разработка урока
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
Урок по окружающему миру 3 класс по ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka_okruzhayushchiy_mir_3_klass.docx | 42.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Рыбаловская средняя общеобразовательная школа» Томского района
Открытый урок по предмету «Окружающий мир» в 3 классе УМК «ШКОЛА РОССИИ»
Учитель: Ерышкина М.Н.
Дата проведения: 25 ноября 2015г.
Тема: «Кто что ест».
Тип урока: открытие нового знания.
Цель: Формирование понятия о пищевых цепях и сетях питания, животных, о взаимоотношениях в природе. Учащиеся научатся делить животных по способу питания, составлять цепи питания животных.
Задачи:
I. Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
- формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;
- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие умения работать в группах.
II. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
- развитие умения работать с информацией; извлекать информацию из текста. - развитие операций мышления: сопоставления, анализа, обобщения, классификации; - развитие умения работать с текстом: перестроение текста в схему. |
- формирование умения принимать и сохранять цель и учебные задачи; - формировать умения оценивать свою деятельность; - формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии. |
- формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации; - формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения; - формирование умения взаимодействовать в статичных группах на основе сочетательного диалога; - формирование умения работать в статичных группах в режиме интерактивного обучения; |
III. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
- расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов: формировать понятие о пищевых цепях и сетях питания животных, о взаимоотношениях в природе.
Ход урока
№ | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Результаты: формируемые УУД |
1 | Мотивация к учебной деятельности (2 мин) | Приветствие учеников. Психологический настрой. Чтобы природе другом стать, Тайны все её узнать, Все загадки разгадать, Научитесь наблюдать. Будем вместе развивать У себя внимательность, А поможет всё узнать Наша любознательность | Ученики взялись за руки и мысленно желают себе и своим одноклассникам удачи | Регулятивные: организация учебного места Коммуникативные УУД: способность выражать эмоциональную поддержку и понимание чувств одноклассников |
2 | Этап актуализации и фиксирования индивидуаль-ного затруднения в пробном действии (7 мин) | -На какие группы делятся все животные по месту обитания? -Какие группы образуют по их строению и внешнему виду ? А сейчас, я буду читать рассказ, а вы постарайтесь определить по какому еще способу можно разделить животных? - Чтение сказки Н. Сладкова «Бежал ёжик по дорожке» - Кем пообедал ёж? - Какую ещё пищу ест ёж? - Почему ёж испугался филина? - Кем питается филин? -Почему филин не смог съесть ежа?
– Кто догадался, по какому признаку мы сегодня будем группировать животных? - Попробуйте сформулировать тему урока. Слайд 1 - Что узнаем? - Чему научимся? | - на ДИКИЕ и ДОМАШНИЕ - БЕСПОЗВОНОЧНЫЕ и ПОЗВОНОЧНЫЕ Осмысление текста, постановка проблемы и решение Улиткой лягушек ответы детей Группировка животных по способу питания Кто что ест (фиксация в тетради) ПЛАН 1.Как называются группы животных в зависимости от способа питания. 2. Составлять очередность кто чем питается (цепи питания) | Познавательные: Анализ информации, Синтез информации, выделение причинно-следственных связей |
3 | Этап постановки проблемы (4 мин) | Слайд 3 Лось – крупное животное, почти с лошадь. Лоси кормятся ветками молодых деревьев, сочной травой, грибами, папоротниками и другими растениями. Трудно лосю находить пищу зимой под снегом. СЛАЙД 4 (заяц) Его зубы приспособлены, чтобы есть траву, он питается растениями. Значит, заяц - растительноядное животное. (фиксация на доске) Каких ещё животных отнесём к этой группе? (мышь, белка, кабан, лось). Слайд 5 Снится ночью пауку Насекомоядные (крот, ящерица, лягушка и большинство птиц питаются насекомыми) (фиксация на доске) Слайд 6 Волк – искусный охотник. Он охотится на оленей, лосей, мышей, полёвок… Взрослому зверю нужно 2кг мяса в день. Лиса поедает зайцев, детёнышей косуль, но основа её питания – мелкие мышевидные грызуны. Лиса - хищник. Каких хищных животных вы знаете? СЛАЙД (хищные животные) (фиксация на доске) СЛАЙД 7 (медведь) А можно ли медведя назвать хищником? Медведь может напасть и на большого зверя - лось, кабан. Он любит зелёные растения, траву, ягоды, корешки. Особым лакомством считает муравьёв. Отличный рыбак, с удовольствием ест рыбу. Практически ест всё. Всеядный (фиксация на доске) Какие животные всеядные? - Запишите названия групп животных по особенностям питания в виде схемы. Слайд 8 Проверка -Какие группы животных вы записали? (растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные) Сделайте вывод, что мы узнали? ПРОБЛЕМА Почему говорят, что живые существа связаны между собой в цепи питания? Сегодня мы должны научиться составлять цепи питания. | Составляют кластер Извлечение информации Восприятие информации. Анализ информации Сравнение Обращение к жизненному опыту растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные
(фиксация в тетради схемы: группы животных) Вывод:- мы узнали, что животные питаются растениями или другими животными. | Познавательные: Синтез информации, выделение причинно-следственных связей Формулировка проблемы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, точно выражать свои мысли, слушать и слышать других. Регулятивные: определение и понимание учебной задачи. |
4 | Построение проекта выхода из затруднения (2 мин) | - Попробуйте по сказке составьте цепь питания животных? Проверка - Получилось? Почему? Объясните. - Где можем найти нужную нам информацию? Откройте учебник страница 95 прочитайте примеры цепей питания. - Как вы думаете, какое звено в цепи питания будет первым? - Как вы думаете, почему? - 2 звено цепи? – Как вы думаете, почему? 3 звено цепи? – Почему? (звенья цепи поочередно вывешиваются на доску) | - не знаем, что такое цепь питания, как её составлять. -? Цепи у всех получились разные -В учебнике -Цепи питания начинаются с растений – это 1 звено -т.к. растения способны использовать энергию Солнца, создавать, производить питательные вещества (сахар, крахмал и др.) из углекислого газа и воды. -растительноядные животные. - Потому что они питаются растениями -насекомоядные и хищные животные | Познавательные: Анализ информации, структурирование информации, выдвижение гипотез, создание способов решения проблемы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, точно выражать свои мысли Регулятивные: Планирование деятельности и работа по плану. |
5 | Реализация построенного проекта (12 мин) | Работа по группам: - А теперь мы поработаем в группах. Для начала вспомним правила работы в группе (алгоритм весит на доске). Каждой группе выдаётся карточка с текстом. Используя текст, попробуйте составить цепь питания. - 1 группа. В старой дубраве стали пасти коров и коз. Вскоре её покинули птицы, гнездившиеся в кустах и траве. В результате начал привольно плодиться шелкопряд. Он быстро объедал листву на деревьях. И высохли могучие дубы.
- 2 группа. В крымском заповеднике расправились с волками. Скоро над лесом возникла угроза вымирания: расплодившиеся козы съедали молодые деревца.
- 3 группа. Для защиты от зайцев посадки деревьев обнесли изгородями – стало ещё хуже. За изгородь не могли попасть не только зайцы, но и барсуки и ежи. В этих условиях расплодились мыши, которые погубили молодые насаждения.
Проверка: выступление групп Давайте понаблюдаем, из каких звеньев они состоят. Что есть на каждой таблице? Что стоит на первом месте? На втором? На третьем? Д.: I звено – растения; II звено – растительноядные животные; III звено – остальные животные. Итак, сделаем вывод. Что же такое пищевая цепь? | Работа в группах Каждая группа, используя карточки, должна составить цепь питания. Карточки прикрепляются к листу со стрелками скрепками. Дуб – шелкопряд – птицы. Молодые деревца – козы – волки. Деревья (молодые насаждения) – мыши – ежи, барсуки.
Пищевая цепь – это взаимосвязи между организмами, каждый из которых питается другим и, в свою очередь служит пищей третьему. | Познавательные: Осмысленное чтение, анализ информации, выбор эффективного способа решения проблемы. Коммуникативные: взаимодействие при поиске информации, сотрудничество, участвовать в диалоге, интересоваться другим мнением, принимать другие точки зрения, точно выражать свои мысли, слушать и слышать других, Личностные: адекватное оценивание других и себя, самооценка, адекватное самовосприятие. |
6 | Физкульт-минутка (2 мин) | Хомка – хомка – хомячок, полосатенький бочок. Хомка рано встает, щечки моет, спинку трет. Подметает Хомка хатку и выходит на зарядку. Небольшая разминка, а затем Раз, два выше голова, три четыре плечи шире, пять-шесть – тихо сесть. |
| Коммуникативные: |
7 | Первичное закрепление (5 мин) | Ребята, что произойдет, если в лесу исчезнут все деревья, которыми питается заяц? – А если не будет зайцев? – Что произойдёт с цепочкой? Какой вывод можно сделать? - Нам пришло письмо с Таймыра. Это полуостров на севере России. Основное занятие жителей – оленеводство. Вот какая беда случилась здесь. Слайд 9 У нас на Таймыре решили обезопасить оленей от волков. Стали убивать волков с вертолетов и истребили их множество. Через три года заметили: число больных оленей увеличилось в 15 раз! Волки-то были природными санитарами. - Какая цепь питания была нарушена?
Если есть время, можно добавить информацию о сети питания. | Зайцу нечего будет есть То не будет пищи и лисе, и волку Она разрушится Если разрушить хоть одно звено в цепи, то разрушится и вся цепочка. Мох – олени – волки слайд 10 | Познавательные: анализ информации, выбор эффективного способа решения проблемы. Коммуникативные: взаимодействие при поиске информации, сотрудничество, участвовать в диалоге, интересоваться другим мнением, принимать другие точки зрения, точно выражать свои мысли, слушать и слышать других, Личностные: адекватное оценивание других и себя, самооценка, адекватное самовосприятие. Регулятивные: мобилизация сил для преодоления препятствий, самостоятельность, реакция на ошибку, волевая регуляция эмоциональных проявлений, контроль и оценка своей деятельности
|
8 | Включение в систему знаний и повторений (8 мин) | Человеку нужно очень хорошо знать, что в природе все взаимосвязано. Он – самое могущественное из живых существ и больше других вмешивается в дела земного дома. В результате по незнанию человек совершает ошибки, а они оборачиваются общей бедой. Именно поэтому мы и знакомимся с цепями питания, чтобы быть осторожнее и мудрее в обращении с природой. Дружат пчёлка и цветок, – О чём напоминает это стихотворение?
| Восприятие информации, анализ, осмысление
Ответы детей. | Познавательные: структурирование информации, анализ, классификация Регулятивные: контроль и оценка своей деятельности |
9 | Рефлексия (3 мин) | Наш урок подходит к концу. Подведем итоги. Что нового для себя узнали? Что должны были узнать? Чему научились? (узнали?)
Поднимите руки, у кого возникли затруднения?
| 1. Как называются группы животных в зависимости от способа питания. 2. Составлять очередность кто чем питается (цепи питания)
| Регулятивные: контроль и оценка своей деятельности |
10 | Д/З | Откройте дневники, запишите домашнее задание и оценки за урок. (Оценивается работа в группе) Узнайте, как приспособились хищники добывать еду, а растительноядные животные спасаться. С. 95 - 96 читать, с. 97 задание 1. |
Приложение 1 Сказка Сладкова «Бежал ежик по дорожке»
Бежал Ёжик по дорожке — только пяточки мелькали. Бежал и думал: «Ноги мои быстры, колючки мои остры — шутя в лесу проживу». Повстречался с Улиткой и говорит:
— Ну, Улитка, давай-ка наперегонки. Кто кого перегонит, тот того и съест.
Глупая Улитка говорит:
— Давай!
Пустились Улитка и Ёж. Улиткина скорость известно какая: семь шагов в неделю. А Ёжик ножками туп-туп, носиком хрюк-хрюк, догнал Улитку, хруп — и съел.
Дальше побежал — только пяточки замелькали. Повстречал Лягушку-квакушку и говорит:
— Вот что, пучеглазая, давай-ка наперегонки. Кто кого перегонит, тот того и съест.
Пустились Лягушка и Ёж. Прыг-прыг Лягушка, туп-туп-туп Ёжик. Лягушку догнал, за лапку схватил и съел.
Съел Лягушку — дальше пятками замелькал. Бежал-бежал, видит — филин на пне сидит, с лапы на лапу переминается и клювищем щёлкает.
«Ничего, — думает Ёж, — у меня ноги быстрые, колючки острые. Я Улитку съел, Лягушку съел — сейчас и до Филина доберусь!»
Почесал храбрый Ёж сытенькое брюшко лапкой и говорит этак небрежно:
— Давай, Филин, наперегонки. А коли догоню — съем!
Филин глазищи прищурил и отвечает:
— Бу-бу-будь по-твоему!
Пустились Филин и Ёж.
Не успел Ёж и пяточкой мелькнуть, как налетел на него Филин, забил широкими крыльями, закричал дурным голосом.
— Крылья мои, — кричит, — быстрее твоих ног, когти мои длиннее твоих колючек! Я тебе не Лягушка с Улиткой — сейчас целиком проглочу да и колючки выплюну!
Испугался Ёж, но не растерялся: съёжился да под корни закатился. До утра там и просидел.
Нет, не прожить, видно, в лесу шутя. Шути, шути, да поглядывай!
Приложение 2
Инструкция для работы в группе
- Прочитайте текст.
- Найдите в тексте, что будет началом (первым звеном) в цепи питания.
- С помощью скрепки прикрепите название на полосу.
- Найдите в тексте, что будет вторым звеном в цепи питания.
- С помощью скрепки прикрепите название на полосу.
- Найдите в тексте, что будет третьим звеном в цепи питания.
- С помощью скрепки прикрепите название на полосу.
- Выберите защитника своей работы.
- Защитите свою работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока и презентация к уроку и презентация к уроку
Разработка урока по родной (башкирской) литературе в 5 классе "Әсикмәк" и презентация к уроку...
Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)» Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)»
Цели урока: познакомить учащихся со знаками «+», «–», «=»; учить детей понимать значение данных знаков, читать равенства; работать над развитием внимания, логического мышления учащихся; при...
Методическая разработка урока Тема урока «Самостоятельные и служебные части речи» (урок усвоения новых знаний)
Методическая разработка урокаТема урока «Самостоятельные и служебные части речи» (урок усвоения новых знаний)Место и роль урока в изучаемой теме _ данный урок второй в разделе «Морфология»Тип у...
Разработка урока по русскому языку во 2 классе с национальным региональным компонентом "Составление предложений по схемам". УМК ОС "Школа 2100". Урок в технологии деятельностного метода. Тип урока ОНЗ.
Разработка урока по русскому языку во 2 классе с национальным региональным компонентом "Составление предложений по схемам". УМК ОС "Школа 2100". Урок в технологии деятельностного метода. Тип урока ОНЗ...
Методическая разработка урока «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль Основы светской этики) 4-й класс, 2-е полугодие, урок №23 Тема урока: Совесть
Данная разработка включает в себя полный конспект урока основы светской этики в 4 классе на тему "Совесть" и презентацию к нему. Целью урока является формирование представления о совести, как нр...
"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №1:"Письмо букв 1-й группы и ш й И Ш Й". Методическая разработка урока №2: "Письмо строчных букв п т р г"
Содержание методической разработки занятий нацелено на понимание обучающимися того, что язык это основное средство человеческого общения, формированию правильной устной и пись...
"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №3:"Письмо строчных и заглавных букв". Методическая разработка урока №4: "Письмо строчной буквы "я" и Заглавных "А Я""
Содержание методической раработки занятий нацелено на формирование навыка скорого, каллиграфического письма и выстроения взаимосвязи между звуковым восприятием, моторным навыком и графическим изображе...