КТП по окружающему миру УМК «Гармония» по программе для детей с ЗПР
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (4 класс) на тему
КТП по окружающему миру УМК «Гармония» по программе для детей с ЗПР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
КТП по окружающему миру УМК «Гармония» по программе для детей с ЗПР | 142 КБ |
Предварительный просмотр:
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР», 4 КЛАСС
№ и тема урока Страницы учебника | Дата проведения | Решаемые на уроке проблемы | Формируемые | Характеристика учебной деятельности учащихся | |||
по плану | по факту | Предметные знания и умения | Личностные качества, метапредметные УУД | ||||
3 четверть (10 часов) | |||||||
9. Природные сообщества. Жизнь в пресных водоёмах Учебник – с. 156–163 | 11.01 | Что такое природное сообщество, каков план его изучения. Каковы условия жизни в озере и какие связи живых существ характерны в этом природном сообществе. Каково значение озёр и рек для природы и жизни человека, какие экологические проблемы возникают по вине людей. | Представление о природных сообществах. Растительный и животный мир пресных водоёмов, взаимосвязи живых существ, цепи питания. Значение озёр, рек для жизни человека, негативное влияние людей на природное сообщество, возникающие экологические проблемы, пути их решения. Основные понятия: пресная вода, озеро, река, пруд, природное сообщество. Умение различать понятия «природная зона», природное сообщество», характеризовать растения и животных пресных водоёмов, их взаимосвязи, составлять пищевые цепи. | Эмоциональное, эстетическое восприятие природы, вообра-жение и фантазия, логическое мышление – умение выявлять причинно-следственные связи, анализировать, сравнивать, выделять существенные при- знаки. Понимание важности экологических знаний, грамот-ного поведения в природе для сохранения её красоты и гармонии. Умение работать с разными источниками знаний, обобщать и систематизировать собранную информацию. Умение моделировать природные объекты и взаимосвязи в живой природе. | Актуализируют знания о пресных водоёмах, полученные во 2 классе. Ставят задачи – узнать, что называют природным сообществом, что исследуют экологи, изучая любое из них. Читают учебные тексты, рассматривают иллюстрации, обсуждают информацию, полученную о природном сообществе озера (пруда). Характеризуют условия жизни растений и животных пресного водоёма, их взаимосвязи, составляют цепи питания. Обсуждают, как влияет на состояние озёр деятельность людей, меры по сохранению чистоты и красоты озёр, правила экологически грамотного поведения. Подбирают картинки из Интернета, репродукции картин художников, стихотворения поэтов, свои рисунки и стихи для презентации природы озёр. | ||
10. Болота, их значение для природы и человека. Жизнь луга Учебник – с. 164–171 | 15.01 | Что растёт и кто живёт на болоте, каковы связи между живыми существами этого природного сообщества. Каково значение болот для природы и человека, какие экологические проблемы возникают в результате осушения болот. Чем опасны болота для здоровья человека. | Представление о природном сообществе болота, его растительном и животном мире, о взаимосвязях живых существ. Значение болот для рек, для жизни человека, для сохранения редких растений и животных. Правила безопасного поведения на болотах. Негативное влияние людей на природное сообщество болота, возникающие экологические проблем при осушении и загрязнении болот. Основные понятия: болото, мох, малярийный комар, торфоразра-ботки, заповедник. Умение различать понятия «озеро», «болото», составлять пищевые цепи, характерные для природного сообщества болота. | Эмоциональное, эстетическое восприятие природы, воображение и фантазия, логическое мышление –умение выявлять причинно-следственные связи. Участвовать в коллектив-ном обсуждении поднимаемых проблем, слушать, дополнять, комментировать высказывания одноклассников. Понимание важности экологичес-ких знаний, грамотного и безопасного поведения в природе. Умение работать с разными источниками знаний, обобщать и системати-зировать собранную информа-цию. Умение составлять план презентации (сообщения) собранной информации. | Ставят задачи: узнать, чем характерно природное сообщество болота, какие группы живых существ там обитают, каковы их взаимосвязи. Читают учебные тексты, рассматривают иллюстрации, преобразуют собранную словесную информацию в другие формы (табличную, схематическую, предметные и графические модели). Объясняют, чем болото отличается от озера и пруда, составляют образ болота, характеризуют его природное сообщество, условия жизни растений и животных, обитающих в нём, их взаимосвязи. Составляют пищевые цепи, характерные для болот. Приводят примеры редких, охраняемых растений и животных болот. Рассуждают о значении болот для природы и человека. Обсуждают, нужно ли осушать болота, к чему это может привести, предлагают меры защиты болот в целях сохранения видового разнообразия живых существ. Составляют план презентации природного сообщества болота, подбирают загадки, картинки из Интернета, стихи, придумывают условные знаки, предупреждающие об опасности хождения по болотам. | ||
11. Восточные славяне, их соседи. Образование Древнерусского государства Учебник (часть 2) – с. 4–19 | 22.01 | Какие науки изучают прошлое человечества, какими способами. Какие племена жили на территории современной России, чем занимались. Кто такие восточные славяне, каков был их образ жизни. Какой водный путь называют «из варяг в греки». | Географическое положение территорий, занятых племенами восточных славян. Представления об образе жизни восточных славян, их занятиях, о защите славянских поселений от набегов соседних племён. Основные понятия: восточные славяне, родовая община, племя, племенной союз, старейшина, князь, частокол, вал, ров, волок. Умение находить на карте территории славянских племён, путь «из варяг в греки». | Познавательный интерес к изучению образа жизни наших далёких предков. Умение осуществлять постановку учебно-познавательных задач, планировать их решение в группе и индивидуально. Умение работать с разными источниками знаний, извлекать информацию, представленную в различной форме, и преобразовывать её в схематическую форму. Умение представлять изученное в виде материальных моделей. | Оценивают своё знание и незнание по изучаемой теме, ставят познавательные задачи по ходу изучения каждого смыслового блока. Выделяют новые понятия, раскрывают их сущность. Работают с картой, находят места поселений восточных славян, «проплывают» по водному пути «из варяг в греки», догадываются, где проходил волок из реки в реку, называют города, расположенные вдоль этого пути. Моделируют старинное славянское поселение, объясняют способы защиты, которые использовались в давние времена. Учатся читать историческую карту и соотносить её с физической географической картой. Дополнительно находят ещё один водный путь из Балтийского в Чёрное море. | ||
12. Крещение Руси. Как распалась Древняя Русь Учебник – с. 20–33 | 29.01 | Кто из великих князей объединил Русь единой христианской верой. Какие изменения произошли на Руси после её крещения. Каким было правление Ярослава Мудрого. | Представление о хронологической последовательности исторических событий IX–XI веков в Древней Руси: образование Древнерусского государства, крещение Руси при Владимире Красное Солнышко, правление Ярослава Мудрого. Представление о Киеве – столице Древнерусского государства. Основные понятия: летопись, былина, вера, христианство, крещение, церковь, икона, религия. Даты: 988 год – начало крещения Руси князем Владимиром. Умение находить и показывать на карте территорию Древней Руси, её столицу, характеризовать исторические события, исторических деятелей, соотносить дату с веком, отмечать события на «ленте времени» в хронологической последовательности. | Интерес к истории своего государства, наглядно-образное, историческое мышление, эмоциональное отношение к историческим фактам, событиям, памятникам истории и культуры. Умение анализировать и комментировать словесную и иллюстративную информацию, обсуждать с одноклассниками полученные сведения, делать выводы. Оценивать изучаемые события, действия государственных деятелей, выражать своё отношение к ним. Умение характеризовать предметы материальной и духовной культуры. | Вспоминают из курса 3 класса, во что верили наши предки, чему поклонялись, какими были их обычаи и традиции. Читают тексты, выделяют главные мысли, объясняют сущность новых понятий, комментируют иллюстрации. Характеризуют князей Владимира и Ярослава, обсуждают, какие их заветы следовало бы выполнять их потомкам. Восстанавливают картины событий, устанавливают связь между ними, обсуждают их причины и следствия, соотносят даты событий с веком. Обсуждают, какие события данного исторического пери- ода времени являются судьбоносными для становления нашего государства. Придумывают условные обозначения (значки), которыми можно отметить произошедшие события на «ленте времени». Рассматривают предметы и объекты материальной и духовной культуры (иллюстрации, видеофильмы, макеты), оценивают их красоту, восхищаются работами древних зодчих, иконописцев. Собирают сведения о религиях, распространённых в родном краю, фотографируют (находят в Интернете) православные храмы, мечети, синагоги (согласно местным возможностям). | ||
13. Борьба Руси с ино- земными захватчиками в XIII в. Объединение Руси вокруг Москвы. Учебник – с. 34–41 | 05.02 | Почему Русь подверглась в XIII веке нашествию врагов. Кто напал на Русь с юго-востока, сколь- ко лет продолжа- лось монгольское иго. Кто пытался захватить Русь с запада. Какой полководец победил шведов и немецких рыцарей- крестоносцев. | Причины ослабления Руси к XIII веку. Нашествие ордынцев, установление монгольского ига. Невская битва, битва на Чудском озере. Александр Невский, его победы над захватчиками. Основные понятия: нашествие, осадные орудия, Золотая Ор- да, кочевники, монголо-татары, хан, иго, дань, рыцари. Даты: 1223 год – поражение в битве с монгольским войском на реке Калке;1240 год – Невская битва, победа над шведами; 1242 год – Ледовое побоище, победа над немецкими рыцарями-крестоносцами. Умение читать историческую карту, называть места важнейших сражений, направления походов войск монголов, немецких рыцарей, понимать, как обозначены даты поражений и побед. Умение соотносить событие, дату и век. | Интерес к истории своего государства, познанию исторических процессов. Оценивать изучаемые события, действия государственных деятелей, выражать своё отношение к ним. Умение устанавливать связи между событиями, их причины и последствия, реконструировать картины событий прошлого с помощью иллюстраций, рисунков-схем. Умение осуществлять продуктивное сотрудничество, работая в группе одноклассников. | Читают название темы, ставят задачи: узнать, какие захватчики напали на Русь в XIII веке, покорилась ли им Русь, кто из полководцев одерживал победы над завоевателями. При работе с учебной статьёй выделяют основную информацию, новые понятия, обсуждают причины поражений и побед русских дружин, высказывают своё мнение. Рассматривают изображения осадных орудий монголов, предполагают, как они действуют. Рассматривают картины художников (репродукции), осознают, какой ценой заплатили русские князья за распад Руси на отдельные княжества. Подсчитывают, сколько лет и веков длилось ордынское иго, сколько веков прошло со времени нашествия монголов на Русь. Анализируют план Невской битвы, ход битвы на Чудском озере, реконструируют картины этих сражений. Работают с исторической картой: описывают направления военных походов монголов, шведов, немецких рыцарей, дружины Александра Невского, места битв, называют города, оказавшие наиболее упорное сопротивление ордынским войскам. | ||
14. Куликовская Битва. Правление Ивана III и Ивана Грозного Учебник – с. 48–53 | 12.02 | Какое значение для Московского государства имело правление Ивана III. Каким было правление Ивана Грозного. Какими были символы Московского государства и его столицы. Какие памятники истории и культуры этого периода сохранились до наших дней. | Правление Ивана III. Освобождение от власти Золотой Орды. Первый герб Мо- сковского государства, герб Москвы, памятники культуры XV века. Основные понятия: царь, скипетр, держава, собор. Даты: 1480 год – конец зависимости Руси от Золотой Орды; 1547 год – провозглашение первого русского царя (Ивана Грозного); вторая половина XVIвека – начало присоединения Сибири. Умение реконструировать события прошлого с помощью схем, иллю-страций, картин художников. Уме-ние соотносить событие, дату и век. | Интерес к истории своего государства. Оценивать изучаемые события, действия государственных деятелей, выражать своё отношение к ним. Умение извлекать информацию из различных источников знаний, в том числе и условно-знаковых (исторической карты). Умение реконструировать картины событий прошлого с помощью иллюстраций. Умение осуществлять самоконтроль за усвоением знаний и умений. | Ставят задачи: узнать, когда Русь освободилась от власти Золотой Орды, как стало называться новое государство, какими были его символы, как оно развивалось, кто им правил. При работе с учебной статьёй выделяют основную информацию, объясняют новые понятия. Работают с картой, описывают границы Великого княжества Московского к 1462 году и Российского государства к 1533 году, находят место противостояния ордынских и русских войск на реке Угре. Анализируют иллюстрации, описывают события, изображённые на них. Рассматривают иллюстрации, на которых изображены памятники культуры XV–XVI веков, сравнивают вид Московского Кремля при Иване Калите, Дмитрии Донском, Иване III. | ||
15. Пётр Великий. Российская империя Учебник – с. 61–68 | 22.02 | Каким был первый император России. Какие преобразования произошли в государстве и в жизни россиян при его правлении. Где находилась и какой была столица Российской империи. Почему происходи- ли народные восстания. | Представление о первом императоре России и его преобразованиях в государстве и жизни россиян. Война со Швецией за выход России в Атлантический океан через Балтийское море. Образное представление о столице Российской империи –городе Санкт-Петербурге. Основные понятия: империя, император, флот, Кунсткамера, подъёмный мост, крепость. Даты: конец XVII века – начало правления Петра Великого; 1703 год – основание Санкт-Петербурга; 1721 год – государство стало именоваться Российской империей. Умение находить и показывать на карте Санкт-Петербург, описывать его географическое положение. | Интерес к истории своего государства, познанию исторических процессов. Оценивать изучаемые события, действия государственных деятелей, выражать своё отношение к ним. Умение устанавливать связи между событиями, их причины и последствия. Умение анализировать и комментировать информацию, обсуждать с одноклассниками полученные сведения, делать вы- воды. Умение составлять план краткого пересказа собранной информации. | Ставят познавательную задачу – узнать, как образовалась Российская империя, кто был первым её императором, каким он был, какие новшества ввёл в жизнь россиян. При работе с учебной статьёй комментируют информацию, объясняют новые понятия, соотносят информацию, представленную в словесной и наглядной форме. Анализируют иллюстрации, описывают события, изображённые на них. Обсуждают правление первого императора Российской империи, какую роль сыграла для России победа над Швецией, какое значение имел выход в Атлантический океан, высказывают своё мнение о деятельности Петра Великого. Работают с картой, находят, показывают и описывают географическое положение Санкт-Петербурга. Рассматривают иллюстрации (видеоматериалы), составляют образное представление о первой столице Российской империи, её достопримечательностях. Обсуждают и составляют план пересказа о правлении Петра I. | ||
16. Развитие Российской империи. Правление Екатерины II Учебник – с. 69–73 | 26.02 | Что дало России правление Екатерины Великой. Какие изменения произошли в жизни россиян. Кто был родоначальником российской науки. Какие памятники культуры XVIII века сохранились в России. | Представление о развитии России в XVIII веке, о правлении Екатерины Великой, о заслугах великих полководцев А. Суворова и Ф. Ушакова, о развитии науки и искусства, об образе жизни дворян и простых жителей. Война с Турцией за выход к Чёрному морю. Восстание Е. Пугачёва. Образное представление о памятниках культуры времён Екатерины II. Основные понятия: университет, академия, родоначальник, полководец, адмирал. Даты: 1711 год – год рождения М. Ломоносова; вторая половина XVIII века – правление Екатерины Великой; конец XVIII века – восстание Пугачёва. Умение работать с исторической картой. | Познавательный интерес к изучению истории, эмоциональное и эстетическое восприятие па- мятников истории и культуры, желание сохранять их красоту и историческую ценность. Умение извлекать и представлять информацию, полученную в результате работы с разными источниками знаний, в том числе из Интернета. Умение сотрудничать, работая в группе. | Ставят познавательную задачу – узнать, каким был в истории нашего государства XVIII век, кто правил, какие преобразования произошли за время правления Екатерины Великой, какой была жизнь россиян. Извлекают нужную информацию, представленную в раз- ной форме, преобразовывают её из одной формы в другую, устанавливают соответствие, работают с исторической картой (в тестовой тетради). Кратко пересказывают своими словами события XVIII века, информацию, собранную из текста, иллюстраций, карты, Интернета. Рассуждают о заслугах великих полководцев России – Суворове и Ушакове, о значении военных успехов в вой- не с Турцией, о выдающемся вкладе М. Ломоносова в развитие российской науки. Объясняют, почему XVIII век называют «золотым веком» российского дворянства. Выполняют работу № 8 в тестовой тетради. Проверяют свои умения работать с иллюстрациями и картой, извлекать нужные сведения для решения учебных задач. | ||
17. Нашествие Наполеона. Бородинская битва, её значение для России Учебник – с. 74–81 | 29.02 | Какое испытание выдержала Россия в 1812 году. Кто напал на Россию, кто и как победил Наполеона. Какие памятники поставлены в России героям Отечественной войны 1812 года. Что изменилось в Российской империи к концу XIX века. Какую историческую дату и как отметили в России в XIX веке. | Представление о том, что происходило в Европе в начале XIX века, о том, как началась война России с Наполеоном и как она закончилась. Михаил Кутузов, Бородинская битва, её значение для Российской империи. Памятники героям Отечественной войны 1812 года. Представление о развитии России в XIX веке, о деятельности Александра II; отмена крепостного права, тысячелетие России. Основные понятия: отечественная война, партизаны. Даты: лето1812 года – начало Отечественной войны; 1861 год – отмена крепостного права; 1862 год – открытие памятника «Тысячелетие России». | Желание участвовать в проектной деятельности, развивать свои творческие способности. Умение решать разные учебные задачи и фиксировать результаты выполнения заданий по извлечению нужной информации, представленной в различной форме. Умение оценивать высказывания одноклассников, аргументировать свою точку зрения. | Читают название темы урока, ставят познавательную задачу – узнать, каким был в истории нашего государства XIX век, кто правил, какие испытания выпали на долю России, какие преобразования произошли за время правления Александра II. Кратко пересказывают своими словами события XIX века, описывают войну с Наполеоном, объясняют, почему эта война называется Отечественной. Рассуждают о значении Бородинской битвы, о заслугах М. Кутузова, о памятниках героям войны, поставленным в разных городах России. Обсуждают, какие преобразования произошли после войны, кто и почему отменил крепостное право. Рассматривают памятник «Тысячелетие России», находят изображённых на нём правителей Древней Руси и Российского государства. Рассматривают памятники, объясняют, в память о каких событиях отечественной истории они поставлены, кто на них изображён. Обобщают и систематизируют знания по изученному разделу, предлагают свои варианты отражения событий XVIII и XIX веков на «ленте времени». | ||
18 Великая Отечественная война Учебник – с. 93–104 | 14.03 | Как началась Великая Отечественная война, кто напал на Советский Союз. Какие основные сражения с фашистскими захватчиками произошли на его территории. Что помогло россиянам одержать победу и отстоять свою независимость. Что происходило в родном краю во время войны 1941–1945 годов. Какой вклад внесли его жители в победу над врагом. | Представление об основных собы-тиях Великой Отечественной вой-ны, о мужестве и героизме воинов многонациональной Советской армии, о партизанском движении, о вкладе работников тыла в победу над фашистами, о помощи детей старшему поколению в тяжёлые для страны годы войны. Умение работать с картой, находить линию фронта, определять направления главных ударов не-мецко-фашис-тских и советских войск. Основные понятия: Великая Отечественная война, фашисты, партизаны, блокада, фронт, тыл, контр-наступление, эвакуация, капиту-ляция. Даты: 1939 год – начало Второй мировой войны; 22 июня 1941 года –начало Великой Оте-чественной войны; декабрь 1941 года –битва под Москвой; осень 1942 года – битва под Сталин-градом; лето 1943 года –танковое сражение под Прохоровкой; конец 1944 года – освобождение территории СССР от немецко-фашистских войск; 8 мая 1945 года – капитуляция фашистской Германии; 9 Мая – День Победы. | Патриотические чувства к Родине, ненависти к войне, к фашизму, чувства уважения и признатель- ности к людям, выстоявшим в страшной войне, к памяти павших, бережное отношение к памятни- кам и могилам советских воинов. Умение извлекать информацию из разных источников знаний, составлять план её пересказа, презентовать в разной форме. Оценивать изучаемые события, действия государственных деятелей, выражать своё отношение к ним. Умение выполнять проектную работу. | Читают и комментируют учебные статьи, выделяют основную информацию, объясняют новые понятия, соотносят информацию, представленную в словесной, наглядной и условно-знаковой форме. Обсуждают изучаемые события, выявляют их причины и последствия, выражают своё отношение к ним, кратко пересказывают собранную информацию. Рассуждают, что надо было в первую очередь сделать руководству страны, чтобы остановить наступление фашистских войск, какую роль сыграли победы в битве под Москвой, под Сталинградом, в танковом сражении под деревней Прохоровкой. Какие полководцы привели к победе советские войска, какое значение имело партизанское движение, как тыл помогал фронту одержать победу над врагом. Осознают, какой огромной ценой заплатили россияне за победу над фашистской Германией, почему надо помнить павших, уважать и оказывать помощь живущим участникам войны, ухаживать за могила- ми советских воинов, бережно относиться к памятникам истории. Расспрашивают своих близких о том, что делали члены семьи в годы войны, какие награды получили, и составляют рассказ с использованием фотодокументов (презентацию) для одноклассников. Собирают сведения об участии жителей родного края в войне, фотографируют памятники, посвящённые Великой Отечественной войне, ухаживают за братскими могилами советских воинов. Готовят сообщения о городах-героях, о выдающихся полководцах, героях Великой Отечественной войны. | ||
4 четверть (8 ч) | |||||||
19. Яркие события из истории родного края | 04.04 | Сбор и систематизация информации о родном крае и подготовка Сбор и систематизация информации о родном крае и подготовка | Информация о родном крае, об основных исторических событиях, происходивших на его территории, о памятниках истории и культуры, о знаменитых соотечественниках, живших и живущих на его территории. | Умение ставить исследовательские задачи, выбирать способы их решения, определять своё участие в проектной работе, сотрудничать с одноклассниками, обсуждать форму презентации, оказывать помощь, ответственно относиться к результатам общего труда. | Урок – презентация проектных работ учащихся. Экскурсия по родному городу (селу, административному центру, краю) во внеурочное время. | ||
Материки, океаны, страны и народы Земли (7 часов) | |||||||
20. Океаны Земли. Жизнь в море Учебник – с. 122–134 | 11.04 | Какое значение имеет Мировой океан для обитателей Земли. Чем отличаются океаны друг от друга. Чем они знамениты. Какие группы живых существ обитают в морях, как они взаимосвязаны. | Мировой океан, его океаны, их различия. Природные явления, наблюдаемые в океанах. Животный и растительный мир океанов. Значение океанов для жителей Земли. Море как часть океана и среда обитания живых существ. Природное сообщество моря. Основные понятия: Мировой океан, море, пролив, природное сообщество, планктон, цепь питания. Умение показывать с помощью круговой диаграммы соотношение суши и водной поверхности на Земле, находить на карте океаны, моря, проливы, крупные острова, характеризовать их особенности. Умение составлять цепи питания морских обитателей. | Интерес к познанию природы Земли, наглядно-образное мышление, воображение, экологическое мышление, экологи- ческая культура. Умение оценивать своё знание и незнание вопросов, изучаемых по теме урока, ставить познавателные задачи. Умение извлекать информацию в учебном тексте, иллюстрациях, в дополнительной литературе, Интернете. Умение анализировать и комментировать информацию, обсуждать с одноклассниками полученные сведения, высказывать своё мнение. Умение сотрудничать, работая в группе. | Оценивают своё знание и незнание по изучаемой теме, ставят задачи к каждому разделу. Выделяют основную информацию, объясняют новые понятия. Характеризуют и сравнивают океаны, отмечают их особенности, описывают их животный мир. Обсуждают значение Мирового океана для будущего человечества, рассуждают о возможности использования приливной электростанции. Работают с картой полушарий, находят и показывают океаны, их проливы, моря, крупные острова, характеризуют их географическое положение. Вспоминают, что такое природное сообщество, как его изучают учёные, на что обращают внимание, какие экологические связи исследуют. Рассматривают природное сообщество моря, связи морских существ, составляют пищевые цепи, обсуждают влияние человеческого фактора на экосистему и возникающие по его вине экологические проблемы, предлагают способы их решения. | ||
21–22. Открытие материков Земли, их природа, растительный и животный мир, коренное население Учебник – с. 135–162 | 18.04 25.04 | Кто и когда открывал континенты Земли. Кто исследовал их природу, в чём её особенности. Каков растительный и животный мир материков, их приспо-собляемость к природным условиям. Как живёт, чем занимается коренное население. Какие эко-логические проблемы возникают по вине человека. | Великие географические открытия. Имена великих путешественников и исследователей, открывших человечеству материки Земли. Представление о природе материков, образе жизни коренно- го населения, экологических проблемах. Основные понятия: географическое открытие, материк, остров, полуостров, полярная станция, сумчатое животное, коренное население. Умение находить и показывать на карте полушарий, глобусе материки Земли, характеризовать растительный и животный мир. Умение работать с контурной картой. | Познавательный интерес к изучению географических открытий человечества, чувство гордости за вклад российских первооткрывателей. Наблюдательность, любозна-тельность, воображение, экологи-ческое мышление, осознание необходимости экологических знаний, понимание важности бережного отношения к природе Земли. Умение извлекать информацию, представленную в разных формах. Умение анализи- ровать, сравнивать, классифициро-вать, обобщать, систематизировать найденную информацию. Умение выполнять проектную работу. | Ставят задачи: узнать, кто и когда открывал материки, исследовал их природу, описывал жизнь коренных народов. Рассказывают о великих географических открытиях. Характеризуют и сравнивают материки, описывают их растительный животный мир, отмечают их особенности. Работают с картой полушарий, глобусом и контурной картой, находят и показывают материки, наиболее крупные географические объекты (горы, пустыни, реки, озёра), описывают их географическое положение, прокладывают маршруты великих путешественников, наносят географические объекты на контурные карты. Сравнивают условия жизни коренных народов разных континентов. Обсуждают экологические проблемы планетарного масштаба, делают вывод: сохранение чистоты воздуха, воды, природы нашей планеты, мирного сосуществования народов мира – важнейшая задача всего человечества. Обобщают и систематизируют изученный материал. Обсуждают значение для человечества великих географи- ческих открытий. Готовят сообщения о растениях, животных, реках, озёрах, горах континентов. | ||
23. Страны и народы мира Учебник – с. 163–170 | 02.05 | Сколько стран образовалось на Земле, какие из них самые крупные. Сколько народов живёт на Земле, какие из них самые многочисленные. С какими странами у России есть общие границы. Какие памят-ники культуры имеют мировое значение. | Представление о множестве стран и народов на Земле, их разнообразии. Представление о Китае и США. Умение находить на политической карте мира наиболее крупные страны мира, в том числе соседей России. Умение работать с политической картой мира, картосхемами. | Интерес к изучению стран мира, их культуры. Осознание важности мирного сосуществования народов мира, понимание важности бережного отношения к памятникам всемирного наследия. Умение слушать, дополнять, комментировать высказывания одноклассников. Сотрудничать при выполнении проектной работы. | Оценивают своё знание и незнание по изучаемой теме, ставят задачи. Читают и комментируют учебные статьи, выделяют основную информацию, объясняют новые понятия. Находят материал в дополнительной литературе, в Интернете, обобщают и системати-зируют его, представляют одноклассникам. Обсуждают значение для человечества мирного сосуществования народов, важность сохранения памятников всемирного наследия. Работают с политической картой полушарий, глобусом, картосхемой, находят и показывают страны мира, называют соседей России, с которыми у неё есть общие границы, характеризуют наиболее крупные из них. Обобщают и систематизируют изученный материал. Участвуют в проекте «Государства и народы мира». | ||
24. Страны СНГ – ближайшие соседи России | 16.05 | Какие государства образовались после распада СССР, какое новое объединение появилось на его месте. Какие проблемы по- явились у бывших республик, как они взаимодействуют между собой и с Россией. | Представление о странах СНГ, о ближайших соседях России, о взаимосвязях, культурном обмене, проблемах в новом сообществе. Умение работать с политико-административной картой, находить и показывать территории бывших республик СССР, называть их столицы. | Интерес к жизни ближайших соседей, понимание важности толерантного отношения к гостям, бывшим соотечественникам. Ненависть к войне, отрицательное отношение к экстремизму, уважительное отношение к другим народам. | Урок-презентация проектных работ учащихся. Обсуждают проблемы, поднятые в презентациях одноклассников, дополняют информацию. | ||
25. Земля – планета жизни Учебник – с. 171–173 | 23.05 | В чём уникальность планеты Земля. Какие экологические проблемы предстоит решить человечеству, чтобы сохранить жизнь на Земле. | Обобщаются знания о Земле как уникальной планете Солнечной системы, на которой есть жизнь. Меры, которые предпринимают люди, чтобы сохранить жизнь на Земле. Правила экологически грамотного и безопасного поведения. | Наглядно-образное, логическое, экологическое мышление, эмоциональное, эстетическое восприятие окружающего мира, понимание важности сохранения его разнообразия, красоты и чистоты, важности участия в природоохранных мероприятиях. | Обобщают и систематизируют знания о Земле, об условиях обитания растений и животных, о жизни людей в разных странах мира. Обсуждают, что делает Землю уютным домом для всего живого, какие экологические проблемы возникают по вине людей, как их можно предотвратить или решить, предлагают свои способы гармоничного взаимодействия человека с природой планеты. | ||
26. Итоговая работа (администра-тивная, окружная) | 30.05 | Внешняя оценка результатов учебной деятельности по данному предмету за все годы обучения. | Проверка уровня усвоения основных (входящих в фундаментальное ядро содержания предметной линии) предметных знаний и умений по курсам 1–4 классов. | Умение применять знания при выполнении тестовых заданий разных типов, умение выбирать нужную информацию для решения учебных задач, осуществлять само- контроль, фиксировать достигнутые результаты. Осознание уровня усвоения знаний, способность к самооценке успехов в учебной деятельности. | Проверяют свои умения работать с текстом: извлекают нужную информацию, используют её для решения задач разных типов, выделяют основную и второстепенную информацию, преобразуют словесную информацию в графическую, условно-знаковую, в табличную, в схематическую (в соответствии с заданиями). Оценивают свои успехи в учёбе за год. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру УМК "ГАРМОНИЯ" (2-3 класс)
Рабочая программа по окружающему миру УМК "ГАРМОНИЯ"...
КТП и рабочая программа по окружающему миру. УМК "Гармония". 4 класс. 2012-2013 учебный год.
Представлено КТП и рабочая программа по окружающему миру. УМК "Гармония" 4 класс...
Конспект урока Окружающего мира 1 класс по программе «Гармония»
Тема: «Декоративные растения и комнатные растения»...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА + планирование по окружающему миру УМК "Гармония" 3 класс
Пояснительная записка Рабочая программа по окружающему миру составлено на основе программы к курсу «Окружающий мир» для 1-4 классов общеобразовательных учреждений (автор: О.Т. Поглазова, изд-во «...
Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса программа "Гармония"
Представлена рабочая программа по окружающему миру для 1 класса по программе "Гармония"...