Рабочая программа по окружающему миру 4 класс УМК "Школа России"
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) на тему

Черных Наталья Владимировна

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_po_okruzhayushchemu_miru_4-v_klass.odt33.34 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение                                       средняя общеобразовательная школа №2 города Задонска Липецкой области

Рассмотрена и рекомендована                                         Утверждена приказом                                              к  утверждению                                                                 №_____ от ___________ г. методическим объединением                                            МБОУ СОШ №2 г.Задонска              учителей начальных классов                                             Директор школы _____ В.М.Ручкина                                                                                                            протокол №___ от ___________г.                                                                                  Руководитель МО ______ Е.В. Краснова

Рабочая программа

по окружающему миру

(УМК «Школа России»)

для 4-в класса

на 2015 - 2016 учебный год

Учитель: Черных Н. В.

Пояснительная записка

Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы:

1. Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ     2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования

от 06.10.2009 г. №373                                                                                                                                                         3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования»                от 22.09.2011 г. №2357                                                                                                                                   4.Программа Плешакова А.А. , входящей в УМК «Школа России». (Сборник рабочих программ «Школа России», 1- 4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных организаций. – М.: Просвещение, 2011).

   

Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

- формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства

  рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта  

  общения с людьми и природой;

- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного  

  и конфессионального многообразия российского общества.

Основными задачами реализации содержания курса являются:

1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором  

    проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего

    места в нём;

3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных  

     опасных и чрезвычайных ситуациях;

4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и  

    безопасного взаимодействия в социуме.

Общая характеристика учебного предмета «Окружающий мир»

    Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

    Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие.    

   Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.

   Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения.       Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.

   Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит обучающимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.

   Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.

Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлен на основе

следующих ведущих идей:

1) идея многообразия мира;

2) идея целостности мира

3) идея уважения к миру.

Описание места предмета «Окружающий мир» в учебном плане

   На изучение учебного предмета «Окружающий мир» в 4 классе  отводится 68 ч (34 учебные недели, 2 часа в неделю).

           
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета «Окружающий мир»

• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.

• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её  

   форм.

• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию  

    закономерностей окружающего мира природы и социума.

• Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество

   как основа мира на Земле.

• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к

   России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог

  преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению

  и жизнеспособности российского общества.

• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.

• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое,

    духовно- и социально-нравственное.

• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-

   культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения учебного предмета «Окружающий мир»

   Личностные результаты

У обучающегося будут сформированы:

  • основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, ответственного за сохранение её природного и культурного наследия;
  • умение осознанно использовать обществоведческую лексику для выражения своих представлений о правах и обязанностях гражданина России, о правах ребёнка, о государственном устройстве Российской Федерации;
  • чувства сопричастности к отечественной истории через историю своей семьи  и гордости за свою Родину, российский народ, историю России посредством знакомства с достижениями страны, вкладом соотечественников в её развитие;
  • осознание своей этнической принадлежности в контексте принципа российской гражданственности «Единство в многообразии»;
  • понимание себя наследником ценностей многонационального российского общества и всего человечества, в том числе на основе формирования понятий «Всемирное природное наследие» и «Всемирное культурное наследие»;
  • целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий, в том числе на основе построения и сопоставления картины мира с точки зрения астронома, географа, историка, эколога;
  • уважительное отношение к истории и культуре народов России и мира через понимание их взаимной связи и представление о необходимости исторической преемственности в жизни общества;
  • начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире, в том числе на основе представлений об историческом развитии родной страны, изменениях в её современной жизни и возможностях собственного участия в построении её будущего;
  • осознанная готовность к выполнению социальной роли ученика (действовать в соответствии с нормами и правилами школьной жизни), мотивационная основа учебной деятельности и личностный смысл учения;
  • самостоятельность и личностная ответственность за свои поступки, сохранность объектов природы, будущее России;
  • эстетические потребности, ценности и чувства через восприятие природы России и родного края, знакомство с культурой регионов России, развитием культуры страны и родного края в различные периоды истории;
  • этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей в ходе знакомства с историей Отечества, образами великих соотечественников, картинами жизни людей в разные исторические периоды;
  • навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, в том числе при выполнении учебных проектов и в других видах внеурочной деятельности;
  • установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о природном разнообразии России и зависимости труда и быта людей от природных условий;
  • мотивация к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям на основе знакомства с природным и культурным достоянием России, вкладом людей многих поколений в создание материальных и духовых ценностей родной страны и родного края.

Метапредметные результаты

Регулятивные

Обучающийся научится:

  • понимать и самостоятельно формулировать учебную задачу;
  • сохранять учебную задачу в течение всего урока;
  • ставить цели изучения темы, толковать их в соответствии с изучаемым материалом урока;
  • выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме;
  • планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры, делать обобщение);
  • планировать свои действия;
  • фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/ неудовлетворённость своей работой на уроке, объективно относиться к своим успехам и неуспехам;
  • самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • контролировать и корректировать свои действия в учебном сотрудничестве;
  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.

Познавательные

Обучающийся научится:

  • понимать, толковать и организовывать свою деятельность в соответствии с условными знаками и символами, используемыми в учебнике и других образовательных ресурсах для передачи информации;
  • осуществлять поиск необходимой информации из различных источников (библиотека, Интернет и пр.) для выполнения учебных заданий;
  • выделять существенную информацию из текстов и литературы разных типов и видов (художественных и познавательных);
  • использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебных задач;
  • понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц, схем, рисунков, моделей и пр.;
  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения об объекте, его строении, свойствах и связях;
  • строить доказательство своей точки зрения по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
  • проявлять творческие способности при выполнении рисунков, схем, составлении рассказов, оформлении итогов проектных работ и пр.;
  • ориентироваться на разнообразие способов решения познавательных и практических задач, владеть общими приёмами решения учебных задач;
  • моделировать экологические связи в природных сообществах.

Коммуникативные

Обучающийся научится:

  • включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем и вопросов, проявлять  инициативу и активность в стремлении высказываться, задавать вопросы;
  • формулировать ответы на вопросы;
  • слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • формулировать собственное мнение и позицию в устной и письменной форме;
  • аргументировать свою позицию;
  • понимать различные позиции других людей, отличные от собственной  и ориентироваться на позицию партнера в общении;
  • признавать свои ошибки, озвучивать их;
  • употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
  • понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;
  • строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);  
  • готовить сообщения, выполнять проекты по теме;
  • составлять рассказ на заданную тему;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;
  • строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
  • достаточно точно, последовательно и полно передавать информацию, необходимую партнёру.

Предметные результаты

Обучающийся научится:

  • понимать особую роль России в мировой истории; рассказывать о национальных свершениях, открытиях, победах, вызывающих чувство гордости за свою страну;
  • находить и показывать на карте России государственную границу, субъекты Российской Федерации, свой регион, его главный город, другие города современной России, узнавать по фотографиям и описывать достопримечательности регионов и городов России;
  • называть элементы государственного устройства России, объяснять их роль в жизни страны;
  • называть имя действующего Президента Российской Федерации и его полномочия как главы государства;
  • понимать, в чём различия между государственным устройством современной России и государственным устройством нашей страны в другие периоды её истории;
  • объяснять, что такое права человека, как законы страны и самый главный из них — Конституция Российской Федерации — защищают наши права, приводить конкретные примеры прав ребёнка;
  • раскрывать значение государственных символов России, находить их среди государственных символов других стран;
  • называть главные праздники России, объяснять их значение в жизни страны, рассказывать о традициях и праздниках народов России;
  • рассказывать о мире с точки зрения астронома, географа, историка, эколога;
  • проводить несложные астрономические наблюдения;
  • изготавливать модели планет и созвездий;
  • использовать глобус и карту мира для получения информации о Земле;
  • анализировать экологические проблемы планеты и предлагать способы их решения;
  • приводить примеры объектов Всемирного наследия и животных из Международной Красной книги;
  • находить и показывать на физической карте России различные географические объекты, на карте природных зон России — основные природные зоны;
  • объяснять, почему происходит смена природных зон в нашей стране, давать характеристику природной зоны по плану, сравнивать различные природные зоны;

  • приводить примеры растений и животных разных природных зон, в том числе внесённых в Красную книгу России;
  • выявлять экологические связи в разных природных зонах, изображать эти связи с помощью моделей;
  • оценивать деятельность людей в разных природных зонах, раскрывать возникающие экологические проблемы и способы их решения, приводить примеры заповедников и национальных парков России;
  • давать краткую характеристику своего края;
  • различать и описывать изученные природные объекты своего края, пользоваться атласом-определителем для распознавания (определения) объектов неживой  и живой природы;
  • давать краткую характеристику природных сообществ своего края;
  • выявлять экологические связи в природных сообществах, изображать эти  связи с помощью моделей;
  • оценивать своё поведение в природе, правильно вести себя в разных природных сообществах;
  • рассказывать об охране природы в своём крае;
  • различать отрасли растениеводства и животноводства, представленные в экономике своего края;
  • приводить примеры исторических источников, различать и сравнивать источники информации о прошлом;
  • соотносить дату исторического события с веком, находить место события на «ленте времени»;
  • читать историческую карту;
  • перечислять эпохи истории человечества в правильной последовательности, кратко характеризовать каждую эпоху, узнавать историческую эпоху по знаменитым сооружениям прошлого, сохранившимся до наших дней;
  • с помощью глобуса рассказывать, как человек открывал планету Земля;
  • описывать некоторые выдающиеся достижения и изобретения людей прошлого по иллюстрациям, высказывать суждения об их значении в истории человечества;
  • показывать на карте границы, территорию, столицу, другие города России в разные периоды истории, места некоторых важных исторических событий;
  • рассказывать по исторической карте, иллюстрациям учебника об изученных событиях истории России;
  • соотносить даты и события, определять последовательность и значение некоторых важных событий в истории России;
  • составлять исторические портреты выдающихся людей прошлого, высказывать суждения о них;
  • описывать облик Москвы и Санкт-Петербурга в разные века, узнавать их достопримечательности;
  • называть и описывать некоторые выдающиеся памятники истории и культуры России;
  • находить в домашнем архиве исторические свидетельства;
  • раскрывать связь современной России с её историей;
  • использовать  дополнительную литературу, Интернет для получения информации и подготовки собственных сообщений о природе Земли, России и родного края, о жизни общества в прошлом и  настоящем.

Содержание учебного предмета «Окружающий мир»

Земля и человечество

Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля- планета Солнечной системы. Луна- естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо- великая «книга» природы.

Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу.

Мир глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счет лет в истории. Историческая карта.

Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды- задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.

Практические работы:

знакомство с картой звездного неба;

поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте;

знакомство с историческими картами.

Природа России

Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны (в форме путешествия по физической карте России).

Природные зоны нашей страны: зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря.

Представление об экологическом равновесии и необходимости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей.

Практические работы:

поиск и показ на физической карте изучаемых географических объектов; поиск и показ изучаемых объектов на карте природных зон России; рассматривание гербарных экземпляров растений различных природных зон, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни.

Родной край - часть большой страны

Наш край на карте Родины. Карта родного края.

Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Водоемы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов нашего края.

Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.

Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые, черноземные и т. д.). Охрана почв в нашем крае.

Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.

Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство). Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.

Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных.

Экскурсии:

Формы поверхности нашей местности;

Экскурсия в краеведческий музей г.Задонска

Практические работы:

знакомство с картой края;

рассматривание образцов полезных ископаемых своего края, определение их свойств;

рассматривание гербарных экземпляров растений различных сообществ, их распознавание с помощью атласа-определителя;

знакомство с культурными растениями края.

Страницы всемирной истории

Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения - свидетельства прошлого.

Средние века; о чем рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина.

Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия.

Новейшее время. Представление о скорости перемен в ХХ в. Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.

Страницы истории Отечества

Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.

Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь- страна городов. Киев - столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.

Наше Отечество в ХIII—ХVвв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья - собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва.

Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в ХIII—ХVвв.

Наше Отечество в ХVI—ХVIIвв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в ХVI—ХVIIвв.

Россия в ХVIII в. Петр Первый - царь-преобразователь. Новая столица России - Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А.В.Суворов, Ф.Ф.Ушаков. Культура, быт и нравы России в ХVIII в.

Россия в ХIХ- начале ХХ в. Отечественная война 1812г. Бородинское сражение. М.И.Кутузов. Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в ХIХв.- начале ХХв.

Россия в ХХ в. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй - последний император России. Революции 1917г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20—30-е гг. Великая Отечественная война 1941—1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы - всенародный праздник.

Наша страна в 1945—1991гг. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю.А. Гагарина, космическая станция «Мир».

Преобразования в России в 90-е гг. ХХ в. Культура России в ХХ в.

Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи.

Экскурсия: знакомство с историческими достопримечательностями родного края (города Задонска)

Практическая работа: найти и показать изучаемые объекты на исторических картах.

Современная Россия

Мы - граждане России. Конституция России - наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка.

Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, Правительство.

Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.

Многонациональный состав населения России.

Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.

    Тематическое планирование с определением основных видов                                                              учебной деятельности обучающихся

Наименование раздела

Кол-во часов

Характеристика основных видов

 деятельности обучающихся

 Земля и человечество

9 часов

Знакомиться с учебником и учебными пособиями, выбирать проекты для выполнения, рассказывать о мире, сточки зрения астронома, извлекать из текста учебника цифровые данные о Солнце.

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить. Различать планеты и спутники, устанавливать причинно- следственные связи между движением Земли и сменой дня и ночи, сменой времён года.

Находить на карте звёздного неба знакомые созвездия, моделировать изучаемые созвездия, определять направление на север по Полярной звезде.

Сравнивать глобус и карту полушарий, находить условные знаки на карте полушарий, обсуждать значение глобуса и карт в жизни человечества.

Составлять рассказы о мире, сточки зрения историка, характеризовать роль исторических источников для понимания событий прошлого.

Определять по «ленте времени»век, в котором происходили упоминувшиеся ранее исторические события, обсуждать сроки начала года в разных летоисчислениях, анализировать историческую карту.

Рассказывать о мире с точки зрения эколога,  анализировать современные экологические проблемы, предлагать меры по их решению, находить в Интернете информацию, готовить сообщения.

Работать в паре, формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

 Природа России

11 часов

Находить и показывать на физической карте России изучаемые географические объекты, рассказывать о них по карте.

Различать холмистые и плоские равнины. Характеризовать формы земной поверхности России, рассказывать о них по личным впечатлениям. Извлекать из дополнительной литературы, Интернета сведения об изучаемых географических объектах, готовить сообщения.

Находить и показывать на физической карте России изучаемые моря, озёра, реки, рассказывать о них по карте.

Различать моря Северного Ледовитого, Тихого и Атлантического океанов. Характеризовать особенности изучаемых водных объектов. Находить в Интернете сведения о загрязнении воды в морях, озёрах, реках и о мерах борьбы с загрязнениями.

Знакомиться с картой природных зон России, сравнивать её с физической картой России; определять на карте природные зоны России, высказывать предположения о причинах их смены, осуществлять самопроверку.

Устанавливать причинно-следственные связи между освещённостью Солнцем поверхности Земли и сменой природных зон; работать со схемой освещённости Земли солнечными лучами.

Находить на карте природных зон области высотной поясности.

Находить и показывать на карте природные зоны.

Определять по рисунку учебника, какие организмы обитают в природных зона, объяснять, как они приспособлены к условиям жизни; рассказывать по рисунку об экологических связях в изучаемой природной зоне, моделировать характерные цепи питания.

Характеризовать природные зоны по плану.

Родной край – часть большой страны

14 часов

Наблюдать объекты и явления природы.

Сравнивать результаты наблюдений, сделанных в разных природных сообществах

Описывать по своим наблюдениям формы земной поверхности родного края; находить на карте Липецкой области основные формы земной поверхности, крупные овраги и балки; извлекать из краеведческой литературы необходимую информацию о поверхности края.

Обсуждать меры по охране поверхности своего края.

Изготавливать макет знакомого участка поверхности родного края. Интервьюировать взрослых о формах поверхности рядом с городом (селом), о наличии оврагов и истории их возникновения.

Узнавать по иллюстрациям в учебнике представителей лесного сообщества, луга, пресных водоёмов.

Выявлять экологические связи в лесу, на лугу, в пресных водоёмах.

Рассказывать по своим наблюдениям о том, какие растения, животные, грибы встречаются в лесах родного края.

Моделировать цепи питания, характерные для лесного сообщества региона.

Извлекать информацию из дополнительных источников.

Посещать музеи, обрабатывать материалы экскурсий.

Страницы всемирной истории

5 часов

Понимать учебные задачи урока и стараться их выполнить.

Определять по «ленте времени» длительность  периода первобытной истории, истории Древнего мира, Средневековья, начало Новейшего времени.

Сопоставлять жизненную философию людей в Средневековье и в Новое время.

Прослеживать по карте маршруты Великих географических открытий.

Обсуждать методы изучения истории Древнего мира и Нового времени.

Выявлять по фотографиям различия в архитектуре городов Древнего мира, Средневековья и Нового времени; Обсуждать роль великих географических открытий в истории человечества.

Характеризовать научные открытия и технические изобретения Нового времени.

Развивать воображение, реконструируя историю технических изобретений в Новое время.

Работать с терминологическим словариком.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Страницы истории Отечества

20 часов

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.

Приводить примеры патриотизма, доблести, благородства на материале отечественной истории.

Находить и показывать изучаемые объекты на исторических картах.

Самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме обществоведческого характера, излагать их в виде сообщения, рассказа.

Применять иллюстрацию учебника как источник знаний, раскрывать содержание иллюстрации;

Использовать приобретенные знания и умения для обогащения жизненного опыта.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Современная Россия

 9 часов

Рассказывать о федеральном устройстве России.

Понимать, что такое Конституция, о чём говорится во Всеобщей Декларации прав человека.

Объяснять значение слов: «федерация», «конституция», «конвенция»

Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.

Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

Объяснять различия между людьми современного человечества: отличать граждан разных государств; национальность человека от его расы; верующих разных религий и атеистов. Объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество.

Знакомиться по материалам учебника и дополнительной литературе с регионами , городами, народами России.

Совершать виртуальные экскурсии с помощью Интернета в разные города России, посещать музеи , осматривать памятники истории и культуры.

Рассказывать по личным впечатлениям о разных уголках России , демонстрировать фотографии, сувениры; - анализировать и сравнивать гербы городов России, выяснять их символику.

Пользуясь информацией из различных источников , готовить сообщения о регионах, городах, народах России, знаменитых соотечественниках (по своему выбору).

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Знать правила дорожного движения.

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения

образовательного процесса

Книгопечатная продукция:

1.Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4 классы. С.В.Анащенкова, М.А.Бантова. Москва    

   «Просвещение» 2011.

2.А.А. Плешаков «Окружающий мир» Учебник для 4 класса. В 2 ч. /А.А.Плешаков – М.:

   Просвещение, 2013.

3. Т. Н. Максимова. Поурочные разработки по предмету «Окружающий мир», Москва, «Вако» ,

    2014.

4.Атлас- определитель «От земли до неба» . А.А.Плешаков. «Просвещение» 2011.

5. Е.М. Тихомирова. Контрольно- измерительные материалы «Окружающий мир» 4 класс, Москва  

    «Экзамен», 2015.

Информационно-коммуникативные средства:

Окружающий мир: электронное приложение к учебнику А. А. Плешакова (CD)

Интернет-ресурсы:

1.Официальный сайт образовательной программы «Школа России»: school-russia.prosv.ru

2.Детские электронные книги и презентации:  http://viki.rdf.ru/

3.Учительский портал: http://www.uchportal.ru/

4.Детские презентации: http://viki.rdf.ru/list-all-presentations/

5.В помощь современному учителю: http://k-yroky.ru/load/67

Технические средства обучения:

1. Интерактивная доска SMAPT

2. Ноутбук

3. Проектор

4. Музыкальный центр

Наглядные пособия:

1. Комплект демонстрационных таблиц к учебнику «Окружающий мир» А. А. Плешакова.

2. Географические карты

3. Иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток и др.).

Оборудование класса:

1. Ученические столы двухместные с комплектом стульев.

2. Стол учительский с тумбой.

3. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного

оборудования и пр.

4. Магнитная настенная доска.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа России", 4 класс

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа России", 4 класс...

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России" 1 класс

Модульная программа курса «Окружающий мир» в 1 классе составлена по учебнику с экологической направленностью А.А.Плешакова «Мир вокруг нас» из расчета 2 часа в неделю. На изучение программного материа...

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России" 3 класс

В рабочую программу по окружающему миру входят пояснительная записка и календарно-тематическое планирование УМК "Школа России" за 3 класс, автор Плешаков А.А....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по окружающему миру УМК Школа России 4 класс c УУД

Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе ФГОС второго поколения и системы учебников «Школа России». ...

Рабочая программа по окружающему миру (УМК "Школа России" 1-4 классы)

Рабочая программа разработана для учащихся 1-4 классов....

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа России» 1 класс

Рабочая программапо окружающему мируУМК «Школа России» 1 класс. Календарно-тематическое планирование...