Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для 2 класса
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) на тему

Аликбарова Альбина Рафиковна

Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» разработана на основе Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной программы по окружающему миру, Москва, «Просвещение», 2011; Основной образовательной программы начального общего образования школы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okr.docx62.64 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка по предмету «Окружающий мир».

Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» разработана на основе Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной программы по окружающему миру, Москва, «Просвещение», 2011; Основной образовательной программы начального общего образования школы.

Изучение предмета «Окружающий мир» во втором классе направлено на достижение следующей цели:

  • Помочь младшему школьнику осознать целостную картину мира и сформировать оценочное, эмоциональное отношение к нему

В курс интегрированы такие предметы, как ознакомление с окружающим миром, природоведение, обществознание, основы безопасности жизнедеятельности.

В качестве основных задач на уроках «Окружающий мир»  во втором классе ставятся:

  • Развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире;
  • освоение знаний об окружающем мире; о человеке и его месте в природе;
  • воспитание позитивного отношения к окружающему миру, экологической культуры, чувства уважения к своему природному и социальному окружению

Место учебного предмета в учебном плане: в соответствии с учебным планом на 2015-2016 учебный год на предмет «Окружающий мир» отведено 2 часа в неделю, 35 недель, всего в год  70 часов.

Требования к результатам обучения 

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих умений:

  • Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях  отмечать конкретные поступки, которые можно  оценить как хорошие или плохие.
  • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий:

Регулятивные УУД:

  • Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
  • Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему
  • Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
  • Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).
  • Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
  • Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна  дополнительная информация (знания) для решения учебной  задачи в один шаг.
  • Делать предварительный отбор источников информации для  решения учебной задачи.
  • Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем  словарях и энциклопедиях (в учебнике 2-го класса для этого предусмотрена специальная «энциклопедия внутри учебника»).
  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
  • Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать  самостоятельные  выводы.

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Выразительно читать и пересказывать текст.
  • Вступать в беседу на уроке и в жизни.
  • Совместно договариваться о  правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих умений.

1-я линия развития – уметь объяснять мир:

  • объяснять отличия твёрдых, жидких и газообразных веществ;
  • объяснять влияние притяжения Земли;
  • связывать события на Земле с расположением и движением Солнца и Земли;
  • наблюдать за погодой и описывать её;
  • уметь  определять стороны света по солнцу и по компасу;
  • пользоваться глобусом и картами, находить и показывать на них  части света, материки и океаны;
  • называть основные природные зоны и их особенности;
  • уметь соблюдать правила безопасности дорожного движения (в части, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств).

2-я линия развития  – уметь определять своё отношение к миру:

  • оценивать правильность поведения людей в природе;
  • уважительно относиться к другим народам, живущим на Земле.

Содержание

Как работать с учебником (вводный урок). Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. ОБЖ   Безопасность пешеходов. Детский дорожно-транспортный травматизм.

Наша планета.

Вводные уроки - 6 ч

Общие слова-понятия. Природа – это то, что нас окружает, но не создано человеком. Экскурсия «Осенние наблюдения за окружающим миром». ОБЖ Правила безопасности в природе.

Вещество. Из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ  в окружающем мире. Твердые тела, жидкости и газы, их свойства и значение для растений, животных, человека. Состояния воды.

Земля и Солнце - 15 ч

Природные часы, календарь и компас. Экскурсия на тему «Ориентирование на местности». Ориентирование на местности с помощью компаса и по местным признакам. ОБЖ. Правила и безопасность дорожного движения: правила передвижения во время экскурсии, правила безопасного перехода улиц и дорог. Практическая работа «Определение сторон горизонта по компасу». Земля имеет форму шара. Земля – планета. Общее представление о форме и размере Земли.

Глобус – модель Земли. Звёзды и планеты. Мир космоса. Мир космоса. Солнце – ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Притяжение Земли. Смена дня и ночи на Земле.

Вокруг земной оси. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времён года.  Смена времен года в родном крае на основе наблюдений. Почему бывает лето? Где на Земле теплее? Погода и климат. Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Практическое измерение  температуры воздуха при помощи термометра. Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение  в жизни людей. ОБЖ.  Личная гигиена.

Глобус и карта - 8 ч.

План и географическая карта. Условные знаки на карте. Глобус и карта. Практическая работа  на тему «Глобус и карта». Что изображают на карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района.

Материки и океаны, их название, расположение на глобусе и карте. Практическая работа с глобусом и картой на тему «Материки и океаны».

ОБЖ. Правила перехода улиц, дорог, железнодорожных путей.

Формы земной поверхности, их условное обозначение на карте - 10ч

Реки. Реки родного края (краткая  характеристика на основе наблюдений.) Особенности рек. Озёра. Водоёмы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком.  Водоемы родного края. (Название, краткая  характеристика на основе наблюдений.) Формы земной поверхности: равнины, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение на карте).   Экскурсия на тему «Особенности поверхности родного края» (краткая характеристика на основе наблюдений).  Формы земной поверхности: горы. Горные породы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека.  Океаны, моря и острова. Круговорот воды в природе.  Практическая работа с картой на тему «Океаны, моря и острова». Обитатели морей.

ОБЖ. Правила безопасного поведения на водоёмах в разное время года.

Практические работы - 4

Контрольные работы – 3

II. Земля – наш общий дом

Земля – наш общий дом - 13 ч

Экологические системы. Почва, её состав, значение для живой природы и хозяйственной жизни человека. Круговорот веществ в природе. Взаимосвязи в природном сообществе: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений.  Природная зональность. Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны. Практическая работа с картой на тему «Природная зональность». Природные зоны холодного пояса (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей). Охрана природы. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений  и животных. Леса умеренного пояса. Климат, растительность и животный мир (климат, растительный и животный мир). Особенности труда и быта людей. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (на примере окружающей местности).  Засушливые зоны умеренного пояса (климат, растительный и животный мир). Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Засушливые зоны жаркого пояса. Климат, растительность и животный мир. Особенности труда и быта людей. Путешествие в тёплые края. Тропические леса. Горные экосистемы. Природные катастрофы.

Люди, города и страны. Государственная граница России (практическая работа с глобусом и картой). Москва - столица России, её достопримечательности.

ОБЖ. Правила безопасного поведения в лесу. Защита человека в чрезвычайной ситуации.

Части света - 8 ч

Путешествие Тучки по Европе. Общее представление о многообразии стран. Страны и народы Европы. Знакомство с несколькими странами: название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности. Практическая работа с картой на тему «Страны Европы». Путешествие второй Тучки. Азия. Страны и народы её населяющие. Путешествие в дальние страны. Африка. Практическая работа с картой на тему «Азия. Африка». Америка.  Страны и народы  Америки. Австралия. Антарктида. Россия – наша Родина. Российская Федерация. Государственная символика: Государственный герб России, Государственный флаг России,  Государственный гимн России. Правила поведения при прослушивании гимна. Города России. Святыни городов России. Праздники в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками.

Наша маленькая планета Земля  - 3 ч

Наша маленькая планета Земля. Учимся решать жизненные задачи. ОБЖ. Правила перехода улиц и дорог. Физкультура, закаливание, игры на воздухе, как условие сохранения укрепления здоровья. Правила безопасности в природе.

Повторение  -  6  ч

ОБЖ. Учимся решать жизненные задачи. Будь осторожен с животными. Правила безопасности дорожного движения (в части, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств). Будь осторожен с животными. Забота о здоровье и безопасности окружающих людей – нравственный долг каждого человека. Правила безопасности в природе, на водоёмах.

Экскурсия в природу на тему «Водоёмы родного края».  

Практические работы - 3

Контрольные работы - 2

Форма промежуточной аттестации:

Итоговая контрольная работа

Уровень обучения: базовый

Срок реализации рабочей программы: 1 год

Работа школы организована в режиме: шестидневной учебной недели в одну смену

Учебно - методическая литература учителя и ученика

  • Программа «Окружающий мир». Авторы  А.А.Вахрушев, Д.Д.Данилов. Сборник «Образовательная система «Школа 2100». Примерная основная образовательная программа» -  М.: БАЛАСС, 2012 г.
  • А. А. Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан. Окружающий мир. «Наша планета Земля»: учебник в 2 ч. – М.: Баласс, 2014
  •  А. А. Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан. Окружающий мир. «Наша планета Земля»: рабочая тетрадь к учебнику. - М.: Баласс, 2014.
  • А. А. Вахрушев, Е.А. Самойлова, О.В. Чиханова. Наша планета Земля: методические рекомендации для учителя. – М.: Баласс, 2009.
  • А. А. Вахрушев, О.В. Бурский, О.А. Родыгина. Проверочные и контрольные работы к учебнику «Наша планета Земля», 2 класс. - М.: Баласс, 2014.

Учебно-тематическое планирование

Тема урока

 Кол-во

  часов

Планируемые результаты

Дата

проведения

Примечание

Предметные

Метапредметные

Личностные

План

Факт

1

Как работать с учебником (вводный урок). Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. ОБЖ   Безопасность пешеходов. Детский дорожно-транспортный травматизм.

1

Знать:- как уст роен учебник для 2 класса;

Уметь:-ориентиро

ваться в учебнике и рабочей тетради, пользоваться условными обозначения ми учебника и тетради

Определять  цель учеб ной деятельности с помощью учителя

Формировать устойчивый познавательный интерес к урокам окружающего мира

I. НАША ПЛАНЕТА (39 часов)

ВВОДНЫЕ УРОКИ (5 часов)

2

Общие слова-понятия. Природа – это то, что нас окружает, но не создано человеком.

1

Различать предметы, относящиеся к живой и неживой природе

Находить  алгоритм учебной задачи с

при определении свойств живой и неживой при роды

Формировать устойчивый познавательный интерес к урокам окружающего мира

3

Экскурсия «Осенние наблюдения за окружающим миром» ОБЖ Правила безопасности в природе.

1

Наблюдать за погодой и описывать её

Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Перерабатывать полученную инфор

мацию: наблюдать и делать  самостоятель

ные  выводы.

4

Вещество. Из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ  в окружающем мире.

1

Различать 3 состояния веществ;

Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).

Перерабатывать полученную информацию: наблю

дать и делать самос

тоятельные  выводы

5

Твердые тела, жидкости и газы, их свойства и значение для растений, животных, человека. Состояния воды.

1

Объяснять отличия твёрдых, жидких и газообразных веще

Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать  самостоятельные  выводы.

Слушать и понимать речь других

6

Входная контрольная работа

1

Уметь сравнивать живую и неживую природу, сопостав

лять окружающие предметы и их взаимосвязи анализировать рисунок

Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать  самостоятельные  выводы

Формировать устойчивый познавательный интерес к урокам окружающего мира

ЗЕМЛЯ И СОЛНЦЕ (16 часов)

7

Работа над ошибками Природные часы, календарь и компас.

1

Уметь  определять стороны света по солнцу и по компасу

Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно

Учиться планировать учебную деятельность на уроке

8

Экскурсия на тему «Ориентирование на местности». Ориентирование на местности с помощью компаса и по местным признакам. ОБЖ. Правила и безопасность дорожного движения: правила передвижения во время экскурсии, правила безопасного перехода улиц и дорог.

1

Уметь соблюдать правила безопасности дорожного движения (в части, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств).

Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна  дополнительная информация (знания) для решения учебной  задачи в один шаг

Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

9

Повторение по темам «Связь живой и неживой природы. Стороны горизонта». Практическая работа на тему «Определение сторон горизонта по компасу».

1

Уметь  определять стороны света по  по компасу

Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем  словарях и энциклопедиях

Учиться планировать учебную деятельность на уроке

10

Земля – планета. Общее представление о форме и размере Земли.

1

Объяснять влияние притяжения Земли

Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).

Вступать в беседу на уроке и в жизни

11

Глобус – модель Земли

1

Пользоваться глобусом и картами, находить и показывать на них части света, материки и океаны

Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

12

Контрольная работа по теме «Связь живой и неживой природы. Стороны горизонта»

1

Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать  самостоятельные  выводы

Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).

Учиться планировать учебную деятельность на уроке

13

Работа над ошибками. Земля в космосе. Звёзды и планеты. ОБЖ  Личная гигиена.

1

Формировать позитивное эмоционально – ценностное отношение к окружа ющему миру

Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем  словарях и энциклопедиях

Формировать устойчивый познавательный интерес к урокам окружающего мира

14

Мир космоса. Солнце – ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Притяжение Земли.

1

Характеризовать особенности и отличия звёзд и планет на примере Солнца и Земли

Извлекать (по заданию учителя) необходимой информации из учебника и дополнительных источников знаний

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

15

Смена дня и ночи на Земле.

Вокруг земной оси.

1

Сравнивать и различать день и ночь, времена года

Устанавливать связи между сменой дня и ночи, временами года и движениями Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца, демонстрировать эти движения на моделях

Донести свою позицию до других

16

Вращение Земли как причина смены дня и ночи.

Сравнивать и различать день и ночь, времена года

Устанавливать связи между сменой дня и ночи

Формировать устойчивый познавательный интерес к урокам окружающего мира

17

Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времён года.

1

Объяснять движение Земли относительно Солнца и его связь со сменой дня и ночи, времён года

Связывать события на Земле с расположением и движением Солнца и Земли

Формировать устойчивый познавательный интерес к урокам окружающего мира

18

Почему бывает лето? Смена времен года в родном крае на основе наблюдений.

1

Объяснять движение Земли относительно Солнца и его связь со сменой дня и ночи, времён года

Устанавливать связи между сменой дня и ночи, временами года и движениями Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца

Слушать и понимать речь других

19

Где на Земле теплее?

1

Объяснять движение Земли относительно Солнца и его связь со сменой дня и ночи, времён года

Связывать события на Земле с расположением и движением Солнца и Земли

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

20

Погода и климат. Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Практическое измерение температуры воздуха при помощи термометра.

1

Практическое измерение температуры воздуха при помощи термометра

Находить  алгоритм учебной задачи с помо

щью учителя

Формировать устойчивый познавательный интерес к урокам окружающего мира

21

Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение  в жизни людей. Обобщение знаний по разделу «Земля и Солнце»

1

Самостоятельно наблюдать погоду и описывать её состояния

Измерять температуру воздуха, воды с помощью термометра

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

22

Контрольная работа по теме «Земля и Солнце»

1

Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать  самостоятельные  выводы

Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).

Учиться планировать учебную деятельность на уроке

ГЛОБУС И КАРТА (8 часов)

23

Анализ контрольной работы. План и географическая карта

1

Характеризовать глобус, карту и план, их условные знаки

Формировать позитивное эмоционально – ценностное отношение к окружающему миру

Учиться планировать учебную деятельность на уроке

24

Условные знаки на карте.

ОБЖ. Правила перехода улиц, дорог, железнодорожных путей.

1

Находить и определять геогра

фические  объекты на физической карте России с помощью условных знаков

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

Формировать устойчивый познавательный интерес к урокам окружающего мира

25

Глобус и карта. Практическая работа  на тему «Глобус и карта».

1

Определять объекты на географической карте с помощью условных знаков

Работать с готовыми моделями (глобусом, физической картой):

Формировать устойчивый интерес к урокам окружающего мира

26

Закрепление знаний по теме «Глобус и карта»

1

Определять объекты на географической карте с помощью условных знаков

Работать с готовыми моделями (глобусом)

Формировать устойчивый познавательный интерес к урокам окружающего мира

27

Условные обозначения на карте.

1

Определять объекты на географической карте с помощью условных знаков

Работать с готовыми моделями (глобусом, физической картой): находить на физической карте и глобусе материки и океаны, географические объекты и их названия

Учиться планировать учебную деятельность на уроке

28

Что изображают на карте? Важнейшие природные объекты своей страны, района.

1

Слушать и понимать речь других

29

Материки и океаны, их название, расположение на глобусе и карте. Практическая работа с глобусом и картой на тему «Материки и океаны»

1

Формировать устойчивый познавательный интерес к урокам окружающего мира

30

Обобщение знаний  по теме «Что изображают на карте»

1

Учиться планировать учебную деятельность на уроке

ФОРМЫ ЗЕМНОЙ ПОВЕРХНОСТИ, ИХ УСЛОВНОЕ ОБОЗНАЧЕНИЕ НА КАРТЕ.(10 часов)

31

Реки. Реки родного края (краткая  характеристика на основе наблюдений.)

1

Сравнивать и различать разные формы земной поверхности и водоёмы на примере своей местности

Уметь  прогнозировать свою деятельность в со ответствии с определенным ранее алгоритмом при изучении глобуса, физической карты России и карты полу

шарий, плана местности и их условных знаков, разных форм земной поверхности и водоемов, при определении географических объектов на физической карте Рос сии и карте полушарий с помощью условных знаков

Формировать устойчивый познавательный интерес к урокам окружающего мира

32

Особенности рек. ОБЖ. Правила безопасного поведения на водоёмах в разное время года.

1

Находить на физической карте России

разные водоёмы, формы земной поверхности, равнины и горы, определять их названия.

Учиться планировать учебную деятельность на уроке

33

Водоёмы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Озёра.

1

Формировать устойчивый интерес к урокам окружающего мира

34

Водоемы родного края. (Название, краткая  характеристика на основе наблюдений.)

1

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

35

Формы земной поверхности: равнины, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение на карте)

1

Учиться планировать учебную деятельность на уроке

36

Экскурсия на тему «Особенности поверхности родного края» (краткая характеристика на основе наблюдений)

1

Сравнивать и различать разные формы земной поверхности и водоёмы на примере своей местности

Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна  дополнительная информация (знания) для решения учебной  задачи в один шаг

Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения

37

Формы земной поверхности: горы. Горные породы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека.

1

Находить на физической карте России

разные водоёмы, формы земной поверхности, равнины и горы, определять их названия

Уметь анализировать рисунок, описывать, что на нем изображено, высказывать предположения и аргументировать их при изучении глобуса, физической карты России и карты полушарий, плана местности и их условных знаков,

Слушать и понимать речь других

38

Океаны, моря и острова. Круговорот воды в природе. Практическая работа с картой на тему «Океаны, моря и острова»

1

Формировать устойчивый познавательный интерес к урокам окружающего мира

39

Обитатели морей. Обобщение знаний  по теме «Формы земной поверхности»

1

Учиться планировать учебную деятельность на уроке

40

Контрольная работа по теме «Формы земной поверхности»

1

Учиться планировать учебную деятель

ность на уроке

II. ЗЕМЛЯ – НАШ ОБЩИЙ ДОМ (28 часов)

ЗЕМЛЯ – НАШ ОБЩИЙ ДОМ (13 часов)

41

Анализ контрольной работы. Экологические системы. Почва, её состав, значение для живой природы и хозяйственной жизни человека.

1

Знать о почве, её состав, значение для живой природы и хозяйственной жизни человека.

Находить дополнительную информацию о них с помощью библиотеки,

Формировать устойчивый познавательный интерес к урокам окружающего мира

42

Круговорот веществ в природе. Взаимосвязи в природном сообществе: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений.

1

Знать:- лес, луг, водоем – единство живой и неживой природы

Уметь пользоваться новыми терминами: «экологическая система»

Учиться планировать учебную деятельность на уроке

43

Природная зональность. Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны. Практическая работа с картой на тему «Природная зональность».

1

Находить на карте изученные природные зоны

Извлекать (по зада

нию учителя) необхо

димую информацию из учебника и допол

нительных источни

ков знаний (словари, энциклопедии, спра

вочники) о природных зонах

Осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме при изучении природных зон

44

Природные зоны холодного пояса (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей). Охрана природы. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений  и животных.

1

Знать: особенности зон холодного пояса, смену их на поверхности земли;

Уметь пользоваться новыми терминами: «экологическая система», «природ ная зона», «закон природной зона

Осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме при изучении природных зон

45

Леса умеренного пояса. Климат, растительность и животный мир (климат, растительный и животный мир). Особенности труда и быта людей. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (на примере окружающей местности). ОБЖ. Правила безопасного поведения в лесу.

1

Знать: особенности зоны лесов – тайги, смешанных, широколиственных и хвойных

Объяснять влияния человека на природу изучаемых природных зон

Осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме при изучении природных зон

46

Засушливые зоны умеренного пояса (климат, растительный и животный мир). Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы.

1

Знать засушливые зоны умеренного пояса (климат, растительный и животный мир).

Уметь сравнивать при родные зоны, сопоставлять расти тельный и животный мир, труд и быт людей разных природных зон

Применять свой жизненный опыт для решения учебных задач  при изучении природных зон, экосистем, климата, особенностей растительного и животного мира

47

Засушливые зоны жаркого пояса (климат, растительный и животный мир). Путешествие в тёплые края. Климат, растительность и животный мир. Особенности труда и быта людей

1

Знать - названия зон жаркого пояса (степи, полупустыни, пустыни);

- членов экосистемы засушливой зоны

Уметь сравнивать при родные зоны, сопоставлять расти тельный и животный мир, труд и быт людей разных природных зон

Применять свой жизненный опыт для решения учебных задач  при изучении природных зон, экосистем, климата, особенностей растительного и животного мира

48

Тропические леса.

1

Знать тропические леса, членов экосистемы

Уметь сравнивать при родные зоны, сопоставлять расти тельный и животный мир, труд и быт людей разных природных зон

Применять свой жизненный опыт для решения учебных задач  при изучении природных зон, экосистем, климата, особенностей растительного и животного мира

49

Горные экосистемы.

1

Знать горные экосистемы, членов экосистемы

Уметь сравнивать при родные зоны, сопоставлять расти тельный и животный мир, труд и быт людей разных природных зон

Применять свой жизненный опыт для решения учебных задач  при изучении природных зон, экосистем, климата, особенностей растительного и животного мира

50

Природные катастрофы. ОБЖ. Защита человека в чрезвычайной ситуации

1

Знать  правила защиты человека в чрезвычайной ситуации

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах

Осознанно и произвольно строить речевые высказыва

ния в устной форме при изучении природных зон

51

Обобщение знаний  по теме «Земля – наш общий дом».

1

Оформлять свою мысль в устной и письменной речи при изучении природных зон, экосистем, клима та, особенностей растительного и животного мира, труда и быта людей разных природных зон, влияния человека на природу в различ ных зонах

Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна  дополнительная информация (знания) для решения учебной  задачи в один шаг

Формировать устойчивый познавательный интерес к урокам окружающего мира

52

Люди, города и страны. Россия на карте. Государственная граница России (практическая работа с глобусом и картой). Москва -  столица России, её достопримечательности.

1

53

Контрольная работа по теме «Многообразие Земли».

1

ЧАСТИ СВЕТА (8 часов)

54

Анализ контрольной работы. Путешествие Тучки по Европе. Общее представление о многообразии стран. Страны и народы Европы. Знакомство с несколькими странами: название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности.

1

Определять цель учебной деятельности с помощью учителя при изучении стран Европы, их главных достопримечательностей, особенностей климата и рельефа, животного и растительного мира, известных людей

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

Осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме

55

Путешествие второй Тучки. Практическая работа с картой на тему «Страны Европы»

1

Осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме при  изучении стран Европы, Азии, Африки, Америки, материков Австралии, Антарктиды, своей страны России и своего региона, города; их главных достопримечательностей, особенностей климата и рельефа, животного и растительного мира, известных людей; уметь пользоваться новыми терминами: символика страны», «флаг», «герб», «экспонаты»; уметь пользоваться политической картой мира, видеть границы материков, различать города и страны

Делать предварительный отбор источников информации для  решения учебной задачи

Осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме

56

Азия. Страны и народы её населяющие.

1

Уметь анализировать рисунок, описывать, что на нем изображено, высказывать предположения и аргументировать их при изучении физической карты  и карты полушарий и их условных знаков

Формулировать собственное мнение и позицию  при изучении стран Европы, Азии, Африки, Америки, материков Австралии, Антарктиды, своей страны России и своего региона, города; их главных достопримечательностей, особенностей климата и рельефа, животного и растительного мира, известных людей

57

Путешествие в дальние страны. Африка. Практическая работа с картой на тему «Азия. Африка»

1

58

Америка. Страны и народы  Америки.

1

59

Австралия. Антарктида.

1

60

Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Государственная символика: Государственный герб России, Государственный флаг России,  Государственный гимн России. Правила поведения при прослушивании гимна.

1

применять свой жизненный опыт для решения учебных задач  при изучении стран Европы, Азии, Африки, Америки, материков Австралии, Антарктиды, своей страны России и своего региона, города; их главных достопримечательностей, особенностей климата и рельефа, животного и растительного мира, известных людей.

61

Города России. Святыни городов России. Праздники в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками.

1

НАША МАЛЕНЬКАЯ ПЛАНЕТА ЗЕМЛЯ (3 часа)

62

Наша маленькая планета Земля. ОБЖ. Правила перехода улиц и дорог.

1

Уметь соблюдать правила безопасности дорожного движения

Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).

Формировать устойчивый познавательный интерес к урокам окружающего мира

63

Учимся решать жизненные задачи. Контрольная работа по теме «Путешествие в дальние страны»

1

Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать  самостоятельные  выводы

Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).

Применять свой жизненный опыт для решения учебных задач  

64

Работа над ошибками. Здравствуй, лето! ОБЖ Физкультура, закаливание, игры на воздухе, как условие сохранения укрепления здоровья.

1

Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать  самостоятельные  выводы

Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).

Осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме

ПОВТОРЕНИЕ (6 часов)

65

Повторение изученного материала по разделу «Наша планета»

1

Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать  самостоятельные  выводы

Делать предваритель

ный отбор источников информации для  решения учебной задачи

Применять свой жизненный опыт для решения учебных задач  

66

Повторение изученного материала по разделу «Земля – наш общий дом»

1

Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать  самостоятельные  выводы

Добывать новые зна

ния: находить необхо

димую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем  словарях и энциклопедия

Осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме

67

Итоговая контрольная работа

1

Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать  самостоятельные  выводы

Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).

Учиться планировать учебную деятельность на уроке

68

Анализ контрольной работы.

ОБЖ. Будь осторожен с животными. Забота о здоровье и безопасности окружающих людей – нравственный долг каждого человека.

1

Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна  дополнительная информация (знания) для решения учебной  задачи в один шаг

Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем  словарях и энциклопедиях

Формировать устойчивый познавательный интерес к урокам окружающего мира

69

Экскурсия в природу на тему «Формы земной поверхности»

ОБЖ. Правила безопасности дорожного движения (в части, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств).

1

Характеризовать (в ходе экскурсий и наблюдений) формы земной поверхности и водоёмы своей местности;

- анализировать влияние современного человека на природу

Применять полученные знания и умения на уроках в жизни.

Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать  самостоятельные  выводы.

70

Экскурсия в природу на тему «Водоёмы родного края».  ОБЖ Правила безопасности в природе, на водоёмах

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету " Окружающий мир" 1 класс " Школа России"

Представлена рабочая программа по предмету " Окружающий мир" авт. А.А.Плешаков....

Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" 2 класс

Рабочая программа к предмету "Окружающий мир" 2 класс (авторы Дмитриева, Казаков) создана с учетом ФГОС второго поколения....

рабочая программа по предмету окружающий мир 3 класс "Школа России"

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы А.А. Плешакова «Окружающий мир», утверждённой МО РФ (Мос...

Рабочая программа по предмету"Окружающий мир" 3 класс система Занкова Л.В. с учётом требований ФГОС НОО (автор учебника Дмитриева Н.Я.)

Рабочая программа составлена с учётом требований ФГОС НОО, на основе авторской программы Дмитриевой Н.Я. и др.. В программе освещены Планируемые результаты освоения обучающимися, в календарно-тематиче...

Рабочая программа по предмету окружающий мир 1 класс

Программа разработана по УМК "Перспективная начальная школа"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» 3 КЛАСС НА 2012-2013 УЧЕБНЫЙ ГОД (ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА «ШКОЛА 2100»)

Настоящие рабочая программа и календарно-тематический план разработаны на основеОбразовательной системы «Школа 2100».А.А. Вахрушев. Окружающий мир. Программа «Окружающий мир». – 2-е изд., перераб. и д...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ОКРУЖАЮЩИЙ МИР 1 КЛАСС, НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ Срок реализации программы 2013-2014 учебный год

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы Дмитриевой Н.Я., Казакова А.Н. «Окружающий мир 1 класс», «Система Л.В.Занкова», Самара: Издательство «Учебная литература»: Издате...