разработка урока
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Ерышкина Мария Николаевна

Урок по окружающему миру 3 класс по ФГОС 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka_okruzhayushchiy_mir_3_klass.docx42.27 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Рыбаловская  средняя общеобразовательная школа» Томского района

Открытый урок по предмету «Окружающий  мир»  в 3 классе  УМК «ШКОЛА РОССИИ»

Учитель: Ерышкина М.Н.

Дата проведения: 25 ноября 2015г.

Тема: «Кто что ест».

Тип урока: открытие нового знания.

 

Цель: Формирование  понятия о пищевых цепях и сетях питания, животных, о взаимоотношениях в природе.  Учащиеся научатся делить животных по способу питания,  составлять цепи  питания животных.  

Задачи:

I. Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения: 

- формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;

- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- развитие  умения работать в группах.

II. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

- развитие умения работать с информацией; извлекать информацию из текста.

- развитие операций мышления: сопоставления, анализа, обобщения, классификации;

- развитие умения работать с текстом: перестроение текста в схему.

- формирование умения принимать и сохранять цель и учебные задачи;

- формировать умения оценивать свою деятельность;

- формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

- формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации;

- формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения;

- формирование умения взаимодействовать в статичных группах на основе сочетательного диалога;

- формирование умения работать в статичных группах в режиме интерактивного обучения;

III. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

- расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов: формировать понятие о пищевых цепях и сетях питания животных, о взаимоотношениях в природе.

 

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результаты: формируемые УУД

1

Мотивация к учебной деятельности

(2 мин)

Приветствие учеников. Психологический настрой.

Чтобы природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать,

Научитесь наблюдать.

Будем вместе развивать

У себя внимательность,

А поможет всё узнать

Наша любознательность

Ученики взялись за руки  и мысленно желают себе и своим одноклассникам удачи

Регулятивные: организация учебного места

Коммуникативные УУД:  способность выражать эмоциональную поддержку и понимание чувств одноклассников

2

Этап актуализации и фиксирования индивидуаль-ного затруднения в пробном действии

(7 мин)

-На какие группы делятся  все животные по месту обитания?

-Какие группы образуют  по их строению и внешнему виду ?

А сейчас, я буду читать рассказ, а вы  постарайтесь определить   по какому еще  способу  можно  разделить животных?

  - Чтение сказки Н. Сладкова «Бежал ёжик по дорожке»

- Кем пообедал ёж?

- Какую ещё пищу ест ёж?

- Почему ёж испугался филина?

- Кем питается филин?

-Почему филин не смог съесть ежа?

 

– Кто догадался, по какому признаку мы сегодня   будем группировать животных?

- Попробуйте сформулировать тему урока.  Слайд 1

- Что узнаем?

- Чему научимся?

- на ДИКИЕ и ДОМАШНИЕ

- БЕСПОЗВОНОЧНЫЕ и ПОЗВОНОЧНЫЕ

Осмысление текста, постановка проблемы и решение

Улиткой

лягушек

ответы детей

Группировка животных по способу питания

Кто что ест (фиксация в тетради)

ПЛАН

1.Как называются группы животных в зависимости от способа питания.

2. Составлять очередность   кто чем питается  (цепи питания)  

Познавательные:

Анализ информации,

Синтез информации, выделение причинно-следственных связей

3

Этап постановки проблемы

(4 мин)

Слайд 3 Лось – крупное животное, почти с лошадь. Лоси кормятся ветками молодых деревьев, сочной травой, грибами, папоротниками и другими растениями. Трудно лосю находить пищу зимой под снегом.
Тогда он ест хвою и кору деревьев, ищет старую засохшую траву. (Растительноядные)

СЛАЙД 4 (заяц) Его зубы приспособлены, чтобы есть траву, он питается растениями. Значит, заяц - растительноядное животное. (фиксация на доске)

Каких ещё животных отнесём к этой группе? (мышь, белка, кабан, лось).

Слайд 5   Снится ночью пауку
Чудо – юдо на суку.
Длинный клюв и два крыла,
Прилетит – плохи дела.
А кого паук боится?
Догадались? Это…птица

 Насекомоядные (крот, ящерица, лягушка и большинство птиц питаются насекомыми)   (фиксация на доске)

Слайд  6 Волк – искусный охотник. Он охотится на оленей, лосей, мышей, полёвок… Взрослому зверю нужно 2кг  мяса в день. Лиса поедает зайцев, детёнышей косуль, но основа её питания – мелкие мышевидные грызуны. 

 Лиса - хищник. Каких хищных животных вы знаете?

СЛАЙД (хищные животные)  (фиксация на доске)

СЛАЙД 7  (медведь)

А можно ли медведя назвать хищником? Медведь может напасть и на большого зверя - лось, кабан. Он любит зелёные растения, траву, ягоды, корешки. Особым лакомством считает муравьёв. Отличный рыбак, с удовольствием ест рыбу. Практически ест всё. Всеядный  (фиксация на доске)

Какие животные всеядные?

- Запишите названия групп животных по особенностям питания в виде схемы.  Слайд 8 

Проверка

-Какие группы животных вы записали?

(растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные)

Сделайте вывод, что мы узнали?

ПРОБЛЕМА

 Почему говорят, что живые существа связаны между собой в цепи питания? 

Сегодня мы должны научиться составлять цепи питания.

Составляют кластер

Извлечение информации

Восприятие информации.

Анализ информации

Сравнение

Обращение к жизненному опыту растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные

 

(фиксация в тетради  схемы: группы животных)

Вывод:- мы узнали, что животные питаются растениями или другими животными.

Познавательные:

Синтез информации, выделение причинно-следственных связей Формулировка проблемы.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, точно выражать свои мысли, слушать и слышать других.

Регулятивные: определение и понимание учебной задачи.

4

Построение проекта выхода из затруднения

(2 мин)

- Попробуйте по  сказке составьте цепь питания животных?

Проверка

- Получилось? Почему? Объясните.

- Где можем найти нужную нам информацию?

Откройте учебник страница  95 прочитайте примеры цепей питания.

- Как вы думаете, какое звено в цепи питания будет первым?

-  Как вы думаете, почему?

 - 2 звено цепи?

 – Как вы думаете, почему?

3 звено цепи? –  Почему?

(звенья  цепи поочередно  вывешиваются на доску)

- не знаем, что такое цепь питания, как её составлять.

-? Цепи у всех получились разные

-В учебнике

-Цепи питания начинаются с растений – это 1 звено

-т.к. растения способны использовать энергию Солнца, создавать, производить питательные вещества (сахар, крахмал и др.) из углекислого газа и воды.

-растительноядные животные.

- Потому что они питаются растениями

-насекомоядные и хищные животные    

Познавательные:

Анализ информации, структурирование информации, выдвижение гипотез, создание способов решения проблемы.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, точно выражать свои мысли

Регулятивные:

Планирование деятельности и работа по плану.

5

Реализация построенного проекта

(12  мин)

Работа по группам:

- А теперь мы поработаем в группах. Для начала вспомним правила работы в группе (алгоритм весит на доске).   Каждой группе выдаётся карточка с текстом. Используя текст, попробуйте  составить цепь питания.

- 1 группа.

В старой дубраве стали пасти коров и коз. Вскоре её покинули птицы, гнездившиеся в кустах и траве. В результате начал привольно плодиться  шелкопряд. Он быстро объедал листву на деревьях. И высохли могучие дубы.

         

- 2 группа.

В крымском заповеднике расправились с волками. Скоро над лесом возникла угроза вымирания: расплодившиеся козы съедали молодые деревца.

       

- 3 группа.

Для защиты от зайцев посадки деревьев обнесли изгородями – стало ещё хуже. За изгородь не могли попасть не только зайцы, но и барсуки и ежи. В этих условиях расплодились мыши, которые погубили молодые насаждения.

       

Проверка: выступление групп

Давайте понаблюдаем, из каких звеньев они состоят. Что есть на каждой таблице? Что стоит на первом месте?  На втором? На третьем?

Д.: I звено – растения;

II звено – растительноядные животные;

III звено – остальные животные. 

Итак, сделаем вывод. Что же такое пищевая цепь?

Работа в группах

Каждая группа, используя карточки, должна составить цепь питания. Карточки прикрепляются к листу со стрелками скрепками.  

 Дуб – шелкопряд – птицы.

Молодые деревца – козы – волки.

Деревья (молодые насаждения)  – мыши – ежи, барсуки.

 

Пищевая цепь – это взаимосвязи между организмами, каждый из которых питается другим и, в свою очередь служит пищей третьему.

Познавательные:

Осмысленное чтение,  анализ информации, выбор эффективного способа  решения проблемы.

Коммуникативные: взаимодействие при поиске информации, сотрудничество, участвовать в диалоге, интересоваться другим мнением, принимать другие точки зрения, точно выражать свои мысли, слушать и слышать других,

Личностные: адекватное оценивание других и себя, самооценка, адекватное самовосприятие.

6

Физкульт-минутка

(2 мин)

Хомка – хомка – хомячок, полосатенький бочок. Хомка рано встает, щечки моет, спинку трет. Подметает Хомка хатку и выходит на зарядку. Небольшая разминка, а затем  

Раз, два выше голова, три четыре плечи шире, пять-шесть – тихо сесть.  

 

Коммуникативные:

7

 Первичное закрепление

(5 мин)

Ребята, что произойдет, если в лесу исчезнут все деревья, которыми питается заяц?

– А если не будет зайцев?

– Что произойдёт с цепочкой?

Какой вывод можно сделать?

- Нам пришло письмо с Таймыра. Это полуостров на севере России. Основное занятие жителей – оленеводство. Вот какая беда случилась здесь.

Слайд 9  У нас на Таймыре решили обезопасить оленей от волков. Стали убивать волков с вертолетов и истребили их множество. Через три года заметили: число больных оленей увеличилось в 15 раз! Волки-то были природными санитарами.

- Какая цепь питания была нарушена?

 

Если есть время, можно добавить информацию о  сети питания.

Зайцу нечего будет  есть

То не будет пищи и лисе, и волку

Она разрушится

Если разрушить хоть одно звено в цепи, то разрушится и вся цепочка.

Мох – олени – волки слайд 10

Познавательные:

 анализ информации, выбор эффективного способа решения проблемы. 

Коммуникативные: взаимодействие при поиске информации, сотрудничество, участвовать в диалоге, интересоваться другим мнением, принимать другие точки зрения, точно выражать свои мысли, слушать и слышать других,

Личностные: адекватное оценивание других и себя, самооценка, адекватное самовосприятие.

Регулятивные: мобилизация сил для преодоления препятствий, самостоятельность, реакция на ошибку, волевая регуляция эмоциональных проявлений, контроль и оценка своей деятельности

 

8

Включение в систему знаний и повторений

(8 мин)

Человеку нужно очень хорошо знать, что в природе все взаимосвязано. Он – самое могущественное из живых существ и больше других вмешивается в дела земного дома. В результате по незнанию человек совершает ошибки, а они оборачиваются общей бедой.   Именно поэтому мы и знакомимся с цепями питания, чтобы быть осторожнее и мудрее в обращении с природой.

 Дружат пчёлка и цветок,
Дружат лист и мотылёк,
Друг без друга им нельзя.
Об этом помни ты всегда!

– О чём напоминает это стихотворение?

 

 

 

Восприятие информации, анализ, осмысление

 

Ответы детей.

Познавательные: структурирование информации, анализ, классификация

Регулятивные: контроль и оценка своей деятельности

9

Рефлексия

(3 мин)

 Наш урок подходит к концу. Подведем итоги. 

Что нового для себя узнали?     

   Что должны были узнать?

Чему научились?

  (узнали?)

 

Поднимите руки, у кого возникли затруднения?

 

                 

1. Как называются группы животных в зависимости от способа питания.  

2. Составлять очередность   кто чем питается  (цепи питания)  

 

Регулятивные: контроль и оценка своей деятельности

10

Д/З

Откройте дневники,  запишите домашнее задание и оценки за урок. (Оценивается работа в группе) Узнайте, как приспособились хищники добывать еду, а растительноядные животные спасаться.

С. 95 -  96  читать,  с. 97 задание 1.

Приложение 1   Сказка Сладкова «Бежал ежик по дорожке»

Бежал Ёжик по дорожке — только пяточки мелькали. Бежал и думал: «Ноги мои быстры, колючки мои остры — шутя в лесу проживу». Повстречался с Улиткой и говорит:

— Ну, Улитка, давай-ка наперегонки. Кто кого перегонит, тот того и съест.

Глупая Улитка говорит:

— Давай!

Пустились Улитка и Ёж. Улиткина скорость известно какая: семь шагов в неделю. А Ёжик ножками туп-туп, носиком хрюк-хрюк, догнал Улитку, хруп — и съел.

Дальше побежал — только пяточки замелькали. Повстречал Лягушку-квакушку и говорит:

— Вот что, пучеглазая, давай-ка наперегонки. Кто кого перегонит, тот того и съест.

Пустились Лягушка и Ёж. Прыг-прыг Лягушка, туп-туп-туп Ёжик. Лягушку догнал, за лапку схватил и съел.

Съел Лягушку — дальше пятками замелькал. Бежал-бежал, видит — филин на пне сидит, с лапы на лапу переминается и клювищем щёлкает.

«Ничего, — думает Ёж, — у меня ноги быстрые, колючки острые. Я Улитку съел, Лягушку съел — сейчас и до Филина доберусь!»

Почесал храбрый Ёж сытенькое брюшко лапкой и говорит этак небрежно:

— Давай, Филин, наперегонки. А коли догоню — съем!

Филин глазищи прищурил и отвечает:

— Бу-бу-будь по-твоему!

Пустились Филин и Ёж.

Не успел Ёж и пяточкой мелькнуть, как налетел на него Филин, забил широкими крыльями, закричал дурным голосом.

— Крылья мои, — кричит, — быстрее твоих ног, когти мои длиннее твоих колючек! Я тебе не Лягушка с Улиткой — сейчас целиком проглочу да и колючки выплюну!

Испугался Ёж, но не растерялся: съёжился да под корни закатился. До утра там и просидел.

Нет, не прожить, видно, в лесу шутя. Шути, шути, да поглядывай!


Приложение 2

Инструкция  для работы в группе

  1. Прочитайте текст.
  2. Найдите в тексте, что будет началом (первым звеном) в цепи питания.
  3. С помощью скрепки прикрепите  название на полосу.
  4. Найдите в тексте, что будет  вторым звеном  в цепи питания.
  5. С помощью скрепки прикрепите  название на полосу.
  6. Найдите в тексте, что будет третьим звеном  в цепи питания.
  7. С помощью скрепки прикрепите  название на полосу.
  8. Выберите защитника своей работы.
  9. Защитите свою работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока и презентация к уроку и презентация к уроку

Разработка урока по родной (башкирской) литературе в 5 классе "Әсикмәк" и презентация к уроку...

Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)» Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)»

Цели урока: познакомить учащихся со знаками «+», «–», «=»; учить детей понимать значение данных знаков, читать равенства; работать над развитием внимания, логического мышления учащихся; при...

Методическая разработка урока Тема урока «Самостоятельные и служебные части речи» (урок усвоения новых знаний)

Методическая разработка урокаТема урока «Самостоятельные и служебные части речи» (урок усвоения новых знаний)Место и роль урока в изучаемой теме _ данный урок второй в разделе «Морфология»Тип у...

Разработка урока по русскому языку во 2 классе с национальным региональным компонентом "Составление предложений по схемам". УМК ОС "Школа 2100". Урок в технологии деятельностного метода. Тип урока ОНЗ.

Разработка урока по русскому языку во 2 классе с национальным региональным компонентом "Составление предложений по схемам". УМК ОС "Школа 2100". Урок в технологии деятельностного метода. Тип урока ОНЗ...

Методическая разработка урока «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль Основы светской этики) 4-й класс, 2-е полугодие, урок №23 Тема урока: Совесть

Данная разработка включает в себя полный конспект урока основы светской этики в 4 классе на тему "Совесть" и презентацию к нему. Целью урока является формирование представления о  совести, как нр...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №1:"Письмо букв 1-й группы и ш й И Ш Й". Методическая разработка урока №2: "Письмо строчных букв п т р г"

   Содержание методической разработки занятий нацелено на понимание обучающимися того, что язык это основное средство человеческого общения, формированию правильной устной и пись...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №3:"Письмо строчных и заглавных букв". Методическая разработка урока №4: "Письмо строчной буквы "я" и Заглавных "А Я""

Содержание методической раработки занятий нацелено на формирование навыка скорого, каллиграфического письма и выстроения взаимосвязи между звуковым восприятием, моторным навыком и графическим изображе...