Обобщение по разделу «Родной край – часть большой страны». Экологические проблемы Челябинской области 4 класс
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Урок -обобщение, в который включен проект «Влияние экологии Челябинской области на здоровье человека».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_obobshchenie_s_vklyucheniem_proekta.docx38.61 КБ
Файл proekt.pptx2.2 МБ

Предварительный просмотр:

Окружающий мир 4 класс

ТЕМА: Обобщение по разделу «Родной  край – часть большой  страны».

Экологические проблемы Челябинской области.

Учитель: Астафьева Н.В., МОУСОШ № 23 КГО

 ТИП УРОКА: Обобщение, с включением в урок проекта.

ФОРМА УРОКА: Ролевая игра «Экологический суд», которая позволяет познакомить учащихся с тем, как проходит судебный процесс; дать возможность каждому ребенку почувствовать себя участником такого процесса и проявить свой творческий потенциал, а кроме  того, закрепить знания по экологии Челябинской области, проект.

ПРОГРАММА:  Школа России

ЦЕЛИ УРОКА:

1. Закрепить знания учащихся по экологии Челябинской области. Познакомить с тем, как проходят судебные процессы. Формировать исследовательские навыки.

2. Развивать умение ориентироваться по карте Челябинской области. Развивать общекультурные, нравственные, социальные компетенции учащихся,  познавательную и творческую активность, внимание, умение слушать собеседника, вести  дискуссионное общение.  

3. Прививать интерес учащихся к изучению природы Челябинской области, к делу охраны природы родного края.

Подготовительная работа:

Дети индивидуально и по группам находят материал по разделам:

- экология Челябинской области;

- воздух и его охрана;

- почва и ее охрана;

- водоемы нашего края и их охрана;

- промышленные предприятия нашего края и их влияние на природу;

- животный мир Челябинской области и его охрана;

- растительный мир нашего края и его охрана.

Группа детей готовит проект по теме «Влияние экологии Челябинской области на здоровье человека»  (Тип проекта -  информационный, который включает в себя сбор и обработку  информации , ознакомление с ней заинтересованных лиц, анализ и обобщение фактов, требует презентации.

Весь найденный материал обсуждается на уроках окружающего мира, посвященных родному краю и  классных часах.

Методы и приемы, используемые  при подготовке к экологическому суду: поисковый, частично-поисковый, проблемный, информационный, наглядный и практический.

Планируемые результаты:

  1. Предметные:

- осознанно воспринимать содержание учебного материала;

- оформлять мысль в диалогическое  речевое высказывание, в т.ч.  с опорой на электронное сообщение по проекту.

  1. Метапредметные:

- формировать учебно-познавательный интерес к новому материалу;

- учить осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков;

- проводить сравнение по заданным критериям;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения и ориентироваться на позицию партнера;

- умение использовать ИКТ с целью демонстрации материала, подготовленного   группой.


ХОД УРОКА:

Этапы

урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия

1. Органи-зационный момент.

Подготовка к уроку.

Готовность учебных принадлежностей.

Регулятивные УУД

Учащиеся обеспечивают организацию своей учебной  деятельности.

2. Актуализа-

ция знаний

- Как называется  страна, в которой мы живем?

Прекрасна её природа, сказочно богата земля. Малая  родина для нас - это прежде всего …..

Нам посчастливилось жить в одном из красивейших уголков России – в Челябинской области!

- Какую площадь занимает Челябинская область?

 На протяжении нескольких уроков мы знакомились не только с богатством живой и неживой природы Южного Урала, но и с проектами ребят по этим темам.

Россия

Южный Урал

88тысяч кв. км

Познавательные  УУД

Подведение под понятия, классификации на основе внешних признаков или известных характерных свойств,

3. Сообщение темы и цели урока, создание проблемной

ситуации.

- Сегодня мы посвятим наш урок экологии Челябинской области и познакомимся ещё  с одним  проектом ребят.

Природа - первооснова красоты и величия. Мы не ее владыки, и природа не наша раба. Мы ее часть и призваны быть не жадными потребителями, а мудрыми друзьями.

Если бы каждый Человек бережно относился к творениям матушки природы, может быть, до сих пор на земле жили бы все те животные и растения, которых мы видим редко или которых мы уже больше никогда не увидим - люди уничтожили их.

Уничтожение продолжается и сейчас. Цели разные:

- кто-то хочет получить побольше денег за продажу редкого животного или его меха, или вкусного мяса;

- кто-то хочет поохотиться в свое удовольствие;

- кто-то, не думая, вырывает с корнем цветы, убивает палкой лягушку, бросает камнем в птицу, разоряет ее гнездо - развлекается.

Природа щедро дает нам воздух, воду, пение птиц, аромат цветов, шелест листьев, а взамен просит только бережного, доброго к ней отношения.

К сожалению, ни растения, ни животные не могут говорить... А если бы могли?

Итак, экологический суд - итог большой вашей исследовательской работы     по изучению проблем Челябинской области в области экологии. Это суд над человеком, проживающим в Челябинской области. Над человеком, который закрывает глаза на проблемы родной природы.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ УЧАСТНИКОВ:

Судьей у нас будет Выхухоль - дивный зверек с густым и шелковистым мехом. Это животное занесено в Красную книгу России. Единственным местом его обитания стала река Уй. А когда-то выхухоль обитала в бассейне реки Урал, но была истреблена.

Главный обвинитель - Дрофа.

- Ребята, как вы думаете, почему именно Дрофа будет обвинять человека? (Проблемный вопрос.)

Адвокаты - защитники Человека - Собака и Кошка.

Ответ учащихся. Человек уничтожал дроф из-за вкусного мяса и их практически не стало в Челябинской области. Поэтому дрофа может быть обвинителем

Познавательные  УУД

Формирование  логических действий сравнения, подведения под понятия, аналогии, классификации на основе внешних признаков или известных характерных свойств, создание собственных устных высказываний, отвечая  на проблемный вопрос.

4. Закрепление пройденного материала.

Физминутка

-  Итак, суд начинает свою работу.

- А о какой пользе для человека говорит Мать-и-мачеха?

Звучит музыка – журчание ручейка и голоса птиц.

- Пожалуйста, все встаньте. Представьте, что вы очутились в лесу. Поднимите вверх руки и представьте, что вы - это деревья.

Покачайте руками-ветвями и представьте, что на ваши ветви слетелись разные  птицы и напевают свои песни.

- А теперь прошу  всех сесть и подумать, что произойдет, если  человек истребит всех птиц?

Групповая работа

- Я прошу оказать помощь судье для  принятия решения всех ребят, объединившись в  группы. В группе обсудите экологические проблемы и напишите 5-6 предложений о том, что должен  или не должен делать Человек, чтобы не допустить экологической беды.

  • Пока судья принимает решение,  мне хочется  прочитать стихотворение Сергея Викулова “Она не скажет”:

Услышу ль сосен шум

в полдневный час,

Журчанье струй

 средь камушков у брода, -

О, люди, мыслю я,

у всех у нас

Есть мать одна, по имени ПРИРОДА!

У ней для всех хватает доброты.

И мы живем,

запечатлев навек в душе

Её прекрасные черты -

Поля, луга, леса, моря и реки.

Три клада у природы есть:

Вода, земля и воздух –

три ее основы.

О, Человек!

Природа-мать ни рек и ни морей от глаз твоих не прячет,

Ни росных трав, ни голубых небес…

Цени доверие Природы!

Не обмани его!

И в темный лес входи,

Как в храм под мраморные своды.

Какая бы не грянула беда:

Всё  возродится снова.

Но если…

Впрочем, в наш жестокий век

Понятно всем,

что это «если» значит!

Природа наша терпит, терпит, терпит…

Но сколько может вынести ещё обид?

И вот однажды, вы уж мне поверьте,

Она нам очень  сильно отомстит!

Секретарь суда. Прошу всех встать! Суд идет. Прошу всех сесть.

Судья. Прошу внимания! Судебное разбирательство начинается! Для  уточнения  экологической  ситуации,  сложившейся  в Челябинской области, слово предоставляется    ученым - группе экологов.

1 эколог. (сопровождение выступления – презентацией, созданной группой экологов,  в основе которой лежит их исследовательская работа по  экологическим проблемам Челябинской области).

Мы, группа экологов, работали над проектом  по теме «Влияние экологии Челябинской области на здоровье  человека».

По состоянию окружающей среды Челябинская область одна из самых неблагополучных в России. Экологическая ситуация в области связана с большим количеством промышленных и военно-промышленных предприятий.

Например, Челябинск, Магнитогорск, Златоуст, Миасс, Карабаш (показывает по карте Челябинской области)    насыщены промышленными предприятиями, которые наносят большой урон природе. Достаточно будет показать снимки, сделанные в Карабаше и Магнитогорске, и всем окружающим будет понятно о каком уроне для природы я говорю. Положение ухудшается из-за устаревшего оборудования и плохих очистительных сооружений.

2 эколог. Челябинская область занимает 3 место в России по загрязнению воздуха. К сожалению, и по состоянию воды наша область относится к наиболее напряженной группе. К примеру, река Миасс стала одной из самых загрязненных рек области промышленными стоками. К сожалению, и часть почв Челябинской области тоже загрязнена. Особенно вокруг Карабаша и Магнитогорска. (Показывает фото – почва вокруг Карабаша - мертва.) Почва образуется очень медленно, нужны сотни и тысячи лет! А вот разрушает почвы человек очень быстро, внося в них химические удобрения.

3 эколог. Резко ухудшают экологическую ситуацию катастрофы, связанные с химическим комбинатом «Маяк» в городе Озёрске (показ на карте), единственным по переработке ядерного топлива.

В результате взрыва 29 сентября 1957 года на «Маяке» радиоактивные вещества, вредные для всего живого, по рекам Теча, Исеть,  Тобол, Иртыш дошли до Северного Ледовитого океана. (Показывает по карте.) То есть, загрязняя уральские реки, люди загрязняют Северный Ледовитый океан.

А кроме того, произошло сильное загрязнение воздуха, воды, почвы, городов и деревень. Пострадали тысячи людей, животных. В результате животные и растения частично погибали, а люди начинали часто болеть. Возросла заболеваемость раком -смертельной болезнью, среди животных и людей стали рождаться детеныши и дети с отклонениями в развитии.

Люди создают горы из мусора в лесах, на берегах рек, тем самым тоже загрязняют окружающую среду. Даже у нас в поселке можно найти примеры загрязнений: на берегу озера Курочкина образовалась свалка мусора. Об этом позаботились отдыхающие. В березовой роще за поселком распахивают землю под посадку картофеля, а ведь там когда-то обитали животные и растения.

Люди вырубают леса, а значит воздух будет грязный, так как лес – это лёгкие планеты!

1 эколог.

Вывод:

Воздухом мы дышим, воду – пьём и используем для гигиены, приготовления пищи, на почве  выращиваем продукты для питания, а животные, мясо которых мы употребляем, питаются травой, которая растёт на почве лугов и лесов. А значит, все вредные вещества, попадающие в почву, воздух и воду из окружающей загрязненной среды, попадают в организм человека и вызывают различные заболевания. А если знать причины экологических проблем, то можно избежать многих заболеваний.

Судья. Прискорбно. Ситуация в Челябинской области действительно сложилась критическая. А теперь слово предоставляется главному обвинителю – Дрофе.

Дрофа. Мне трудно говорить. Я боюсь, что по вине человека исчезают много видов растений и животных так же, как исчезает мой вид. Человек - сам творение природы и он не вправе выносить смертный приговор природе!

Я обвиняю Человека в том, что где бы не появились люди, они всегда что-нибудь разрушали или кого-нибудь убивали. Я обвиняю Человека в том, что он не понимает, что нарушает равновесие в природе, которое очень трудно восстановить или практически невозможно.

Оглянитесь вокруг: вы сами становитесь жертвами своих разрушений. Загрязняются воздух, реки и почвы...

Остановитесь и подумайте!

Судья. Какое наказание, по-вашему, уважаемый обвинитель заслуживает Человек?

Дрофа. Он наказал и продолжает наказывать сам себя!. Впрочем, я своё мнение выскажу позже.

Судья. Теперь слово защите.

Собака. Я понимаю негодование Дрофы и согласна с ней: Человек сам себя наказывает. Но, поверьте мне. Человек заслуживает и уважения. Кто, как не мы, домашние животные, знаем Человека?

Дрофа. Уважения? Смешно! Вам не выгодно обвинять человека, а иначе кто вам даст пищу?

Кошка. А знаете ли вы что в Челябинской области Человек создал целых 4 заповедника: Ильменский, музей-заповедник «Аркаим», Восточно-Уральский и Южно-Уральский? (Показывает на карте), а кроме того заказники и национальные парки, где тоже ведётся работа по охране природных богатств Южного Урала.

Судья. Слово первому свидетелю - Выдре.

Выдра. И слушать ничего не хочу. Сначала уничтожают, а потом заповедники, заказники и парки создают! Я слишком обижена на Человека, ведь особей моего вида осталось всего 80.

Судья. Продолжаем слушание свидетелей. Приглашаются бабочки Аполлон и Махаон.

Аполлон. Как же простить Человека, если до сих пор он нас ловит. Как я жалею, что родилась такой красавицей.

Судья. Все ловят? И птицы?

Аполлон. О нет, я имел в виду людей. А птицы меня не трогают. Яркие пятна на моих крыльях предупреждают птиц, что я не съедобен. А в минуту опасности могу испугать птиц шипением.

Махаон. Как же убедить людей, что красивы мы только на воле, в полёте! С каждым годом нас становится всё меньше и меньше!

Судья. Послушаем следующих свидетелей. Цветы.

Мать-и-мачеха. И нас тоже всё меньше и меньше!

Природой нам велено зацветать рано. И человек, соскучившись

после долгой зимы по цветам, срывает нас, порой просто, чтобы

подержать в руках. Сорвёт и выбросит... А ведь мы приносим ему

пользу!

- Мать-и-мачеха - это лекарственная трава, из ее листьев готовят лекарство от кашля.

Судья. Следующий свидетель - Лягушка.

Лягушка. Человеческая неблагодарность не знает границ! Мы, лягушки, относимся к «нелюбимым» человеком существам. И никому нет дела, что мы уничтожаем 1-2 процента вредных насекомых. Это огромное количество. Как жаль, что мы беззащитны.

Судья. Следующий свидетель - Сова.

Сова. Наибольший интерес у «любителей» природы вызываем мы, птицы. Кому-то хочется посадить нас в клетку, кому-то нужно чучело, кому-то пух, а кому-то мясо. А меня. Сову, человек считает предвестником несчастья. Да, кричим мы страшно, но и пользу приносим огромную, уничтожая грызунов.

 

- Свободные высказывания детей

Судья. Мы выслушали экологов и свидетелей. После всего, что мы узнали здесь о деяниях людей в Челябинской области, что же нам делать с Человеком?

Собака. На всяком суде слово даётся самому обвиняемому. Послушаем Человека.

Человек. Я не буду оправдываться. Я действительно виновен и

прошу у вас всех прощения.

Кошка. А я хочу вот что сказать. Да, то, что сделал Человек с природой своей родной области- это ужасное преступление. Но ведь только Человек может что-то исправить! Ведь именно Человек создал Красную книгу. К нашему счастью люди все разные.

Судья. Давайте послушаем группу ботаников, зоологов и энтомологов о растениях и животных Челябинской области, которые занесены в Красную книгу России.

Зоолог. (сопровождение рассказа презентацией)

Охота и браконьерство, сокращение площади лесов, лугов и степей    ведёт к сокращению численности некоторых видов животных. Много животных занесено в Красную книгу. На экране  некоторые из них…

 - Я  прошу зрителей  назвать их.

(млекопитающие: выхухоль, птицы: кудрявый пеликан,  беркут, дрофа,   сапсан, орлан-белохвост и многие другие.)

Энтомолог. (сопровождение рассказа слайдами презентации)

К сожалению, не только звери и птицы занесены в Красную книгу, но и насекомые. К редким насекомым области отнесены: богомол, 37 видов бабочек, в том числе аполлон и махаон, 21 вид жуков, 3 вида кузнечиков, 5 видов клопов, 33 вида пчёл и шмелей. Насекомые тоже нуждаются в охране.

Ботаник. (сопровождение рассказа слайдами презентации)

Вырубка лесов, обмеление рек - ведёт к уничтожению растений.   Вокруг крупных промышленных городов природа особенно пострадала. В отдельных районах образовались «пустыни», лишённые растительности, например, в окрестности Карабаша. (показывает фото). Поэтому и растения нуждаются в охране. А некоторые из них занесены в Красную книгу России.

 (венерин башмачок, кубышка жёлтая,   ветреница алтайская, родиола розовая (золотой корень),   рябчик русский, ятрышник  шлемоносный).

Судья. Да, не отрицаю. Сначала Человек истреблял нас, выхухолей, а потом всё таки взял под защиту.

Дрофа. Получается Человек разрушает и защищает природу. Выходит мы все зависим от Человека?

Судья. К сожалению, зависим.

Кошка. Хотя я и домашнее животное, а с вами согласна. Сколько

раз Человек выгонял меня из дома, бросал где попало, желая

избавиться...

Дрофа. Вот видите. Уже и защитники стали обвинителями.

Судья. Какое же  решение нам принять?

Обсуждают в группах, принимают  решение и сдают свои предложения судье.

Секретарь суда.Тишина в зале! Суд готовит решение.

Секретарь суда. Прошу всех встать! Суд выносит  приговор человеку.

Судья. Прошу внимания! Внимательно изучив материалы дела, суд

выносит такое решение:

-   зачитывает решения, которые были  предложены детьми в процессе групповой работы.

Секретарь суда. Заседание суда прошу считать закрытым.  Мы отпускаем Человека, живущего в  Челябинской области,   для   исполнения приговора и решения экологических проблем.

Познавательные  УУД

Формирование  логических действий сравнения, отнесение к понятиям,  классификация  на основе внешних признаков или известных характерных свойств.

Коммуникативные УУД

Учет позиции   партнера по деятельности, согласование вариантов решения проблемы.

Умение инициировать учебное взаимодействие:

вступать в диалог, задавать вопросы, умение вести дискуссию, умение отстаивать свою точку зрения, умение находить компромисс.

Развитие целеустремленности, трудолюбия, взаимопомощи. Умение уверенно держаться во время выступления.

Артистические умения.

Регулятивные УУД

Способность ставить цели и задачи. находить проблему, выдвигать гипотезу.

Учебная самостоятельность.

Познавательные УУД:

Общеучебные УУД

Построение рассуждений, отнесение к понятиям.

Логические УУД

Анализ представленного материала, умение делать вывод. Решение проблемы.

Коммуникативные УУД:

Согласование вариантов решения проблемы, готовность признания существования других точек зрения, владение монологической и диалогической речью

5.Подведе-ние итогов. Рефлексия.

6. Домашнее задание

- Много экологических проблем мы с вами сегодня вспомнили.  Подумайте, какие бы советы по охране природы и по решению экологических проблем  вы дали бы взрослым, ведь детям не под силу решить “взрослые проблемы”.

  У судьи на столе  карточки, выберите из них подходящие и докажите свое мнение. Можно это сделать в паре с товарищем.

  • А теперь я попрошу вас определить, что могут сделать дети  для охраны природы. Выберите   карточки и объясните свой выбор.

- Вспомните ещё, пожалуйста, какие природные зоны присутствуют в нашей области?

- А теперь каждый из вас по очереди должен будет прикрепить магнитик к природной зоне по выбору в соответствии с моими комментариями:

1) Если на уроке вам было всё понятно,  вы не встретили никаких трудностей, то вы прикрепите  свой магнитик к степной зоне, т.к. степи – это простор без препятствий;

2) Если вам было все понятно, но были небольшие трудности, то крепите свой магнит на карту в  лесо-степную зону;

3) Горы – это большие препятствия на пути. Поэтому если вам было многое не понятно и вы испытывали трудности, то прикрепите свои магниты в горно-лесную зону.

Итак, прошу определиться с выбором и  рабочими группами подойти, взять магнит и прикрепить его  в нужную зону.

- Дома можно будет подготовить проект по теме «Красная книга Челябинской области»

- Наш урок подошел к концу. Спасибо всем за большую серьезную и, судя по вашим магнитам,  плодотворную работу.

Свободный выбор карточек и высказывания детей. Право ответа в первую очередь предоставляется детям– зрителям.

- Горно-лесная, лесостепная и степная.

- Делают выбор и прикрепляют магниты.

Познавательные УУД

Контроль и оценка результатов деятельности, определение основной и второстепенной информации. 

Регулятивные УУД

Осознание качества и уровня усвоения материала, самоконтроль

Познавательные УУД

Применение полученных знаний.

Используемая литература

  1. Журнал «Начальная школа»

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Экология Челябинской области и здоровье человека Авторы проекта: Прасолов Паша, Ирванёв Глеб, Белоглазов Женя

Слайд 2

Цель : Изучить как экология влияет на здоровье человека. Задачи: Научиться использовать научно-художественную литературу и интернет-ресурсы. Провести исследование по проблеме влияния экологии на здоровье человека. Научиться излагать результаты исследования. Проблема: Мы часто слышим, что растёт заболеваемость людей из-за «плохой» экологии. Но как же может влиять экология на здоровье человека? Гипотеза: Если знать причины «плохой» экологии и научиться их не допускать, то можно избежать многих заболеваний.

Слайд 3

Экологические проблемы Челябинской области

Слайд 4

Медеплавильный комбинат и терриконы вокруг Карабаш Река Сак-Елга загрязнена стоками медеплавильного комбината Берёзовая роща с «мёртвой почвой»

Слайд 5

Магнитогорск

Слайд 6

Загрязнение почвы

Слайд 7

Г.Озёрск. Производственное объединение «Маяк». Авария 29 сентября 1957 г.

Слайд 8

Экология Старокамышинска

Слайд 9

Загрязнение Вода Воздух Почва Здоровье человека

Слайд 10

КРАСНАЯ КНИГА ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка во 2 классе по теме "Части речи". Обобщение по разделу.

Заключительный урок по разделу "Части речи". Дети работают в парах, наблюдают, сравнивают, самостоятельно делают выводы....

Обобщение по разделу "О братьях наших меньших" Школа России 2 класс

УМК Школа России урок литературного чтения 2 класс...

Презентация интегрированного урока по теме "Решение задач. Экология. Экологические проблемы современности". 4 класс программа "Школа России"

Материал содержит презентацию для показа на интегрированном  уроке по теме: "Решение задач. Экология. Экологические проблемы современности" для 4 класса. Программа "Школа России&qu...

Методические рекомендации к уроку. Обобщение по разделу «Язык как средство общения» русский язык 4 класс

Методические рекомендации к уроку.  Обобщение по разделу «Язык как средство общения» русский язык 4 класс...

Презентация к уроку -обобщению по разделу Поэтическая тетрадь "1 ,литературное чтение 3 класс(2 часть учебника) автор Климанова Л.Ф

Данная разработка позволит провести урок обобщения по разделу интересно и разнообразно...

Обобщение по разделам II части учебника: "Имя существительное", "Имя прилагательное", "Местоимение"

Обобщение по разделам II части учебника: "Имя существительное", "Имя прилагательное", "Местоимение"...

Конспект урока чтения на тему «Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь №2» (УМК Школа России, 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование полного представления о поэтах и их творчестве; расширение кругозора учащихся; формирование умений работать над развитием мышления, речиПланируемые результаты:П...