Планирование по окружающему миру в 4 классе. Программа "Гармония"
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (4 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта и авторской программы О. Т . Поглазовой по УМК «Гармония».
Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю), соответствует стандарту БУП-2004.
Цель изучения курса «Окружающий мир» – формирование у младших школьников целостной картины природного и социокультурного мира, экологической и культурологической грамотности, нравственно-этических и безопасных норм взаимодействия с природой и людьми; воспитание гармонично развитой, духовно-нравственной личности, любящей своё Отечество, осознающей свою принадлежность к нему, уважающей образ жизни, нравы и традиции народов, его населяющих; личности, стремящейся активно участвовать в природоохранной, здоровьесберегающей и творческой деятельности.
Основными задачами образовательного процесса при изучении курса «Окружающий мир» являются: социализация ребёнка; развитие познавательной активности и самостоятельности в получении знаний об окружающем мире, развитие личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий; формирование информационной культуры (знание разных источников информации, умения отбирать нужную информацию, систематизировать её и представлять); воспитание любви к природе и своему Отечеству, бережного отношения ко всему живому на Земле, сознательного отношения к своему здоровью и здоровью других людей, уважения к прошлому своих предков и желания сохранять культурное и историческое наследие.
Основной особенностью содержания курса «Окружающий мир» является его интегративный характер. В едином курсе объединяются знания о природе, человеке, обществе, важнейших событиях в истории российского государства. Человек предстаёт перед учениками как биосоциальное существо, часть живой природы и член общества: член семьи, коллектива учеников, сообщества жителей родного края, гражданин государства. Это позволяет объединить в едином курсе знания о природе и социальной действительности, что создаёт условия для формирования у учащихся необходимых обществу нравственных и мировоззренческих убеждений. В содержание интегрируются на доступном данному возрасту уровне обществоведческие, исторические, физические, химические, биологические, географические, астрономические, экологические знания, что позволяет осуществить очень важную пропедевтическую роль курса для дальнейшего изучения предметов естественного и гуманитарного циклов в основной школе.
Интегрированный курс «Окружающий мир» предоставляет широкие возможности для реализации межпредметных связей всех предметных линий начальной школы. В процессе его изучения учащиеся могут объединять информацию, используемую в разных дисциплинах, разные способы и средства её отображения: в слове, в естественнонаучном, историческом, математическом понятии, в рисунке, в мелодии, в рукотворном изделии, расширяя и углубляя представления об объектах и явлениях окружающего мира. Например, на уроке математики ученики узнают способ отображения целого и составляющих его частей с помощью диаграммы, на уроке окружающего мира они используют диаграмму, с помощью которой показывают соотношение суши и воды на земной поверхности. Понятие «симметричное тело» изучается на уроках математики и окружающего мира, закрепляется на уроке технологии при создании изделий симметричной формы. На уроках окружающего мира изучаются сезонные изменения в природе, на уроке литературного чтения ученики знакомятся, как отражают их писатели и поэты, на уроках музыки – композиторы, на уроке рисования – художники. Тема «Во что веровали наши предки» изучается на уроке «Окружающего мира», на уроке технологии ученики делают обереги, которые наши предки помещали на свою одежду, жилища.
При отборе содержания курса и компонентов учебной деятельности положен личностно-ориентированный подход в обучении. Объектом внимания и деятельности ученика служит не только внешний мир в его многообразии, взаимосвязях и способы его изучения, но и познание самого себя, своих способностей и возможностей, оценка некоторых своих качеств, способности к самонаблюдению, самоанализу, саморазвитию и регуляции своих отношений с миром природы и людьми.
С целью формирования экологического мышления учебно-познавательная деятельность младшего школьника, осуществляемая в процессе восприятия, осмысления, запоминания, овладения знаниями и способами деятельности, направляется на многостороннее рассмотрение и изучение свойств явлений и объектов окружающего мира, выявление их взаимосвязей и взаимозависимостей. При этом внимание учащихся акцентируется на том, что человек может неразумно загрязнять окружающую его среду, уничтожать историческую память о прошлом Родины и родного края, но может сохранять красоту и многообразие природы, беречь наследие предков и мировой культуры. В результате формируется желание следовать безопасному, экологически грамотному и здоровому образу жизни, соблюдать чистоту и красоту среды обитания.
В процессе изучения курса, учащиеся ведут наблюдения за природными объектами и явлениями, экспериментируют с использованием лабораторного оборудования, выполняют практические работы, учатся работать с готовыми моделями (глобус, карта, плоскостные, объёмные и рельефные модели форм суши, муляжи грибов и др.), создают собственные простые модели. При этом, учитывая возрастные особенности младших школьников, соблюдается разумный баланс эмпирического и теоретического способов познания окружающего мира.
Анализируя информацию о природных объектах, выявляя их существенные признаки, объединяя в группы, учащиеся овладевают приёмами умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.), осваивают метод классификации - один из основных способов упорядочивания информации об окружающем мире.
Система заданий для пошагового первичного закрепления и итогового контроля, представленная в рабочих тетрадях, способствует индивидуализации и дифференциации обучения, предоставляет учащимся возможность самооценки, самоконтроля, саморазвития.
Формы организации учебного процесса при реализации интегрированного курса «Окружающий мир» могут быть разнообразными: дидактические игры, уроки в музеях, на пришкольном участке, в парке, на улицах города или поселка и др.; уроки-путешествия, уроки-заседания экологического совета. Учебно-познавательная деятельность учащихся на уроке может быть индивидуальной, в парах, в проектной группе и фронтальной. В целом содержание, методы, средства и формы организации познавательной деятельности ориентированы на обеспечение мотивационного и волевого, ориентировочного и содержательно-операционного, оценочного компонентов учения и создание условий для самопознания и самоанализа личности ученика.
Формированию универсальных учебных умений способствует и проектная деятельность учащихся, осуществляемая в урочное и во внеурочное время. Учащиеся осуществляют поиск информации из разных источников, учатся объединять знания из разных образовательных областей, обобщать их представлять в разных формах (вербальной и наглядной). Участие в проектной работе способствует самореализации и самовыражению учащихся, развивает их личностные качества.
Виды домашних заданий: творческого характера; по уровням сложности; в парах. На выходные дни дом.задание задаётся детям, испытывающим трудности в обучении.
Дидактическое обеспечение учебного процесса:
для учителя:
- Поглазова О. Т. Программы для 1–4 классов, 2009 г.
- Поглазова О.Т. Методические рекомендации к учебнику «Окружающий мир» для 4 класса. Изд-во «Ассоциация ХХ1 век», 2006г.
- Поглазова О.Т., Шилин В.Д. Окружающий мир. 4 класс. Учебник в двух частях, 2004г.
для учащихся:
- Поглазова О.Т., Шилин В.Д. Окружающий мир. 4 класс. Учебник в двух частях, 2004г.
- Поглазова О.Т. Окружающий мир. 4 класс. Изд-во «Ассоциация ХХ1 век».Рабочие тетради № 1 и № 2, 2011г.
Содержание программы.
1 блок. Ориентирование в пространстве и во времени. 16 часов.
Как человек познаёт окружающий мир. Как человек научился считать время. Историческое время. Как ориентироваться на местности. Путешествие с компасом. Изображение предметов. Масштаб и его использование. План местности. Географические и исторические карты. Представления о Земле древних народов. Глобус – модель Земли. Карта полушарий. Земля – планета Солнечной системы. Освоение человеком космического пространства. Солнце и звезды.
2 блок. Путешествие по поверхности и недрам России. 2 часа.
Россия на географической карте. Горные породы.
3 блок. Минералы и их свойства. 5 часов.
Полезные ископаемые. Использование металлов и горючих полезных ископаемых. Практическая работа «Исследование свойств некоторых минералов и полезных ископаемых».
4 блок. Путешествие по природным зонам России. 7 часов.
Природная зона. Суровая Арктика. Ранимая тундра. Россия – страна лесов. Степные просторы. Жаркие пустыни. Горные районы.
5 блок. Путешествие по природным сообществам. 5 часов.
Природное сообщество. Жизнь в море. Болото. Озеро. Пруд. Луга. Значение лугов для человека.
6 блок. Путешествие в прошлое России. 5 часов.
Откуда пошла Русь. Киевская Русь. Крещение Руси. Как распалась Киевская Русь. Власть Золотой Орды. Борьба с немецкими и шведскими захватчиками. Александр Невский.
7 блок. Путешествие в прошлое России. 14 часов.
Расширение Московского княжества. Иван Грозный. Ослабление Московского государства. Смутное время. Борьба за независимость России. Петр великий. Российская империя. Екатерина Великая. Расцвет науки и искусства. Нашествие Наполеона. Октябрьская революция. Конец Российской империи. Образование СССР. Как началась Великая Отечественная война. Как была освобождена наша Родина. Послевоенные годы в Советской России. Начало перестройки. Современная Россия.
8 блок. Путешествие по океанам и материкам Земли. 8 часов.
Россия на карте мира. Открытие Азии и Материк Евразия. Как открывали Африку. Кто открывал Америку. Кто исследовал Австралию. Как был открыт шестой материк земли – Антарктида.
Результаты изучения учебного предмета выпускниками начальной школы.
В процессе изучения окружающего мира, учащиеся получат возможность развить свои способности, освоить элементарные естественнонаучные, обществоведческие и исторические знания, научиться наблюдать, экспериментировать, измерять, моделировать. В результате поисковой, экспериментальной, исследовательской деятельности у младших школьников сформируются не только предметные знания и умения, но и универсальные учебные умения, коммуникативные, регулятивные, познавательные.
Личностные результаты изучения курса «Окружающий мир»
У выпускника будут сформированы:
· положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений, стремление преодолевать возникающие затруднения;
· готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей;
· осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества с ориентацией на проявление доброго отношения к людям, уважения к их труду, на участие в совместных делах, на помощь людям, в том числе сверстникам;
· понимание ценности семьи в жизни человека и важности заботливого отношения между её членами;
· осознание себя как гражданина своего Отечества, обретение чувства любви к родной стране, к её природе, культуре, интереса к её истории, уважительное отношение к другим странам, народам, их традициям;
· умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки и события с принятыми в обществе морально-этическими принципами;
· навыки безопасного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе;
· осознание ценности природы не только как источника удовлетворения потребностей человека, но и её значение для здоровья человека, развития эстетического восприятия мира и творческих способностей;
· понимание важности здорового образа жизни.
У выпускника могут быть сформированы:
· стремление к саморазвитию, желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения и адекватно оценивать свои успехи и неудачи, умение сотрудничать;
· зарождение элементов гражданского самосознания (российской идентичности), гордости за свою Родину, российский народ, интерес к образу жизни народов, населяющих родной край, уважения к прошлому своих предков, желания продолжить их добрые дела;
· стремление к соблюдению морально-этических норм общения с людьми другой национальности, с нарушениями здоровья;
· эстетическое восприятие природы и объектов культуры, стремление к красоте, желание участвовать в её сохранении;
· осознание личной ответственности за своё здоровье и здоровье окружающих.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
· организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений, эксперимента, практической работы с гербарием, коллекцией, с контурными картами и др.)
· принимать (ставить) учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий;
· планировать (в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками или самостоятельно) свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными, учебно-практическими, экспериментальными задачами;
· действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя или данным в учебнике, рабочей тетради;
· контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы (свои и учителя);
· оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения.
Выпускник получит возможность научиться:
· оценивать своё знание и незнание, умение и неумение, продвижение в овладении тем или иным знанием и умением по изучаемой теме;
· ставить учебно-познавательные задачи перед чтением учебного текста и выполнением разных заданий (перед выполнением наблюдения и опыта, практической работы с гербарием, коллекцией, географической и исторической картой и др.);
· проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать собственные способы решения;
· адекватно оценивать результаты учебной деятельности, осознавать причины неуспеха и обдумывать план восполнения пробелов в знаниях и умениях.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
· осознавать учебно-познавательную, учебно-практическую, экспериментальную задачи;
· осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, из материалов учебника (текстов и иллюстраций), рабочей тетради, собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми;
· понимать информацию, представленную в вербальной форме, изобразительной, схематической, модельной и др., определять основную и второстепенную информацию;
· применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений и выводов;
· подводить под понятие (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками) на основе выделения существенных признаков природных и социальных объектов;
· наблюдать и сопоставлять, выявлять взаимосвязи и зависимости, отражать полученную при наблюдении информацию в виде рисунка, схемы, таблицы;
· использовать готовые модели для изучения строения природных объектов и объяснения природных явлений;
· осуществлять кодирование и декодирование информации в знаково-символической форме.
Выпускник получит возможность научиться:
· осмысливать цель чтения, выбор вида чтения в зависимости от цели;
· сопоставлять информацию из разных источников, осуществлять выбор дополнительных источников информации для решения исследовательских задач, включая Интернет;
· обобщать и систематизировать информацию, переводить её из одной формы в другую (принятую в словесной форме, переводить в изобразительную, схематическую, табличную);
· осуществлять исследовательскую деятельность, участвовать в проектах, выполняемых в рамках урока или внеурочных занятиях.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
· осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
· аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы, адекватно использовать речевые средства для решения задач общения (приветствие, прощание, игра, диалог);
· вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению;
· допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам;
Выпускник получит возможность научиться:
· оперировать в речи предметным языком – правильно (адекватно) использовать естественнонаучные, исторические, обществоведческие понятия, полно и точно излагать свои мысли, строить монологическую речь, вести диалог;
· планировать, сотрудничая с взрослыми (учитель, родитель) и сверстниками, общие дела, распределять функции участников и определять способы их взаимодействия;
· проявлять инициативу в поиске и сборе информации для выполнения коллективной работы, желая помочь взрослым и сверстникам;
· уважать позицию партнёра, предотвращать конфликтную ситуацию при сотрудничестве, стараясь найти варианты её разрешения ради общего дела;
· участвовать в проектной деятельности, создавать творческие работы на заданную тему (рисунки, аппликации, модели, небольшие сообщения, презентации).
Тематическое планирование. | |
I триместр | |
Ориентирование в пространстве и во времени. | 16 |
Как человек познаёт окружающий мир. | |
Как человек научился считать время. | |
Историческое время. | |
Как ориентироваться на местности. Беседа «Как не заблудиться в лесу» | |
Путешествие с компасом. Беседа «Ориентирование по компасу в незнакомой местности» | |
Самостоятельная работа «Определение сторон горизонта» | |
Изображение предметов. | |
Масштаб и его использование. | |
План местности. | |
Географические и исторические карты. | |
Представления о Земле древних народов. Глобус – модель Земли. | |
Карта полушарий. | |
Обобщающий урок. Проверочная работа. | |
Земля – планета Солнечной системы. | |
Освоение человеком космического пространства. | |
Солнце и звезды. | |
Путешествие по поверхности и недрам России | 2 |
Россия на географической карте. | |
Горные породы. | |
Резерв | 2 |
Итого | 20 |
Второй триместр | |
Минералы и их свойства. Беседа «Опасности, таящиеся в пещерах» | 5 |
Полезные ископаемые. | |
Использование металлов и горючих полезных ископаемых. Беседа «Какой вред здоровью людей несут отвалы выработанных пород» | |
Практическая работа «Исследование свойств некоторых минералов и полезных ископаемых» | |
Обобщающий урок по теме «Чем богата Россия» | |
Путешествие по природным зонам России | 7 |
Природная зона. Суровая Арктика. Беседа «Как уберечься от мороза» | |
Ранимая тундра. | |
Россия – страна лесов. Беседа «Правила поведения в лесу» | |
Степные просторы. | |
Жаркие пустыни. Беседа «Безопасность при жаркой погоде» | |
Горные районы. Беседа «Чем опасно путешествие в горах» | |
Обобщающий урок. Проверочная работа по теме «Природные зоны России». | |
Путешествие по природным сообществам. | 5 |
Природное сообщество. Жизнь в море. | |
Болото. Беседа «Поведение на болотах» | |
Озеро. Пруд. Беседа «Правила безопасности на воде» | |
Луга. Значение лугов для человека. | |
Контрольная работа | |
Путешествие в прошлое России | 5 |
Откуда пошла Русь. | |
Киевская Русь. Крещение Руси. | |
Как распалась Киевская Русь. | |
Власть Золотой Орды. | |
Борьба с немецкими и шведскими захватчиками. Александр Невский. | |
Резерв | 2 |
Итого | 24 |
Третий триместр | |
Путешествие в прошлое России | 14 |
Расширение Московского княжества. | |
Иван Грозный. Ослабление Московского государства. | |
Смутное время. Борьба за независимость России. | |
Петр великий. Российская империя. | |
Екатерина Великая. Расцвет науки и искусства. | |
Нашествие Наполеона. | |
Контрольная работа по теме «От Руси до Российской империи» | |
Октябрьская революция. Конец Российской империи. | |
Образование СССР. | |
Как началась Великая Отечественная война. | |
Как была освобождена наша Родина. | |
Послевоенные годы в Советской России. | |
Начало перестройки. Современная Россия. | |
Обобщающий урок. Кем и чем гордится Россия | |
Путешествие по океанам и материкам Земли | 8 |
Россия на карте мира. Открытие Азии. | |
Материк Евразия. | |
Как открывали Африку. | |
Кто открывал Америку. | |
Кто исследовал Австралию. | |
Как был открыт шестой материк земли – Антарктида. | |
Обобщающий урок. Материки Земли. | |
Контрольная работа. | |
Резерв | 2 |
Итого | 24 |
Итого за год 68 часов, из них на резерв 6 часов. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Планирование уроков окружающего мира 3 класс
Планирование уроков окружающего мира 3 класс ОС 2100, автор Вахрушев, по триместрам...
Поурочно-тематическое планирование по окружающему миру, 1 класс.
Поурочно-тематическое планирование по окружающему миру, 1 класс....
тематическое планирование по окружающему миру 1 класс УМК 2100
тематическое планирование по окружающему миру 1 класс УМК 2100...
Календарно - тематическое планирование по Окружающему миру 1 класс
Календарно - тематическое планирование по Окружающему миру в 1 классе "Школа России" по новым стандартам с УУД...
Календарно- тематическое планирование по окружающему миру. 3 класс.
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру. 3 класс. 2011-2012 учебный год.Учитель: ……………………………………………………………………… Пояснительная записка. Данное планир...
Примерное тематическое планирование по окружающему миру. 4 класс. УМК Планета Знаний.
Окружающий мир, 4 класс, УМК "Планета Знаний" - примерное планирование...
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 4 класс
Представлено планирование уроков по учебнику Поглазовой О.Т. (комбинированный курс) в 4 классе...