Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 3 класс.
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (3 класс) на тему

Головина Алина Маисовна

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 3 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okr.mir_3_klass.doc239 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

    Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, УМК «Школа России»,  авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир» -  Плешаков, А. А. [и др.]. Окружающий мир. Сборник рабочих программ «Школа России». 1–4 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / С. В. Анащенкова [и др.]. М.: Просвещение, 2011.

    Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

         Основными задачами реализации содержания курса являются:

1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

          Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.

1. Общая характеристика учебного предмета

    Цель изучения курса  «Окружающий мир» для обучаемых 3  класса – помочь ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве. Подготовить поколение нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, ориентированных как на личное благополучие, так и на созидательное обустройство родного города, родной страны и планеты Земля.

  Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин, изучаемых в первом классе. Предмет «Окружающий мир» использует и подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка, математики, музыки, изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.

 Универсальные учебные действия (УУД) обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты. Они создают условия развития личности и ее самореализации.

         Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.

Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты.  

Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.

В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.

2. Описание ценностных ориентиров

Учебный курс «Мир вокруг нас» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за ее стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, например в группе продленного дня, на внеклассных занятиях. Следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, и чтение, и получение информации от взрослых.

В основе построения программы лежат принципы единства, преемственности, вариативности, выделения понятийного ядра, деятельностного подхода, системности.

Рабочая программа призвана сохранить ведущую идею курса «Мир вокруг нас» – формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого, и направлено:

– на формирование у ребёнка современной экологически ориентированной картины мира;

– развитие чувства сопричастности к жизни природы и общества;

– воспитание личностных качеств культурного человека – доброты, терпимости, ответственности.

3. Описание места учебного предмета в учебном плане

В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования  на изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2ч в неделю. Программа рассчитана на 270 часов: 3 классы – 68 часов (34 учебные недели).

 Требования к уровню подготовки уч-ся к концу 3-го года обучения

Обучающиеся должны:

 

  • знать:

                     - Неживая и живая природа. Растения дикорастущие и культурные. Деревья, кустарники, травы.

                     - Животные дикие и домашние.

                     - Насекомые, рыбы, птицы, звери.    

- Основные признаки времён года.  

- Некоторые охраняемые растения и животные своей местности. Правила поведения в природе.

- Основные сведения о своём городе (селе).  Домашний адрес. Виды транспорта.  

- Наиболее распространённые профессии.              

- Строение тела человека. Правила личной гигиены.

-  Правила безопасного поведения на улице, в быту, на воде, при контактах с людьми.

- Имена, отчества родителей.  

- Культура поведения в общественных местах.

- Основные стороны горизонта. Устройство и назначение компаса. Основные формы земной поверхности. Равнины и горы.

- Основные виды естественных водоёмов. Части реки.

- Названия нашей страны и её столицы, некоторых других городов России. Государственные символы России.

- Названия нескольких стран мира

  • уметь:

- Различать объекты природы и предметы, созданные человеком. Объекты неживой и живой природы.

- Различать группы растений и животных.

- Распознавать изученные растения, животных  (по нескольку представителей каждой группы).

- Выполнять правила поведения в природе.

- Различать изученные виды транспорта. Вести наблюдения за жизнью города, трудом людей.

- Выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице в быту.

- Использовать основные формы приветствия, просьбы и т. д. в отношениях с другими людьми.

- Выполнять правила поведения в общественных местах.

- Определять основные стороны горизонта с помощью компаса.

- Приводить примеры достопримечательностей родного края, Москвы, Санкт – Петербурга.

 УУД:

       - уметь действовать по плану: алгоритм определения признаков разных объектов;

       - осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме;

       - осуществление поиска существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта);

       - распознавать объекты, выделяя существенные признаки. Умение работать с книгой, поиск информации в учебной книге.

       - уметь работать в парах, обучаться сотрудничеству, самостоятельность и личная ответственность за свои поступки;

       - навыки сотрудничества в разных ситуациях.

       -  ставить вопросы членам своей группы, обращаться за помощью к учителю и одноклассникам

Результаты изучения курса.

Личностные результаты:

-Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, народ и историю России;

-формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

-формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

-овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

-принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе и информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

-формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

-развитие навыков сотрудничества со взрослыми сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить  выходы из спорных ситуаций;

-формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

Метапредметные результаты:

--Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления:

-овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера:

-умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения:

-способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных  и практических задач:

-использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

-использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета:

-овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям;

-готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признать возможность существования разных точек зрения и право каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

-определение общей цели и путей её достижения, умение договариваться  о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать своё поведение и поведение окружающих;

-овладение начальными сведениями о сущности и особенностям объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;

-овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

-умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования в соответствии с содержанием учебного предмета « Окружающий мир».

Предметные результаты:

-понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувств гордости за национальные свершения, открытия победы;

-сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе  нашей страны, её современной жизни;

-осознание целостного окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного  поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

-освоение доступных способов изучения природы и общества( наблюдения, запись. измерения, опыт. сравнения, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

-развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Календарно – тематическое планирование по  окружающему миру  3 класс

Содержание

Дата

Кол-во

часов

Обучающая цель

Основные понятия, вводимые впервые, свойства, алгоритмы

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)

        

Примечание (контрольные работы, проектные работы, практические работы, ИКТ, экскурсии, НРЭО, работа с ОВЗ

Предметные

Метапредметные универсальные учебные действия (УДД)

Личностные

  Как устроен мир                   6 часов

1.

Природа

1

Познакомить с учебником, тетрадь, основными задачами раздела

Природа

Анализировать текст, извлекать необходимую информацию, сравнивать объекты живой и неживой природы

Построение логической цепочки рассуждений

Проявлять целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы

2.

Человек. Стартовая диагностика

1

Понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить

Внутренний мир человека

Называть сходство человека и живых существ и отличие его от животных. Различать внешность человека и его внутренний мир.

Умение моделировать ступени познания человеком окружающего мира

Формирование целостного взгляда на единство и разнообразие природы

3.

Проект «Богатства, отданные людям»

1

Учить распределять обязанности по проекту, презентовать проект, оценивать результаты работы

Проект, проектная деятельность

Определять цель, работать с известной информацией, собирать дополнительный материал

Постановка учебной задачи. Поиск и выделение необходимой информации

Сотрудничество с учителем и учащимися

Проекты

4.

Общество

1

Учить определять место человека в мире. Характеризовать семью, народ, государство как части общества

Семья, народ, государство, общество

Анализировать понятия, рассуждать о многообразии и единстве стран и народов в мире

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Проявлять познавательный интерес к изучению предметного курса

5.

Что такое экология

1

Учить анализировать текст учебника с целью обнаружения взаимосвязей в природе

экология

Называть экологические связи и их разнообразие

Уметь моделировать связи организмов с окружающей средой

Проявлять познава-тельный интерес к изучению предмет-ного курса

6.

Природа в опасности

1

Устанавливать причинно-следственные связи между поведением людей, их деятельностью и состоянием окружающей среды

Окружающая среда, заповедник, национальный парк

Называть положительные и отрицательные влияния человека на природу

Моделировать в виде схемы воздействие человека на природу

Продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками

Эта удивительная природа      18 ч.

7

Тела, вещества, частицы Практическая работа №1 «Тела, вещества, частицы»

1

Учить классифицировать тела и вещества, приводить примеры естественных и искусственных тел

Тела, вещества, частицы

Различать тела и вещества

Моделирование процесса растворения, а также расположения частиц в твердом, жидком и газообразном состояниях

Осуществлять самопроверку, проверять с помощью учебника правильность утверждений

Практическая работа

8.

Разнообразие веществ. Практическая работа №2 «Обнаружение крахмала в продуктах питания»

1

Наблюдать и характеризовать свойства поваренной соли, сахара, крахмала. Ставить опыты по определению крахмала в продуктах

Растворение, крахмал

Описывать изучаемые вещества по предложенному плану, различать сахар, соль, крахмал по определенным признакам

Моделирование процесса растворения

Продуктивное

взаимодействие и сотрудничество со сверстниками

Практическая работа

9.

Воздух. Практическая работа №3 «Свойства воздуха»

1

Исследовать с помощью опытов свойства воздуха

Воздух, кислород

Объяснять свойства воздуха используя знания о частицах

Анализ объектов с целью выделения существенных и несущественных признаков

Проявлять целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы

Практическая работа

10

Вода. Практическая работа №4 «свойства воды»

1

Исследовать и объяснять свойства воды

фильтр

Объяснять свойства воды на основе схем в учебнике

Анализ объектов с целью выделения существенных и несущественных признаков

Формирование целостного взгляда на единство и разнообразие природы

Практическая работа

11

Круговорот воды в природе. Практическая работа №5

1

Высказывать предположения о состояниях воды в природе

Состояние, испарение, круговорот

Различать три состояния воды

Моделирование круговорота воды в природе с помощью пластилина

Сотрудничество с учителем и учащимися

Практическая работа

12

Берегите воду

1

Высказывать предположения о том, зачем надо беречь воду.

Загрязнение, питьевая вода

Понимать, что надо беречь и охранять воду

Моделирование в виде схемы источников загрязнения воды

Проявлять познавательный интерес к изучению предмета

13

Как разрушаются камни

1

Высказывать предположения о причинах разрушения горных пород

Разрушение, размыв, выветривание

Характеризовать процесс разрушения горных пород в результате нагревания, охлаждения, замерзания воды в трещинах

Установлением причинно-следственных связей

Продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками

14

Что такое почва. Практическая работа №6 «Свойства почвы»

1

Исследовать состав почвы в ходе учебного эксперимента

перегной

Характеризовать процессы образования и разрушения почв

Анализ объектов с целью выделения существенных и несущественных признаков

Проявлять целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы

Практическая работа

15.

Разнообразие растений

1

Учиться классифицировать растения, характеризовать группы растений

ботаника

Приводить примеры растений разных групп и видов

Анализ объектов с целью выделения существенных и несущественных признаков

Формирование целостного взгляда на единство и разнообразие природы

16

Солнце, растения и мы с вами

1

Выявлять сходство и различие процессов питания и дыхания растений

Питание и дыхание

Выявлять роль листьев, стебля и корня в питании растений

Доказывать, что без растений невозможна жизнь животных и человека.

Сотрудничество с учителем и учащимися

17.

Размножение и развитие растений Практическая работа №7 «Размножение и развитие растений»

1

Характеризовать условия, необходимые для размножения растений и их распространения.

опыление

Характеризовать с помощью схем стадии развития растения из семени

Анализ объектов с целью выделения существенных и несущественных признаков

Проявлять познавательный интерес к изучению предметного курса

Практическая работа

18.

Охрана растений Проверочная работа

1

Актуализировать сведения об исчезающих и редких растениях

Называть факторы отрицательного воздействия человека на мир растений

Анализ объектов с целью выделения существенных и несущественных признаков

Продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками

19.

Разнообразие животных

1

Учить классифицировать животных

Зоология, земноводные, пресмыкающиеся, млекопитающие

Умение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки

Постановка учебной задачи. Поиск и выделение необходимой информации

Проявлять целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы

20.

Кто есть  кто? Разнообразие природы родного края

1

Характеризовать животных по типу питания. Анализировать схемы цепей питания

Цепи питания

Умение работать с известной информацией, собирать дополнительный материал, создавать способы решения проблем творческого и поискового характера

Постановка учебной задачи. Поиск и выделение необходимой информации

Формирование целостного взгляда на единство и разнообразие природы

21.

Размножение и развитие животных

1

Характеризовать животных различных групп по способу размножения

Личинка, куколка, малек, головастик

Знакомство с размножением и развитием животных различных групп

Постановка учебной задачи. Поиск и выделение необходимой информации

Сотрудничество с учителем и учащимися

22

 Охрана животных

1

Актуализировать знания о редких и исчезающих животных. Характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на животный мир

Красная книга

Определять животных, занесенных в Красную книгу

Постановка учебной задачи. Поиск и выделение необходимой информации

Проявлять познавательный интерес к изучению предметного курса

23.

В царстве грибов

1

Характеризовать строение шляпочных грибов

Грибница, съедобные и несъедобные грибы

Учить различать съедобные, несъедобные, ядовитые грибы. Называть правила сбора грибов

Постановка учебной задачи. Поиск и выделение необходимой информации

Продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками

24

Великий круговорот жизни

1

Характеризовать организмы производители, организмы-потребители, организмы-разрушители

Производите-ли, потребите-ли, разрушители

Познакомить с круговоротом веществ на Земле

Построение логической цепочки рассуждений.

Речевое высказывание

Наше здоровье

10

25

Организм человека

1

Актуализировать сведения по анатомии и физиологии человека

Анатомия, физиология

Называть и показывать на модели органы человека

Постановка учебной задачи. Поиск и выделение необходимой информации

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания

26.

Органы чувств

1

Распознавать предметы на ощупь, по запаху.

Обоняние, осязание

Называть органы чувств, познакомить с гигиеной органов чувств

Постановка учебной задачи. Поиск и выделение необходимой информации

Проявлять целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы

27

Кожа. Практическая работа №8 «Знакомство с внешним строением кожи»

1

Изучать свойства кожи. Осваивать приемы оказания первой помощи при повреждениях кожи.

Ушиб, ожог, обмораживание

Называть меры первой помощи при повреждениях кожи. Характеризовать средства гигиены и ухода за кожей

Постановка учебной задачи. Поиск и выделение необходимой информации

Формирование целостного взгляда на единство и разнообразие природы

Практическая работа

28.

Опора тела и движение

1

Характеризовать роль скелета и мышц в жизнедеятельности организма

Скелет, мышцы, опорно-двигательная система, осанка

Рассказывать о роли опорно-двигательной системы в организме человека. Следить за правильной осанкой

Постановка учебной задачи. Поиск и выделение необходимой информации

Сотрудничество с учителем и учащимися

29.

Наше питание

1

Характеризовать изменения пищи в процессе пищеварения. Составлять меню здорового питания

Белки, жиры, углеводы, пищеваритель-ная система

Моделировать строение пищеварительной системы

Постановка учебной задачи. Поиск и выделение необходимой информации

Проявлять познавательный интерес к изучению предметного курса

30.

Дыхание и кровообращение. Практическая работа №9 «Подсчет ударов пульса»

1

Актуализировать знания о легких и сердце. Характеризовать строение дыхательной и кровеносной системы

Дыхательная, кровеносная системы

Установление связи между дыхательной и кровеносной системами

Постановка учебной задачи. Поиск и выделение необходимой информации

Продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками

Практическая работа

31.

Проверим и оценим свои достижения за 1 полугодие

1

Качество усвоения материала первого полугодия

Адекватно оценивать и анализировать свои знания

Осознание того, что уже усвоено, что необходимо усвоить

Контроль и самоконтроль

Проверочная работа

32.

Презентация проектов «Богатства, отданные людям»

1

Представлять результаты проектной деятельности

Адекватно оценивать и анализировать свои знания

Постановка учебной задачи. Поиск и выделение необходимой информации

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Проекты

33.

Умей предупреждать болезни

1

Характеризовать и формулировать факторы закаливания. Составлять инструкцию по предупреждению инфекционных заболеваний

Закаливание, инфекционные заболевания, аллергия

Называть способы закаливания, правила поведения в случае заболевания

Постановка учебной задачи. Поиск и выделение необходимой информации

Сотрудничество с учителем и учащимися

34.

Здоровый образ жизни

1

Обсуждать и формулировать правила здорового образа жизни и стараться их соблюдать

Здоровый образ жизни

Различать факторы, укрепляющие здоровье и факторы, негативно на него влияющие

Постановка учебной задачи. Поиск и выделение необходимой информации

Сотрудничество с учителем и учащимися

Наша безопасность

7

35

Огонь, вода и газ.

1

Актуализировать знания об опасностях в быту.

Диспетчер, телефоны экстренного вызова

Формулировать действия при пожаре, аварии водопровода, утечке газа.

Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем

Проявлять целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы

36

Чтобы путь был счастливым. Тест №1

1

Актуализировать правила безопасного поведения на улице

ПДД на улице

Называть правила поведения по дороге в школу, при переходе улицы. Езде на велосипеде, в автомобиле, общественном транспорте.

Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем

Формирование целостного взгляда на единство и разнообразие природы

Тест

37

Дорожные знаки. Тест №2

1

Актуализировать знания различных групп дорожных знаков

Сервис, предупреждающие, запреща-ющие, информационно-указательные

Называть дорожные знаки, обсуждать, как они помогают пешеходам

Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем

Сотрудничество с учителем и учащимися

Тест

38

Проект «Кто нас защищает»

1

Находить сведения о Вооруженных Силах, деятельности полиции, службы пожарной безопасности, МЧС

МЧС, полиция

Определять цель проекта.

Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем

Проявлять познавательный интерес к изучению предметного курса

Проекты

39

Опасные места

1

Актуализировать полученные ранее знания о потенциально-опасных местах

Потенциально-опасные места

Называть правила безопасности на балконе, в лифте, на стройплощадке, пустыре

Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем

Продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками

40

Природа и наша безопасность. Проверочная работа

1

Характеризовать опасности природного характера

Гроза, змеи, ядовитые растения и грибы

Понимать какие опасности природного характера нас подстерегают

Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем

Проявлять познава-тельный интерес к изучению предмет-ного курса

41.

Экологическая безопасность

1

Актуализировать полученные ранее сведения о экологической безопасности

Экологическая безопасность, цепь загрязнения, бытовой фильтр

Знать и называть правила экологической безопасности

Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Чему учит экономика

12

42

Для чего нужна экономика

1

Различать товары и услуги.. характеризовать роль труда в создании товаров и услуг.

Экономика, потребности, услуги

Понимать, что удовлетворение потребностей людей – главная задача экономики

Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем

Проявлять целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы

43

Природные богатства и труд людей – основа экономики

1

Раскрывать роль природных богатств и труда людей в экономике

Природные богатства, капитал, труд

Приводить при меры использования природных богатств и труда в процессе производства товаров

Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем

Формирование целостного взгляда на единство и разнообразие природы

44.

Полезные ископаемые. Практическая работа № 11 «Полезные ископаемые»

1

Актуализировать сведения о полезных ископаемых

Месторожде-ние, геолог, полезные ископаемые

Называть полезные ископаемые, раскрывать основные способы добычи

Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем

Сотрудничество с учителем и учащимися

Практическая работа

45.

Растениеводство. Практическая работа №12 «Знакомство с культурными растениями»

1

Актуализировать знания о дикорастущих и культурных растениях

Отрасль, растениеводство

Различать и классифицировать культурные растения

Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем

Проявлять познавательный интерес к изучению предметного курса

Практическая работа

46

Животноводство. Тест № 3

1

Актуализировать знания о диких и домашних животных

Животновод-ство

Называть домашних сельскохозяйственных животных, рассказывать о их содержании и разведении.

Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем

Продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками

Тест

47

Какая бывает промышленность

1

Характеризовать отрасли промышленности по их роли в производстве товаров

Добывающая, химическая, легкая, пищевая промышленность, металлургия

Характеризовать труд работников отраслей промышленности

Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания

48

Проект «Экономика родного края»

1

Собирать информацию об экономике своего края

Проектная деятельность

Характеризовать отрасли промышленности своего края

Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем

Проявлять целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы

Проекты

49

Что такое деньги

1

Раскрывать роль денег в экономике

Деньги, заработная  плата, бартер

Называть виды денежных знаков, различать денежные единицы разных стран

Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем

Формирование целостного взгляда на единство и разнообразие природы

50

Государственный бюджет

1

Характеризовть государственный бюджет, его доходы и расходы

Бюджет, доходы, расходы, налоги

Объяснять зачем нужен государственный бюджет, на что расходуются деньги из государственного бюджета

Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем

Сотрудничество с учителем и учащимися

51

Семейный бюджет

1

Характеризовать семейный бюджет, его доходы и расходы

Стипендия, пенсия

Понимать, что такое семейный бюджет, анализировать его доходы и расходы

Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем

Проявлять познавательный интерес к изучению предметного курса

52-53

Экономика и экология.

Тест №4

2

Актуализировать знание о влиянии человека и отраслей экономики на окружающую среду.

Экологическая катастрофа, экологический прогноз

Понимать взаимосвязь экономики и экологии

Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем

Продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками

Тест

Путешествия по городам и странам

15

54-56

Золотое кольцо России

3

Моделировать маршрут Золотого кольца, используя карту, фотографии

финифть

Знакомство с достопримечательностями городов Золотого кольца.

Умение работать с картой и текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки

Расширение кругозора

57

Проект «Музей путешествий»

1

Собирать экспонаты, оформлять экспозицию

проект

Определять цель проекта

Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Проекты

58

Наши ближайшие соседи

1

Показывать на карте России ее границы  пограничные государства

Сухопутные, морские границы

Называть государства, граничащие с Россией, их столицы

Умение работать с картой и текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки

Проявлять целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы

 

59

На севере Европы

1

Познакомить с государствами севера Европы, их границами

Скандинавия, фьорды, аквапарк, гейзеры

Познакомить с достопримечательностями государств Севера Европы

Умение работать с картой и текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки

Формирование целостного взгляда на единство и разнообразие природы

60

Что такое Бенилюкс

1

Познакомить со странами Бенилюкса

дамба

Познакомить с достопримечательностями стран Бенилюкса

Умение работать с картой и текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки

Сотрудничество с учителем и учащимися

 

61

В центре Европы

1

Познакомить с государствами центра Европы, их границами

фиакр

Познакомить с достопримечательностями государств Центра Европы

Умение работать с картой и текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки

Проявлять познавательный интерес к изучению предметного курса

62-63.

По Франции и Великобритании

2

Познакомить с государствами Франция и Великобритания, их границами

Эйфелева башня, Лувр, Тауэр, Биг Бэн

Познакомить с достопримечательностями государств Франция и Великобритания

Умение работать с картой и текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки

Продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками

 

64.

На юге Европы

1

Познакомить с государствами юга Европы, их границами

Акрополь, колизей

Познакомить с достопримечательностями государств Юга Европы

Умение работать с картой и текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки

Расширение кругозора

 

65

По знаменитым местам мира

1

Познакомить с достопримечательностями разных стран

Описывать по фотографиям изучаемые достопримечательности

Умение работать с картой и текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки

Проявлять познава-тельный интерес к изучению предмет-ного курса

66.

Проверим себя и оценим свои достижения за 2 полугодие

1

Качество усвоения материала первого полугодия

Адекватно оценивать и анализировать свои знания

Осознание того, что уже усвоено, что необходимо усвоить

Контроль и самоконтроль

 Проверочная работа

67.-68

Презентации проектов

2

Выступать с подготовленными сообщениями

Защита проектов

Представлять результаты проектной деятельности

Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Проекты

Итого

68

Перечень учебно-методического обеспечения

    Учебные пособия

          1.  Сборник рабочих программ «Школа России». 1–4 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / С. В. Анащенкова [и др.]. М.: Просвещение, 2011.                                                      

          2. Окружающий мир. 3 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе : в 2 ч. / А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2013.          

3. Окружающий мир. 3 класс: рабочая тетрадь: в 2 ч. / А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2013.

4.   Окружающий мир. 3 - 4 классы: поурочные планы по программе  «Школа России» (компакт-диск) – издательство «Учитель», 2012.

5. Окружающий мир. 3 класс. Рабочая программа и система уроков по УМК  «Школа России» (компакт-диск) – издательство «Учитель», 2014.

6. Плешаков, А. А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики: книга для учащихся начальных классов / А. А. Плешаков, А. А. Румянцев. – М.: Просвещение, 2013.

7. Плешаков, А. А. От земли до неба: атлас-определитель для нач. шк. / А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2013.

8. Плешаков, А. А. Зеленые страницы: кн. для учащихся нач. шк. / А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2013.

9. Плешаков, А. А. Окружающий мир: тесты: 3 класс / А. А. Плешаков, Н. Н. Гара, З. Д. Назарова. – М.: Просвещение, 2012.

10. Плешаков, А. А. Окружающий мир [Текст] : метод. рекомендации : 3 класс / А. А. Плешаков, Н. М. Белянкова, А. Е. Соловьева. – М.: Просвещение, 2012.          

 

Наглядные пособия:

  1. Натуральные живые пособия – комнатные растения;  
  2. Гербарии; коллекции насекомых;  
  3. Коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых;
  4. Глобус;
  5. Географические и исторические карты;  

 Мультимедийные демонстрации (компьютер,  DVD-проектор)  


Литература

 

  1. Гайдина, Л. И. Изучаем «Окружающий мир» с увлечением. 1–4 классы / Л. И. Гайдина. – М.: 5 за знания, 2007.
  2. Корнева Т.А., Шмидт Е.А. Уроки истории в 3 классе: Поурочные разработки. Методическое пособие для учителей начальных классов. – Волгоград: Учитель, 2005, 192 с.
  3. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Нетрадиционные уроки в начальной школе. Ч. 1, 2. Практическое  пособие.  Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004.
  4.  Ляхов П.Р.  Я познаю мир: Детские энциклопедии. – М.: ООО «Изд-во АСТ-ЛТД», 2006. – 560 с.
  5. Николенко, Е. И. Тесты по природоведению: 1–4 классы / Е. И. Николенко. – М.: Первое сентября, 2002.
  6. Руднянская Е.И.  Интегрированные уроки по общеобразовательным дисциплинам и природоведению в начальных классах. – Волгоград: Учитель, 2007. – 69 с.
  7. Тишурина, О. Н. Животные леса. Растения леса / О. Н. Тишурина. – М.: Дрофа, 2004.
  8. Уроки экологии в начальной школе : пособие для учителя нач. кл. / авт.-сост. Е. И. Руднянская, Л. Б. Черезова. – М.: Сфера, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно - тематическое планирование по Окружающему миру 1 класс

Календарно - тематическое планирование по Окружающему миру в 1 классе "Школа России"  по новым стандартам с УУД...

Календарно - тематическое планирование по окружающему миру (3 кл) к учебнику "Окружающий мир" (авт. Е.В.Саплина, А.И.Саплин, В.И.Сивоглазов).. й

Календарно - тематическое планирование по окружающему миру (3 кл) составлено к учебнику "Окружающий мир" (авт. Е.В.Саплина, А.И.Саплин, В.И.Сивоглазов)....

Рабочая программа и календарно- тематическое планирование по окружающему миру 3 класс по программе "Перспективная начальная школа" учителя начальных классов МКОУ СОШ №8 с.Тахта Ипатовского района Ставропольского края Остренко Л. П.

Данные рабочая программа и календарно- тематическое планирование по окружающему миру 3 класс по программе "Перспективная начальная школа"  учителя начальных классов МКОУ СОШ №8 с.Тахта Ипатовског...

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру к учебнику Плешакова А. А. «Окружающий мир» 4 класс

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру к учебнику Плешакова А.А. "Окружающий мир" 4 класс ФГОС...

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру в 1 классе (1-4) по учебнику «Окружающий мир» Плешаков А.А.

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру в 1 классе (1-4) по учебнику «Окружающий мир» Плешаков А.А.  ч.1, ч.2. из расчета 2 часа в неделю, всего в год  66 часов...

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 класса

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 классаУМК "Школа России"...

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 класса по программе "Начальная школа XXI века" с учетом непройденных тем в первом классе в связи с досрочным окончанием учебного года в 2019-2020 учебном году

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 класса по программе "Начальная школа XXI века" составлено с учетом непройденных тем в первом классе в связи с досрочным окончан...