«Экологическая обстановка в родном крае. Экологический суд».
план-конспект занятия по окружающему миру (4 класс) на тему
Цель занятия: анализ экологических связей в природе, раскрытие значения взаимодействия организмов и компонентов неживой природы, анализ антропогенного воздействия на природу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskiy_sud._4_klass.docx | 23.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Экологическая обстановка в родном крае. Экологический суд». 4 класс
Цель занятия: анализ экологических связей в природе, раскрытие значения взаимодействия организмов и компонентов неживой природы; анализ антропогенного воздействия на природу.
Планируемые результаты:
Личностные: понимание личной значимости в сохранении природы.
Метапредметные:
познавательные: установление взаимосвязи мира живой и неживой природы и выявление изменений природной среды под воздействием человека.
коммуникативные: вживание в роль, передача особенностей персонажа голосом, жестами, поведением; умение донести свою позицию по отношению к сохранению природы до других.
регулятивные: формирование умения мотивировать свою деятельность для получения знаний по сохранению окружающей природы.
Форма организации: экологический спектакль
Оборудование: интерактивная доска, аудио запись «звуки природы»
Методические рекомендации: учащимся раздаются роли примерно за неделю до занятия, обязательно проводится репетиция.
Сценарий спектакля
(На сцене актового зала костюмированные учащиеся)
Природа - учитель
- Здравствуйте, друзья!
- Здравствуйте птицы:……
- Здравствуйте, звери…
-Если бы человек каждый день так здоровался не только с родными и знакомыми, но и со всем живым, что его окружает, может быть, до сих пор на планете земля жили бы все те животные и растения, которых мы никогда уже не увидим – люди своей деятельностью уничтожили их.
А по какому поводу вы все собрались на лесной полянке?
Медведь.
- Мы очень встревожены, природа! Мы очень любим, уважаем и бережем прекрасную природу Иркутской области, ведь это наш дом. Но нам приходится страдать от деятельности человека. Иногда слышим: «Человек - царь природы!» Но кто поставил человека над тобой природа? Сам человек! А кто человек без природы? Представить себе это невозможно. Без воздуха, воды, пения птиц, ароматов лугов, шелеста листьев. Всё это нам щедро даёшь ты природа, а что тебе хочется взамен?
Природа
Конечно же, бережное и доброе отношение!
Лиса.
- К сожалению, ни растения, ни животные не могут говорить и поэтому человек не слышит наши проблемы, так как занят своими. Но мы сегодня на поляне решили провести суд над человеком и выбрали судьёй беркута.
Беркут.
- Я занесен в Красную книгу Иркутской области как редкий вид. Мы не можем завести птенцов из-за сильного шума, которые исходит от лесозаготовок. Нас осталось совсем мало! Спокойно мы себя чувствуем только на территории заповедников.
Лиса.
- Я предлагаю главного обвинителя – байкальскую нерпу.
Собака.
- Друзья, постойте, но у каждого обвиняемого должен быть адвокат?
Лиса.
- Вот и будь адвокатом человека, так как ты являешься его другом. Недаром говорят: «Собака - друг человека!»
Судья - беркут
- Прошу внимания! Судебное заседание начинается! Слово предоставляется главному обвинителю – байкальской нерпе.
Главный обвинитель – байкальская нерпа.
- Мне трудно говорить о тех экологических проблемах, которые сейчас существуют на территории Прибайкалья. Я боюсь, что если человек не изменит своё отношение к матушке природе, то мы исчезнем, так как исчезли ранее живущие в лесах Иркутской области снежные барсы и снежные бараны, красные волки, дрофа,, которая на нашей территории была истреблена человеком, серый гусь. Я не могу понять одного: ведь человек сам – творение природы. Он не имеет права выносить смертный приговор тем животным растениям, которые, по его мнению, вредны или опасны. Он не понимает, что в природе нарушается равновесие, которое восстановить очень трудно, иногда просто невозможно.
- Я обвиняю человека в том, что он бездумно использует природные богатства, нарушая тем самым экологический баланс.
Судья – беркут
- Уважаемая Нерпа, какое наказание заслуживает человек?
Главный обвинитель – байкальская нерпа.
- Человек наказал и продолжает наказывать сам себя! Впрочем, своё мнение относительно наказания я выскажу в следующих прениях.
Судья – беркут
- Теперь слово предоставляется защите.
Адвокат – собака
- Я понимаю вашу тревогу мои друзья звери, птицы цветы и деревья. И с мнением главного обвинителя Нерпой полностью согласна: человек сам себя наказывает. Но поверьте, не все люди настроены только, быть пользователями природы. Есть люди, которые заслуживают уважения.
Главный обвинитель – байкальская нерпа.
- Уважения?
Адвокат - собака
- Да, да уважения! Мы очень хорошо знаем людей.
Главный обвинитель –байкальская нерпа.
- Смешно! Вы же от него зависите во всем. Вам невыгодно обвинять его, иначе кто даст вам пищу и питьё.
Адвокат - собака
- Я принимаю ваше высказывание, но позвольте, именно человеком создана система особо охраняемых природных территорий Прибайкалья, которая включает в себя, Баргузинский биосферный заповедник, который занимает огромную площадь и единственный имеет биосферный полигон площадью 111 тысяч га.; Байкальский заповедник; Тункинский национальный парк. Кроме того, Озеро Байкал и прилегающая к ней водоохранная зона включены в Список всемирного природного наследия. На землях Иркутской области функционируют особо охраняемые природные территории: федерального значения - 2 государственных природных заповедника (Байкало-Ленский и Витимский), Прибайкальский национальный парк и Иркутский ботанический сад, а также особо охраняемые природные территории регионального значения: государственные природные заказники «Иркутный», «Кочергатский», «Магданский» и «Туколонь». Санаторно-курортные зоны, а также охрана территорий, имеющих важное орнитологическое значение. Именно человек создал и охраняет эти территории!
Судья - беркут
- Спасибо уважаемый адвокат. Теперь слово предоставляется свидетелям со стороны обвинения, и со стороны защиты. Первый свидетель обвинения – воздух.
Свидетель - воздух
- Ваша честь! Экологические проблемы касаются не только флоры и фауны, но не надо забывать, что многое в мире природы зависит и от чистоты воздуха! Экологическая ситуация в области остается напряженной. Больше всего загрязняют воздух в Иркутске выбросы автотранспорта и источников теплоэнергетики. Увеличение количества автотранспорта в области за последние 10 лет возросло почти в два раза. Наиболее остро стоит проблема загрязнения атмосферного воздуха в городах Братске, Иркутске, Зиме и других городах Иркутской области. Это катастрофа! Но ведь этим воздухом дышите не только вы, но и сам человек! И мне непонятно, зачем он себя так наказывает? Спасибо ваша честь.
Судья - беркут
- Слово предоставляется свидетелю – воде.
Свидетель - вода.
- Ваша честь! Байкал – это мировая жемчужина, его нужно беречь. Состояние экологии Байкала и рек Иркутской области за последние годы ухудшилось. Анализ данных экологических исследований озер и рек, проводимых силами специалистов, позволяет сделать вывод, что экологическое состояние прибрежных зон и районов вблизи устьев рек ухудшается. Но самое главное, что водой пользуются не только животные, растения и рыбы, но и сам человек. Возникает вопрос, неужели человеку нравится грязная вода?
Судья - беркут
- Слово предоставляется свидетелю – почве.
Свидетель - почва.
- Ваша честь! Уважаемые, а вы не забыли про меня? Почва образуется очень медленно, нужно сотни тысяч лет! Зато человек разрушает её очень быстро. В Иркутской области со мной обращаются очень плохо. Радоновые, урановые и другие радиоактивные захоронения. А что сделала со мной угольная промышленность? Человек забрал из моих недр, то, что ему нужно, и не потрудился заровнять за собой разрезы. Уничтожили леса на моей поверхности, а ведь они так важны для меня. Сообщаю вам тот факт, что состав почвы нашей области ухудшается! С предостережением и надеждой я говорю об этом.
Ведь у меня нельзя только брать! Меня нужно удобрять и давать отдыхать! Спасибо ваша честь.
Судья - беркут
- Слово предоставляется защите.
Адвокат - собака
- Ваша честь! Да, вы все привели веские аргументы. Мне стыдно за человека, хотя он мой друг. Но ведь человек начал строить заводы, у которых вообще нет сточных вод. Загрязнённую воду очищают и снова используют. В области принимаются некоторые меры по улучшению состояния атмосферного воздуха. На заводах и фабриках устанавливаются пылеуловители, системы очистки воздуха от вредных примесей. Я думаю, что человек будет и дальше применять меры по охране природы!
Судья - беркут
- Продолжим слушание свидетелей обвинения. Приглашается стародубка сибирская.
Свидетель – стародубка сибирская.
- Здравствуйте, Ваша честь! Я стародубка – растение ядовитое и лекарственное. Меня можно встретить весной на территории Восточной Сибири . Что делает человек?! Поскольку я расцветаю рано – в мае, то человек, соскучившийся по цветам, рвёт иногда меня просто для того, чтобы подержать цветок в руках, а потом выбросить тут же на поляне! Срывает, мнёт, а затем бросает. Поэтому, скоро нас вообще не останется! Требую проведения мероприятий по охране вида стародубка сибирская!
Судья - беркут.
- Мы выслушали свидетелей. После всего, что мы здесь узнали, что же нам делать с человеком?
Собака – адвокат.
- На суде даётся слово обвиняемому. Послушаем Человека.
Человек.
- Я не буду оправдываться. Я хочу попросить у вас прощения, хотя от этого вам не легче.
Адвокат - собака
- А я хочу вот что сказать. Да, то, что сделал человек с природой, ужасное преступление. Но ведь человек пытается что – то исправить! Именно человек создал Красную книгу Иркутской области. Именно он создает заповедники и охраняет их. К нашему счастью, люди на Земле разные, кому, как не вам, уважаемый Судья - беркут, об этом знать!
Судья - беркут
- Да, не отрицаю. Только благодаря людям мне удалось выжить.
Обвинитель – байкальская нерпа.
- Что же получается? Так или иначе, мы все зависим от человека?
Судья - беркут
- К сожалению, зависим.
Адвокат - собака.
- Хотя я и друг человека, а с вами согласна: ужас! Сколько раз человек выгонял меня из дома, бросал, где попало, желая избавиться.
Обвинитель – байкальская нерпа.
- Видите, звери и птицы, уже и защитники стали обвинителями.
Судья - беркут
- Прошу внимания! Внимательно изучив материалы дела, мы установили, что каждому виду животных и птиц сегодня угрожает опасность. Решение – пусть человек исправит то, что пока ещё можно исправить. А если не исправит? Тогда его постигнет
участь животных, которых уже нет на планете Земля. Ведь без всех нас и ещё многих, без чистого воздуха, чистой воды и многого другого, он не сможет выжить!
Адвокат - собака.
- Получается так, что человек сам себе подписывает смертный приговор?
Судья - беркут
- Получается так!
(Герои уходят со сцены. Остаётся учитель – в роли Природы.)
1. Анализ спектакля.
Природа – учитель
- Вы сейчас посмотрели спектакль «Экологический суд» и для того чтобы лучше понять экологические взаимосвязи в природе, я предлагаю вам смоделировать "Паутину жизни”. (модель наглядно показывает взаимосвязи в природе и трансформацию экосистемы в целом)
Организация модели.
Участники встают в круг и постепенно разматывают клубок, оставляя у себя в руках часть веревки, т.е. получается подобие паутины. Затем участники отклоняются назад, так что веревка натягивается, если один из них уходит, веревка ослабевает.
Дети стоят в кругу, веревку держат одной рукой. Учитель, создавая экосистему, называет детей, раздавая им карточки: вода, деревья, воздух, почва, байкальская нерпа, байкальская губка, медведь, лиса, беркут, ягоды, грибы, человек.
Учитель рассказывает легенду: здесь, на берегу Байкала будет стройка завода. Лесоповал - «деревья» уходят, следом за «деревьями» уходят «медведь», «лиса», улетает «беркут», исчезают «ягоды», «грибы». Потом начинается выравнивание местности (« почва» покидает круг), сброс сточных вод («вода» следует за выбывшими), а следом за водой уходят «байкальская нерпа» и «байкальская губка», выброс газов в атмосферу («воздух» улетает), новое поселение человека (« человек» остается стоять один). Компоненты погибли по очереди, соответственно произошло ослабление и нарушение экологических связей.
2. Заключительная беседа «Убивай зверей внутри себя».
Учитель
- Сегодня мы говорили о законах экологии. Знание и выполнение этих законов – важнейший признак экологической культуры. Но этого не достаточно. Нужна ещё и экология души. Послушайте строки поэта Евгения Евтушенко (читает учитель и заранее подготовленный ученик).
Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя!
- О чём говорит здесь поэт?
Примерные ответы детей:
- Что нужно беречь природу.
- Что нельзя убивать зверей.
- Что нужно любить самую маленькую былиночку и букашку.
Учитель:
- Поэт призывает убивать зверей внутри себя. Что это за звери?
Примерные ответы детей:
- Это качества человека: жадность, зависть, глупость, злоба, хитрость, трусость, лесть, подлость, бездушие, хвастливость, гордыня и т. д.
- Это всё плохое, чёрное, дикое, что есть в человеке.
- Это то, что мешает человеку полюбить другого человека и весь мир.
Учитель
-Мне кажется, вы все правы. Звери внутри нас – это плохие качества характера, которые мешают нам полюбить другого человека, полюбить мир, полюбить природу.
- И мы должны постоянно истреблять эти качества своего характера. Тогда и наши экологические знания и умения пойдут на пользу природе.
4. Творческое задание
Учитель:
- Сегодня мы узнали об экологических проблемах в нашей области. К сожалению, мы нарушаем хрупкое экологическое равновесие в природе. А если бы Природа могла говорить, что бы она сказала своим детям? (желающие ученики высказывают устное обращение природы к людям)
- Предлагаю всем желающим написать письма - обращения от имени природы. Например, написать обращение к бизнесменам, владельцам заводов и фабрик, написать военным, подготовить обращение к учёным, написать морякам и рыбакам, работающим в море, написать письмо учащимся нашей школы. Сделать это можно индивидуально или в группах.
- Результаты вашей творческой работы предлагаю обсудить на следующем занятии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ПТИЦЫ РОДНОГО КРАЯ» Экологическая игра: «Что? Где? Когда?»
Цели.Обучающие: - способствовать обобщению и систематизации знаний детей о птицах родного края, о взаимосвязи между явлениями природы (обитание конкретных видов птиц в определенных природны...
Конспект урока по познанию мира во 2 классе. Тема: Весна в родном краю. Правовое, экологическое и патриотическое воспитание младших школьников.
Конспект урока познания мира во 2 классе....
Обобщение по разделу «Родной край – часть большой страны». Экологические проблемы Челябинской области 4 класс
Урок -обобщение, в который включен проект «Влияние экологии Челябинской области на здоровье человека»....
Экологический марафон «Тропинками родного края»
Цель привлечь внимания к актуальным экологическим проблемам своего края Основные задачи:1) развитие мышления, расширение природоведческого кругозора;2) воспитание экологической культуры;3) развит...
Презентация "Экологическая обстановка в нашем городе" Санкт-Петербург.
Презентация "Экологическая обстановка в нашем городе" Санкт-Петербург....
Экологическое путешествие по родному краю .
Забайкаловедение....
Положение о проведении экологической викторине "Знатоки родного края"
Положение о проведении Викторины было разработано для сетевого мероприятия в рамках года экологии. Викторина проводилась для начальной школы....