Урок окружающего мира "В царстве грибов" 3 класс
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Ермакова Татьяна Владимировна

Данный урок разрабртан с учетом ФГОС, с использованием проектной технологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vtsarstve_gribov3.doc241.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «В царстве грибов»

Класс -3         

Тип урока_открытие новых знаний

Предмет- Окружающий мир

Цель урока: дать понятие о грибах, как  об отдельном царстве живой природы.

Задачи урока:

  • Образовательные:
  • -познакомить со строением гриба, учить выделять группы съедобных и не съедобных грибов.
  • Развивающие:
  • -расширять кругозор, мышление, речь учащихся.
  • -совершенствовать умение работать в парах, группах (коммуникативные учебные действия);
  • -развивать умение искать и находить информацию, необходимую для решения проблемы( познавательные).
  • Воспитательные:
  •   -воспитывать бережное отношение к природе родного края.

Предметные:

  • дать представление о наиболее распространенных видах грибов, как о части окружающего мира, познакомить с их строением  и использование человеком.

Метапредметные:

  • развивать наблюдательность
  • формировать умение ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя;
  • формировать эстетическое восприятие обычных предметов окружающего мира.

Прогнозируемые результаты:

  • дети познакомятся с тем, какими бывают грибы и узнают;
  • строение шляпочных грибов, будут уметь различать  съедобные и несъедобные грибы; познакомятся с необычными грибами.

Формирование УУД:

1. Личностные:

  • проявлять интерес к изучаемому материалу;
  • проявлять активность и умение прислушиваться к мнению одноклассников;
  • развивать мышление учащихся.

2. Регулятивные:

  • осуществлять самоконтроль;

  

3. Познавательные:

а) общеучебные:

  • учить ориентироваться в многообразии грибов;

б) логические:

  • анализировать, сравнивать грибы, находить общее и отличия во внешнем виде

в) воспитательные:

  • формирование бережного отношения к окружающей среде, любовь к родному краю, умение видеть красоту природы, восторгаться ею, защищать;

4. Коммуникативные:

  • умение высказать свою точку зрения;
  • умение договариваться и приходить к общему решению (работа в группе, парах);
  • соблюдать нормы и правила устного общения;

Перечень условий: урок проводится в проветренном классе, хорошо освещенном, наличие таблиц, карточек,  компьютер, мультимедийный проектор, учебник,  цифровой микроскоп

Ход урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность

ученика

Методический комментарий

1

Организационный

(1 мин)

 - Здравствуйте, ребята!- Я рада вас видеть.  Меня зовут Олеся Юрьевна. Сегодня урок окружающего мира у вас проведу я.

-Прозвенел и смолк звонок,

Начинаем наш урок.

Можно за партой тихонько сидеть,

А можно отправиться в лес

Чудеса посмотреть.

Приветствуют учителя.

Личностные: самоопределение

Регулятивные:

нацеливание на успешную деятельность.

Коммуникативные:

 формирование  умения слушать

2

3

4

5

Актуализация знаний(2мин)

Мотивация к учебной деятельности (4мин)

Проблематизация

План решения проблемы

Изучение нового материала

-Сегодня на уроке мы продолжаем изучать мир живой природы.

-Что вы изучали на прошлом уроке?

- Какие царства вы еще знаете?

Звучит музыка «В гостях у сказки»

-Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие еще в одно  волшебное царство-государство.

-А что это за царство вы отгадаете сами

Загадка о грибе

-Стоит Антошка на одной ножке, сам маленький, а шляпа большая.

-Верно, гриб.

-Значит в какое царство отправляемся сегодня?

  (На доску вывешиваю «карту» «Мир живой природы»)

 -Путь наш долгий и нелегкий, нас ждут разные

 «города», приключения и конечно, новые интересные знания.

-Ребята, а на какие вопросы вы бы хотели получить ответы в ходе нашего путешествия?

-Смотрите сколько вопросов.

-Предлагаю вашими вопросами назвать города в нашем царстве - государстве,  (учитель перефразирует вопросы и дает название городам( город СЪЕДОБНЫХ И НЕСЪЕДОБНЫХ  ГРИБОВ, ГОРОД  СТРОЕНИЕ ГРИБА, ГОРОД  КРАСНАЯ КНИГА, ГОРОД  ГДЕ СОБИРАТЬ ГРИБЫ?)

-А теперь посмотрите на наши «города», и назовите задачи нашего урока.

-Ребята, зачем нам все это знать?

        

У нас столько вопросов-городов, которые нам нужно посетить, как же нам все успеть?

-Предлагаю работать парами и каждой паре взять один город.

-Каждая группа посетит один город и представит результат своей работы на нашей карте и расскажет о своих результатах. Таким образом, мы сэкономим время и узнаем много нового и интересного

-Согласны? Тогда в путь по городам!

Учитель дает задание каждой группе, задание четко сформулированы и записаны на отдельных листках, вместе с необходимыми приложениями к ним, напоминает правила работы в паре.)

(На работу дается от 5 до 10 мин, в зависимости от ситуации, уровня подготовки класса, др. объективных причин)

 

На прошлом уроке мы изучали царство животных.

Учёные-биологи делят всё живое на большие группы – царства…(животных, растений, бактерий)

Гриб.

В царство грибов.

Какие бывают грибы?(классификация)

Какие грибы можно есть, а какие нет, почему?(съедобные и ядовитые) и как их собирать?

-Из чего состоят грибы? (строение гриба)

КАКИЕ РЕДКИЕ ГРИБЫ?

Что-то интересное о грибах.

1. Узнать, какие грибы занесены в Красную книгу
2. Получить информацию о строении гриба.
3. Узнать о  съедобных и ядовитых грибах,4. Узнать  о правилах сбора грибов.

Работа в парах.

Коммуникативные планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

Познавательные:

общеучебные (самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели)

Учитель следит за временем, дает консультации, помогает учащимся

Ребята работают в группах (парах) прорабатывают материал самостоятельно, обращаются за консультациями к учителю, в случае возникновения проблем, оформляют результат на «карту».

Фронтальная работа

Познавательные:

общеучебные

логические (формулирование проблемы)

5

физминутка

Свежий воздух мы вдохнём –
За грибами все пойдём:
Друг за другом по тропинке,
А в руках у нас корзинки.
Вот болотце впереди
Как же нам его пройти?
Встанем на носочки,
Прыгнем мы на кочку.
На полянке у реки
Мы увидели грибы.
Их в корзинку соберём
И в обратный путь пойдём!

6

Закрепление материала

Домашнее задание

 Группы заканчивают работу, оформляют проект, один из пар) объясняет классу  результат работы. После выступления всех групп, на карте остаются пустые места, «город»  «интересные факты о грибах»

Ребята, мы все города посетили?

 

Я тоже времени не теряла, и сходила в один из этих городов, в город  «Интересных фактов», и хочу вас немного удивить, (достаю кусочек хлеба или другой еды с плесенью)

- Как вы думаете, что это?

Верно, и это тоже грибы. Они очень маленькие, давайте посмотрим на них под микроскопом.(использую микроскоп)

Как вы думаете, почему плесень относится к грибам?  

(Учитель выслушивает всех, не давая оценки)

Многие из вас правы, но основное то, что размножаются они тоже спорами, растут очень быстро, «как грибы после дождя», и отдаленно   форма плесени напоминает форму гриба.

А как вы думаете, плесень полезна или вредна?

Почему?

Из некоторых видов плесени делают лекарство, например антибиотик пенициллин. Но еда с плесенью непригодна для употребления, она может вызвать тяжелые формы отравления.

У нас остался лишь один город, до которого мы не добрались -«КРАСНАЯ КНИГА», что же делать, ведь урок подходит к концу?

Хорошо, что вы это предложили, запишите домашнее задание:  прочитать в учебнике на с…..о грибах, занесенных в красную книгу, подготовить мини сообщение о любом грибе из красной книги?

   Ребята, а чем вы будете пользоваться при подготовке д.\з.

Или выполнить задание полегче – выполнить задание……в тетради.

Ребята, а что у нас с вами получилось?

Мы можем его где-то применить?

 

Нет, остался еще один город, который мы не посетили.

Плесень.

Дети высказывают различные предположения.

И полезна и вредна

Высказывания детей

Поработать над ним дома

Литература, интернет, взрослые

Проект

Да, повесить в библиотеке для младших классов,посетить с проектом детский садик и рассказать маленьким ребятам, об всем, о чем теперь знаем мы

Работа в парах.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации; познавательные: логическое решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательства, выдвижение гипотез и их обоснование.

6

   Итог урока, рефлексия.

 Урок подходит к концу, какие были задачи урока?

Если вы считаете, что мы ответили на вопросы, поднимите съедобный гриб-боровик, если нет- мухомор.

Если учитель видит мухомор, выясняет, почему ребенок так считает.

Спасибо.

А теперь ребята, я прошу оценить ………., если все удавалось, все понял, было интересно, возьмите съедобный гриб и положите в корзинку, если ничего не понял, было неинтересно, ничего не удавалось – возьмите мухомор и положите в корзинку.

Учитель смотрит на корзину,  объявляет результат.

Я вижу, что сдесь почти все съедобные грибы, значит урок удался, Спасибо, Урок окончен.

1. Узнать, какие бывают грибы
2. Получить информацию о строении гриба.
3. Узнать о  съедобных и ядовитых грибах,4.  О правилах сбора грибов.4. Узнать, какие грибы можно собирать

Дети выбирают нужный гриб и показывают, поднимая вверх.

Фронтальная работа.

Познавательные

логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство.

 

Приложение 1

Приложение 2

Карточка № 1

Фамилия, имя _________________________________________

Тема урока: «В царстве грибов»

Что мне известно?

Вопрос

Ответ (опорные слова или схема)

1. Почему грибы долгое время считали частью царства растений?

2. Из каких частей состоит гриб?

3. Как доказать, что грибы необходимо охранять?

4. Какие бывают грибы?

Вопрос, на который я хочу получить ответ

_____________________________________________________________________________

Приложение 3

Биология

Ботаника

Зоология

Микология

Приложение4

C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\грибы\грол.jpg

Приложение5

Способ сбора грибов

Что произойдёт

1. Мы будем рвать, тянуть гриб из земли.

Мы повредим грибницу, и на этом месте гриб не вырастет. Это очень плохо, так собирать нельзя.

2. Грибы надо не рвать, а аккуратно срезать ножом.

Грибница остаётся неповреждённой, но может высохнуть и загнить.

3. Гриб не срезается, а выкручивается из земли.

Грибница не повреждается, плодовое тело не остаётся в земле.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира "Царства живой природы".( 2-й класс, по программе "Начальная школа XXI века")

Материал урока позволяет развивать интерес к изучению дополнительного материала о природе,чувство любви к природе,понимание красоты и целесообразности каждой крупицы живойприроды.На уроке использовала...

Урок окружающего мира «Царства природы» 2 класс

Урок  окружающего мира  «Царства природы»   2 класс   по программе" Начальная школа 21 век"...

Презентация к уроку окружающего мира во 2 классе по теме: "В царстве грибов" Школа России

Файл содержит презентацию к уроку окружающего мира для использования по теме: "Грибы" во 2-3 классах....

Урок окружающего мира в 3 классе по теме "В царстве грибов"

Особое царство грибов. Питание, строение и размножение. Съедобные и несъедобные грибы. Разнообразие грибов в загадках. Красная книга. Правила сбора грибов, их значение для жизни растений и животных....

Материалы к уроку окружающего мира в 4 классе по теме "В царстве льда и снега"

Дидактические материалы включают план урока, презентацию, кроссворд по теме, видеофильмы....

Урок окружающего мира во 2 классе с использованием технологии развивающего обучения по теме "Царство грибов"

Урок разработан по учебнику «Окружающий мир. 2 кл.» (авторы Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков). Данный урок способствует формированию у обучающихся стой­кого учебно-познавательног ин­тереса к...