовать формированию представления о том, как была организована жизнь наших далеких предков; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к истории своей страны, предмету «Окружающий мир» |
Тип урока | Открытие нового знания |
Планируемые | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; вступать в речевое общение, пользоваться учебником. Личностные: имеют желание следовать нравственным принципам наших предков, испытывают гордость |
Методы и формы | Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый; фронтальная, индивидуальная |
Образовательные | http://download8.proshkolu.ru http://festival.1september.ru/articles/618333/ http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/urok-okruzhayushchego-mira-zhizn-drevnikh-slavyan-4-klass |
Оборудование | Интерактивная доска, компьютер; тестовое задание, словари, энциклопедии; карта «Расселение древних славян»; иллюстрации с изображением языческих богов древних славян |
Основные | Поляне, дреговичи, словене, древляне, северяне, родимичи, волыняне, вятичи, уличи, кривичи |
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы | Обучающие | Деятельность учителя | Деятельность | Формы организации на уроке | Формируемые умения | Промежуточный контроль |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
I. Мотивация к учебной деятельности | Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся к усвоению учебного | – Сегодня на уроке мы перенесемся с вами в прошлое, в XII век, в Киево-Печерский монастырь, где в тихой келье при свете лампады (небольшой сосуд с фитилем, наполненный маслом и зажигаемый перед иконами) неустанно пишет свой труд монах (человек, который уходил от людской суеты и давал обещание посвятить свою жизнь молитвам) Нестор, образованнейший человек своего времени. Скрипит гусиное перо в руке старца, выводя заглавие книги. На доске записан текст, учитель читает: «Се повести временных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве начал первое княжити, и откуда Русская земля стала есть». – Летописец Нестор сообщает в «Повести временных лет» о славянских племенах, их происхождении, об образовании первых славянских княжеств, о нашествии кочевников. Нестор помещал в летопись народные предания и легенды | Слушают учителя, принимают участие с учителем. Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место | Фронтальная, индивидуальная | Коммуникативные: высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями. Личностные: понимают значение знаний для человека | Устные ответы, организация рабочего места |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Рассказ учителя. Работа | – Найдите на карте нашей страны Восточно-Европейскую равнину. Что означает слово «равнина»? Что о поверхности равнины говорят цвета на карте? (Встречаются возвышенности.) Мы знаем, что Восточно-Европейская равнина умеренного климатического пояса, и только ее северная часть заходит в холодный пояс. Здесь берут начало такие крупные реки, как Днепр, Волга, Дон. – Именно эти территории начали заселять в VI веке восточные славяне, от которых произошли русские, украинцы, белорусы. Заселение шло по берегам реки Днепр и его притокам. – Прочитайте в учебнике (с. 34–35) отрывок из «Повести временных лет», в котором говорится о расселении славянских племен. – Подчеркните названия племен в тексте. Рассмотрите карту расселения славян. – Найдите и прочитайте на карте названия славянских племен, которые вы встречали в летописи. – Попробуйте прочитать незнакомые вам названия других славянских племен. – Обратите внимание на то, как появились названия некоторых славянских племен: Ильменские славяне – жители у озера Ильмень. Вятичи – основатель рода Вятко. Поляне – жители полей. Древляне – жили среди «дерев». Дреговичи – догадайтесь, если слово «дрягва» означает «болото». | Читают, отвечают на вопросы учителя. Выполняют Показывают | Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; формулируют |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Работа | – Значит, они жили у… (болот). – Так кто же они такие, славяне? – Слово «славяне» означает «люди, живущие у воды». – Попробуем найти ответ на этот вопрос в документе, письменном источнике древних византийских путешественников. Прочтите этот текст. – Так какие же были наши предки? Опишите их внешний вид. – А какие они были по характеру? – Если они были радушными, гостеприимными, то могли ли они постоять за себя и близких? – Славяне заселяли обширные земли по живописным берегам рек. Места были водные, охотничьи, медовые. Огромные луга гарантировали обильный корм скоту. Но не только это привлекло первых поселенцев. Время тогда было беспокойное: очень много воевали. Поэтому славяне селились в труднодоступных местах, окруженных крутыми склонами, глубокими оврагами, водой, густым лесом и непроходимыми болотами. На крутых пригорках создавались укрепленные поселения. Жили славяне родами и племенами. – Что такое род? Что такое племя? – Выжить в суровых природных условиях, защититься от врагов легче сообща. Поэтому семьи объединялись в рода, а те в свою очередь в племена. | обоснования своего суждения; достигают договорённости и согласования общего решения; осуществляют постановку вопросов; адекватно используют речевые средства для решения коммуникационных задач; умеют слушать собеседника и вести диалог, излагают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему. Личностные: оценивают усваиваемое содержание с нравственно-этической точки зрения; |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Работа Рассказ учителя | – Как вы думаете, живя у воды, чем могли заниматься славяне? – Ловили рыбу. – Чем еще могли заниматься предки русских, белорусов, украинцев? – Прочитайте текст в учебнике (с. 36–37). – Объясните значения слов «собирательство», «борт- ничество», используя иллюстрации. (Бортничество – сбор меда и воска диких пчел.) – Еще раз назовите занятия славян, с которыми вы познакомились. – Узнаем, как жили наши предки – древние славяне | Читают текст, выясняют занятия славян. Внимательно слушают | предметного курса; испытывают чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознают свою национальную принадлежность; имеют целостный социально ориентированный взгляд на мир | |||
IV. Самостоятельная работа | Тестирование. | – Проверим, как вы внимательно слушали и запомнили факты из жизни славян. Подчеркните правильный ответ. 1. Славяне жили: а) в пустыне; б) по берегам рек и озёр, в лесу и лесостепной зоне; в) в горах. 2. Что такое бортничество? а) изготовление бочек из дерева; б) выдалбливание лодок; в) собирание мёда диких пчёл. | Выполняют | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: осуществляют логические действия, поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач, планирование; структурирование знаний. | Устные ответы, выполненные задания |
Окончание табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Задания из электронного приложения к учебнику | 3. Какие орудия использовали наши предки во время охоты? а) Ружьё; б) лук со стрелами; в) саблю. 4. Как называлось жилище древних славян? а) землянка; б) чум; в) пещера. 5. Древние славяне были: а) язычниками; б) христианами; в) мусульманами. – Проверьте тест самостоятельно. Предлагает выполнить задания. В ходе выполнения учащимися работы помогает им, дает рекомендации | Осуществляют самопроверку. Выполняют | Регулятивные: осуществляют волевую саморегуляцию в ситуации затруднения; контролируют учебные действия Коммуникативные: умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы | |||
V. Итоги урока. Рефлексия | Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа. Выставление оценок | – Над какой темой работали? – Что интересного вы узнали из жизни своих предков? – Какая информация показалась для вас наиболее значимой? – Как вы оцениваете свою деятельность на уроке? | Читают вывод в учебнике (с. 39). Отвечают | Фронтальная, индивидуальная | Регулятивные: осуществляют контроль Личностные: понимают причины успеха / неуспеха в учебной деятельности | Устные ответы |
VI. Домашнее задание | Комментарий учителя | 1. Сделать рисунки к изученному периоду родной истории. 2. Подготовить сообщение о первых русских князьях, русских богатырях. 3. Рассказать о русской одежде | Задают уточняющие вопросы | Фронтальная | Регулятивные: осуществляют поиск средств достижения поставленных задач |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку окружающего мира по теме «Жизнь древних славян».
Архив содержит презентацию к уроку окружающего мира по теме «Жизнь древних славян». Презентация содержит кроссворд по изученным ранее темам, ключевое слово кроссворда подводит к теме урока. Иллюстрат...
Урок окружающего мира 4 класс. Жизнь древних славян.
Урок окружающего мира в 4 «Б» классе. Тема урока: Жизнь древних славян....
Урок по окружающему миру на тему: "Жизнь древних славян"
Мы продолжаем путешествие по дороге истории. И путь наш лежит по страницам истории отечества. Нам предстоит поработать с учебником, отвечать на вопросы, решать исторические задачи. Мы будем работать в...
Конспект урока по окружающему миру 4 класс "Жизнь древних славян"
Окружающий мир 4 класс...
Конспект урока по окружающему миру, 4 класс: Жизнь Древних Славян
УМК "Школа России"...
Конспект и презентация к уроку окружающего мира 4 класс "Жизнь древних славян"
Конспект и презентация к уроку окружающего мира 4 класс "Жизнь древних славян" УМК "Школа России"...